Научная статья на тему 'ОПЫТ СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТРАНСГРАНИЧНОЙ ПЛАТФОРМЫ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ ШОС (на примере Демонстрационной зоны местного торгово-экономического сотрудничества ШОС)'

ОПЫТ СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТРАНСГРАНИЧНОЙ ПЛАТФОРМЫ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ ШОС (на примере Демонстрационной зоны местного торгово-экономического сотрудничества ШОС) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
235
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШОС / содействие торговле / Демонстрационная зона местного экономического и торгового сотрудничества / трансграничная электронная коммерция / SCO / trade facilitation / Local Economic and Trade Cooperation Demonstration Zone / cross-border e-commerce

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жэнь Яньянь, Цай Сылю

Трансграничная электронная коммерция является важным каналом торгового сотрудничества в рамках ШОС и имеет большое значение для развития торговли между странами – участницами ШОС, в том числе и для упрощения процедур торговли. В настоящее время в рамках ШОС еще не сформирована единая региональная трансграничная платформа электронной коммерции. В регионе существуют нерешенные логистические и транспортные проблемы, уровень развития индустриальных парков невысокий. Механизм таможенного контроля нуждается в совершенствовании и существенной доработке из-за наличия сложных формальностей, которые препятствуют дальнейшему развитию трансграничной электронной коммерции в рамках ШОС. В статье рассматривается развитие трансграничной электронной торговли на примере Демонстрационной зоны местного экономического и торгового сотрудничества ШОС, показано развитие трансграничной электронной торговли в рамках ШОС, проанализированы проблемы, существующие в данной сфере, и выдвинуты предложения в адрес руководства ШОС по совершенствованию региональной трансграничной платформы электронной коммерции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTION OF THE SCO REGIONAL CROSS-BORDER E-COMMERCE PLATFORM: TAKING THE PRACTICE OF THE CHINA-SCO LOCAL ECONOMIC COOPERATION DEMONSTRATION ZONE AS AN EXAMPLE

Cross-border e-commerce is an important channel for trade cooperation in the SCO region, and is of great importance for trade development and facilitation within the SCO. Currently a unified regional cross-border e-commerce platform has not yet been formed in the SCO region. There are certain logistical and transport shortcomings in the region, the level of industrial parks needs to be improved, the mechanism of customs supervision is still imperfect, and the lack of market regulation limits cross-border trade. Facilitation development factors impede the further development of cross-border e-commerce within the SCO. This article considers the development of cross-border e-commerce in the SCO Local Economic and Trade Cooperation Demonstration Zone as a starting point, study the development of cross-border e-commerce in the SCO region, analyze the problems that exist in this sphere, and finally relevant proposals to the SCO management to facilitate the regional cross-border e-commerce platform were developed.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТРАНСГРАНИЧНОЙ ПЛАТФОРМЫ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ ШОС (на примере Демонстрационной зоны местного торгово-экономического сотрудничества ШОС)»

Вестник Института экономики Российской академии наук

2/2023

ЖЭНЬ ЯНЬЯНЬ

помощник научного сотрудника, административный отдел канцелярии базы Китай - ШОС

ЦАЙ СЫЛЮ

магистрант международного права Шанхайского политико-юридического университета

ОПЫТ СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТРАНСГРАНИЧНОЙ ПЛАТФОРМЫ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ ШОС (на примере Демонстрационной зоны местного торгово-экономического сотрудничества ШОС)

Трансграничная электронная коммерция является важным каналом торгового сотрудничества в рамках ШОС и имеет большое значение для развития торговли между странами - участницами ШОС, в том числе и для упрощения процедур торговли. В настоящее время в рамках ШОС еще не сформирована единая региональная трансграничная платформа электронной коммерции. В регионе существуют нерешенные логистические и транспортные проблемы, уровень развития индустриальных парков невысокий. Механизм таможенного контроля нуждается в совершенствовании и существенной доработке из-за наличия сложных формальностей, которые препятствуют дальнейшему развитию трансграничной электронной коммерции в рамках ШОС. В статье рассматривается развитие трансграничной электронной торговли на примере Демонстрационной зоны местного экономического и торгового сотрудничества ШОС, показано развитие трансграничной электронной торговли в рамках ШОС, проанализированы проблемы, существующие в данной сфере, и выдвинуты предложения в адрес руководства ШОС по совершенствованию региональной трансграничной платформы электронной коммерции.

Ключевые слова: ШОС, содействие торговле, Демонстрационная зона местного экономического и торгового сотрудничества, трансграничная электронная коммерция. УДК: 339.92 БОЫ: ШС^УЪК

Э01:10.52180/2073-6487_2023_2_167_188

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), являясь важным участником цифрового экономического пространства еще в 2004 г. начала развивать трансграничное сотрудничество в сфере электронной коммерции. При этом, как указывает Лю Хуацинь, в условиях

стремительно развивающейся цифровизации всей социально-экономической мировой системы происходит цифровизация экономик стран - участниц ШОС, масштабы которой значительно различаются в разных странах, что обусловлено как влиянием геополитических причин, так и имеющимся в стране базисом для развития электронной торговли [1].

В настоящее время трансграничное сотрудничество в рамках ШОС в области электронной торговли осуществляется в двустороннем формате, таком как китайско-российское сотрудничество в области электронной коммерции, китайско-казахстанское сотрудничество в области электронной коммерции, китайско-узбекское сотрудничество в области электронной коммерции, а его развитие на региональном уровне происходит очень медленно. На сегодняшний день единая региональная трансграничная торговая площадка электронной коммерции и логистическая сеть ШОС пока еще не сформированы [1].

Толчком к этому выступила пандемия COVID-19, которая вызвала глубокие качественные изменения многих экономических процессов, привела к их цифровизации, происходящей на фоне бурного развития высоких 1Т-технологий. В условиях пандемии стали массово создаваться интернет-платформы, возрастающее значение которых не только ускорило цифровизацию торговли и сферы услуг, но и создало большое количество новых рабочих мест, став новой движущей силой глобального экономического роста и повышения уровня стабильной занятости. В будущем электронная коммерция, вероятно, станет основным направлением международной (импортно-экспортной) торговли [2].

