исполнения ролей. В свою очередь, добровольцы, осуществляя добровольческую деятельность, получают возможность «проигрывания» многочисленных ролей, которые способствуют развитию их социальной компетентности.
Список литературы:
1. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник / И.Н. Герчикова. - изд. 2-е. -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. - С. 17.
2. Казначевская Г.Б. Менеджмент / Г.Б. Казначевская. - Ростов-н/Д: Феникс, 2000. - С. 25.
3. Мильнер Б.З. Теория организаций: Курс лекций / Б.З. Мильнер. - М.: ИНФРА-М, 1998. - С. 12.
4. Платонов Ю.П. Социальная психология: учеб. пособие / Ю.П. Платонов. - СПб.: Питер, 2006. - С. 31.
5. Mitchell M. Utilizing volunteers to enhance informal social networks // Social Casework. - 1986. - № 67 (5). - Р. 292.
6. Simonson S.K. Peer counseling in health care: A collaboration of social work and voluntarism // Social Work in Health Care. - 1987. - № 22 (4). - Р. 1.
ОПЫТ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ В СИРОТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МИНИСТЕРСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ОБЛАСТНОГО ДУХОВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА «АРСКОЕ»
© Шмакова Е.В.*
Ульяновский государственный университет, г. Ульяновск
Сейчас всем или почти всем понятно, что выход из духовно-нравственного кризиса, влияющего, в том числе на экономический кризис, возможен путем оздоровления духовно-нравственной составляющей общества. А это соответственно приведет к выходу из-под влияния многих общественных недугов: коррупции, всеобщего безразличия к происходящему, ослабления и разрушения в хозяйственных сферах деятельности, обороне государства [2]. В решении всех названных проблем необходим комплекс усилий государственных и общественных структур, церкви, влиятельных личностей. Выход из духовно-нравственного кризиса путем усилий всех вышеперечисленных сторон попытались найти в Ульяновской области с помощью создания областного духовно-патриотического Центра «Арское» г. Ульяновска на базе Арского храмового комплекса.
* Ассистент кафедры Педагогики профессионального образования и социальной деятельности, кандидат педагогических наук.
Работа по духовно-нравственному воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ведется в Арском г. Ульяновска с 2002 года. Более целенаправленной и систематической она стала в последние пять лет. В 2012 году областной духовно-патриотический Центр «Арское» совместно с Министерством образования Ульяновской области на основе имеющегося опыта и проводимой работы разработал областную целевую программ «Возрождение».
Цель - создание условий для становления и развития национальной и духовной культуры детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обеспечение комплекса мероприятий для привлечения максимального внимания к решению проблем духовно-нравственного воспитания в пространстве образовательного учреждения и села; изучение истории, культуры Симбирского края, России.
ЗАДА ЧИ ПРОГРАММЫ
Задачи программы:
1. Создать оптимальные условия для формирования гражданских и патриотических чувств: гордости, уважения к символам Российской Федерации, к Конституции РФ, законности, нормам общественной и коллективной жизни.
2. Обеспечить условия для реализации воспитанниками их конституционных прав и обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга.
3. Создать условия для приобретения опыта общения и отношений со сверстниками и взрослыми на основе культурно-нравственных норм.
4. Уменьшить факторы риска, приводящие к правонарушениям через пропаганду юридических знаний.
5. Включить воспитанников в разнообразную социально-значимую деятельность для более полного раскрытия личностного потенциала, при котором отпадает необходимость в различного рода «допингах», при котором появляются другие приоритеты - духовные.
6. Воспитывать положительное отношение к труду как к высшей ценности; развивать потребность в творческом труде, воспитывать культуру труда.
7. Формировать устойчивые нравственные свойства личности воспитанника, способного самостоятельно оценивать и строить свою деятельность с интересами окружающих его людей, активизируя возможности регионально-культурной среды и духовно-национальных ценностей.
