Научная статья на тему 'Опыт создания территориальной модели менеджмента качества медицинской помощи'

Опыт создания территориальной модели менеджмента качества медицинской помощи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
49
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт создания территориальной модели менеджмента качества медицинской помощи»

Т. 12, № 3-4, 2007 Вестник Ивановской медицинской академии

тельных маршрутов в зависимости от личностно-профессиональных потребностей специалистов социальной медицины;

• принцип приоритетного воздействия на ценностно-мотивационную сферу специалиста;

• принцип адекватности содержания и форм дополнительного образования, целям профессионального развития специалистов социальной медицины;

• принцип обратной связи в сотворчестве преподавателей и слушателей в целях повышения эффективности образования;

• принцип поэтапного контроля качества образования.

221

Данное учебное пособие построено с учетом авторского опыта профессионального образования специалистов социальной медицины. Нами установлена эффективность акмеологического подхода в системе профессиональной подготовки специалистов социальной медицины по критерию динамики уровня творческой готовности специалистов к профессиональной деятельности.

Апробированные нами элементы обучения, позволяют оптимизировать процесс повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов. Предлагаемые методики могут быть использованы в диагностике личностно-профессионального развития руководителей социальной медицины, оценке эффективности деятельности и определении перспектив их профессионального роста.

ОПЫТ СОЗДАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Тореева Е.К.

Департамент здравоохранения мэрии г. Тольятти

Создавая структуру управления качества медицинской помощи (КМП) в г. Тольятти, было решено реализовать три различные организационные структуры: линейно-функциональную, дивизионную и матричную.

Линейно-функциональная структура организации заключается в том, что в штатном расписании лечебно-профилактического управления департамента здравоохранения имеется должность заместителя начальника управления по качеству медицинской помощи. Функционально ему подчинены все главные специалисты, линейно подчиняющиеся начальнику управления.

В каждом муниципальном учреждении здравоохранения выделен человек, ответственный за экспертизу и обеспечение КМП. Организационнометодическое руководство этой деятельностью осуществляет заместитель начальника управления по КМП в соответствии с дивизионным подходом к структуре организации.

Матричная структура заключается в том, что ежегодно, согласно плану, утвержденному департаментом здравоохранения, в городе проводится несколько проектов, направленных на тщательный анализ ситуации в здравоохранении, выявление значимых для города проблем, проведение тематической экспертизы КМП, принятие и реализация управленческого решения, направленного на улучшение ситуации. С этой целью создается команда специалистов из сотрудников департамента, учреждений здравоохранения и имеющегося в городе НП «Центр экспертизы обеспечения прав пациентов и врачей». Данная проектная группа создается временно для решения поставленных перед ней задач.

Таким путем были реализованы проекты по улучшению КМП при острых нарушениях мозгового

кровообращения, желудочно-кишечных кровотечениях, политравмах, перинатальных поражениях центральной нервной системы у детей 1-го года жизни и др.

Управленческий цикл при каждом организационном подходе имеет свои особенности.

Организация реализации принятого решения и административный контроль результатов во всех случаях осуществляется департаментом здравоохранения.

Система управления качеством медицинской помощи является частью комплексной программы развития и реформирования здравоохранения г. Тольятти.

В начале 1996 г. при поддержке мэрии и городской ассоциации врачей было создано некоммерческое партнерство «Центр экспертизы обеспечения прав пациентов и врачей» в качестве независимой экспертной организации городской системы управления КМП. Кроме этого, Департамент здравоохранения мэрии г.о. Тольятти, страховая медицинская компания «АСКО-ВАЗ», в целях более полной реализации прав и интересов пациентов, заключили соглашение с общественной организацией «Лига защитников пациентов» о совместной работе по оценке деятельности медицинских организаций.

Опыт работы г. Тольятти подтвердил реальную возможность оценки деятельности конкретной медицинской организации и действенного управления качеством медицинской помощи на основе этой оценки. Не случайно две клинические больницы города стали участниками федерального пилотного проекта, направленного на улучшение качества услуг в здравоохранении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.