В этом контексте актуальным является вопрос о том, каков вклад Демонстрационной зоны местного экономического и торгового сотрудничества ШОС (далее - Демонстрационная зона ШОС) в трансграничную электронную торговлю, каковы проблемы, с которыми столкнулись в Демонстрационной зоне ШОС в сфере трансграничной электронной торговли, соответственно, каковы возможные пути дальнейшего развития трансграничной электронной торговли в Демонстрационной зоне ШОС. Кроме того, какую политику следует проводить? как принять более практичные шаги? какие механизмы необходимо разработать в рамках Демонстрационной зоны ШОС для создания региональной трансграничной платформы электронной коммерции, для дальнейшего продвижения трансграничной электронной торговли и для упрощения региональной торговли? Эти вопросы частично освещены в [3], но продолжают оставаться актуальными и по возможности, будут раскрыты в данной работе.

1. Тенденции развития трансграничных платформ электронной коммерции в Демонстрационной зоне местного экономического и торгового сотрудничества ШОС

С момента образования ШОС региональное экономическое сотрудничество создавалось с нуля - от простого к сложному, от одностороннего к многоуровневому. При этом оно быстро развивалось, масштабы торговли достигли самого высокого в истории уровня, а взаимодополняемость внутренней торговли увеличилась, что привело к заметным успехам.

В настоящее время влияние региональных рынков и организаций стран-участниц, охватываемых ШОС, еще больше возросло. Согласно данным «Доклада о развитии торговли за 20 лет с момента создания Шанхайской организации сотрудничества», опубликованному в 2022 г., общий объем торговли государств - членов ШОС за 20 лет увеличился почти в 100 раз, составив 5,4% от общего объема мировой торговли в 2001 г. и 17,5% в 2020 г. Объем торговли между Демонстрационной зоной регионального торгово-экономического сотрудничества «Китай - ШОС» и государствами - членами ШОС увеличился в пять раз - с 850 млн юаней в 2019 г. до 4 млрд юаней в 2021 г.1

В целях дальнейшего укрепления регионального экономического сотрудничества в рамках Организации необходимо осуществлять многоканальные, многоотраслевые и высокоуровневые меры стратегического сотрудничества. Однако вследствие того, что государства - члены ШОС еще не пришли к консенсусу по вопросу о создании зоны свободной торговли, а разница в уровне экономического развития между странами - участницами ШОС достаточно велика, то повышение эффективности логистики, содействие таможенному сотрудничеству, содействие развитию торговли и притоку бизнесменов и специалистов посредством создания Демонстрационной зоны местного экономического и торгового сотрудничества Шанхайской организации сотрудничества будет обеспечивать соблюдение интересов отдельных стран-участниц в условиях упрощенного режима региональной торговли.

В сентябре 2019 г. Госсовет Китая утвердил «Общий план создания Демонстрационной зоны местного экономического и торгового сотрудничества Китай - ШОС»2. В качестве важного канала экономи-

1 Доклад о развитии торговли за 20 лет с момента создания Шанхайской организации сотрудничества. http://wkc.ouc.edu.cn/2022/0224/c20373a362887/page.htm (дата обращения: 13.03.2023).

2 http://www.gov.cn/zhengce/content/2019-10/08/content_5437071.htm?tdsourcetag=s_ pcqq_aiomsg (дата обращения: 10.12.2022).

ческого сотрудничества между органами местного самоуправления стран - участниц ШОС создание Демонстрационной зоны ШОС будет способствовать реализации стратегии содействия торговле.

Используя промышленные и географические преимущества города Циндао, в рамках проекта Демонстрационная зона ШОС проводится многовекторная политика в таких областях как торговля, финансы и промышленность с целью создать более широкую платформу для двусторонних и многосторонних обменов и сотрудничества в разных областях, оказывая свое воздействие и активно расширяя дружественные каналы связи. Все эти меры будут направлены на укрепление экономического и торгового сотрудничества, на содействие интеграции элементов и ресурсов транснациональных потоков, на стимулирование стран - участниц ШОС к ускорению их интеграции в глобальную цепочку поставок, промышленных цепочек и цепочек создания стоимости.

В «Общем плане создания Демонстрационной зоны местного экономического и торгового сотрудничества Китай - ШОС» (далее именуемой «Общий план») четко указано, что трансграничная электронная коммерция должна активно развиваться. В соответствии с требованиями «Общего плана» Демонстрационная зона ШОС, опираясь на Комплексную экспериментальную зону трансграничной электронной коммерции Китая (Циндао), поощряет предприятия к созданию платформ поддержки трансграничной электронной коммерции, к аккумуляции приграничных предприятий электронной коммерции и к развитию операций по трансграничной электронной коммерции.

Демонстрационная зона ШОС внедрила соответствующие практики, способствующие дальнейшему развитию индустрии трансграничной электронной коммерции, создав благоприятную деловую среду с ориентацией на рынок, с профессиональными и международными услугами и с привлечением большего количества предприятий для инвестиций и стартапов.

Создание зарубежных и транзитных приграничных складов стало важной опорой для развития трансграничной электронной торговли в ШОС. Имея развитую стартовую базу, высокие стандарты и большие перспективы в сфере международной торговли, Демонстрационная зона ШОС будет сосредоточена на инновационном развитии трансграничных предприятий, связанных с электронной коммерцией. Зона сама предпримет практические шаги, используя экспериментальные методы: так, через каналы трансграничной торговли будет создан двойной цикл для продвижения высококачественной китайской продукции на экспорт за рубеж и для ввоза иностранной высококачественной продукции внутрь страны, реализуя тем самым двустороннюю и многостороннюю торговлю, а также открывая новые пути торговли.

В будущем платформу трансграничной электронной торговли в Демонстрационной зоне ШОС следует использовать в качестве наглядного примера хорошо организованной сферы международной торговли и приложить усилия для содействия быстрому развитию трансграничной электронной торговли в регионе ШОС, повышению уровня и упрощению правил трансграничной торговли, а также реализации ключевых проектов. Необходимо сотрудничать с крупными платформами для модернизации индустрии трансграничной электронной коммерции, для развития трансграничной электронной коммерции по нескольким каналам и создания трансграничной экосистемы электронной коммерции со спецификой ШОС.

2. Роль Демонстрационной зоны ШОС в построении региональной трансграничной платформы электронной коммерции

Трансграничная электронная коммерция является первой формой сотрудничества в области цифровой экономики, возникшей между государствами - членами ШОС, и оказывает очевидное позитивное влияние на экономическое развитие в регионе ШОС. В настоящее время трансграничное сотрудничество в области электронной торговли в регионе ШОС в основном включает механизмы межгосударственного сотрудничества и механизмы двустороннего сотрудничества. Факторы, влияющие на уровень развития трансграничной электронной торговли, включают таможенное сотрудничество, логистику, транспортное сообщение и информационную инфраструктуру.

