Научная статья на тему 'Опыт сотрудничества СССР и КНР по подготовке специалистов в области музейного дела в 1950-х гг. (на примере обучения Сюй Чжипина в Институте им. И. Е. Репина в Ленинграде)'

Опыт сотрудничества СССР и КНР по подготовке специалистов в области музейного дела в 1950-х гг. (на примере обучения Сюй Чжипина в Институте им. И. Е. Репина в Ленинграде) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
88
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МУЗЕЙ / МУЗЕОЛОГИЯ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА / СОВЕТСКО-КИТАЙСКИЕ КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ / ИНСТИТУТ ИМ. И. Е. РЕПИНА / MUSEUM / MUSEOLOGY / TRAINING OF SPECIALISTS IN THE FIELD OF MUSEUM STUDIES / SOVIET-CHINESE CULTURAL RELATIONS / INSTITUTE OF PAINTING / SCULPTURE AND ARCHITECTURE NAMED AFTERI. E. REPIN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сапанжа Ольга Сергеевна, Шуцзин Ван

В статье представлен анализ архивных материалов, связанных с организацией стажировки видного представителя китайской музеологии Сюй Чжипина в Ленинграде. Сюй Чжипин проходил двухлетнюю стажировку по программе в области музейного дела в Ленинградском академическом Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в 1958-1960-х гг. В указанный период в Советском Союзе не существовало специальных образовательных программ высшего образования по музееведению. Такие программы появились только в 1980-е гг. Однако в ряде вузов, в том числе в Институте им. И. Е. Репина, читались учебные курсы по музейному делу, научно-фондовой и экспозиционно-выставочной деятельности, так как при создании искусствоведческого факультета в 1937 г. изначально определялась задача подготовки специалистов для работы в художественных музеях Ленинграда в частности и Советского Союза в целом. Для Сюй Чжипина был разработан специальный индивидуальный план стажировки в области музейного дела, включавший знакомство с крупнейшими художественными музеями СССР в Москве, Ленинграде и регионах. Во время стажировки Сюй Чжипин освоил базу для дальнейшей профессиональной деятельности в КНР. Материалы стажировки, представленные в статье, позволяют составить представление об особенностях подготовки специалистов для работы в художественных музеях и специфике организации научных и образовательных контактов между вузами и музеями Советского Союза. После возвращения в Китай Сюй Чжипин сыграл заметную роль в развитии музейного пространства страны и школы музееведения, он был разработчиком экспозиций ряда музеев и автором научных и учебных трудов. Архивные материалы позволяют сделать вывод о значении советской школы музейного дела в становлении и развитии музейного пространства в Китае во второй половине ХХ в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cooperation between the USSR and China in the training of specialists in the field of Museum Studies in the 1950s (on the example of training Xu Zhipin at the Repin Institute in Leningrad)

The analysis of archival materials about the organization of training the famous specialist of Chinese museology Xu Zhipin in Leningrad is presented in the paper. Xu Zhipin completed a two-year internship program in the field of Museum Studies at the Institute of Painting, Sculpture and Architecture named after I. E. Repin in 1958 to the 1960-ies. During this period, there was no special training for museum specialists in the Soviet Union, but there were special museum courses at universities including the Repin Institute. At the Repin Institute, the Faculty of Theory and History of Art was opened in 1937 and training specialists for work in art museums was named as one of the most important goals when the faculty was established. As a result, the Repin Institute had professors who could provide training for specialists in museums of the People’s Republic of China. A special internship program was developed for Xu Jhipin. During the internship, Xu Jhipin received the fundamental skills for a future career in China. The internship materials presented in the article make it possible to understand the components of training specialists for work in art museums and the specifics of the organizational process of contacts and interaction between universities and museums of the Soviet Union. The materials show the importance of the Soviet school of Museum Studies in the development of museum space in China in the second half of the twentieth century.

Текст научной работы на тему «Опыт сотрудничества СССР и КНР по подготовке специалистов в области музейного дела в 1950-х гг. (на примере обучения Сюй Чжипина в Институте им. И. Е. Репина в Ленинграде)»

2019

ВОПРОСЫ МУЗЕОЛОГИИ

Т. 10. Вып. 2

МУЗЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В МУЗЕЕ

УДК 7.072

Опыт сотрудничества СССР и КНР по подготовке специалистов в области музейного дела в 1950-х гг. (на примере обучения Сюй Чжипина в Институте им. И. Е. Репина в Ленинграде)

О. С. Сапанжа1, Ван Шуцзин2

1 Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Российская Федерация, Санкт-Петербург, 191186, наб. р. Мойки, 48

