3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА
--© А.Б. Килин, В.А. Азев,
Г.Н. Шаповаленко, С.Н. Радионов, 2015
УЛК 656.13:338
А.Б. Килин, В.А. Азев, Г.Н. Шаповаленко, С.Н. Радионов
ОПЫТ СОЗДАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБОРУДОВАНИЯ БОЛЬШОЙ ЕДИНИЧНОЙ МОЩНОСТИ
Описаны технические, технологические, организационные мероприятия, реализация которых обеспечила на разрезе «Черногорский» ООО «СУЭК-Хакасия» достижение целевого уровня производительности электрогидравлических экскаваторов Комаtsu РС-4000 с оборудованием прямая лопата. Охарактеризованы три основных этапа подготовки и освоения мероприятий для значительного повышения производительности машины. Важным является то, что до прибытия машины был проанализирован опыт эксплуатации подобных машин и осуществлена подготовка и реализация технических, технологических и организационных мероприятий по обеспечению эффективной и безопасной ее эксплуатации. В результате такой работы был дважды достигнут мировой рекорд по производительности.
Ключевые слова: технические, технологические, организационные мероприятия, высокопроизводительная работа, автомобильно-экскаваторный комплекс, электрогидравлический экскаватор Комаtsu РС-4000.
В 2012 году для разреза «Черногорский» был разработан проект «Реконструкция горнотранспортной части отработки Черногорского каменноугольного месторождения». Данный проект предусматривал поэтапное техническое перевооружение вскрышного горнотранспортного комплекса, в части замены железнодорожного транспорта (тепловозы ТЭМ-7 и думпкары 2ВС-105 использовались для транспортирования вскрышных пород с верхних горизонтов во вскрышные отвалы) на автомобильный транспорт (с применением автосамосвалов грузоподъёмностью 220 - 240 т).
Реализация проектных решений началась во втором квартале 2013 г. и за период 2013 - 2015 гг. на предприятие поступило 17 единиц автосамосвалов БелАЭ-75306 грузоподъёмностью 220 т. и 3 единицы электрогидравлических экскаватора Кома1эи РС-4000 с оборудованием прямая лопата и ёмкостью ковша 22 м3 (рис. 1).
Рис. 1. Экскаватор Komatsu РС-4000 с емкостью ковша 22 М3 и автосамосвал БелАЗ-75306
С целью обеспечения эффективной работы вновь вводимого оборудования, руководителями и специалистами предприятия был проанализирован опыт работы автомобильно-экскаваторных комплексов ведущих иностранных и российских предприятий. На основании проведенного анализа были разработаны и реализованы технические, технологические и организационные мероприятия, по обеспечению эффективной и высокопроизводительной работы оборудования.
Заблаговременно, еще до прихода двух экскаваторов на разрез, в плановом порядке были разработаны и реализованы следующие решения:
1. В два этапа прошли обучение и стажировку машинисты и помощники машинистов на оба экскаватора.
2. Построена транспортная коммуникация с рабочего борта на нерабочий, для создания прямой связи уступов с отвалами.
3. Обеспеченно наличие взорванной горной массы объемом блока не менее 500 тыс. м3 каждый.
4. Обеспеченно наличие построенной ЛЭП с подключенным приключательным пунктом впереди по фронту работы экскаватора, с целью минимизации времени на переключение между отпайками ВЛ.
5. Обеспечили длину кабельной линии экскаватора не менее 500 м.
6. Участие экипажей экскаватора на сборке узлов и монтаже.
Такая подготовка позволила сразу выйти на уровень средней производительности в количестве 634 тыс.м3/мес.
В период первых месяцев эксплуатации экскаваторов увидели резервы для повышения производительности, как в организации работ, так и в технико-технологической подготовке производства. Это позволило разработать и реализовать мероприятия, позволившие выйти на уровень средней производи-
тельности — 761 тыс.м3/мес. Цикл подготовки к выходу на такой уровень производительности включал следующие этапы:
1. Разработка новой технологической схемы, обеспечивающей погрузку на два подъезда (рис. 2).
2. Разработка системы мотивации экипажа на достижение высокопроизводительной работы с обеспечением зависимости заработной платы от объемов экскаваторных работ.
3. Организация первоочередной доставки с промплощадки на рабочие места экипажей экскаваторов РС-4000. Время доставки — 7.45-8.00 и 19.45-20.00.
4. Время приёма - передачи смены и подготовительно-заключительных операции установлено не более 10 мин.: 8.008.10 и 20.00-20.10.
5. Организован пересменок водителей автосамосвалов, оператора грейдера, машиниста бульдозера на рабочем месте.
6. Обеспечение экскаватора расчётным количеством автосамосвалов плюс одна единица (исключение времени нахождения погрузочного оборудования в ожидании автотранспорта).
Следующий цикл перехода на более высокий уровень производительности предусматривал:
1. Корректировку положения об оплате труда ИТР, где так же была предусмотрена мотивация начальников участка, горных мастеров и электромехаников, направленная на повышение объемов экскаваторных работ.
2. Более качественное выполнение буровзрывных работ: буровзрывная подготовка, оптимизация остальных параметров БВР (сетка скважин, удельный расход, тип ВВ, диаметр скважин и т.д.) позволила снизить размер куска взорванной горной массы и обеспечила легкость черпания, позволяющая минимизировать износ ковша и зубьев и снизить рабочее время цикла погрузки автосамосвала.
