Научная статья на тему 'ИСПЫТАНИЕ ПРЕПАРАТОВ ТИПА «ЦИКЛОН» ДЛЯ ДЕЗИНФЕКЦИИ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ'

ИСПЫТАНИЕ ПРЕПАРАТОВ ТИПА «ЦИКЛОН» ДЛЯ ДЕЗИНФЕКЦИИ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
29
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПЫТАНИЕ ПРЕПАРАТОВ ТИПА «ЦИКЛОН» ДЛЯ ДЕЗИНФЕКЦИИ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ»

Таким образом, мероприятия, проведенные администрацией завода по нашим предложениям, способствовали улучшению условий труда, уменьшению концентраций окиси цинка в воздухе рабочих помещений, что снизит число профессиональных заболеваний на данном заводе, а следовательно, повысит производительность труда китайских трудящихся.

Поступила 11/1V 1958 г

ИСПЫТАНИЕ ПРЕПАРАТОВ ТИПА «ЦИКЛОН» ДЛЯ ДЕЗИНФЕКЦИИ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ

Кандидат медицинских наук П. И. Никитин, кандидат биологических

наук Н. И. Фомичева

Из Центральной научно-исследовательской лаборатории гигиены и эпидемиологии Министерства путей сообщения СССР

Применяемая на железнодорожном транспорте газовая дезинфекция пассажирских вагонов синильной кислотой (цианизация) осуществляется путем разложения цианистых солей серной кислотой так называемым «кадочным способом». Этот способ является довольно громоздким и трудоемким. В связи с этим представилось целесообразным применение для дезинсекции вагонов препаратов синильной кислоты типа «циклон».

В соответствии с представленными санитарно-техническими требованиями на одном из предприятий была разработана рецептура и приготовлено два опы-ных образца препаратов типа «циклон». Один образец препарата представлял собой диски из древесной массы диаметром 90—190 см, содержащие до 70—76% синильной кислоты. Другой образец представлял собой диатомит, сформированный в виде брикетов, содержавших до 46%. синильной кислоты. Препараты были упакованы в герметично запаянные банки из жести, завернутые в бумагу и запаянные в футляры из такой же жести.

Испытания мы проводили с участием А. Ю. Трегера в Москве в августе 1952 г. в цельнометаллических вагонах. Перед постановкой опытов вагоны герметизировались (заклеивали щели и т. д.). Для определения концентрации HCN во время опыта в вагон через замочную скважину двери вводили резиновые трубки, по которым во время газации из вагона отбирали пробы воздуха. Трубки внутри вагона укрепляли в среднем купе на уровне середины вагона по высоте, а снаружи соединяли с системой поглотителей с 0,1 н. раствором едкой щелочи для поглощения паров синильной кислоты. В вагонах определяли температуру и относительную влажность; в нескольких купе на средних полках раскладывали биопробы (клопы и их яйца), которые помещали под одеялами и матрацами.

Ввиду теплого времени года (температура 25—27°) банки с препаратом перед их применением охлаждали в кадке со льдом в течение часа и затем вскрывали в вагоне с помощью зубила (эта операция требовала 1 — 1'/а минуты). Диски из древесной массы рассыпали непосредственно на иол в коридоре вагона, брикеты из диатомита рассыпали на разложенную по полу бумагу. После вскрытия банок пары синильной кислоты немедленно обнаруживались в воздухе с помощью предварительно развешенных бен-зидиновых бумажек.

Работы, связанные со вскрытием банок и рассыпанием препарата, проводили при защите участников испытаний специальными противогазами (фильтрующими с коробкой марки В и шланговыми ПШ-1) и резиновыми перчатками.

Дозировку препарата на вагон давали из расчета создать концентрацию паров НСГ^ в пределах 1—0,4% по объему (12—5 г/м3).

