Научная статья на тему 'Опыт применения усовершенствованного аппарата «Клейтон» для обеззараживания железнодорожных классных вагонов'

Опыт применения усовершенствованного аппарата «Клейтон» для обеззараживания железнодорожных классных вагонов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
23
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт применения усовершенствованного аппарата «Клейтон» для обеззараживания железнодорожных классных вагонов»

Сопоставляя данные о росте детей Пекинского района как стандартные показатели с данными, характеризующими физические признаки школьников Ново'-Животинного, мы видим, что рост последних в отдельных случаях превышает стандарт.

Вес ново-животинновских школьников также дает по отдельным возрастам увеличение по сравнению со стандартом: для мальчиков от 0,3 до 2 кг, для девочек от 0,7 до 3,7 кг (табл. 5).

Показатели, характеризующие периметр грудной клетки у школьников Новэ-Животинного, в основном выше, чем у школьников Па-нийского района (табл. 6). У мальчиков это повышение колеблется от 0,3 до 3,9 см, у девочек от 0,4 до 3,7 см. Приведенные цифры чрезвычайно благоприятны для Ново-Животинного, свидетельствуя о лучшем состоянии здоровья детей в этом селе по сравнению со стандартными показателя-ми как Воронежской, так и Московской областей (табл. 6).

Результаты нашего исследования красноречиво свидетельствуют о коренном изменении положения трудящихся масс в СССР после Великой Октябрьской •социалистической революции, о неуклонном улучшении материально-бытового и культурного обслуживания и охраны здоровья трудящегося населения нашей великой родины.

В СССР на протяжении всей истории социалистического строительства нарастающими темпами происходит непрерывное повышение физического развития населения всех без исключения областей и республик Союза.

П. У. МАЖАРА (Севастополь)

Опыт применения усовершенствованного аппарата «Клейтон» для обеззараживания железнодорожных классных вагонов1

Существующие методы дезинфекции и дезинсекции пассажирских вагонов на железных дорогах сложны и не всегда достаточно эффективны, а некоторые из них (например, цианизация и хлорпикри-низация вагонов) даже опасны.

Каждый способ дезинфекции и дезинсекции вагонов имеет свои положительные и отрицательные стороны. Детальная характеристика их не является задачей данной статьи, поэтому мы лишь вкратце остановимся на некоторых общепринятых методах дезинсекции пассажирских вагонов, прежде чем перейти к описанию поставленного на Сталинской железной дороге опыта.

Так, сернистый ангидрид (БСЬ), получаемый ггри сжигании серы в мангалках, разных примитивных аппаратах (Заусайлова и Теличенко, Валова и др.), а также сернистый ангидрид из баллонов повреждают металлические предметы, нарушают прочность тканей и обесцвечивают окрашенные предметы и ткани, особенно при повторной обработке. Кроме того, сернистый газ сам по себе недостаточно бактерициден, тем более что при простом сжигании серы мы не можем точно регулировать создание нужной нам концентрации в вагоне и получить даже в идеальных условиях работы концентрацию газа выше 7% в помещениях.

1 Предложения автора о применении метода Клейтона для сульфуризации жестких вагонов заслуживают серьезного внимания. Требуется дальнейшее уточнение отдельных практических вопросов. Редакция надеется на живой отклик ирежде всего санитарной организации железных дорог. Ред.

Применение мангалок и аппаратов типа Заусайлова и др. опасно в пожарном * отношении, а баллоны со сжиженным сернистым газом могут иногда взрываться при неосторожном обращении с ними, вызывая несчастные случаи.

При дезинсекции сернистым ангидридом жестких железнодорожных вагонов они должны находиться под газом 24 часаа для последующей полной дегазации вагона необходимо проветривание его в течение 48 часов, т. е. каждый вагон выбывает из строя на трое суток.

Все это, вместе взятое, ограничивает применение сернистого газа для обработки жестких вагонов и делает его совершенно неприемлемым для мягких вагонов.

Дезинсекция цианистыми препаратами требует большой осторожности и крайне опасна не только для персонала, работающего с ними, но и для окружающих, а в последующем может быть опасна и для пассажиров, так как адсорбционные свойства циана весьма велики и в то же время KCN почти не дает дезинфекционного эффекта.

Для хранения циана необходимы специальные склады и охрана, а его перевозка сложна. После 4 месяцев хранения цианистых препаратов (циклон «Б») они могут полимеризироваться.

Циан требует тщательной герметизации вагонов, что на практике не всегда выполнимо в условиях железнодорожного транспорта.

Вагон должен находиться под действием циана в течение 6—10 часов и обязательно проветриваться 20 часов, а иногда 50 часов и больше, в зависимости от метеорологических и других условий. Таким образом, применение циана выводит вагон из строя не меньше чем на 26—;30 часов.

Использование хлорпикрина для газовой дезинсекции крайне невыгодно в условиях железнодорожного, транспорта, так как хлорпикрин весьма сильно адсорбируется оборудованием вагонов (особенно мягких), крайне медленно удаляется из предметов оборудования (ткани и др.) и обладает рядом других недостатков. Это вызывает большие простои подвижного пассажирского состава, чем при применении циана или. сернистого газа, так как проветривание жестких вагонов после хлорпикринизации их продолжается не менее 3—4 суток, а мягких, вагонов 4—5 суток и больше.