Задачей Демонстрационной зоны ШОС является создание международных логистических центров более высокого уровня, современных торговых центров и центров культурного обмена для деловых поездок, которые должны будут играть важную демонстрационную роль в содействии развитию трансграничной электронной коммерции в рамках ШОС. Кроме того, создание специальной платформы электронной коммерции ШОС будет способствовать укреплению экономического и торгового сотрудничества государств - членов Организации, реализации регионального экономического роста и цифровой трансформации, а также позволит большинству малых и средних предприятий участвовать в быстро развивающейся сфере трансграничной электронной коммерции.

2.1. Создание международных логистических центров для оптимизации товарных потоков трансграничной электронной коммерции

Оптимизация товарных потоков от поставщиков до потребителей с минимальными финансовыми и временными затратами имеет

принципиально важное значение для развития трансграничной электронной коммерции, при этом повышение операционной эффективности сетей сбора и распределения, а также и логистических каналов будет в значительной степени способствовать региональному экономическому развитию.

Уникальность Демонстрационной зоны ШОС заключается в использовании межгосударственных площадок для осуществления местного сотрудничества, для организации путей доставки грузов с моря на сушу и с суши на море, формируя действительно наглядный пример двусторонней взаимопомощи между Востоком и Западом, а также доступную открытую структуру, построенную между сушей и морем, внутренними и внешними перевозками [4].

Демонстрационная зона ШОС объединяет ресурсы автомобильного, железнодорожного, морского и воздушного транспорта, решает проблемы строительства инфраструктурных объектов. Трехмерный канал логистических операций повышает их эффективность и удобство.

Для повышения удобства портового канала Демонстрационная зона ШОС использует глобальную систему мультимодальной транспортной логистики, а чтобы усилить функциональные преимущества мультимодальных перевозок порта Циндао, она первой в стране создала систему таможенного контроля грузов в пути, организовала специально выделенный грузовой канал между станциями и портами (через специальный шлюз), обеспечивая тем самым прямую связь между морем и железной дорогой [5].

Демонстрационная зона ШОС в полной мере использует свои географические преимущества, реорганизует транспортные ресурсы, меняет схему транспортировки совместно с таможенными, транспортными и другими ведомствами, сокращает время таможенного оформления товаров, экономит затраты на товарооборот и прилагает все усилия по продвижению интеграции транспортировки, складирования, надзора и включения в международные логистические цепочки.

Создание качественного и интенсивно развивающегося канала международной мультимодальной транспортной торговли будет способствовать дальнейшей стыковке и сотрудничеству трансграничной электронной коммерции между всеми странами - участницами ШОС.

2.2. Пути дальнейшего развития электронной торговли, создание нового механизма сотрудничества высокого уровня в области трансграничной электронной коммерции

Создание Демонстрационной зоны ШОС поможет в еще большей степени повысить роль Циндао в строительстве нового евразийского континентального моста инициативы «Пояс и путь» - экономического коридора и морского сотрудничества, укрепить взаимосвязь и функциональную совместимость стран - участниц ШОС, а также обеспе-

чить системные гарантии для построения более широкой региональной платформы экономического сотрудничества [6].

Демонстрационная зона ШОС планирует создать специальный орган по оказанию комплексных услуг для современной торговли и универсальную платформу «одного окна» для международных бизнес-услуг. Используя свое лидерство в области логистики, Зона планирует оказывать новаторскую политическую поддержку, повышать финансовую поддержку, улучшать юридические услуги и оказывать помощь в использовании новых цифровых технологий, а также создавать механизм трансграничного сотрудничества в области электронной коммерции высокого уровня с помощью новых цифровых технологий.

Демонстрационная зона ШОС придает большое значение продвижению промышленной агломерации и объединению ресурсов в рамках ШОС. Используя преимущества комплексной экспериментальной зоны трансграничной электронной торговли Китая (Циндао), предприятиям рекомендуется создавать платформы поддержки трансграничной электронной коммерции для привлечения современных высокоразвитых иностранных торговых компаний, их регистрации в Промышленном бизнес-парке Демонстрационной зоны и аккумуляции трансграничных предприятий электронной коммерции. Это приведет к развитию трансграничной электронной коммерции и поддержке ведущих предприятий Циндао в деле создания баз распределения грузов и «зарубежных складов» [7]. В дополнение к институциональным инновациям, направленным на либерализацию и упрощение процедур торговли, Демонстрационная зона ШОС также постоянно расширяет «круг друзей» и свое влияние посредством рекламных конференций, прямых трансляций электронной коммерции и экспо выставок ШОС. Все это направлено на создание информационной платформы для местного экономического и торгового сотрудничества и обмена для стран - участниц ШОС.

3. Основные проблемы, возникающие при создании региональной трансграничной платформы электронной коммерции: анализ нынешней ситуации в Демонстрационной зоне ШОС

Демонстрационная зона ШОС отличается от экспериментальной зоны свободной торговли тем, что представляет собой новую структуру, которая использует высокие 1Т-технологии и способствует улучшению механизмов и правил, применяемых в сфере межрегиональной трансграничной электронной торговли, - ранее не было подобных прецедентов, а работы по строительству и развитию носили исследовательский и новаторский характер [8]. В результате многолетних напряженных

усилий и подготовки между государствами - членами ШОС возникли правовые, рыночные и материальные основы для регионального трансграничного сотрудничества в области электронной торговли. Однако они все еще сталкиваются со многими барьерами в таможенных процедурах, бизнес-потоках и нормативно-правовой среде [9].

Таблица

Рейтинг легкости ведения бизнеса в государствах - странах ШОС

Страна Оценка Место в мире

Казахстан 79.6 25

Российская Федерация 78.2 28

Китай 77.9 31

Индия 71 63

Узбекистан 69.9 69

Кыргызская Республика 67.8 80

Таджикистан 61.3 106

Пакистан 61 108

Источник: составлено авторами по: Ведение бизнеса 2020[EB/OL]. Doing Business 2020. https://openknowledge.worldbank.org/server/api/core/bitstreams/75ea67f9-4bcb-5766-ada6-6963a992d64c/content.

Для осуществления ШОС местного экономического и торгового сотрудничества Демонстрационная зона ШОС на сегодняшний день все еще нуждается в улучшении логистических услуг, промышленной агломерации, обучения персонала и таможенного контроля, имеющих принципиально важное значение, а также сталкивается с препятствиями, ограничивающими развитие трансграничной электронной торговли в регионе ШОС, что во многом обусловлено особенностями ведения бизнеса в различных странах ШОС (см. табл.).

