Коробов Э. В.
МЕТОДЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
11.2. МЕТОДЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ
Коробов Эмиль Викторович, аспирант
Место учебы: Московский государственный областнойуниверситет
Аннотация: В статье рассматриваются методы специальной профилактики преступлений коррупционной направленности в органах местного самоуправления, показываются различия методов специальной профилактики от методов общесоциальной профилактики, демонстрируются возможности их совершенствования.
Ключевые слова: профилактика, специальная профилактика, методы специальной профилактики, преступления коррупционной направленности, органы местного самоуправления.
METHODS OF SPECIAL PREVENTION OF CRIMES OF CORRUPTION DIRECTION IN LOCAL SELF-GOVERNMENT ORGANS
Korobov Emil V., a graduate student
Study place: the Moscow State Regional University
Abstract: The article deals with methods of special prevention of corruption-related crimes in local self-government bodies, shows the differences between special prevention methods and methods of general social prevention, demonstrates the possibilities for their improvement.
Keywords: prevention, special prevention, methods of special prevention, crimes of corruption, local government.
Еще в 80-е годы XX века в отечественной научной литературе сформировалось мнение о том, что профилактика преступлений представляет собой определенную отрасль социального обслуживания, решающую специфическими методами задачи обеспечения законности и правопорядка (А. Э. Жалинский, Костицкий М.Ф.)1. В теории профилактики преступлений, как и в любой теории, в этом смысле, вопрос методов достижения целей (инструментальный аспект) имеет важное значение. Методы отвечают на вопрос: «Как достичь целей профилактики преступлений?», то есть переводят проблемы целеполагания в плоскость целедостижения.
Под методом предупреждения преступлений А. И. Долгова понимает способ достижения цели предупреждения, решения конкретной задачи в сфере предупреждения преступности; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) данной действительности2.
В отечественной криминологии данные аспекты получили подробную разработку. В частности, методы специальной профилактики рассматриваются как способы конкретизации методов общесоциальной профилактики. Методы специальной профилактики разрабатываются, и осуществляться применительно к разным видам преступлений и типам преступного поведения, к различным сферам общественной жизни, социальным группам, отраслям хозяйства. Методы специальной профилактики реализуются путём воздействия на социальные группы, отдельных лиц, организации, сферы
1 См.: Эффективность профилактики преступлений и криминологическая информация. - Львов, 1980. С. 23.
2 Долгова А. И. Организованная преступность, терроризм и коррупция: тенденции и совершенствование борьбы с ними // Организованная преступность, терроризм, преступность в их проявлениях и борьба с ними. - М., 2015. С. 123.
деятельности, в отношении которых есть основания полагать, что они обладают повышенной криминоген-ностью или виктимностью.
Одной из таких сфер является сфера местного самоуправления. По мнению А. Е. Клышева, «деятельность органов местного самоуправления в большей степени по сравнению с другими органами власти подвержена коррупции, поскольку в ней сосредоточено оперативное управление материально-техническими, экономическими, финансовыми, информационными, кадровыми и иными ресурсами. Повышенную подверженность коррупции органов местного самоуправления предопределяют: высокая интенсивность контактов с физическими и юридическими лицами, важность принадлежащих органам местного самоуправления полномочий, отсутствие реальной ответственности за коррупционные проступки, относительно небольшой уровень оплаты труда муниципальных служащих»3.
С точки зрения З. И. Корякина и М. М. Яковлева, «процесс реализации муниципальных полномочий может породить значительный коррупционный потенциал. Как показывают статистические и иные показатели, уровень коррупционных правонарушений остается самым высоким именно в органах муниципальной власти»4.
К факторам, осложняющим ситуацию с преступностью коррупционного характера на уровне местного
3 Клышев А. Е. Противодействие коррупции в деятельности органов местного самоуправления // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 35(250). Право. Вып. 30. С. 86.
4 Корякина З. И., Яковлев М. М. Проблемные вопросы противодействия коррупции на муниципальном уровне (на примере Республики Саха (Якутия)) // Проблемные вопросы противодействия коррупции на муниципальном уровне (на примере Республики Саха (Якутия)) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 15. - С. 2326-2330. - URL: http://e-koncept.ru/2016/96386. htm
Социально-политические науки
2'2017
самоуправления, относится, по мнению Е. В. Гастено-вой, то, что «именно на муниципальном уровне зарождаются коррупционные системы, вырастая из сложившихся отношений родственного и соседского протекционизма, блата и кумовства»5.
Общие направления предупреждения коррупции в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления закреплены в Федеральном законе от 25 февраля 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»6.
