Научная статья на тему 'Совершенствование профессионального образования специалистов социальной медицины'

Совершенствование профессионального образования специалистов социальной медицины Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
103
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование профессионального образования специалистов социальной медицины»

220 Первый Всероссийский съезд работников муниципального здравоохранения

Особенности ухода за пациентами после урологических операций требуют от медицинского персонала определенных навыков в работе, глубоких знаний, тактичного отношения к пациентам, их психологической подготовки.

Помощником медицинской сестры является еще один документ — рабочая папка. В отделении существуют папки палатной медицинской сестры и процедурной медицинской сестры. Эти папки являются хорошим методическим пособием по подготовки пациентов к различным исследованиям и манипуляциям, по рациональному использованию рабочего времени. Применяя ее в своей работе, сестра готовится к зачету по санитарно-

противоэпидемиологическому режиму, к аттестации и т.д.

Внедрение новых подходов к подготовке больных к операциям, наблюдение за больными в послеоперационном периоде по новым стандартам позволило сократить время пребывания больных в стационаре и уменьшить сроки временной нетрудоспособности в 1,5—2 раза.

Таким образом, дополнение сестринского процесса предложенными организационными технологиями ухода за пациентами с урологической патологией в периоперативном периоде позволяет улучшить качество сестринской помощи и влияет на общие показатели качества работы отделения.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

Толстое С.Н., Карасева Т.В., Руженский В.И.

г. Шуя, г. Родники, Ивановская обл. ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» Ивановская ассоциация организаторов здравоохранения

В соответствии с изменениями в системе образования, в свете Болонского процесса, возрастает проблема разработки новых, эффективных моделей обучения, целью которых является не только формирование знаний, умений и навыков на более высоком качественном уровне, но и личностно-профессиональное развитие специалиста. Это подтверждает актуальность проблемы совершенствования профессиональной подготовки специалистов социальной медицины.

Анализ проблемы реформирования профессионального образования организаторов социальной медицины позволил выявить следующие противоречия, нуждающиеся в научно-практическом разрешении:

• между потребностью социальной медицины в руководителях нового типа и не разработанностью целостной концепции подготовки управленческих кадров;

• между существующим консерватизмом системы профессионального образования и новыми требованиями к подготовке руководителей социальной медицины;

• между современной моделью специалиста в области управления социальной медицины и существующей моделью подготовки управленческих кадров в системе непрерывного профессионального образования;

• между необходимостью в оптимизации личностно-профессионального саморазвития специалистов социальной медицины и отсутствием системы психолого-педагогического сопровождения профессионального образования.

Одним из направлений оптимизации профессионального образования специалистов социальной медицины является более широкое использование акмеологических, интегрированных подходов, которые должны способствовать развитию профес-

сионально важных качеств, профессионального самосознания, способности к профессиональному росту. Вышеуказанные подходы составили основу изданного нами нового учебника для системы послевузовского профессионального образования врачей «Профессионализм специалиста социальной медицины», рекомендованного учебнометодическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России.

Комплексный характер учебника определил использование структурно-функционального анализа профессиональной деятельности и труда, принципов: активности личности в общении и профессиональном самоопределении; единства обучения и воспитания; мотивации самосовершенствования; гуманистической ориентации и непрерывности образования.

Основополагающим в данном учебном пособии является использование акмеологической методологии, позволяющей достаточно эффективно решать целый ряд задач, трудно достижимых в условиях традиционной организации процесса подготовки профессионалов. Среди таких задач важнейшей является формирование личностной составляющей профессионального мастерства, включающей умения и навыки взаимодействия и общения в процессе коллективной мыслительной и практической работы, формирование у обучаемых целостных представлений о технологическом составе профессиональной деятельности на основе развития навыков системного мышления.