3.1. Унификация логистического обслуживания, необходимость повышения мощностей грузоперевозок

Логистические мощности и таможенные процедуры являются основными факторами, влияющими на развитие трансграничной электронной торговли. Необходимой предпосылкой для того, чтобы инфраструктура выполняла свою важную роль в развитии трансграничной электронной торговли, является формирование бесперебойной функциональной сети объектов. В качестве логистического центра на местном уровне Демонстрационная зона ШОС создала мультимо-дальную логистическую модель «Интегрированный порт и станция»

для облегчения импорта и экспорта морских грузов. Однако в процессе реализации возникли дополнительные требования, которые также оказали определенное давление на логистическую связь между морскими, наземными, воздушными и железнодорожными видами транспорта.

В настоящее время в экспортном бизнесе предприятий трансграничной электронной коммерции в Демонстрационной зоне ШОС наблюдается самый высокий спрос на железнодорожные перевозки, особенно на железнодорожные составы. Тем не менее, согласно Генеральному плану железнодорожного узла Циндао, Цзяочжоу3 планируется только как железнодорожная логистическая база второго уровня, а план железнодорожных частот ограничен развертыванием Цзинаньского железнодорожного управления. Существует проблема недостаточной пропускной способности, что явно не соответствует ожидаемым перспективам развития Демонстрационной зоны ШОС для создания международного логистического узла [10].

Проблемы, существующие в развитии международного логистического центра в Демонстрационной зоне ШОС, такие как единый режим обслуживания и слабая пропускная способность, объясняются тем, что наземные, портовые и воздушные перевозки не были полностью взаимосвязаны с таможней и площадками контроля за трансграничной электронной торговлей. Возможно, именно это влияет на эффективность таможенного оформления и транспортировки товаров, а также увеличивает бремя торговых издержек трансграничной электронной торговли.

3.2. Недостаточная привлекательность индустриальных парков, призванных способствовать развитию трансграничной электронной коммерции

В специально созданных национальных павильонах ШОС и оф-лайн-магазинах в Демонстрационной зоне ШОС представлены продукты электронной коммерции, что в определенной степени способствовало увеличению продаж продуктов электронной коммерции с учетом специфики страны-продавца. Однако предприятия, занимающиеся трансграничной электронной коммерцией, осуществляемой в настоящее время в Демонстрационной зоне, рассредоточены, и сделки между ними в основном осуществляются железнодорожным транспортом, а продажи иностранным потребителям проводятся с помощью личных экспресс-посылок.

Кроме того, остается низким коэффициент использования зарубежных складов, занимающихся обслуживанием трансграничной

3 Цзяочжоу - район города Циндао.

электронной торговли и подавших заявки на регистрацию. При этом выпуск продукции отраслей, которые начали заниматься трансграничной торговлей, не достиг ожидаемого масштаба. В настоящее время трансграничной электронной торговлей в Демонстрационной зоне ШОС в основном занимаются местные предприятия, а крупных предприятий в сфере трансграничной электронной торговли здесь нет.

Роль индустриального парка трансграничной электронной коммерции ШОС в поиске новых торговых каналов и точек роста прибыли для предприятий посредством трансграничной электронной коммерции также недостаточно заметна [11]. Причина этого кроется в том, что механизм взаимосвязи и совместного использования трансграничных информационных ресурсов электронной коммерции несовершенен, цели инвестиций не определены.

Кроме того, проводимая в данной сфере политика не позволяет проанализировать ситуацию с заявками в зависимости от формы торговли, в связи с чем статистическая точность их оценок, а также уровень поддержки операций трансграничной электронной торговли в результате оказались недостаточными. Более того, в индустриальном парке электронной коммерции существует множество форм и видов торговли, например, таких как обычная торговля, давальче-ская торговля («processing trade») и трансграничная электронная торговля на экспорт. К тому же, вне зависимости от количества отраслей, субъектов и учреждений, до сих пор так и не получен эффект масштаба, прибыль от трансграничной электронной коммерции не в состоянии достичь ожидаемого уровня, а базис делового сотрудничества относительно слаб.

3.3. Дефицит высокопрофессиональных кадров в области трансграничной электронной коммерции, препятствующий быстрому развитию торгового бизнеса

Поскольку трансграничная электронная коммерция является глобальным бизнесом, то задействованные в ней бизнес-процессы являются относительно сложными. Помимо рабочего персонала с высоким уровнем владения иностранным языком и знакомого с правилами каждой платформы, также требуется хорошо разбираться в трансграничных платежах, трансграничной логистике, в управлении цепочками поставок товаров международной торговли, разработке продуктов, финансовом менеджменте и т. д. [12].

В настоящее время субъекты трансграничной электронной коммерции в Демонстрационной зоне ШОС по-прежнему в основном представляют собой семейные предприятия, а также индивидуальных торговцев с небольшими объемами трансакций, с низким уровнем

управления, что затрудняет достижение намеченных целей развития высокоуровневой и крупномасштабной трансграничной электронной коммерции. Хотя в Циндао, где находится Демонстрационная зона ШОС, после многих лет ее функционирования сформировался значительный кадровый потенциал, в традиционной модели образования до сих пор отсутствует перечень специалистов, которые необходимы для работы в сфере трансграничной электронной коммерции. Кроме того, направление профессиональной подготовки кадров оторвано от потребностей отрасли, хотя при этом модель подготовки специалистов относительно проста.

В связи с быстрым развитием трансграничной электронной коммерции в рамках Демонстрационной зоны ШОС спрос на многопрофильных профессионалов в сфере трансграничной электронной торговли продолжает расти, однако по-прежнему ощущается их острая нехватка. Привлечение традиционных специалистов по иностранным делам для участия в трансграничной электронной коммерции не может полностью удовлетворить потребности развития трансграничной электронной коммерции в современных условиях.

3.4. Проблемы таможенного контроля в сфере трансграничной электронной торговли и совершенствование механизмов внешнеторгового товарооборота

Трансграничная электронная коммерция ШОС, являясь новой формой внешней торговли и новой моделью для стимулирования внешнего товарооборота, столкнулась с отсутствием единых правил таможенного контроля. В настоящее время еще не создана промыш-ленно-торговая федерация электронной коммерции ШОС, и страны-участницы в основном развивают механизмы трансграничного сотрудничества в области электронной торговли в форме двусторонних соглашений о сотрудничестве.

