5.6. ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
(РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ)
Гиреев Шамиль Темирланович, аспирант. Место учебы: кафедра уголовного права, Московская государственная юридическая академия.
Аннотация: В статье отмечаются некоторые позитивные сдвиги по противодействию коррупции за последние пять лет в Республике Дагестан, что выразилось в росте уровня выявляемости должностных преступлений в исследуемом регионе с 299 в 2003 году до 318 - в 2007 году, а по итогам десяти месяцев 2008 года уже выявлено 59 фактов взяточничества против 52 - за аналогичный период прошлого года. В целях усиления борьбы с коррупцией обращается внимание на необходимость "создания атмосферы нетерпимости по отношению к коррупционерам", создать собственно антикоррупционные законы, устранить нормы и положения, способствующие и порождающие коррупцию в действующих законах, и в разрабатываемых законопроектах во всех сферах деятельности государства в целом, и в Республике Дагестан в частности.
Ключевые слова: противодействие коррупции, коррупционные преступления, взяточничество, антикоррупционные законы.
PROBLEMS OF COUNTERACTION OF CORRUPTION (REGIONAL ASPECT)
Gireev Shamil Temirlanovich, postgraduate student. Place of study: criminal law chair, Moscow state law academy.
Annotation: In this article are considered some positive shifts on struggle against corruption for the last five years in Republic Dagestan that was expressed in the growth of level of detestability of malfeasances in the investigated region with 299 in 2003 to 318 - in 2007 are pointed out, and according to the results of ten months of 2008, 59 facts of bribery against 52 for the similar period of last year are already revealed. With the purpose of strengthening of the struggle against corruption the attention to necessity of "creating of the atmosphere of intolerance concerning corruptionists" is paid, attention to create actually anticorruption laws, to eliminate norms and the positions promoting and producing corruption in laws in force, and in developed bills in all fields of state activity as a whole, and in Republic Dagestan in particular.
Ключевые слова: Corruption counteraction, corruption crimes, bribery, anticorruption laws.
В последние годы уровень коррупции в России продолжает проявлять заметную тенденцию роста. По данным приведенным президентом Д.А. Медведевым -в 2007 году возбуждено десять с половиной тысяч уголовных дел в этой сфере. «Но мы прекрасно понимаем, что это просто вершина айсберга», - усомнился в объективности официальной статистики глава государства. Оно и понятно - коррупция всегда носит скрытый характер, поэтому трудно поймать взяточника за руку. «Трудно найти, трудно расследовать и трудно привлечь к ответственности коррупционеров1.
Не случайно в своем послании президент обозначил противодействие коррупции в качестве одной из стра-
1 «Российская газета» - Федеральный выпуск № 4663 от 20 мая 2008 г.
тегических задач российского государства и его гражданского общества.
Сегодня, коррупция, наряду с экономической преступностью, становится все более мощным средством перераспределения собственности и капиталов, в том числе и криминальных. В общей структуре зарегистрированной в России преступности удельный вес коррупционных деяний составляет 2,5 - 2,8 %. Вместе с тем, по оценкам специалистов, более 95 % коррупционных деяний не регистрируются, не расследуются и не наказываются.
Республика Дагестан по характеру социально - экономических отношений и их развитию, геополитической обстановке и этнографической самобытности, своеобразию демографических и социально - психологических процессов является уникальным регионом Российской Федерации. Все это накладывает отпечаток практически на все процессы и явления, имеющие место в указанном регионе. В значительной мере это касается и такого негативного феномена, как коррупция.
Сегодня не надо никого убеждать в том, «что уровень фактической коррупции в Дагестане беспрецедентен. В своем выступлении полномочный представитель Д. Козак, коррупция в ЮФО «процветает и в органах местного самоуправления, и в органах государственной власти, в территориальных федеральных органах, и в правоохранительной системе». При этом он отметил, что, «по оценке людей, уровень коррупции на Юге выше, нежели в других регионах России, хотя с точки зрения официальной статистики у нас никакой коррупции нет»2.
Коррупция в Республике Дагестан достигла таких масштабов, когда требуется консолидация усилий не только силовых структур и правительства, но и всего общества. «Если коррупцию в Дагестане нельзя искоренить на 100% , то надо принять более действенные меры по борьбе с ней»3.
Коррупция препятствует проведению социальноэкономических преобразований, росту экономики, вызывает большую тревогу в дагестанском обществе, порождает недоверие, а подчас и откровенную неприязнь к органам власти.
