--© Г.Н. Шаповаленко, С.Ф. Зубарев,
В.А. Хажиев, С.И. Захаров, 2015
УЛК 658.511.3
Г.Н. Шаповаленко, С.Ф. Зубарев, В.А. Хажиев, С.И. Захаров
ОЦЕНКА РЕЗЕРВОВ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ АВТОСАМОСВАЛОВ БЕЛАЗ НА РАЗРЕЗЕ «ЧЕРНОГОРСКИЙ»
Рассмотрен подход к оценке резервов повышения уровня организации рабочих процессов угледобывающего предприятия на фактическом примере разреза «Черногорский». Обоснована актуальность оценки резервов повышения уровня организации процесса транспортирования горной массы. Представлен комплексный анализ факторов организации труда -нормирование и планирование использования рабочего времени, стимулирование персонала, учет результатов труда. Представлены результаты хронометражных наблюдений за работой автосамосвалов. Сделаны выводы, отражающие выбор первоочередных направлений реализации резервов повышения уровня организации работы автосамосвалов. Ключевые слова: резервы, организация производства, автосамосвал, угольный разрез.
Л ля обеспечения конкурентоспособности предприятия необходимо его непрерывное развитие, что, в свою очередь, требует поиска соответствующих внутрипроизводственных резервов. Проводимая на разрезе работа по развитию функционала службы по ремонту автосамосвалов позволила значимо повысить уровень их работоспособности, при этом уровень использования этого оборудования вырос незначительно. В связи с этим, на разрезе «Черногорский» была произведена оценка резервов повышения уровня организации работы большегрузных автосамосвалов БелАЗ.
Оценка резервов повышения уровня организации работы большегрузных автосамосвалов на первом этапе включала анализ эффективности использования рабочего времени водителей автосамосвалов (рис. 1). Результаты проведенного анализа показали, что разница в результатах труда водителей, находившихся одинаковое время на работе, может достигать 3,5-4 раз. Выявленные отклонения в использовании рабочего времени, по сути, являются резервами роста производительности труда и могут быть реализованы на основе совершенствования организации погрузочно-транспортного процесса.
Объем работ, нормо-ч/месяц
О 12 24 36 43 60 72 34 96 103 120 132 144 156 163 130 192 204
Рабочее время, ч/месяц
Рис. 1. Использование рабочего времени водителей автосамосвалов (537 чел. — месяца, август-сентябрь 2015 г.)
Отклонения в использовании рабочего времени водителей зачастую являются причиной возникновения несоответствий между ценой и количеством труда (рис. 2).
Рис. 2. Связь заработной платы водителей автосамосвалов н объема выполненных работ в месяц (537 чел. — месяца, август-сентябрь 2015 г.)
Теснота связи между размером заработной платы водителей автосамосвалов и производительным временем их работы характеризуется как высокая, поскольку имеет коэффициент корреляции 0,94. Графический анализ этой связи показал, что при повышении производительности труда на 1 % заработная плата водителя в среднем увеличивается на 0,8 %. Но в тоже время из рисунка 2 видно, что в частных случаях между водителями с равным результатами труда за месяц существуют значительные отклонения по размеру заработной платы, которые особенно обостряются при диапазоне месячной производительности от 0 до 100 производительных часов. Выявленные диспропорции в цене труда достигают полутора раз, зачастую увеличивая затраты по статье «фонд оплаты труда». Эти непроизводительно работающие денежные средства (переплаты) можно также отнести к существующим внутрипроизводственным резервам.
Для расчета производительного времени работы водителей автосамосвалов используются существующие на разрезе нормы выработки, которые в зависимости от сложившихся организационно-технологических условий могут иметь разную напряженность. Анализ выполнения нормы выработки в зависимости от приведенного (к горизонтальному пути) расстояния транспортирования горной массы (рис. 3).
% выполнения нормы выработки
но 100 90 80 70 60
0-1 1-2 2-3 34 4-5 5« 6-7 7-8 8-9 9-10
Приведенное расстояние транспортирования, им
Рис. 3. Выполнение нормы выработки водителями при различном приведенном расстоянии транспортирования
Из рис. 3 видно, что при повышении приведенного расстояния транспортирования процент выполнения нормы выработки снижается, что говорит о росте напряженности нормы выработки. Другими словами повышение расстояния транспортирования становится не выгодным для водителя автосамосвала.
Для определения фактической напряженности норм выработки на транспортирование горной массы были произведены хронометражные наблюдения за работой водителей автосамосвалов. Полученные результаты хронометражных наблюдений представлены на рис. 4.