Для определения концентрации НСЫ отбор проб воздуха из вагона начинали через 1—2 минуты после рассыпания препарата и продолжали в течение нескольких минут. В указанной точке отбирали 0,5—I л воздуха аспирацнонным методом через каждые 15 минут в течение первого часа, а затем через каждые 30 минут на протяжении срока экспозиции 3—3'/2 часов. Определение содержания НСЫ в пробах воздуха проводили колориметрическим методом с применением тетратионата натрия. По окончании экспозиции вагоны проветривали при открытых дверях в течение часа, после чего из них извлекали биопробы для проверки инсектицидной эффективности и отбирали пробы остатков препарата для определения количества ненспарившейся синильной кислоты. Из вагонов выносили пустые банки и остатки препарата для обезвреживания. Диски из древесной массы уничтожали сжиганием на костре, брикеты из диатомита обезвреживали посредством прокаливания и закапывания в землю. Тару (банки) дегазировали путем обезвреживания в пламени костра.

Содержание НСЫ в остатках препаратов определяли аргентометрически по Либиху-Дениже после обработки навески препарата 0,1 н. раствором едкой щелочи.

Результаты проверки инсектицидной эффективности испытывавшихся препаратов приведены в табл. 1. Как видно из ее данных, положительный дезинсекционный эффект получен при расчетных концентрациях НСЫ не ниже 6 г/м3, или 0,5% по объему и экспозиции 3 часа. При расчетной концентрации ниже 0,5% отмечалась недостаточная эффективность.

Таблица 1

Инсектицидная эффективность и условия испытаний препаратов типа «циклон» для

дезинсекции пассажирских вагонов

Тип и Л'э вагона

Препарат

Расчетная концентрация НСГМ, г/м')

Экспозиция Рез> льтат де-(в часах) I зинсекции

Темпе ратура в вагоне

Относительна» влажность | в вагоне (в%)

Мя1 КИЙ № 233

Купированный № 2777

Мягкий № 349

Мягкий № 314

Мягкий № 104

Диски из древесной массы

Брикеты-из диато мита

12,28 9,46 6,30 9,55 4,78

З1/, 3

Мертвые клопы и яйца

То же

Мертвые и живые клопы и яйца

30° 29° 30° 29° 23,5°

Изучение динамики концентрации паров синильной кислоты в воздухе вагона во время экспозиции показало, что максимума концентрация достигает в период не более часа с момента рассыпания препарата, причем при большей дозировке он наступает позже (через 45—60 минут), при меньшей дозировке — раньше (через 15—30 минут). В большинстве случаев максимальная концентрация не достигала расчетной, что можно объяснить значительным поглощением паров НСЫ материалами вагона. Данные этих исследований приведены в табл. 2. Более высокая концентрация паров в воздухе,

Таблица 2

Динамика концентрации HCN в воздухе вагона во время экспозиции

Концентрации 1 (в г/м )

№ обнаруженная анализом в разные сроки экспозиции

вагона (по задан ному количеству) 1—2 минуты 15 минут 30 минут 45 ыин/т 1 час 1 час 30 минут 2 часа 2 часа 30 ми^т 3 часа

Диски из древесной массы

233 12,28 0,08 8,50 10,50 10,50 12,25 8,75 7,00 6,42 6,12

2777 9,46 0,02 3,00 3,32 5,32 4,80 2,33 2,50 1,66 1 ,50

349 6,30 _ 0,41 3,25 3,00 2,90 3,00 2,50 2,60 1,83 1,30

Брикеты из диатомита

314 9,55 0,22 2,66 2,85 3,32 3,32 2,33 1,83 1,66 1,12

104 4,78 0,15 1,32 2,34 — 1,66 1,00 0,66 0,50 0,40

обнаруженная в вагоне № 233, объясняется как большей дозировкой препарата, так, возможно, и тем, что в вагоне были неравномерно рассыпаны диски и в точке отбора проб воздуха их оказалось больше, чем в других опытах.

Отмечается более интенсивное нарастание концентрации НСЫ в опытах с препаратом в форме дисков из древесной массы. Кроме того, следует отметить большее удобство применения дисков — простоту рассыпания препарата, сбора и уничтожения

остатков по сравнению с диатомитом. Остатки препаратов, рассыпанных тонким слоем по полу, через час после начала проветривания вагонов содержали 0,43—0,13% действующего вещества, что показывает почти полную отдачу препаратом синильной кислоты — 99.3—99.7%.