2 Институт иностранных языков, Датунский университет,

Китайская Народная Республика, 037009, провинция Шаньси, Датун, пр. Син Юнь, 1

Для цитирования: Сапанжа О. С., Шуцзин Ван. Опыт сотрудничества СССР и КНР по подготовке специалистов в области музейного дела в 1950-х гг. (на примере обучения Сюй Чжипина в Институте им. И. Е. Репина в Ленинграде). Вопросы музеологии, 10 (2), 196-202. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2019.206

В статье представлен анализ архивных материалов, связанных с организацией стажировки видного представителя китайской музеологии Сюй Чжипина в Ленинграде. Сюй Чжипин проходил двухлетнюю стажировку по программе в области музейного дела в Ленинградском академическом Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в 1958-1960-х гг. В указанный период в Советском Союзе не существовало специальных образовательных программ высшего образования по музееведению. Такие программы появились только в 1980-е гг. Однако в ряде вузов, в том числе в Институте им. И. Е. Репина, читались учебные курсы по музейному делу, научно-фондовой и экспозиционно-выставочной деятельности, так как при создании искусствоведческого факультета в 1937 г. изначально определялась задача подготовки специалистов для работы в художественных музеях Ленинграда в частности и Советского Союза в целом. Для Сюй Чжипина был разработан специальный индивидуальный план стажировки в области музейного дела, включавший знакомство с крупнейшими художественными музеями СССР в Москве, Ленинграде и регионах. Во время стажировки Сюй Чжипин освоил базу для дальнейшей профессиональной деятельности в КНР. Материалы стажировки, представленные в статье,

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2019

196 https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2019.206

позволяют составить представление об особенностях подготовки специалистов для работы в художественных музеях и специфике организации научных и образовательных контактов между вузами и музеями Советского Союза. После возвращения в Китай Сюй Чжипин сыграл заметную роль в развитии музейного пространства страны и школы музееведения, он был разработчиком экспозиций ряда музеев и автором научных и учебных трудов. Архивные материалы позволяют сделать вывод о значении советской школы музейного дела в становлении и развитии музейного пространства в Китае во второй половине ХХ в.

Ключевые слова: музей, музеология, подготовка специалистов в области музейного дела, советско-китайские культурные связи, Институт им. И. Е. Репина.

Проблема культурных и образовательных контактов СССР и КНР в 1950-е гг. и подготовка специалистов для работы в музеях Китая

Советско-китайские культурные связи 1950-х гг. сегодня являются предметом исследования специалистов различных научных направлений. Революция 1949 г. в Китае положила начало новому этапу развития страны и определила направления и интенсивность контактов между Советским Союзом и Китайской Народной Республикой в области экономики, культуры, образования.

Важным направлением в этот период становится развитие академической мобильности китайских обучающихся: практически все крупные советские вузы принимают китайских студентов для обучения по образовательным программам. Сегодня история их обучения становится предметом исследования. Так, например, в отдельный тематический раздел может быть выделена история обучения китайских художников в художественных вузах Москвы и Ленинграда. Среди наиболее заметных работ на эту тему — диссертации Нин Бо, Цзинь Лихуа, Чжао Пена1. Круг названных работ позволяет составить полноценное представление о месте ленинградской академической традиции в становлении и развитии реалистического искусства в Китае во второй половине ХХ в.

Исследований, посвященных специфике подготовки специалистов для работы в музеях Китая, нет, что неудивительно: в 1950-е гг. в вузах Советского Союза не существовало специальных программ в области музейного дела. История советского музейного образования прошла ряд этапов: от теоретических курсов в учебных планах ряда вузов до специальных образовательных программ в 1930-е гг. и их упразднения в 1940-х гг. Новый этап развития специальной подготовки профессионалов в области музейного дела пришелся на 1980-е гг., когда в Ленинградском институте культуры открылась кафедра музееведения2. В рассматриваемый период

1 Нин Бо, 2010. Китайские выпускники Института им. И. Е. Репина — носители и продолжатели традиций ленинградской академической художественной школы. Автореф. ... канд. искусств. СПб.; Цзинь Лихуа, 2019. Влияние и роль Санкт-Петербургской академической школы в формировании и развитии современной китайской реалистической живописи. Автореф. ... канд. искусств. СПб.; Чжао Пен, 2017. Творческое содружество Дэн Шу и Хоу Иминя и его значение в контексте развития китайского изобразительного искусства второй половины ХХ — начала XXI века. Автореф. ... канд. искусств. СПб.

2 Мастеница, 2013. С. 18-24.