Вследствие разных правил электронной коммерции в странах-участницах, а также из-за виртуального и анонимного характера трансграничных трансакций в сфере электронной торговли, компании, занимающиеся трансграничной электронной торговлей, часто корректируют свои маркетинговые стратегии в соответствии с фактическими условиями, существующими на рынках в разных странах-участницах.

В Демонстрационной зоне ШОС бывают случаи продажи продуктов, запрещенных к вывозу в связи с нарушением закона об авторских правах. Причем иногда такие товары продаются другим государствам - членам ШОС в больших количествах, что серьезно нарушает правила международной торговли и создает кредитные риски.

С увеличением объема экспорта товаров, продаваемых через каналы электронной коммерции, таможне необходимо создать несколько децентрализованных площадок таможенного контроля. В настоящее время обмен информацией, касающейся трансграничной электронной торговли, осуществляется слабо, и трудно полностью контролировать риски, а также сложно обеспечивать эффективный контроль потоков товаров с учетом их надлежащего таможенного оформления. Более того, в регионе ШОС временно отсутствует хорошо работающий механизм отслеживания и отзыва контрафактной продукции, а единые правила защиты интеллектуальной собственности еще не выработаны. Несмотря на то что Китай ужесточил наказание за нарушение прав интеллектуальной собственности, принимать дополнительные меры по ее защите, когда контрафактная продукция уже вывезена за пределы страны, очень сложно.

4. Предложения по созданию региональной

трансграничной платформы электронной коммерции ШОС: опыт Демонстрационной зоны ШОС

Демонстрационная зона ШОС, являясь центром местного экономического и торгового сотрудничества ШОС, столкнулась с бурным развитием трансграничной электронной коммерции и в настоящее время находится в начале нового исторического этапа. Его задачами являются: проанализировать предыдущий опыт, накопленный за все время деятельности субъектов сферы местного экономического и торгового сотрудничества; в полной мере развернуть собственные преимущества; использовать инновационные инструменты управления, появившиеся благодаря цифровым технологиям; способствовать развитию трансграничной электронной коммерции с учетом взаимосвязи логистической инфраструктуры, инновационных моделей комплексных сервисных платформ; увеличить количество индустриальных парков электронной коммерции; улучшить профессиональную подготовку кадров; а также улучшить таможенный контроль за потоками экспортируемых товаров; развивать сотрудничество с таможенными департаментами. Положительный опыт создания региональной трансграничной платформы электронной коммерции в рамках ШОС необходимо использовать для дальнейшего усиления влияния ШОС в сфере международной торговли.

4.1. Инновационные методы совершенствования транспортной инфраструктуры и коммуникаций и оптимизация логистической структуры трансграничной электронной коммерции

Прежде всего необходимо активно стимулировать дальнейшее развитие международного торгового сотрудничество стран ШОС,

развивать логистику, отвечающую современному уровню, создавать двусторонние мультимодальные транспортно-логистические узлы, осуществлять мультимодальные перевозки, а также ускорять строительство «зеленых коридоров» для товаров из стран ШОС. Инфраструктура ИКТ и доступность Интернета для коммерческих операций оказывают положительное и значительное влияние на объем международной торговли [13; 14]. Для решения проблемы недостаточной пропускной способности железнодорожного транспорта в регионе ШОС самым простым и эффективным решением, разумеется, является повышение класса железнодорожных узлов, увеличение количества и качества железнодорожных составов, исходя из потребностей трансграничной электронной торговли в рамках Демонстрационной зоны ШОС, создание международных логистических центров, расположенных в соответствии со структурой порта, а также расширение высокоэффективной модели логистических операций «поездной состав + трансграничная электронная коммерция». При этом следует учесть, что существует верхний лимит пропускной способности одной транспортной инфраструктуры.

Имеющиеся и создаваемые новые площадки для таможенного контроля за трансграничной электронной торговлей, а также деятельность индустриального парка электронной торговли в Демонстрационной зоне ШОС будут неразрывно связаны с тремя видами транспорта: железная дорога, автомобильное шоссе и воздушное сообщение. Задействованные в полной мере различные виды транспорта, дополняющие друг друга, будут способствовать совершенствованию логистических услуг, увеличению масштабов и интенсификации трансакций, а также сформируют совокупность трансграничных логистических и транспортных ресурсов электронной коммерции, создав тем самым новую модель логистики трансграничной электронной торговли для ее дальнейшего развития в Демонстрационной зоне ШОС, в том числе и во всем регионе ШОС.

Кроме того, взаимосвязь различных видов транспорта, таких как морской, наземный, воздушный и железнодорожный транспорт, требует более высокого уровня обмена транспортной информацией. Благодаря применению цифровых технологий и интеллектуальных систем в области транспорта может быть дополнительно задействован потенциал трансграничной электронной коммерции в транзитных перевозках, а логистическая цепочка поставок может активно развиваться и строиться, способствуя улучшению международной транспортной инфраструктуры. Это создаст крупный канал для трансграничной логистики электронной торговли ШОС, что поможет использовать преимущества логистики со спецификой ШОС.

4.2 Создание цифровой комплексной сервисной платформы для повышения уровня промышленной интеграции парков электронной коммерции

Промышленная агломерация является важным способом интеграции традиционных отраслей в глобальную цепочку создания стоимости, при этом интеграция отраслей является единственным способом для местной промышленной агломерации добиться интернационализации. Именно поэтому трансграничная электронная коммерция становится важной платформой для того, чтобы промышленная агломерация была встроена в глобальную цепочку создания стоимости [15].

В связи с тем что ШОС еще не достигла консенсуса по созданию региональной трансграничной платформы электронной торговли, то, исходя из сценариев применения и реальных потребностей трансграничного сотрудничества в области электронной торговли между странами ШОС, взяв за основу институциональные инновации Демонстрационной зоны ШОС, создание комплексной сервисной платформы для трансграничной электронной торговли ШОС с помощью новых цифровых технологий станет более реалистичным выбором для повышения уровня трансграничного сотрудничества ШОС в области электронной коммерции.

Использование больших данных и блокчейна для создания системы обслуживания современного уровня, фокусирование таких звеньев электронной коммерции, как демонстрационная политика, торговые переговоры, платежи и расчеты, а также отражение финансовых операций по всей цепочке поставок в базе данных с высокой степенью оцифровки способствует более полному сбору данных по электронной торговле и интеграции ресурсов, что поможет устранять препятствия на пути трансграничного сотрудничества в области электронной торговли. Для этого также следует предоставлять более удобные услуги международной торговли для компаний, работающих в сфере электронной коммерции, эффективно снижать для них стоимость трансграничной торговли и создавать «модель ШОС» для трансграничной электронной коммерции.