Проба, взятая из кучи дисков снизу, на вид влажная, содержала 3,6% НСЫ, что объяснялось затруднением испарения ее в этом случае по сравнению с тем, когда диски раскладывали тонким слоем. В пробах, взятых после удаления из вагона остатков препарата перед их уничтожением, содержалось 0,16—0,1% синильной кислоты.

Дегазацию вагонов проводили путем естественного проветривання при открытых дверях и фрамугах с выносом на открытый воздух одеял и подушек для проветривания. Контроль хода дегазации проводился экспрессным методом Фомичевой с применением реактивных трубок с силикагелем. Концентрация HCN в воздухе вагонов после 1—2 часов проветривания была в пределах 0,006—0,2 мг/л, а через сутки от начала газации—в пределах 0,001—0,0025 мг/л. В вагонах, дегазированных таким же образом, после цианизации кадочным способом путем разложения цианидов серной кислотой найденные концентрации НСЫ в воздухе были такого же порядка.

Выводы

1. Испытанные препараты типа «циклон» могут быть применены для дезинсекции пассажирских вагонов взамен существующего в практике кадочного способа цианизации путем разложения цианистых солей серной кислотой.

2. Ввиду сравнительно быстрой отдачи препаратами «циклон» паров синильной кислоты экспозиция и дозировка препарата могут быть снижены; экспозиция — до 3 часов, дозировка — до 0,5—0,6% по объему.

3. Установлено некоторое преимущество препарата «циклон» в форме диска из древесной массы по сравнению с брикетами из диатомита: более быстрая отдача паров НСЫ и легкость уничтожения остатков.

4. Практически полная отдача п^ров синильной кислоты препаратами происходит в течение 3-часовой экспозиции (99,7—99,3%).

5. Для вскрытия банок с препаратом «циклон» необходимо специальное приспособление, которое позволило бы быстро и без усилий проводить эту операцию.

6. Обезвреживание остатков препарата «циклон» и тары легко достигается путем обжигания на пламени костра или полного сжигания при применении дисков из дре весной массы.

ЛИТЕРАТУРА

Никитин П. И., Дезинфекция пассажирских вагонов, М., 1946. — Окунев екая Я. Л., Практическое руководство по дезинфекции, М., 1936, т. 4, в. I, в. 2. — Петере Г., Цианистые соединения и их применение в борьбе с вредителями и паразитами, Л., 1936. — Фомичева Н. И., Экспресс-метод количественного определения синильной кислоты в воздухе, Заводск. лаборат., 1947, № 2, стр. 172—174.

Поступила 27/УП 1956 г.

ОПЫТ ОЗДОРОВЛЕНИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА В ЦЕХАХ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ КАЧЕСТВЕННЫХ ЭЛЕКТРОДОВ

Санитарные врачи Н. А. Юзанова, Е. Е. Зингер Из санитарно-эпидемиологической станции Сталино

Наиболее существенными с гигиенической стороны в технологии производства качественных электродов являются вопросы выделения пыли и паров марганца и его соединений, а также наличие теплоизбытков. Кроме этого, возможно выделение других видов пыли в зависимости от компонентов и их обработки. Выделение пыли возможно при следующих технологических операциях: дробление и помол компонентов, их транспортировка, загрузка и выгрузка из ларей, просеивание, взвешивание, перемешивание в специальном барабане, процесс смешивания шихты с жидким стеклом. Теп-лоизбытки могут быть от печей для провяливания и прокаливания электродов. В электродном цехе обследованного нами завода металлоконструкций до его реконструкции содержание пыли марганца в воздухе рабочей зоны превышало предельно допустимые концентрации в 3, 8, 15 и даже в 26 раз.

На протяжении 1954 и начала 1955 г. была произведена реконструкция электродного цеха в соответствии с временными санитарными правилами по устройству, оборудованию и содержанию электродных цехов, утвержденными Главным госсанинспектором СССР, и мероприятиями, предложенными работниками промышленного отдела

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.