Научная статья на тему 'Роль среднего медицинского персонала в уходе за пациентами урологического профиля в периоперативном периоде'

Роль среднего медицинского персонала в уходе за пациентами урологического профиля в периоперативном периоде Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1340
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль среднего медицинского персонала в уходе за пациентами урологического профиля в периоперативном периоде»

Т. 12, № 3-4, 2007

Вестник Ивановской медицинской академии

219

(6 мин) (по данным собственных хронометражных наблюдений) общее количество времени, затраченного на оформление льготных рецептов одним врачом составило 688,9 часов в год, что фактически отняло 42,5% годового бюджета рабочего времени. Таким образом, с вычетом затрат времени на дополнительное лекарственное обеспечение, нагрузка на одного врача общей практики составила 9,35 чел/час, или 6,4 мин на непосредственный осмотр и общение с одним пациентом против нормативной нагрузки в 20 минут.

2005 г. явился первым этапом практического внедрения дополнительного лекарственного обеспечения, большую часть которого заняло ознакомление медицинских работников и пациентов с этой программой, освоение оформления новых рецептурных бланков и ведения документации. Организационным недостатком программы ДЛО явилось несвоевременное внедрение автоматизированной формы выписки рецептов. В 2006 г. из 242 009 выписанных рецептов рецепты автоматизированной формы составили 81,8% (198018 шт.), что позитивно сказалось не только на уменьшении количества испорченных рецептов с 5,0 до 2,1%, но и снижении общего количества времени, затраченного на оформление «льготных» рецептов одним врачом до 561,7 часов в год. Тем не менее, возложенные в 2006 г. Национальным проектом государственные обязательства в виде дополнительной диспансеризации работников бюджетной сферы и промышленных предприятий, дополнительной иммунизации населения, увеличения объ-

емов оказания первичной медико-санитарной помощи работающим гражданам и неработающим пенсионерам, неизбежно привели к увеличению количества посещений, выполненных врачами общей практики до 344 989 (на 18082 посещения больше в сравнении с 2005 г. при том же количестве физических лиц).

В случае сохранения объемов выполненных посещений на уровне 2005 г., с активным внедрением автоматизированной выписки и накоплением определенного опыта работы в программе ДЛО, временные затраты врача общей практики на непосредственную работу с пациентом без учета времени на выписку рецептов могли бы составить 8,2 мин, а фактически составили 6,9 минут. Таким образом, прирост временных затрат оказался незначительным и составил на одного пациента +0,5 мин. Оговоренная действующими нормативными документами личная ответственность врача за оформление рецептурного бланка, исключает привлечение среднего медицинского персонала к непосредственной выписке рецепта, ограничиваясь помощью в регистрации рецептов в учетноотчетных формах. Разработка механизма вывода врачей из «канцелярского» сектора работы и автоматизация ведения медицинской документации позволит существенно сэкономить рабочее время и перенести акцент непосредственно на осмотр и общение с пациентом, укрепить авторитет и доверие врача, и, следовательно, повысить эффективность и качество лечебно-диагностического процесса.

РОЛЬ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В УХОДЕ ЗА ПАЦИЕНТАМИ УРОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В ПЕРИОПЕРАТИВНОМ ПЕРИОДЕ

Стреналюк В.Л.

ОГУЗ «Ивановская областная клиническая больница»

Актуальность темы работы определяется, с одной стороны, необходимостью повышения качества сестринской помощи на основе внедрения инновационных технологий сестринской деятельности, а с другой стороны — отсутствием данных о новых медико-организационных технологиях ухода за пациентами в периоперативном периоде в условиях урологической клиники.

В связи с современным подходом к сестринскому делу и с внедрением новых методик потребовались и новые подходы к подготовке больных урологического профиля к оперативному лечению не только со стороны врачей, но и со стороны медицинских сестер.

Вышесказанное определило цель работы: изучить опыт внедрения новых медико-организационных технологий сестринского ухода в периоперативном периоде приурологической патологии.

Выполнение в отделении сложных пластических операций на мочеполовых органах, широкое применение эндоскопических операций — трансуретральной резекции (ТУР) по удалению опухоли мочевого пузыря, применение дистанционной литот-рипсии (ДЛТ) для лечения мочекаменной болезни

(МКБ) привело к острой необходимости изменить работу медицинского персонала.