Учет динамики ВВП и объемов торговли показывает, что увеличение на 10% проникновения Интернета из одной страны в другую связано с увеличением роста экспорта примерно на 1,7% и на 1,1% роста импорта [16; 17]. Ввиду недостаточной привлекательности нынешнего индустриального парка электронной коммерции и пока неопределенных инвестиционных ориентиров Демонстрационная зона должна точно определить характер трансграничной электронной коммерции с предприятиями в качестве основного субъекта и рынка в качестве сущностной ориентации. Также необходимо скорректировать категории товаров импорта и экспорта трансграничной электронной ком-

мерции, содействовать преобразованию и модернизации региональной промышленной структуры, что позволит удовлетворить фактические потребности внутреннего и экспортного рынков и привлечет к участию более крупные и конкурентоспособные внешнеторговые компании, занимающиеся трансграничной электронной торговлей. В то же время, учитывая сосуществование нескольких торговых моделей в индустриальном парке электронной коммерции, Демонстрационная зона может способствовать участию традиционных предприятий в кластере в электронной коммерции, предоставляя модульные услуги данных, а также политические и юридические услуги. Кроме того, путем технического сотрудничества, распределения ресурсов, стандартизации рынка и другими способами нужно улучшать систему совместного управления цепочками поставок, что будет способствовать дальнейшему открытию новых каналов рынка, а также расширит масштабы региональной торговли и в полной мере создаст дополнительные преимущества в глобальной торговой конкуренции.

4.3. Совершенствование путей подготовки профессиональных кадров для сферы трансграничной электронной коммерции, стимулирование повышения качества и технологического уровня операций электронной коммерции

Человеческий капитал является принципиально важным и наиболее активным фактором, способствующим развитию электронной торговли, - это первостепенный ресурс, поддерживающий ее развитие. Но для того чтобы обеспечить дальнейшее ее развитие, повысить объемы трансграничной электронной коммерции и расширить масштабы трансакций принципиально важно улучшить подготовку кадров для трансграничной электронной коммерции.

В настоящее время подготовка специалистов в области трансграничной электронной коммерции в основном осуществляется в вузах, которые несут ответственность за преподавание теоретических дисциплин, имеющих отношение к трансграничной электронной коммерции, а также преподавание таких практических навыков, которые необходимы для будущей карьеры, - иностранных языков, бухгалтерского учета и маркетинга. Однако обучение студентов практическим навыкам не соответствует требуемому уровню. Демонстрационная зона ШОС может проводить исследования новых механизмов интеграции промышленности и системы профессионального образования посредством реализации совместных проектов с вузами по подготовке специалистов и приобретения ими практических навыков. Это не только определит необходимые на сегодняшний день стандарты компетенций, которыми должны обладать в будущем специалисты в области трансграничной электронной коммерции, но также побудит

студентов, желающих работать в данной области, совмещать теорию с практикой, заранее ознакомиться со связями, процессами и рабочей средой трансграничной электронной коммерции, повысить уровень своих знаний, улучшить применяемые в процессе обучения методики и повысить их профессиональные качества.

В то же время для компаний, занимающихся электронной коммерцией и зарегистрировавшихся в Демонстрационной зоне ШОС, Демонстрационная зона может предоставить рекомендации по управлению и развитию компаний электронной коммерции посредством семинаров, учебных курсов и т. д., обучать профессиональным навыкам, а также помогать компаниям электронной коммерции в индустриальном парке добиваться качественного и устойчивого развития. Кроме того, во время обучения в Демонстрационной зоне Китай-ШОС могут также предоставляться зарубежные программы обучения трансграничной электронной коммерции с использованием комбинации онлайн- и офлайн-методов, что не только улучшит обмен персоналом и взаимодополняемым опытом с другими странами-участницами, но и поможет повысить уровень квалификации специалистов - практиков трансграничной электронной коммерции в других странах, решит дилемму нехватки зарубежных специалистов в трансграничной электронной торговле в Китае, а также облегчит подключение и продвижение трансграничной электронной торговли внутри страны и за границей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4.4. Совершенствование механизмов таможенного контроля трансграничной электронной торговли и содействие развитию внешнеторгового рынка

В целях дальнейшего развития рынка трансграничной электронной коммерции необходимо ускорить совершенствование и внедрение эффективных механизмов таможенного контроля, которые бы гарантировали, что трансграничные трансакции электронной торговли осуществляются в атмосфере безопасности и честности. Содержание и методы таможенного сотрудничества будут расширяться и изменяться вслед за развитием трансграничной электронной коммерции. Страны - участницы ШОС должны как можно скорее прийти к консенсусу по принципам сотрудничества в области цифровой экономики и активно совершенствовать комплексную инфраструктуру цифровой экономики в целях создания удобных условий для обмена данными по трансграничной торговле и таможенными документами в электронном виде.

Для увеличения и расширения возможностей контроля трансграничной электронной торговли в регионе ШОС, поддержания рыночного порядка и имиджа международной торговли необходимо ориен-

тироваться на потребности отрасли, комбинировать контроль вывозимых продуктов разных отраслей с контролем продуктов конкретной отрасли, четко определить роли и обязанности компаний, занимающихся электронной коммерцией, а также ускорить процесс по нормализации и обеспечению верховенства закона и упрощения новой системы регулирования.

Вследствие того что виртуальность и анонимность трансграничной электронной коммерции затрудняют получение таможней полной цепочки данных, для построения таможенной модели «одного окна» может быть использована технология «блокчейн + Интернет» с опорой на существующие механизмы таможенного контроля. Это должно быть сделано в целях интеграции бизнес-потоков, логистики, движения денежных средств, унификации стандартов сбора, передачи и обработки торговых данных, создания трансграничной системы отслеживания товаров, системы мониторинга складирования и транспортировки, полного преодоления информационных барьеров, повышения транспарентности управления и обмена информацией, а также обеспечения подлинности и эффективности трансграничных трансакций электронной коммерции и всего процесса контроля данных.

В целях повышения эффективности таможенного контроля необходимо ужесточить наказания за нарушения и улучшить бизнес-среду трансграничной электронной коммерции в целом. Следует как можно скорее внедрить систему таможенной защиты прав интеллектуальной собственности, улучшить транснациональную прослеживаемость и внедрить систему черного списка [18].