специальных кафедр и направлений подготовки по музейному делу в рамках программ высшего образования не существовало, однако в вузах читались учебные курсы по музееведению и развивались программы повышения квалификации в области музейного дела. Именно на таких программах могли обучаться в 1950-е гг. китайские студенты, ориентированные на участие в музейном строительстве нового коммунистического Китая.

В 1958 г. в Ленинград в академический Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (Российская академия художеств до 1917 г.) приехал на стажировку Сюй Чжипин. Пройдя двухлетний курс повышения квалификации на искусствоведческом факультете, он вернулся домой и в дальнейшем сыграл значительную роль в развитии музейного дела Китайской Народной Республики.

Сюй Чжипин и китайская культура второй половины ХХ в.

Сюй Чжипин (1928-2007, псевдоним — Сюй Яньфэн) является фигурой, сыгравшей значительную роль в развитии музейного дела Китая в области охраны памятников культуры. Он родился в 1928 г. в городе Яньчжоу (провинция Шаньдун). Основное образование Сюй Чжипин получил в Китае, где в 1953 г. окончил школу искусств Восточного Китая по отделению живописи. Спустя пять лет он был отправлен на стажировку в Советский Союз по программам в области музееведения, реставрации и сохранения древностей.

После окончания обучения и возвращения в Китай Сюй Чжипин вел активную профессиональную музейную деятельность: он занимал посты исследователя в Музее изобразительных искусств Китая и Музее Китайской революции3, был членом группы экспертов Государственного комитета по охране культурного наследия КНР. Основным направлением научных исследований Сюй Чжипина стали вопросы хранения и экспозиционно-выставочной работы художественных музеев, он принимал активное участие в исследовательских разработках в сфере музейного дела, а также выступал в роли главного редактора в составлении разделов, посвященных гуманитарным наукам и изящным искусствам, в «Словаре-энциклопедии средней школы» (1989), фундаментальном многопрофильном издании.

Среди наиболее известных выставочных проектов Сюй Чжипина традиционно называют экспозиции «История революции» и «Культурные артефакты председателя Мао» в Музее Китайской революции в Пекине.

В развитии музееведения в Китае большую роль сыграли работы Сюй Чжи-пина по проблемам истории и теории музейного дела, в частности «Краткое изложение музееведения Китая» (1985), «Новое оборудование и освещение в музеях» (1983), «Основы музейной экспозиции и ее эстетические принципы» (1993), «Профессиональное образование дизайнера» (1985), «Сохранение произведений изящных искусств» (1979).

Даже по краткой справке видно, что Сюй Чжипин является крупным представителем музейного профессионального сообщества Китая. Поскольку профессио-

3 Ныне — Национальный музей Китая. Музей расположен в восточной части площади Тяньаньмэнь в Пекине, находится в ведомстве Министерства культуры КНР. Музей объединил два музея (Музей Китайской революции и Национальный музей Китайской революции) в 2003 г.

нальную подготовку в области музейного дела он получил в Советском Союзе, анализ системы подготовки иностранных стажеров для последующей профессиональной деятельности представляет значительный интерес.

Обучение Сюй Чжипина в Институте им. И. Е. Репина в Ленинграде

и проблема подготовки специалистов в области музейного дела

Материалы, связанные с организацией стажировки китайского специалиста, находятся в научном архиве Российской академии художеств (Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина)4 и включают документы за период с 20 октября 1958 г. по 20 сентября 1960 г.

Согласно распоряжению Министерства высшего образования СССР от 20 июня 1958 г. Сюй Чжипин был зачислен на обучение для повышения квалификации с 13 октября 1958 г. сроком на два года со стипендией 700 руб. без взимания подоходного налога5. В заявлении на имя начальнику ОВИР Управления милиции Ленинграда, подписанном директором института проф. В. М. Орешниковым, указан адрес проживания стажера: 4-я линия Васильевского острова, д. 1/3, общежитие6. В задачи повышения квалификации по музейному делу входило «глубокое изучение музейного дела в СССР в целях организации музеев у себя на Родине»7. Сюй Чжипин был направлен на стажировку Центральным революционным музеем в Пекине, во всяком случае этот музей указан в графе «домашний адрес» в личной карточке студента8.

Программа повышения квалификации в области музейного дела предполагала прежде всего серьезное знакомство с коллекциями и принципами работы крупнейших художественных музеев СССР.

Отметим также, что названный период — этап бурного развития факультета теории и истории искусства в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, что было связано с ростом числа обучающихся, работой над классическими учебниками по истории искусства9.