Рис. 4. Структура рабочего времени водителя автосамосвала (хронометраж, 4 смены, Б-№204, РС-№34, Б-№209, РС-№35)
Рис. 5. Структура простоев и нефункциональной работы водителя автосамосвала (хронометраж, 4 смены, Б-№204, РС-№34, Б-№209, РС-№35)
Анализ структуры смены показал, что водитель автосамосвала затрачивает на операции транспортного цикла 69-86 %, а в среднем 78,3 % рабочего времени. Затраты времени, связанного с обслуживанием оборудования составили по результатам наблюдений 4,5 % рабочего времени. Простои и нефункциональная работа занимают 14-20 %, а в среднем 17,2 % рабочего времени водителя, структура этих затрат времени представлена на рис. 5.
В структуре простоев и нефункциональной работы водителя автосамосвала большую долю занимают организационные, связанные с пропуском встречного транспорта, ожиданием погрузки в очередях на погрузку, подготовкой забоя и переездами экскаватора. Устранение выявленных простоев посредством реализации организационно-технологических мероприятий позволит повысить производительность труда и оборудования.
Анализ времени операций транспортного цикла (рейсов) позволил также выявить резервы повышения производительности труда, обусловленные техническим состоянием оборудования и профессионализмом водителей. Так, при сопоставимых условиях погрузки и транспортирования минимальное время рейса, зафиксированное по результатам хронометражных наблюдений, отличается от среднего в 1,3 раза, от максимального - в 2 раза (рис. 6).
На основании произведенной оценки резервов можно сделать вывод о том, что для повышения уровня организации работы автосамосвалов на разрезе необходимо реализовать мероприятия по снижению продолжительности организационных простоев и времени рейса. Примерами таких мероприятий могут быть: увеличение ширины проезжей части карьерных автомобильных дорог,
157
Мин.
30
26,7
^.................................... ■
20 17,6
15 13,6 ■
III
Минимум Среднее Максимум
Рис. 8. Продолжительность рейса (хронометраж, 40 рейсов)
томобильных дорог, обеспечение проектного уклона дорог, рациональное распределение автосамосвалов по экскаваторам, совершенствование норм выработки по критерию их напряженности, улучшение планирования дорожных работ.
В результате реализации этих мероприятий ожидается увеличение времени производительной работы и уровня заработной платы водителей автосамосвалов.
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Коркина Т.А., Захаров С.И. Диагностика резервов повышения эффективности управления инвестициями в человеческий капитал угледобывающего предприятия//Вестник Челябинского государственного университета 2012. — № 3 (257). — Управление. Вып. 7. — С. 74-78. Е5Ш
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -
Шаповаленко Геннадий Николаевич - кандидат технических наук, директор разреза «Черногорский» ООО «СУЭК-Хакасия», [email protected], Зубарев Сергей Федорович - начальник отдела труда и заработной платы разреза «Черногорский» ООО «СУЭК-Хакасия», [email protected], Хажиев Вадим Аслямович - кандидат технических наук, заведующий лабораторией «Эффективная эксплуатация оборудования» ООО «НИИОГР», [email protected],
Захаров Святослав Игоревич — кандидат технических наук, заведующий лабораторией «Организация и оплата труда» ООО «НИИОГР», [email protected].
д
UDC 658.511.3
ASSESSMENT OF POTENTIALITY OF IMPROVEMENT IN MANAGEMENT OF BELAZ DUMP TRUCKS IN CHERNOGORSK OPEN PIT MINE
Shapovalenko G.N., Candidate of Engineering Sciences, Director, Chernogorsk Open Pit Mine, SUEK-Khakassia, [email protected], Russia,
Zubarev S.F., Head of Labor and Wages Department, Chernogorsk Open Pit Mine, SUEK-Khakassia, [email protected], Russia,
Khazhiev V.A., Candidate of Engineering Sciences, Head of Efficient Equipment Operation Research Laboratory, NIIOGR, [email protected], Russia,
Zakharov S.I., Candidate of Engineering Sciences, Labor Management and Remuneration Research Laboratory, NIIOGR, [email protected], Russia.
The authors discuss the approach to assessing potentiality of improvement in the process cycle management in a coal mine in terms of currently operating Chernogorsk Open Pit Mine. The relevance of assessment of the mined rock haulage management improvement potentiality is substantiated. The integrated analysis involves such labor management factors as timing and labor time utilization planning, personnel stimulation, work results record-keeping. Stop-watch reading data on operation of dump trucks are reported. The conclusions point at the top-priority areas of actualization of potential enhancement in the dump truck management improvement.
Key words: potentiality, production management, dump truck, open pit coal mine.
REFERENCES
1. Korkina T.A., Zaharov S.I. Diagnostika rezervov povyshenija jeffektivnosti uprav-lenija investicijami v chelovecheskij kapital ugledobyvajushhego predprijatija (Diagnostics of reserves of increase of management efficiency by investment in human capital in mining enterprises) // Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta 2012. No 3 (257). Upravlenie. Vyp. 7. pp. 74-78.