Строительство специальных камер-ангаров для дезинфекции и дезинсекции вагонов и даже целых железнодорожных пассажирских составов крайне дорого и сложно в эксплоатации. Сооружение их допустимо лишь на больших узловых станциях. 1

Еще не найден метод, который позволил бы произвести одновременно дезинфекцию и дезинсекцию вагонов быстро, безопасно и вполне надежно. В условиях водного транспорта дезинсекция и дератизация пассажирских и грузовых судов производятся весьма успешно как у нас в Союзе, так и за границей методом сульфури-зации с помощью усовершенствованного аппарата «Клейтон». Применяя последний на протяжении более трех лет в условиях порта, мы пришли к заключению, что данный способ пригоден для обеззараживания железнодорожных классных вагонов.

Действительно, высокие качества газа Клейтона, несомненно, позволяют расширить круг его применения, а проведенный нами опыт дал вполне -положительные результаты.

Газ Клейтона БОз + 50.„ получаемый из обыкновенной качественной серы при помощи усовершенствованного аппарата «Клейтон», по своим свойствам относится к типу удушающих и обладает высоким токсическим действием. Он несколько отличается от сернистого газа, получаемого из баллонов или просто сжиганием серы в аппаратах примитивного типа, тем, что в состав его входит как постоянная примесь еще БОз в пропорций 1 : 10 (1 часть БОз + 10 частей 502).

Газ Клейтона обладает не только дезинсекционными и дератиза-ционными, но также и некоторыми бактерицидными свойствами. При достаточной концентрации и определенной продолжительности экспозиции он парализует рост или убивает малорезистентные формы вегетативных бактерий (холерный вибрион,, чумную и дифтерийную, палочку и др.). Слабее этот газ действует на гноеродные микробы и на всякие патогенные микробы в естественных условиях их выде-

1 Большая медицинская энциклопедия, т. VIII.

3 Гигиена и санитария, № 4

за

лен и я (в белковой среде) и вовсе не действует на споры бактерий. Бактерицидные ¡свойства Э02 (газа Клейтона) значительно повышаются при увеличении влажности, что>, однако, резко усиливает порчу этим газом металлических предметов, разрушение тканей (особенно хлопчатобумажных) и обесцвечивание красок.

28.V. 1938 г. на станции Сталинской железной дороги нами были проведены испытания в целях определения эффективности применения газа Клейтона для производства дезинсекции классных железнодорожных вагонов.

Для проведения опытов были выделены 3 вагона, заведомо зараженные насекомыми: мягкий, жесткий и служебный мягкий. В процессе подготовки к испытанию проведены следующие подготовительные работы.

1. Двери, вентиляционные отдушины, окна и другие отверстая в целях герметизации вагонов были оклеены обычной бумагой с помощью крахмального клейстера, а частично' посредством зеленого мыла (зеленое мыло в последующем легко смывается).

2. Все никелированные предметы смазывались легким слоем вазелина ¡нейтральной реакции; кроме того, для опыта взято несколько никелированных предметов, просто обвернутых папиросной бумагой (как вазелин, так и папиросная бумага применяются лишь в целях предохранения никелированных предметов от оседания на них серной пыльцы). Однако нужно сказать, что в практике нашей работы наблюдалось много случаев, когда и с незащищенных хЪрошо никелированных предметов очень легко можно было обметать налет серы.

В каждом вагоне производились замеры кубатуры, температуры^, относительной влажности (барометрическое давление было взято по данным гидрометеорологической сводки).

Таблица 1

Типы вагонов Кубатура в м* Температура Относительная влажность в % Барометрическое давление в мм

Жесткий........ 170 + 24° 77 762

Мягкий ..... 170 + 26° 71 762

Служебный мягкий . . . 55,5 + 26° 74 762

3. Из плевательниц и раковин была убрана вода.

4. В жестком вагоне все средние полки подвешивались в горизонтальном положении.

5. В мягком вагоне нижние пружинные диваны для лежания ставились наклонно под углом около 45° с тем, чтобы газ свободно мог проникать в хранилище пастельных принадлежностей.

После проведенных подготовительных работ были расставлены тестобъекты в специально приготовленных мешочках: насекомые (■вши и клопы в различных стадиях развития, тараканы и долгоносики) и крысьг (3 ¡шт.) в клетке. Тестобъекты ставились в жестком и мягком вагонах на нижних и верхних полках.

Газ вырабатывался из качественной серы усовершенствованным аппаратом «Клейтон» типа № 4, смонтированным на трехтонной автомашине ЗИС-5 (рисунок).

Газ Подавался через оставленные приоткрытыми окна (2 крайних окна в каждом вагоне) с помощью шлангов, в .условиях, зафиксированных в табл. 2.

Средний расход серы при опыте составил 5—в г на один вагон.