Основываясь на вышеуказанных задачах, в учебнике представлена концепция и практические основы развития профессионализма специалистов социальной медицины:

• принцип субъектной активации специалиста в образовательной деятельности;

• принцип дифференцированного диагностического обоснования индивидуальных образова-

Т. 12, № 3-4, 2007 Вестник Ивановской медицинской академии

тельных маршрутов в зависимости от личностно-профессиональных потребностей специалистов социальной медицины;

• принцип приоритетного воздействия на ценностно-мотивационную сферу специалиста;

• принцип адекватности содержания и форм дополнительного образования, целям профессионального развития специалистов социальной медицины;

• принцип обратной связи в сотворчестве преподавателей и слушателей в целях повышения эффективности образования;

• принцип поэтапного контроля качества образования.

221

Данное учебное пособие построено с учетом авторского опыта профессионального образования специалистов социальной медицины. Нами установлена эффективность акмеологического подхода в системе профессиональной подготовки специалистов социальной медицины по критерию динамики уровня творческой готовности специалистов к профессиональной деятельности.

Апробированные нами элементы обучения, позволяют оптимизировать процесс повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов. Предлагаемые методики могут быть использованы в диагностике личностно-профессионального развития руководителей социальной медицины, оценке эффективности деятельности и определении перспектив их профессионального роста.

ОПЫТ СОЗДАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Тореева Е.К.

Департамент здравоохранения мэрии г. Тольятти

Создавая структуру управления качества медицинской помощи (КМП) в г. Тольятти, было решено реализовать три различные организационные структуры: линейно-функциональную, дивизионную и матричную.

Линейно-функциональная структура организации заключается в том, что в штатном расписании лечебно-профилактического управления департамента здравоохранения имеется должность заместителя начальника управления по качеству медицинской помощи. Функционально ему подчинены все главные специалисты, линейно подчиняющиеся начальнику управления.

В каждом муниципальном учреждении здравоохранения выделен человек, ответственный за экспертизу и обеспечение КМП. Организационнометодическое руководство этой деятельностью осуществляет заместитель начальника управления по КМП в соответствии с дивизионным подходом к структуре организации.

Матричная структура заключается в том, что ежегодно, согласно плану, утвержденному департаментом здравоохранения, в городе проводится несколько проектов, направленных на тщательный анализ ситуации в здравоохранении, выявление значимых для города проблем, проведение тематической экспертизы КМП, принятие и реализация управленческого решения, направленного на улучшение ситуации. С этой целью создается команда специалистов из сотрудников департамента, учреждений здравоохранения и имеющегося в городе НП «Центр экспертизы обеспечения прав пациентов и врачей». Данная проектная группа создается временно для решения поставленных перед ней задач.

Таким путем были реализованы проекты по улучшению КМП при острых нарушениях мозгового

кровообращения, желудочно-кишечных кровотечениях, политравмах, перинатальных поражениях центральной нервной системы у детей 1-го года жизни и др.

Управленческий цикл при каждом организационном подходе имеет свои особенности.

Организация реализации принятого решения и административный контроль результатов во всех случаях осуществляется департаментом здравоохранения.

Система управления качеством медицинской помощи является частью комплексной программы развития и реформирования здравоохранения г. Тольятти.

В начале 1996 г. при поддержке мэрии и городской ассоциации врачей было создано некоммерческое партнерство «Центр экспертизы обеспечения прав пациентов и врачей» в качестве независимой экспертной организации городской системы управления КМП. Кроме этого, Департамент здравоохранения мэрии г.о. Тольятти, страховая медицинская компания «АСКО-ВАЗ», в целях более полной реализации прав и интересов пациентов, заключили соглашение с общественной организацией «Лига защитников пациентов» о совместной работе по оценке деятельности медицинских организаций.

Опыт работы г. Тольятти подтвердил реальную возможность оценки деятельности конкретной медицинской организации и действенного управления качеством медицинской помощи на основе этой оценки. Не случайно две клинические больницы города стали участниками федерального пилотного проекта, направленного на улучшение качества услуг в здравоохранении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.