Учитывая достаточно большие различия в уровне развития цифровой экономики стран - участниц ШОС, целесообразно принять обязательства на основе существующих двусторонних площадок трансграничного сотрудничества в области электронной коммерции и возможностей каждой из сторон. Тем самым можно будет определить направления сотрудничества и конкретное содержание работы, а также сформировать План реализации по развитию трансграничной электронной коммерции ШОС.

Внутри ШОС нужно создать сеть трансграничных сервисных альянсов, которые бы занимались унификацией внутренних и внешних правил и стандартов системы регулирования, что поможет осуществить стыковку системы, повысит эффективность портов таможенного оформления и укрепит сотрудничество между пограничными ведомствами в области регулирования для обеспечения упорядоченного развития трансграничной электронной коммерции. Это будет способствовать «силе ШОС» и «эффективности ШОС» для содействия восстановлению региональной экономики, мира и стабильности, развития и процветания.

Заключение

Создание региональной трансграничной платформы электронной коммерции внутри ШОС - это процесс, требующий долгосрочных усилий. ШОС должна рассматривать основной целью своей деятельности «соответствие тенденциям экономической глобализации и региональной экономической интеграции, развитие регионального экономического сотрудничества в рамках ШОС, укрепление экономической мощи государств региона и повышение позиций всего региона в политико-экономической структуре мира»4. Принимая во внимание те вызовы и трудности, с которыми сталкивается ШОС в процессе построения региональной трансграничной платформы электронной коммерции, Демонстрационная зона ШОС, представляя собой важную структуру в сфере местного торгово-экономического сотрудничества, должна использовать свою институциональную гибкость для инноваций в организации рабочих групп электронной коммерции и дальнейшего продвижения взаимосвязанной транспортной инфраструктуры. Также необходимо оптимизировать логистические схемы трансграничной электронной торговли, повышать уровень промышленной интеграции парков электронной торговли, расширять пути подготовки профессиональных кадров для трансграничной электронной торговли и совершенствовать механизмы таможенного контроля трансграничной электронной коммерции. Это будет способствовать развитию трансграничной электронной коммерции, снизит затраты на трансграничную торговлю, улучшит международное экономическое и торговое сотрудничество и обмен, сформирует положительный опыт построения трансграничной платформы электронной коммерции, который может быть полезен в качестве примера для создания новых платформ, а также постепенно осуществит на практике свободный поток товаров, капитала, услуг и технологий внутри региона ШОС.

4 https://www.chinanews.

com/2001-09-15/26A22548.htmI>#Rg$: 2022^12Л3И0 China News Network: Публикация пресс-коммюнике на первой встрече премьер-министров «Шанхайской организации сотрудничества», https://www.chinanews. com/2001 -09-15/26/122548. html (дата обращения: 3 декабря 2022 г.).

ЛИТЕРАТУРА

1. No. 3:5-24. Лю Хуацинь. Расширение нового пространства регионального экономического сотрудничества ШОС с помощью цифровой экономики // Российский академический журнал. 2022. № 3. С. 5-24.

2. Агеев Е.В. Роль инфокоммуникационных технологий в повышении эффективности функционирования трансграничной электронной торговли // Молодой ученый. 2022. № 18 (413). С. 151-154. https://moluch.ru/archive/413/91073/ (дата обращения 03.01.2023).

3. Лю Ижу, Авдокушин Е.Ф. Формирование основ «Цифрового Шелкового пути»// Мир новой экономика. 2019. Т. 13. №4. С. 62-71. DOI: 10.26794/2220-6469-2019-13-462-71.

4. [EB/OL]. https://baijiahao.baidu.com/s?id=1673278514925186511.2022-11-29.

Инь Минбо, Инь Сяосюй. Цзяочжоу, Циндао: институциональные инновации способствуют качественному открытому развитию Демонстрационной зоны ШОС. https://baijiahao.baidu.com/s?id=1673278514925186511 (дата обращения 29.11. 2022).

5. (2018). // No. 8:34-38. Лю Хуацинь, Ван Кайсюань. Выбор путей содействия развитию региональной торговли в ШОС // Новое экономическое руководство. 2018. № 8. C. 34-38.

6. Общий план строительства демонстрационной зоны местного экономического и торгового сотрудничества Китай-ШОС // Циндао Жибао. 29 октября 2019 г.

7. (2022). // No.3:101-110,126.

Мэн Циншэн. Размышления об оптимизации строительства демонстрационной зоны местного экономического и торгового сотрудничества Китай-ШОС // Евразийская экономика. 2022. №. 3. C. 101-110,126.

8. (2009). iif^M^I^T^^f'I^St^-S^ // iKX-^k^f

5:23-27.

Гун Синьшу, Лю Цинъянь. Анализ сдерживающих факторов и причин экономического сотрудничества в рамках ШОС // Вестник Чунцинского университета технологий и бизнеса (социологическое издание). 2009. № 5. C. 23-27.

9. [EB/OL]. https://mp.weixin.qq.com/s/ chZ2lrVZzLi-8J9YS5HcMA.2022-12-2.

Чэнь Цзюньчао Размышления об ускорении развития международных логистических центров в демонстрационной зоне ШОС. https://mp.weixin. qq.com/s/chZ2lrVZzLi-8J9YS5HcMA (дата обращения 02.12. 2022).

10. (2022). // No. 3:76-78. Сюй Юэцзин, Чжай Найчао. Изучение развития трансграничной электронной торговли в Шанхайской демонстрационной зоне сотрудничества с точки зрения таможни // Китайская таможня. 2022. № 3. C. 76-78.

11. (2022). // No. 4:60-64. Хэ Цзяжун. Вызовы и инновационное развитие трансграничной электронной коммерции в нашей стране // Вестник Административного института Ляонин. 2022. Вып. 4. С. 60-64.

12. Bernanke B.S., Rotemberg J. (eds). National Bureau of economic research (NBER) // Macroeconomics annual. MIT Press. MA. 1997. № 1. Рр. 73-102.

13. Kalakota R., Whinston A.B. Electronic commerce: A manager's guide // London: Addison Wesley Publishing. 1996. № 3. P. 32-44.

14. (2020). ЙЙЙЯЕ

No. 8:123-128.

Ду Юнхун Исследование мер по противодействию промышленной агломерации во внутренних зонах свободной торговли на основе концепции трансграничной электронной торговли в рамках инициативы «Один пояс - один путь» // Исследования в области технической экономики и управления. 2020. № 8. C.123-128.

15. Freund C, Weinhold D. The effect of the internet on international trade // Journal of International Economics. 2004. No. 62. Рр. 171-189.