Рис. 2. Погрузка экскаватором Komatsu РС-4000 на два подъезда
3. Обеспечение наличия подменного машиниста на период обеденного перерыва;
4. Организация поочерёдной остановки автосамосвалов на обеденный перерыв. Одновременная остановка не более двух единиц автосамосвалов. Установление времени обеда водителя не более 20 мин.
5. Обеспечение постоянного присутствия колёсного бульдозера на подчистке подъезда.
6. Исключение непроизводительных операций при доработке рабочей и нерабочей сторон экскаваторной заходки.
7. Организация поочерёдной остановки автосамосвалов на заправку. Остановка — не более одного автосамосвала.
8. Установление жёстких временных рамок на проведение ТО в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
9. Создание не снижаемого запаса ГСМ и гидрожидкости в объёме соответствующей заправочным емкостям одного экскаватора.
10. Создание сервисного склада запасных частей для сокращения времени нахождения в ремонте горнотранспортного оборудования.
11. Организованна резервная разгрузочная площадка на автоотвале.
С учётом особенностей черпания по забою, выявленной в процессе эксплуатации экскаватора, после проведения консультации со специалистами фирмы Коша1эи, были определены три сектора в забое для последовательностей отработки, позволяющие снизить рабочее время цикла погрузки автосамосвала (рис. 3).
Реализация выше перечисленных решений позволила выйти на следующий уровень средней производительности - 831 тыс.м3/мес.
Таким образом, вследствие планирования и организации выполнения мероприятий по повышению производительности экскаваторов, был дважды достигнут мировой рекорд: в январе 844 тыс.м3/мес. и в июле - 903 тыс.м3/мес. 2015 г. (рис. 4).
Важную роль в достижении непрерывного роста средней производительности оборудования сыграл использованный на разрезе подход: каждый достигнутый этап производительности рассматривался на наличие резервов для перехода на следующий;
Рис. 3. Схема отработки забоя по высоте (по секторам) экскаватором РС-4000
Рис. 4. Динамика объема экскавации Komatsu РС-4000 № 34
9000 ВООС 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 О
2014 г. 2015 г.
Рис. 5. Средняя годовая производительность экскаватора Komatsu РС-4000
каждый подпроцесс подвергался анализу и совершенствованию; пока достигнутый уровень закреплялся, специалисты разрабатывали дальнейший план действий.
Таким образом, каждый достигнутый и освоенный уровень производительности становился базой для подготовки к переходу на следующий более высокий уровень, в части мотивации и квалификации персонала, материального и ресурсного обеспечения, техники и технологий, а так же организации производства на основе использования внутренних резервов.
Далее планируется следующий этап совершенствования — создание автомобильно-экскаваторного комплекса (экскаватор Коша1эи РС-4000 и автосамосвал БелАЗ 75306) с системой мотивации комплексных бригад на стабильное выполнение заданий по объему экскавации не ниже 800 тыс.м3 в месяц, а также разработка и реализация технических, технологических и организационных мероприятий, по обеспечению эффективной и высокопроизводительной работы этого комплекса.
Применение такого подхода, позволило повысить производительность горнотранспортного оборудования в среднем на 10-15 % (рис. 5).
На предприятии ведется постоянный анализ и разбор причин неритмичной производительности, поскольку в каждом спаде объемов находятся внутренние резервы для дальнейшего увеличения объемов. Для использования этих резервов необходима взаимоувязка планирования, организации, мотивации персонала и контроля параметров производственных процессов. ЕШ
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ
Килин Алексей Богданович - кандидат технических наук, исполнительный директор ООО «СУЭК-Хакасия», кШпаЬ@ suek.ru,
Азев Владимир Александрович - кандидат технических наук, зам. исполнительного директора - технический директор ООО «СУЭК-Хакасия», [email protected], Шаповаленко Геннадий Николаевич - кандидат технических наук, директор разреза «Черногорский» ООО «СУЭК-Хакасия», [email protected], Радионов Сергей Николаевич - главный инженер разреза «Черногорский» ООО «СУЭК-Хакасия», [email protected].
UDC 656.13:338
EXPERIENCE OF CREATION OF ORGANIZATIONAL AND OPERATING CONDITIONS FOR EFFICIENT HANDLING OF HIGH UNIT CAPACITY EQUIPMENT
Kilin A.B., Candidate of Engineering Sciences, Chief Executive Officer, SUEK-Khakassia, kilinab@ suek.ru, Russia,
Azev V.A., Candidate of Engineering Sciences, Deputy Chief Executive Officer—Technical Director, SUEK-Khakassia, [email protected], Russia,
Shapovalenko G.N., Candidate of Engineering Sciences, Director, Chernogorsk Open Pit Mine, SUEK-Khakassia, [email protected], Russia,
Radionov S.N., Principal Engineer, Chernogorsk Open Pit Mine, SUEK-Khakassia, [email protected], Russia.
The implementation of the described technical, technological and organizational measures has allowed the target productivity of Komatsu electro-hydraulic excavator PC-4000 with front shovel component in Chernogorsk Open Pit Mine of SUEK-Khakassia. Three basic stages of preparation and implementation of the measures aimed at considerable enhancement of production output of the machine are characterized. It is important that the experience of operation of similar machines has been reviewed before the excavator delivery concurrently with preparation and implementation of technical, technological and organization measures on the machine operation safety. As a result, the world record in the excavator productivity has twice been reached.
Key words: technical, technological and organizational measures, highly productive operation, truck-and-shovel assembly, Komatsu electro-hydraulic excavator PC-4000.