УДК 343 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10425
ОПЫТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МОСКОВСКОГО РЕГИОНА
Эмиль Викторович КОРОБОВ, соискатель Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с выявлением особенностей преступлений в органах местного самоуправления, показываются наиболее передовые формы и методы специальной профилактики данных преступлений в московском регионе.
Ключевые слова: специальная профилактика, преступления коррупционной направленности, местное самоуправление.
Annotation. The article discusses issues related to the identification of the characteristics of crimes in local governments, shows the most advanced forms and methods of special prevention of these crimes in the Moscow region.
Keywords: special prevention, crimes of corruption, local government.
Рецензент: В.М. Пашин, доктор юридических наук, доцент
В В последние годы в отечественной криминологии достаточно много внимания уделяется изучению особенностей преступлений коррупционной направленности в органах местного самоуправления1. И это не случайно.
Следует учитывать, что в Российской Федерации насчитывается более 25 тыс. органов местного самоуправления, распоряжающихся значительными материально-техническими, финансовыми, информационными, кадровыми и другими ресурсами2. Это не может не предопределять высокий уровень коррупционных угроз в сфере местного самоуправления, его потенциальную привлекательность для организованных преступных групп.
Кроме того, пораженность муниципальной власти коррупцией негативно влияет на развитие демократии, вовлеченность населения в управленческую деятельность, укрепление доверия граждан к органам власти.
При этом, по мнению С.И. Даниловой, с начала 90-х годов XX в. по середину 2000-х годов просматривается тенденция к превалированию карательной составляющей над профилактической3. Это в равной мере относится и к области борьбы с коррупцией в муниципальном секторе.
И только с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 173-Ф34, а впоследствии Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»5 от 23 июня 2016 г. № 182-Ф3, утверждением Президентом Российской Федерации Стратегии национальной безопасности Российской Федера-ции6 и Стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года7 профилактика объявляется одним из приоритетных направлений обеспечения общественной безопасности.
ЗАКОН И ПРАВО • 09-2019
При этом трудно утверждать, что профилактика преступлений коррупционной направленности обладает всеми необходимыми признаками системности. Она характеризуется и целым комплексом издержек, находящих, в частности, выражение в недостаточности конкретики предупредительных мер преступлений коррупционной направленности, присутствии дублирования «многих действующих правовых положений административного и служебного права»8 и т.д. Сюда же можно добавить нескоординирован-ность в ряде случаев мер общесоциальной и специальной профилактики преступлений коррупционной направленности в органах местного самоуправления.
Организация специальной профилактической деятельности в различных регионах страны демонстрирует наличие передовых практик, требующих более детального изучения и тиражирования. В первую очередь, следует обратить внимание на опыт работы правоохранительных органов Московского региона.
По данным Генпрокуратуры России, «за 10 месяцев 2018 г. были совершены 27 143 преступления коррупционной направленности, что на 1,9% больше, чем за аналогичный период 2017 г.»9.
Столичный мегаполис, характеризующийся высоким уровнем концентрации административных и финансовых организаций и учреждений, стал лидером по числу установленных взяткодателей (в абсолютном выражении) и занял второе место по числу установленных взяткополучателей (в абсолютном выражении). Но в пересчете на «удельный вес» по обоим показателям столица находится в середине списка10. Такого рода позитивную динамику можно объяснить не только улучшением выявляемости, но и улучшением организации специальной профилактической деятельности.
Специальная профилактика, так же, как и общесоциальная профилактика, ориентирована в конечном счете на установление причин, условий (обстоятельств) совершения преступлений. Но это возможно лишь в том случае, если субъекты профилактики способны вскрываать устойчивые тенденции возникновения и развития преступлений коррупционной направленности и на на этой базе разрабатывать действенные методы специально-профилактического характера.
Использование данного подхода позволяет правоохранительным органам в столичном регионе оперативно выявлять незаконные дей-
ствия некоторых глав администраций муниципальных образований, превышающих свои должностные полномочия в целях расхищения бюджетных ассигнований. Кроме того, это позитивно влияет на уменьшение объемов нелегальной предпринимательской деятельности, снижение латентной составляющей преступлений коррупционной направленности в органах местного самоуправления, увеличение финансовых поступлений в муниципальные бюджеты, обеспечение исполнения законодательства.