Во время стажировки Сюй Чжипин имел возможность познакомиться в первую очередь с деятельностью крупнейших художественных музеев Ленинграда. Так, в ноябре 1958 г. соответствующее письмо с просьбой дать возможность ознакомиться с методикой организации музейной работы было отправлено директору Русского музея В. А. Пушкареву. В письме отмечалось, что «товарищу Сюй Чжи-пину по возвращении на родину предстоит работа во вновь организуемых музеях Китая, в силу чего усвоение опыта работы советских музеев имеет для него очень большое значение»10.

4 Научный архив Российской академии художеств (далее — РАХ), ф. 3, оп. 35, д. 1958.

5 Там же, ф. 7, оп. 35, д. 958, л. 2. Выписка из приказа по Институту живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Академии художеств СССР от 24 октября 1958 г. В приказе и остальных документах его фамилия пишется как Чжи-пин — по нормам русского языка того времени.

6 Там же, ф. 3, оп. 35, д. 1958, л. 3.

7 Там же, л. 12.

8 Там же, л. 15.

9 Шилов, 2012. С. 21.

10 РАХ, ф. 3, оп. 35, д. 1958, л. 2.

Сюй Чжипин неоднократно выезжал на практику в города Советского Союза. Так, например, с 1 августа по 5 сентября 1959 г. он провел 10 дней в Москве, 10 дней — в Киеве, 10 дней — в Одессе и 5 дней — в Харькове11. Это были поездки, завершающие первый год обучения, краткие, ознакомительного характера. В конце второго года стажировки Сюй Чжипин значительное время проводит в Москве: с 6 апреля по 6 августа 1960 г. Он остановился в общежитии Московского университета на Ленинских горах и работал в Музее им. А. С. Пушкина и Третьяковской галерее12.

В Третьяковской галерее изучались сама коллекция и «постановка музейного дела»13. Помимо Третьяковской галереи и Музея им. А. С. Пушкина, дирекция Института им. И. Е. Репина обращалась в Научно-исследовательский институт истории искусств с просьбой содействовать Сюй Чжипину в ознакомлении с состоянием «музееведения художественных музеев»14 и в Музей русской архитектуры им. А. В. Щусева с просьбой ознакомить Сюй Чжипина со структурой экспозиции, фондами и методикой работы15. Интересен собственноручно написанный стажером план работы в музеях Москвы, включающий наряду с изучением экспозиции русского искусства в Третьяковской галерее изучение истории античного и французского искусства в экспозиции Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина16.

Изучая историю искусства в музеях, Сюй Чжипин тем не менее значительное внимание уделял знакомству с практикой музейной работы. Об этом, в частности, он сообщает в письме курирующему стажировку Николаю Михайловичу Волын-кину из Москвы летом 1960 г.: «Я приехал в Москву из Ленинграда уже одиннадцать дней. Живу в Московском университете, а занимаюсь в музее им. Пушкина. Директор музея товарищ Замошкин очень заботится обо мне. Мы с директором и ученым секретарем договорились о занятиях и решили начать с искусства древнего Египта. Затем изучать искусство античного мира. Последние занятия — современное французское искусство. Я думаю, что этого еще недостаточно. Мне надо полнее использовать условия в музее им. Пушкина, глубже познакомиться с музейной работой, чтобы больше овладеть практикой работы в музее. Что об этом Вы думаете?»17.

В письме Сюй Чжипину Н. М. Волынкин пишет, что кафедра истории искусств зарубежных стран ознакомилась с планом работы стажера, одобрила его, но «товарищи высказали пожелание, чтобы Вы не очень увлекались древностями, учитывая, что вами проведена большая работа в Эрмитаже. Следует больше внимания уделить вопросам организации экспозиционной работы и музейного дела в целом, так как Вам придется этими вопросами заниматься у себя на Родине»18.

Большой интерес представляет характеристика, выданная Сюй Чжипину в Институте им. И. Е. Репина 27 августа 1960 г., накануне его отъезда в Китай. В ней

11 РАХ, ф. 3, оп. 35, д. 1958, л. 4. Заявление, заверенное деканом ФТИИ И. А. Бартеневым.

12 Там же, ф. 3, оп. 35, д. 1958, л. 8. Заявление на имя начальника ПРО Управления милиции от директора института В. М. Орешникова о разрешении выезда в Москву.

13 Там же, л. 11.

14 Там же, л. 14.

15 Там же, л. 12.

16 Там же, л. 3.

17 Там же, л. 8.

18 Там же, л. 11.