8. Формировать основы жизнеобеспечения, трудовое воспитание, реализация Федерального закона РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», профилактика жестокого обращения, подготовка к социа-
лизации выпускников «группы риска» за 1 год до выпуска из ОГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таблица 1
План мероприятий в рамках программы
Мероприятие Срок исполнения Ответственный Планируемый результат
Проведение мониторинга уровня духовно-нравственного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в детских домов и школ-интернатов Ульяновской области с последующим анализом и выявлением проблематики 2 раза в год (октябрь, май) Педагог-психолог Выявления уровня духовно-нравственного воспитания: способность к моральной стойкости, желание и умение сопротивляться соблазнам, склонность к девиантному поведению, способность к самостоятельной социально-одобряемой жизнедеятельности и адекватному вхождению в общество
Тренинговые занятия для воспитанников интернатных учреждений и детских домов «Я и мой мир», «Жизнь в гармонии!» «Мир моих увлечений» и др. 1 раз в неделю Педагог-психолог, социальный педагог Формирование личности, способной к духовно-нравственному самосознанию, моральной стойкости, желанию и умению сопротивляться нарушению нравственных требований и норм, способной к самостоятельной социально одобряемой жизни и адекватному вхождению в общество
Проведение ролевых игр «Уютный дом» и т.д. по плану воспитательной работы 1 раз в месяц Педагог-психолог социальный педагог Создание эмоциональной привлекательности социально одобряемого и высоко нравственного поведения. Обыгрывание ситуаций успеха в сфере взаимодействия с другими людьми
Проведение Дня православной культуры с привлечением документальных православных фильмов 1 раз в год Министерство образования Ульяновской области; Областной духовно-патриотический Центр «Арское» Формирования ценностно-мотива-ционной составляющей личности ребёнка
Проведение праздничных православных мероприятий и творческих встреч В течение года по графику Министерство образования Ульяновской области; Областной духовно-патриотический Центр «Арское» Формирование личности, способной к духовно-нравственному самосознанию, моральной стойкости, желанию и умению сопротивляться нарушению нравственных требований и норм, способной к самостоятельной социально одобряемой жизни и адекватному вхождению в общество
Проведение дня Милосердия (для старшего поколения и детей, воспитывающихся в замещающих семьях). 1 раз в 6 мес. Администрация образовательного учреждения
Организация проведения конкурсов среди семей «Самая дружная семья», «Самая красивая семья» Раз в месяц Педагог-организатор, социальный педагог, медицинский работник, воспитатель Формирование семейных ценностей, взаимопонимания, распределение
Проведение рождественского марафона «Спешите делать добро». Областной Рождественский фестиваль «Возродим Русь святую!» 1 раз в год администрация образовательного учреждения; областной духовно-патриотический Центр «Арское» Формирование уважения к людям труда; воспитание нравственности
Продолжение табл. 1
Мероприятие Срок исполнения Ответственный Планируемый результат
Организация профильных лагерей историко-краеведческой и духовно-патриотической направленности на базе Арских храмов 1 раз в год Министерство образования Ульяновской области; областной духовно-патриотический Центр «Арское» Трудовое воспитание.
Организация выставок изобразительного и декоративно-прикладного творчества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, посвященных праздникам: день народного единства, и.т.д. администрация образовательного учреждения Духовно-нравственное воспитание. Воспитание творческой культуры и активности.
Организация работы молельных комнат в детских домах и школах-интернатах. Проведение смотра-конкурса молельных комнат, олимпиад на знание основ православной культуры. По плану Министерство образования Ульяновской области; областной духовно-патриотический Центр «Арское»; Администрация образовательного учреждения Формирование духовно-нравственных качеств; умения обратиться за помощью в трудную минуту.
По итогам проведенной работы на сегодняшний день можно сделать ряд выводов.
Первый - в процессе жизнедеятельности воспитанника детского дома обязательно формируется категориальная структура духовно-нравственного сознания.
Второй - в целом, в процессе систематического влияния со стороны воспитателей, друг друга, существует тенденция к «выравниванию» этой структуры.
Третий - существует закономерность в развитии духовно-нравственного сознания, которая может быть обозначена как гетерохронность, т.е. разновременность формирования основных духовно-нравственных понятий у воспитанников детских домов и школ-интернатов с глубокими психо-физиологиче-скими нарушениями.
Список литературы:
1. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей / Л.И. Бо-жович // Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975. - 254 с.
2. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. - М.: НИЦСПО,1990.
3. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - № 3. - С. 9-12.
4. Зазнобина Л.С. Как же выжить в мире СМИ / Л.С. Зазнобина // Ме-диаобразование в школе. - 1999 - № 3 - С. 23-26.
5. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. - М.; Париж, 1993.