Один из руководителей Правительства Москвы В.В. Черников в этом аспекте указывал, что одной из важных задач правоохранительных органов в столице является «борьба с таким явлением, как откаты при муниципальных и государственных закупках. Активность правоохранительных органов на этом направлении позволила только в 2016 г. сэкономить бюджетных средств более чем на 108 млрд руб.»11.
Использование активных методов специальной профилактики в столице позволяет правоохранительным органам устанавливать контакты поставщиков с чиновниками органов местного самоуправления с признаками картельного сговора. Органы прокуратуры Москвы осуществляют специальную профилактику преступлений коррупционной направленности путем надзора за исполнением законодательства органами местного самоуправления.
Более предметное и широкое изучение опыта работы правоохранительных органов в столичном регионе может способствовать повышению эффективности специальной профилактики преступлений коррупционной направленности в органах местного самоуправления страны.
1 См. напр.: Зайковский В.Н., Лепехин И.А. К вопросу реализации антикоррупционных мер на муниципальном уровне // Гос. власть и местное самоуправление. 2017. № 10;
Кяышева А.Е. Противодействие коррупции в деятельности органов местного самоуправления // Вестник Челябинского гос. ун-та. 2011. № 35 (250). Вып. 30. С. 85—87;
Костин Ю.В. Актуальные проблемы повышения эффективности противодействия коррупции в органах местного самоуправления современной России // Вестник Казанского юрид. ин-та МВД России. 2012. № 4. С. 40—48;
Маслакова Е.А. Коррупция в органах местного самоуправления: криминологические аспекты // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2013. № 4.
2 Плёнкин В.А. Проблемы противодействия коррупции
в органах местного самоуправления. С. 17 // Научный
ЗАКОН И ПРАВО • 09-2019
вестник Уральской академии гос. службы // http:// vestnik.uapa.ru/issue (Дата обращения: 28.08.2017).
3 Данилова С.И. Проблемы уголовно-процессуальной профилактики: Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2016. С. 3.
4 Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-Ф3 (ред. от 28.12.2017 г.) // СПС «Консультант Плюс»
5 Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации от 23.06.2016 г. № 182-Ф3 // С3 РФ. 2016. № 26 (ч. 1). Ст. 3851.
6 Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 863 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // С3 РФ. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.
7 Указ Президента РФ от 13.05.2017 г. № 208 «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // С3 РФ. 2017. № 20. Ст. 2902.
8 См., напр.: ГрибВ.Г. Противодействие коррупции: Учеб. пособие / Гриб В.Г., Окс Л.Е. М.: Моск. фин.-промыш. Ун-т «Синергия». 2014. 192 с. // http: //www. iprbookshop.ru/.
9 Офиц. сервер Генеральной прокуратуры РФ. Новости // URL: http://genroc.gov.ru/
10 Там же.
11 Черников В.В. Профилактика коррупционных правонарушений. Актуальные вопросы применения законодательства и правового просвещения в сфере противодействия коррупции: Сб. матер. семинара-совещания с руководителями кадровых подразделений федеральных органов исполнительной власти, организаций, созданных для выполнения поставленных перед ними и Правительством РФ задач, а также органов исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации. 18 — 19 апреля 2017 г. М., 2017. С. 8.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Качмарек Я., Стасяк А., Влодарчик Б. Туристический продукт. Замысел. Организация. Управление. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 10103 «Социально-культурный сервис и туризм», 10102 «Туризм». Пер. с польск. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 495 с. -(Серия «Зарубежный учебник»).
ISBN 83-208-1564-9 (польск.) ISBN 978-5-238-01409-8 (русск.)
Рассматриваются индустрия туризма и прежде всего производимый ею туристический продукт: история его развития, компоненты, жизненный цикл, механизм формирования цен. Показываются стратегии, применяемые на различных фазах жизненного цикла туристического продукта. Уделяется внимание маркетинговым исследованиям туристического рынка.
Книга содержит множество интересных примеров, иллюстрирующих деятельность польских и зарубежных туристических компаний, а также экскурсов в историю развития туризма. В конце каждой главы предлагаются задания для самостоятельного выполнения. Для студентов и преподавателей учебных заведений индустрии гостеприимства и туризма, людей, профессионально занимающихся туристической деятельностью, а также всех увлекающихся туризмом и путешествиями.
ЗАКОН И ПРАВО • 09-2019