Специфика российской коррупции и взяточничества, в том числе и в Дагестане, в том, что она фактически институционализировались в органах власти и местного самоуправления, делая их слабыми и неэффективными. Подрывая доверие к власти, ее авторитету, коррупция, в конечном счете, препятствует реализации общественных интересов, свободе личности, причиняет ущерб социальной, экономической, правовой политике и т. д.
По результатам проведенных нами опросов среди населения в Республике Дагестан подтвердилась гипотеза о том, что методы коррупционного характера не просто предпочтительны при реализации каких-либо задач известного плана, а необходимы, ибо в ином случае зачастую сопряжены с невероятными трудностями, потерей времени. Более тогоа в последнее время речь уже идет о том, что население с его позицией терпимого отношения к взяточничеству, злоупотреблениям, переходит границу просто примиренческой, соглашательской позиции.
2 Искоренить преступность в органах власти на местах // газета «Южный федеральный», № 49
3 Ийр://каукаг-(т.ги/пе\лв.рИр?пс=опе&1Ь=329
1'2010
Пробелы в российском законодательстве
Коррупция является наиболее опасным проявлением преступного поведения в органах государственной власти и местного самоуправления является. В большинстве случаев она рассматривается как совокупность преступлений или правонарушений, совершаемых должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления для удовлетворения своих корыстных либо иных личных интересов.
Так, в 2006г. правоохранительными органами республики проводилась определенная работа по выявлению и пресечению преступлений коррупционной направленности в системе органов государственной власти и местного самоуправления.
По результатам проверки в 2006г. по фактам взяточничества возбуждено 62 уголовных дела, против 39 в 2005г., выявлено 104 тяжких преступления экономической направленности ( в 2005г.-88), совершенных должностными лицами органов власти и местного самоуправления, 177 фактов злоупотребления должностными полномочиями (103), 97 фактов хищений (94), из которых 29 совершены в особо крупных размерах. Направлены в суд уголовные дела в отношении 37 депутатов и иных выборных должностных лиц органов местного самоуправления, из которых 28 уже осуждены. Выявлены 18 фактов совершения преступлений в сфере распределения земельных участков, по которым также возбуждены уголовные дела.
За последние пять лет выявляемость должностных преступлений в республике, в том числе фактов взяточничества, возросла с 299 в 2003 году до 318 - в
2007 году. Некоторые позитивные сдвиги по борьбе с коррупцией наблюдаются и по итогам десяти месяцев
2008 года: выявлено 59 фактов взяточничества против 52 - за аналогичный период прошлого года.
Теневой бизнес, взяточничество в органах государственной власти и органах местного самоуправления, коррупция в самих правоохранительных структурах 67% всех коррупционных деяний совершаются органами местного самоуправления
В октябре текущего года в штаты УБЭП МВД по РД введена должность заместителя начальника управления, который курирует деятельность отдела борьбы с коррупцией. В данном отделе работают опытные и профессионально грамотные сотрудники, которые ориентированы на выявление преступлений коррупционной направленности, совершенных организованными преступными группами, что дает основание ожидать активизации работы в данном направлении. За месяц работы данный отдел уже проделал значительную работу, и ее темпы в дальнейшем будут наращиваться.
Положительные результаты достигнуты по расследованию уголовных дел коррупционной направленности. За 10 месяцев 2008 года в производстве следователей органов предварительного следствия при МВД по РД находилось 32 таких дела, в том числе по фактам получения взяток (ст. 290 УПК РФ) - 28, по коммерческому подкупу (ст. 204 УК РФ) - 4 дела. Окончено расследование и направлено в суд 17 уголовных дел в отношении 18 обвиняемых, в том числе по фактам получения взяток - 14, по коммерческому подкупу - 3 дела.
К одному из ключевых вопросов комплексной программы по борьбе с коррупцией следует отнести реформу антикоррупционного законодательства, включающую в себя как создание собственно антикоррупционных законов, так и устранение норм и положений, способствующих и порождающих коррупцию в дейст-
вующих законах, и в разрабатываемых законопроектах во всех сферах деятельности государства.
В Республике Дагестан в основном сформированы и функционируют правовая и организационная основы противодействия коррупции.
Распоряжением Президента Республики Дагестан от 19 сентября 2008 года №53-рп утвержден План противодействия коррупции в государственных органах Республики Дагестан, которым поручено Правительству Республики Дагестан до 1 ноября 2008 года разработать мероприятия по реализации данного Плана.