16. Lee Iaehwa. Culture, Network and International Trade // Journal of International Logistic and Trade. 2015. № 13. P. 21-31.

17. (2020). // No. 5:32-39.

Ли Цючжэн, Цзян Лицзя, Пан Янь. Динамический механизм эволюции и инновации трансграничной экосистемы таможенного контроля электронной торговли в нашей стране //China Business and Market. 2020. № 5. C. 32-39.

18. China News Network. Публикация пресс-коммюнике на первой встрече премьер-министров Шанхайской организации сотрудничества. https://www.chinanews. com/2001-09-15/26/122548.html (дата обращения 03.12.2022).

REFERENCES

1. Liu Huaqin. Expanding the New Space of SCO Regional Economic Cooperation through Digital Economy // Russian Academic Journal. 2022. № 3. Pp. 5-24. (In Chin.).

2. Ageev E.V. The Role of Infocommunication Technologies in Increasing the Efficiency of Cross-Border Electronic Commerce // Young Scientist. 2022. № 18 (413). Pp. 151-154. https://moluch.ru/archive/413/91073/ (accessed on 03.01.2023).(In Russ.).

3. Liu Yizhu, Avdokushin E.F. Forming the Bases of the "Digital Silk Road" // The World of New Economy. 2019. Vol. 13, No. 4. Pp. 62-71. DOI: 10.26794/2220-6469-2019-13-4-62-71. (In Chin.).

4. Yin Minbo, Yin Xiaoxu. Jiaozhou, Qingdao: Institutional Innovation Promotes Quality Open Development of SCO Demonstration Zone. https://baijiahao.baidu.com/ s?id=1673278514925186511 (accessed on 29.11. 2022). (In Chin.).

5. Liu Huaqin, Wang Kaixuan. Choosing Ways to Promote Regional Trade Development in the SCO // New Economic Guidelines. 2018. № 8. Pp. 34-38. (In Chin.).

6. General Construction Plan for China-SCO Local Economic and Trade Cooperation Demonstration Zone // Qingdao Ribao. October 29, 2019. (In Chin.).

7. Meng Qingsheng. Reflections on How to Optimize the Construction of China-SCO Local Economic and Trade Cooperation Demonstration Zone // Eurasian Economy. 2022. №. 3. Pp. 101-110, 126. (In Chin.).

8. Gong Xinshu, Liu Qingyan. Analysis of Constraints and Reasons for Economic Cooperation within SCO // Bulletin of Chongqing University of Technology and Business. 2009. № 5. Pp. 23-27. (In Chin.).

9. Chen Junchao. Reflections on Accelerating the Development of International Logistics Centers in the SCO Demonstration Zone. https://mp.weixin.qq.com/s/chZ2lrVZzLi-8J9YS5HcMA (accessed on 02.12. 2022). (In Chin.).

10. Xu Yueqing, Zhai Naichao. Study of Cross-Border E-Commerce Development in Shanghai Demonstration Zone with Regard to Customs // China Customs. 2022. No. 3. Pp. 76-78. (In Chin.).

11. He Jiarong. Challenges and Innovative Development of Cross-Border E-commerce in Our Country // Bulletin of Liaoning Administrative Institute. 2022. Issue 4. Pp. б0-б4.

12. Bernanke B.S., Rotemberg J. (eds). National Bureau of economic research (NBER) // Macroeconomics annual. MIT Press. MA. 1997. No. 1. Pp. 73-102.

13. Kalakota R., Whinston A.B. Electronic commerce: A manager's guide // London: Addison Wesley Publishing. 1996. No. 3. Pp. 32-44.

14. Du Yonghong. Study on Measures to Counteract Industrial Agglomeration in Domestic Free Trade Zones Based on the Concept of Cross-Border E-Commerce as Part of One Belt, One Road Initiative // Research in Technical Economics and Management. 2020. No. 8. Pp. 123-128. (In Chin.).

15. Freund C, Weinhold D. The effect of the internet on international trade // Journal of International Economics. 2004. No. 62. Pp. 171-189.

16. Lee Iaehwa. Culture, Network and International Trade // Journal of International Logistic and Trade. 2015. No. 13. Pp. 21-31.

17. Li Qiuzheng, Jiang Lijia, Pan Yan. Dynamic Mechanism of Evolution and Innovation of Cross-border E-commerce Customs Control Ecosystem in our Country // China Business and Market. 2020. No. 5. Pp. 32-39. (In Chin.).

18. China News Network. Publication of press communiqué at the first meeting of prime ministers of Shanghai Cooperation Organization member countries // https://www. chinanews.com/2001-09-15/26/122548.html (accessed on 03.12.2022). (In Chin.).

Дата поступления рукописи: 01.03.2023 г.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Жэнь Яньянь - помощник научного сотрудника, административный отдел

канцелярии базы Китай-ШОС, Шанхай, Китай

[email protected]

Цай Сылю - магистрант международного права Шанхайского политико-юридического университета, Шанхай, Китай ORCID: 0000-0002-2546-4309 [email protected]

ABOUT THE AUTHORS

Ren Yanyan - Assistant Researcher at the Administrative Department, China National Institute for SCO International Exchange and Judicial Cooperation, Shanghai, China [email protected]

Cai Siliu - Master of International Law at Shanghai University of Political Science and Law, Shanghai, China ORCID: 0000-0002-2546-4309 [email protected]

CONSTRUCTION OF THE SCO REGIONAL CROSS-BORDER E-COMMERCE PLATFORM: TAKING THE PRACTICE OF THE CHINA-SCO LOCAL ECONOMIC COOPERATION DEMONSTRATION ZONE AS AN EXAMPLE Cross-border e-commerce is an important channel for trade cooperation in the SCO region, and is of great importance for trade development and facilitation within the SCO. Currently a unified regional cross-border e-commerce platform has not yet been formed in the SCO region. There are certain logistical and transport shortcomings in the region, the level of industrial parks needs to be improved, the mechanism of customs supervision is still imperfect, and the lack of market regulation limits cross-border trade. Facilitation development factors impede the further development of cross-border e-commerce within the SCO. This article considers the development of cross-border e-commerce in the SCO Local Economic and Trade Cooperation Demonstration Zone as a starting point, study the development of cross-border e-commerce in the SCO region, analyze the problems that exist in this sphere, and finally relevant proposals to the SCO management to facilitate the regional cross-border e-commerce platform were developed.

Keywords: SCO, trade facilitation, Local Economic and Trade Cooperation Demonstration Zone, cross-border e-commerce. JEL: F13, F15, F53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.