сообщается, что «товарищ Сюй Чжи-пин подробно познакомился с экспозициями, фондами, методикой музейной, экскурсионной и лекционной работы разных отделов Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусства им. А. С. Пушкина, дворцов-музеев в Павловске, Ораниенбауме, Петродворце и ряда других музеев в Ленинграде и Москве»19. Наряду с высокой оценкой организованности и четкости в работе стажера в характеристике, подписанной заместителем директора Института им. И. Е. Репина по научной работе Н. М. Волынкиным, отмечается, что «приобретенные товарищем Сюй Чжи-пином знания, несомненно, помогут ему в работе»20.

***

Изучение сведений об истории пребывания в Советском Союзе крупного музейного деятеля Китая дает основание сделать вывод о том, что, несмотря на отсутствие специальных программ в области музееведения и музейного дела, высшие учебные заведения включали музейный компонент в программу подготовки специалистов и даже разрабатывали программы для повышения квалификации иностранных музейных сотрудников. Пространство музеев Китая, сложившееся после 1949 г., в значительной степени носило черты, свойственные советским музеям, и опыт, полученный Сюй Чжипином в ходе двухлетней стажировки, затем был успешно применен в музейном строительстве в КНР.

Литература

Мастеница Е. Н. 2013. Истоки, традиции и перспективы музееведческого образования: к 25-летию кафедры музеологии и культурного наследия Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Музей. Традиции. Этничность 1 (3): 18-24. Шилов В. С. 2012. Факультет теории и истории искусств. Страницы истории. К юбилею факультета теории и истории искусств Института им. И. Е. Репина. СПб.: Издательско-полиграфиче-ский отдел Института им. И. Е. Репина: 17-25.

Статья поступила в редакцию 12 августа 2019 г.; рекомендована в печать 30 сентября 2019 г.

Контактная информация:

Сапанжа Ольга Сергеевна — д-р культурологии, проф.; sapanzha@mail.ru Ван Шуцзин — бакалавр; 670218375@qq.com.

19 РАХ, ф. 3, оп. 35, д. 1958, л. 12.

20 Там же.

Cooperation between the USSR and China in the training of specialists in the field of Museum Studies in the 1950s (on the example of training Xu Zhipin at the Repin Institute in Leningrad)

O. S. Sapanzha1, Van Shudzin2

1 Herzen Russian State Pedagogical University,

48, nab. r. Moiki, St. Petersburg, 191186, Russian Federation

2 Institute of Foreign Languages, University of Datong

1, Xing Yun Ave, Datong, 037009, Shanxi Province, China

For citation: Sapanzha O. S., Shudzin Van. Cooperation between the USSR and China in the training of specialists in the field of Museum Studies in the 1950s (on the example of training Xu Zhipin at the Repin Institute in Leningrad). The Issues of Museology, 10 (2), 196-202. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2019.206

The analysis of archival materials about the organization of training the famous specialist of Chinese museology Xu Zhipin in Leningrad is presented in the paper. Xu Zhipin completed a two-year internship program in the field of Museum Studies at the Institute of Painting, Sculpture and Architecture named after I. E. Repin in 1958 to the 1960-ies. During this period, there was no special training for museum specialists in the Soviet Union, but there were special museum courses at universities including the Repin Institute. At the Repin Institute, the Faculty of Theory and History of Art was opened in 1937 and training specialists for work in art museums was named as one of the most important goals when the faculty was established. As a result, the Repin Institute had professors who could provide training for specialists in museums of the People's Republic of China. A special internship program was developed for Xu Jhipin. During the internship, Xu Jhipin received the fundamental skills for a future career in China. The internship materials presented in the article make it possible to understand the components of training specialists for work in art museums and the specifics of the organizational process of contacts and interaction between universities and museums of the Soviet Union. The materials show the importance of the Soviet school of Museum Studies in the development of museum space in China in the second half of the twentieth century.

Keywords: museum, museology, training of specialists in the field of Museum Studies, Soviet-Chinese cultural relations, Institute of painting, sculpture and architecture named after I. E. Repin.

References

Mastenitsa E. N. 2013. Sources, traditions and prospects of museological education: on the 25th anniversary of the Department of Museology and Cultural Heritage of St. Petersburg State University of Culture and Arts. Muzei. Traditii. Ethnichnost 1 (3): 18-24. (In Russian) Shilov V S. 2012. Faculty of Theory and History of Art. Pages of history. K ubiley Instituta I. E. Repina. St. Petersburg: Izdatel'sko-poligraficheskii otdel Instituta im. I. E. Repina Publ.: 17-25. (In Russian)

Received: August 12, 2019 Accepted: September 30, 2019

Authors' information:

Olga S. Sapanzha — Dr. in Cultural Sci.; sapanzha@mail.ru Van Shudzin — B.A.; 670218375@qq.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.