В соответствии с этим подготовлен представленный на ваше обсуждение проект Республиканской целевой программы «О противодействии коррупции в Республике Дагестан на 2009-2011 годы».
Программа является комплексной мерой антикоррупционной политики, обеспечивающей согласованное применение правовых, экономических, образовательных, воспитательных, организационных и иных мер, направленных на противодействие коррупции в Республике Дагестан. Основными задачами антикоррупционной политики в Дагестане по законопроекту являются устранение причин, порождающих коррупцию, и противодействие условиям, способствующим ее проявлению; повышение риска коррупционных действий и потерь от них; увеличение выгод от действий в рамках закона и во благо общественных интересов, вовлечение гражданского общества в реализацию антикоррупционной политики, формирование нетерпимости по отношению к коррупционным действиям4.
С целью совершенствования стратегии правового противодействия коррупции необходимы ряд общесоциальных и специально-криминологических мер. К таким мерам следует отнести: подготовку комплексных региональных целевых антикоррупционных программ и проектов нормативных актов по ее предупреждению, включая антикоррупционную экспертизу правовых актов, а также иные меры, направленные на формирование единой антикоррупционной политики муниципалитетов. Это позволит в полном объеме реализовать базовую модель государственной системы профилактики правонарушений в субъектах РФ, муниципальных образованиях; повсеместное исполнение уже принятых нормативно-правовых актов в сфере борьбы с коррупцией с учетом реформирования административной системы государства на муниципальном уровне и пропаганду антикоррупционных стандартов; эффективное взаимодействие между различными спецслужбами, правоохранительными органами, прокуратурой во взаимодействии с негосударственными правоохранительными организациями, представителями общественности, самими муниципальными служащими.
Координацию деятельности в сфере реализации антикоррупционной политики в Республике Дагестан будет осуществлять Совет по противодействию коррупции при Президенте Республики Дагестан. По основным направлениям Программы могут быть созданы рабочие группы, которые будут обеспечивать систематический контроль за ходом реализации программных мероприятий .
Необходимо разработать ведомственные планы мероприятий по противодействию коррупции. В рамках ведомственных планов мероприятий по противодействию коррупции будут приниматься меры по реализации программы применительно к сфере проведения
4 http://www.dagestanrsp.ru/news/news57075.php
государственной политики ведомства. Ведомственные планы мероприятий по противодействию коррупции призваны оценить коррупционные риски в государственных органах, подведомственных им организациях и учреждениях, оказывающих государственные услуги.
При условии успешной реализации всех программных мероприятий результативность борьбы с коррупцией в республике значительно повысится, если субъекты антикоррупционной политики подойдут к реализации программных мероприятий со всей ответственностью.
Рецензия
на статью Гиреева Шамиля Темирлановича «Проблемы противодействия коррупции (региональный аспект)»
Развитие коррупции является одним из наиболее существенных деструктивных факторов системного характера, действующих в современном обществе. Несмотря на принятие действенных профилактических предупредительных и карательных мер, современная коррупция охватывает все новые и новые сферы общественной жизни. Коррупция сказывается, прежде всего, на политической устойчивости и экономической безопасности страны и подрывает государство изнутри. В.этой связи в предлагаемой статье отражены региональные проблемы противодействия коррупции Отмечая специфику коррупции в Дагестане, автор исходит не столько из уровня жизни, сколько из образа жизни дагестанцев и прежде всего из тех элементов образа жизни, которые указывают на основные стимулы, поводы и мотивы человеческого поведения, на наиболее характерные способы, которыми субъекты стремятся разрешить жизненные ситуации.
Представляют значительный практический интерес результаты социологических исследований, проведенных автором публикации, а также оценка криминологической ситуации с коррупционными преступлениями в Республике Дагестан.
На базе полученных результатов в статье разработаны и предложены пути оптимизации борьбы с коррупцией на уровне региона. В числе наиболее актуальных направлений противодействия коррупции отмечены меры организационного и правового характера. Особый акцент сделан на совершенствование антикоррупционного законодательства в Республике Дагестан. В целом выводы и заключения автора развивают и дополняют общую теорию предупреждения и вносят вклад в создание единой системы противодействия коррупции в центре и в региональном срезе
Рекомендуется к опубликованию. Доцент кафедры
уголовного права и криминологии ЮФ ДГУ
Сайгитов У.Т.
30 марта 2009г.
МОН