Для среднего медицинского персонала разработаны новые методики предоперационной и после операционной подготовки пациентов к разным видам операций. Все это позволило уменьшить послеоперационные осложнения, длительность пребывания пациента в стационаре, число пациентов с цистостомами, избавить от хирургического вмешательства до 60—80% пациентов с МКБ, улучшить качество оказания медицинской помощи населению города и области.

Внедренные в работу листы динамического сестринского наблюдения способствовали более эффективному лечению наших пациентов, повышению престижа медицинской сестры, привели к плодотворному партнерству сестры и врача. При ведении листа наблюдения отмечаются только положительные моменты как со стороны медицинского персонала, так и со стороны пациента. Данная информация позволяет врачу знать о состоянии пациента за определенный период, проанализировать изменения, сделать вывод и новые назначения медицинской сестре по уходу за данным пациентом.

220 Первый Всероссийский съезд работников муниципального здравоохранения

Особенности ухода за пациентами после урологических операций требуют от медицинского персонала определенных навыков в работе, глубоких знаний, тактичного отношения к пациентам, их психологической подготовки.

Помощником медицинской сестры является еще один документ — рабочая папка. В отделении существуют папки палатной медицинской сестры и процедурной медицинской сестры. Эти папки являются хорошим методическим пособием по подготовки пациентов к различным исследованиям и манипуляциям, по рациональному использованию рабочего времени. Применяя ее в своей работе, сестра готовится к зачету по санитарно-

противоэпидемиологическому режиму, к аттестации и т.д.

Внедрение новых подходов к подготовке больных к операциям, наблюдение за больными в послеоперационном периоде по новым стандартам позволило сократить время пребывания больных в стационаре и уменьшить сроки временной нетрудоспособности в 1,5—2 раза.

Таким образом, дополнение сестринского процесса предложенными организационными технологиями ухода за пациентами с урологической патологией в периоперативном периоде позволяет улучшить качество сестринской помощи и влияет на общие показатели качества работы отделения.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

Толстое С.Н., Карасева Т.В., Руженский В.И.

г. Шуя, г. Родники, Ивановская обл. ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» Ивановская ассоциация организаторов здравоохранения

В соответствии с изменениями в системе образования, в свете Болонского процесса, возрастает проблема разработки новых, эффективных моделей обучения, целью которых является не только формирование знаний, умений и навыков на более высоком качественном уровне, но и личностно-профессиональное развитие специалиста. Это подтверждает актуальность проблемы совершенствования профессиональной подготовки специалистов социальной медицины.

Анализ проблемы реформирования профессионального образования организаторов социальной медицины позволил выявить следующие противоречия, нуждающиеся в научно-практическом разрешении:

• между потребностью социальной медицины в руководителях нового типа и не разработанностью целостной концепции подготовки управленческих кадров;

• между существующим консерватизмом системы профессионального образования и новыми требованиями к подготовке руководителей социальной медицины;

• между современной моделью специалиста в области управления социальной медицины и существующей моделью подготовки управленческих кадров в системе непрерывного профессионального образования;

• между необходимостью в оптимизации личностно-профессионального саморазвития специалистов социальной медицины и отсутствием системы психолого-педагогического сопровождения профессионального образования.

Одним из направлений оптимизации профессионального образования специалистов социальной медицины является более широкое использование акмеологических, интегрированных подходов, которые должны способствовать развитию профес-

сионально важных качеств, профессионального самосознания, способности к профессиональному росту. Вышеуказанные подходы составили основу изданного нами нового учебника для системы послевузовского профессионального образования врачей «Профессионализм специалиста социальной медицины», рекомендованного учебнометодическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России.

Комплексный характер учебника определил использование структурно-функционального анализа профессиональной деятельности и труда, принципов: активности личности в общении и профессиональном самоопределении; единства обучения и воспитания; мотивации самосовершенствования; гуманистической ориентации и непрерывности образования.

Основополагающим в данном учебном пособии является использование акмеологической методологии, позволяющей достаточно эффективно решать целый ряд задач, трудно достижимых в условиях традиционной организации процесса подготовки профессионалов. Среди таких задач важнейшей является формирование личностной составляющей профессионального мастерства, включающей умения и навыки взаимодействия и общения в процессе коллективной мыслительной и практической работы, формирование у обучаемых целостных представлений о технологическом составе профессиональной деятельности на основе развития навыков системного мышления.

Основываясь на вышеуказанных задачах, в учебнике представлена концепция и практические основы развития профессионализма специалистов социальной медицины:

• принцип субъектной активации специалиста в образовательной деятельности;

• принцип дифференцированного диагностического обоснования индивидуальных образова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.