Типы вагонов Кубатура в- мй Начало подачи газа Конец подачи газа Показание гальванотермометра Созданная концентрация газа в вагонах (в %)

Мягкий...... 170 14 ч. 30 м. 15 ч. 05 м. 4С0° 8

Жесткий....... 170 15 » 06 » 15 : 41 » 400° 8

Служебный мягкий . 55,5 18 » 05 »» 18 » 17 » 400° 8

Экспозиция для первых двух вагонов продолжалась до 11 часов вечера, т. е. 7 часов с минутами. Служебный мягкий вагон находился под газом до 8 часов утра 29.V, так как вскрыть его изчза позднего времени не представлялось возможным.

После вскрытия вагонов и осмотра находящихся в них тестобъ-ектов обнаружено полное умерщвление всех насекомых и крыс. Несмотря на то, что, по данным предварительного осмотра, вагоны не были сильно заражены клопами, в них обнаружено на разных полках значительное количество умерщвленных клопов.

Установлено, что все без исключения насекомые погибли.

Яйца, личинки и куколки клопов и вшей, выдержанные в термостате в течение 8 дней, развития не дали.

Отделка вагонов, лакировка, окраска, никелированные предметы, различные ткани и т. п. заметным изменениям не подверглись. Дезинсекционный эффект, по заключению комиссии, признан отличным.

После 10—12 часов естественного проветривания вагоны были пущены в эксплоатацию, так как за этот отрезок времени достигнута

1 Перерыв произошел вследствие запоздания в подаче мягкого служебного вагона.

их полная дегазация. Таким образом, в данном опыте оказалось достаточно 18 часов для дезинсекции вагонов газом Клейтона с последую щим пр оветрив ани е м.

При производстве дезинсекции этим газом перекрашенные анилиновыми красками ткани восстанавливают свой первоначальный цвет, а ткани, окрашенные в нестойкие цвета (например, зеленовато-голубой, бордо), несколько изменяют тон. Поэтому перед окуриванием такие ткани лучше всего удалять. Что же касается тканей других цветов, то в нашей трехлетней практике мы не наблюдали изменения их окраски.

Необходим1© учитывать, что свежеокрашенные вагоны (пятидневной давности) не следует подвергать окуриванию, так как ряд красок за этот срок еще недостаточно высыхает.

Описание процесса работы самого -аппарата «Клейтон» не приводится, так как 'По этому вопросу имеется исчерпывающая работа д-ра Б. Н. Николаева, помещенная в № 10 журнала «Военно-санитарное делю» за 1937 г.

Выводы

1. Обработка серно-сернистым газом Клейтона жестких железнодорожных вагонов является практичным, надежным и сравнительно безопасным методом дезинсекции и дератизации вагонов.

2. Введение в технику оснащения железнодорожной дезинфекционной службы усовершенствованного аппарата типа «Клейтон» позволит успешно использовать более современный метод сульфури-зации железнодорожных вагонов без затраты крупных капиталовложений.

3. Применение газа Клейтона не опасно для работающего персонала, 'окружающих и пассажиров, так как газ этот легко удаляется естественным проветриванием и, кроме того, обладая сильно выраженным раздражающим действием, легко обнаруживается в воздухе даже в i самых незначительных, мало токсических концентрациях.

4. Аппарат «Клейтон» № 4, как видно из табл. 1 и 2, позволяет в течение 18—30 минут (в зависимости от степени разогревания газогенераторной печи) газировать пассажирские вагоны средних размеров или средний состав поезда с 10 пассажирскими вагонами примерно в ЗУ2 часа. Подобный аппарат, но более мощного типа и более усовершенствованный, позволит загазировать указанный состав Поезда за 1 час, если вводить шланги с помощью вентильных тройников одновременно в 5—6 и больше вагонов.

5. Усовершенствованный аппарат, смонтированный на специальной железнодорожной платформе, позволит обслужить целые дороги. Одновременно такая установка, обладая мобильностью, может производить дезинсекционные работы не только классных железнодорожных вагонов, но и позволит обслуживать в целях дезинсекции железнодорожные элеваторы, склады, общежития и т. п. при 'обслуживающем аппарат личном составе в 2 человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Большая советская медицинская энциклопедия, т. VIII, 1929.—2. Б о л д ы-р е в Т. И. и О к у н е в с к и й Я. Л., Практическое руководство по войсковой дезинфекции, 1934.—3. Джалагания А. Г. и Иванов А. В., Дезинсекционные средства циан-плав, журн. «Л.1бораторнпя практика», № 2, 1938.— 4. Лев и неон J1. Б.> Сысин А. Н. и Чистяков К. Г., Курс дезинфекции, дезинсекции и дератизации. 1934.—5. Николаев Б. Н., Применение аппарата «Клейтон» в практике морской санитарной станции, журн. «Военно-санитарное дело«, № 10, 1937.—6. О к у н е в-ский Я. Л., Практическое руководство по дезинфекции, ч. 3, в. 2, и ч. 4.-7. Справочник санитарного врача под редакцией А. Н. Сысина, 3-е изд., 1935.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.