Между тем, разработка и реализация методы специальной профилактики коррупции в деятельности органов местного самоуправления зависят от ряда факторов. К таким факторам авторы учебника «Криминология» / Под ред. А. И. Долговой. - М.: Норма, 2014, относят:
- объем, количество объектов, на которые направлено профилактирующее воздействие (совокупность обстоятельств, ситуаций, лиц с неопределенной численностью; небольшая группа явлений, ситуаций, лиц, имеющих определенные характеристики; группы ситуаций, явлений, лиц, ориентированных на совершение определенных преступлений);
- направленность, т.е. имеют целью ограничение преступных проявлений применительно к видам коррупционных преступлений в органах местного самоуправления, типам преступников, к криминогенным элементам, характерным для сферы местного самоупаравления (воспитательные, правовые меры профилактики коррупции; оперативно-разыскные и контрольно-ревизионные меры профилактики коррупции и т.д.);
- территорию, на которую распространяются (ряд муниципальных образований, одно муниципальное образование и т.д.);
- механизм осуществления и применения (воспитательные; запрещающие; правового воздействия; технические);
- особенности объекта (общие предупредительные меры специального характера, не имеющие конкретного объекта; особые - выявление воздействия конкретного объекта, позволяющего прогнозировать совершение коррупционных преступлений в органах местного самоуправления)7.
Специально-криминологические методы профилактики преступлений коррупционной направленности осуществляются как на уровне общей, так и индивидуальной профилактической работы. В этом смысле специальные методы на уровне индивидуальной профилактики полностью подчинены задаче недопущения конкретных преступлений со стороны определенных лиц, способных встать на преступный путь. Методы же общей профилактики применяются в более широких целях, для воздействия на обстоятельства, которые могут порождать или способствовать совершению многих преступлений.
Специальная профилактика преступлений коррупционной направленности в органах местного самоуправления в частности подразумевает, в первую очередь, выявление и анализ причин и условий, ситуаций совершения такого рода преступлений. Источниками такой информации могут быть данные уголовной статистики, отчеты судебных, правоохранительных органов, материалы уголовных дел, административной практики, а также обязательно должны учитываться сведения, характеризующие типы микросреды района, города.
Так, например, по мнению Д. В. Бахарева, антикоррупционная деятельность в органах местного само-
5 Гастёнова Е. В. Противодействие коррупции в органах местного самоуправления //http://cyberieninka.ш/artide/n/protivodeystvie-коггир18П-у-с1еуа1е1по8й-огдапоу-те81подо-8атоиргау!еп1уа#1хЕЕ4ед2РЕд07.
6 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЭ «О противодействии коррупции»: Правовая система Консультант плюс, 2017.
7 См.: Криминология / Под ред. А. И. Долговой. - М.: Норма,
2014. С. 46-48.
управления организована, в основном, в муниципальных образованиях второго уровня, т.е. на уровне районов. Организация антикоррупционной работы в органах местного самоуправления первого (поселкового) уровня все еще находится на низком уровне, преступления коррупционной направленности в основном выявляются в сельских поселениях. Работа по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов в большинстве муниципальных образований организована слабо. Не во всех подведомственных муниципальных учреждениях, предприятиях определены должностные лица, ответственные за антикоррупционную работу, а также не приняты единые требования к их квалификации, механизму обратной связи. К примеру, одной из причин резкого роста коррупционных преступлений в муниципальной сфере, с точки зрения Д. В. Бахарева, послужило то, что некоторые руководители органов местного самоуправления, пользуясь практически единоличным правом управления муниципальным имуществом умышленно уплачивали штрафы за счет бюджетных средств8
Следующим методом специальной профилактики А. И. Долгова называет «разработку и осуществление мероприятий по устранению (блокированию, нейтрализации) причин и условий преступлений»9, в нашем случае - коррупционной направленности в органах местного самоуправления. Он связан с мерами собственно правоохранительных органов. Так, правоохранительные органы планируют и осуществляют проверки органов местного самоуправления, а также входящих и подчиненным им организаций и объектов, расположенных на обслуживаемой территории, где часто совершаются преступления коррупционной направленности, либо которые наиболее поражены криминогенными факторами (органы управления имуществом, распределение заказов и т.д.).
С целью профилактики отдельных видов преступлений коррупционной направленности могут проводиться комплексные и целевые оперативно-профилактические операции с привлечением больших сил сотрудников полиции, других правоохранительных органов. Они могут охватывать всю территорию субъекта Российской Федерации, города, района, нескольких населенных пунктов.
По мнению Я. И. Глинского, важным методом специальной профилактики являются меры, инициированные правоохранительными органами по устранению причин и условий преступлений коррупционной направленности, осуществляемые другими субъекта-ми1 ю О выявленных правоохранительными органами криминогенных факторах информируются органы местного самоуправления, контролирующие органы, органы управления коммерческими и некоммерческими организациями, руководители муниципальных предприятий, учреждений и другие субъекты.
Если же действие причин и условий связано с нарушением законов, других нормативно-правовых актов,
8 См.: Бахарев Д. В. Основные направления совершенствования законодательной базы в области организации противодействия коррупции в органах местного самоуправления Официальный веб-сайт органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.admhmao.ru
9 См.: Долгова А. И. Организованная преступность, терроризм и коррупция: тенденции и совершенствование борьбы с ними // Организованная преступность, терроризм, преступность в их проявлениях и борьба с ними. - М., 2015. С. 56.
10 Глинский Я. И. Криминология: теория, история, эмпирическая база, социальный контроль. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2011. С. 95.
Коробов Э. В.
МЕТОДЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
то меры должны осуществляться в виде прямых предписаний, обязательных к исполнению требований, например, в форме прокурорского протеста или представления, предписания тех звеньев правоохранительных органов, которые имеют статус государственных инспекций11. В других случаях меры выглядят как предложения, рекомендации по устранению причин и условий совершения преступлений коррупционной направленности в органах местного самоуправления12.
Ряд авторов обращают внимание на такой метод, как оказание консультативной помощи населению по вопросам защиты от коррупционных посягательств13 Его содержанием являются целенаправленные меры по распространению среди разных слоев населения, разных групп, отдельных граждан знаний о приемах, способах защиты от возможных коррупционных посягательств. Это могут быть специальные программы, пособия, памятки, буклеты о том, как защитить себя, свою семью, свою собственность от преступных посягательств. В беседах с населением необходимо разъяснять положения закона относительно возможностей предотвращения и пресечения коррупционных посягательств, освобождения от уголовной ответственности за информацию о даче взятки муниципальному служащему14
В заключении следует отметить, что специальные меры профилактики преступлений коррупционной направленности в органах местного самоуправления только в том случае имеют возможность достичь желаемого эффекта, когда сочетаются и комбинируются с общесоциальными профилактическими методами и мерами.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 77.99%.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции»:
2. Правовая система Консультант плюс, 2017.
3. Бахарев Д.В. Основные направления совершенствования законодательной базы в области организации противодействия коррупции в органах местного самоуправления Официальный веб-сайт органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.admhmao.ru
4. Гастёнова Е. В. Противодействие коррупции в органах местного самоуправления //http://cyberleninka.rU/article/n /protivodeystvie-korruptsii-v-deyatelnosti-organov-mestnogo-samoupravleniya#ixzz4eg2PEqQZ.
5. Глинский Я. И. Криминология: теория, история, эмпирическая база, социальный контроль. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2011.
6. Долгова А. И. Организованная преступность, терроризм и коррупция: тенденции и совершенствование борьбы
с ними // Организованная преступность, терроризм, преступность в их проявлениях и борьба с ними. - М., 2015.
7. Долгова А. И. Организованная преступность, терроризм и коррупция: тенденции и совершенствование борьбы с ними // Организованная преступность, терроризм, преступность в их проявлениях и борьба с ними. - М., 2015.
8. Клышев А. Е. Противодействие коррупции в деятельности органов местного самоуправления // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 35(250). Право. Вып. 30.
9. Корякина З. И., Яковлев М. М. Проблемные вопросы противодействия коррупции на муниципальном уровне (на примере Республики Саха (Якутия)) // Проблемные вопросы противодействия коррупции на муниципальном уровне (на примере Республики Саха (Якутия)) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 15. - С. 23262330. - URL: http://e-koncept.ru/2016/96386.htm
10. Криминология / Под ред. А. И. Долговой. - М.: Норма, 2014. С. 46-48.
11. Криминология: Учебник / И.Я. Козаченко, К. В. Корсаков. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2013.
12. Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. 3-е изд. , перераб. доп. - М., 2008.
13. Криминология / Под ред. В. Д. Малкова, М. М. Бабаева, С.Я. Лебедева. - М.: Юридический Дом «Юстиуин-форм», 2013.
14. Криминология: Учебник / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, В.В. Лунеева. 2-е изд., пераб. и доп. - М., 2006.
15. Эффективность профилактики преступлений и криминологическая информация. - Львов, 1980.
РЕЦЕНЗИЯ
Статья Э. В. Коробова обращена, на первый взгляд, к давно и хорошо разработанной в отечественной юридической литературе проблеме - методам специальной профилактики коррупции. Между тем, автор справедливо задается вопросом о том, почему в базовом федеральном законе об основах профилактики ничего не говорится о методах профилактики, а упомянуты только виды и формы.
Кроме того, применение методов специальной профилактики к преступлениям коррупционной направленности в органах местного самоуправления, безусловно, имеет свои особенности, которые не могут быть не учтены в правоохранительной практике. Автор настаивает на необходимости с043Еетания и комбинации методов общесоциальной и специальной профилактики, активно утверждает необходимость привлечения общественности к данной работе.
Изложение материала последовательно, логично. Статья отвечает всем необходимым требованиям, предъявляемым к подобного рода работам и может быть опубликована в рецензируемом журнале, рекомендованном ВАК России.
Начальник кафедры уголовного права Санкт-Петербургского университета МВД России доктор юридических наук, доцент
Л. В. Готчина
11 См.: Криминология: Учебник / И. Я. Козаченко, К. В. Корсаков. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2013. С. 124;
12 См.: Криминология: Учебник / Под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. 3-е изд. , перераб. доп. - М., 2008. С. 121.
13 См.: Криминология / Под ред. В. Д. Малкова, М. М. Бабаева, С.Я. Лебедева. - М.: Юридический Дом «Юстиуинформ», 2013. С. 78.
14 См.: Криминология: Учебник / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, В. В. Лунеева. 2-е изд., пераб. и доп. - М., 2006. С. 76