УДК 304.2
С. Дзя
ВЫСТАВКИ КИТАЙСКОГО ИСКУССТВА В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ (1930-1960-е гг.)
И МЕСТО В НИХ ЖИВОПИСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ «ЦВЕТЫ И ПТИЦЫ»
Организованные и проходившие в СССР выставки китайского искусства каждый раз являлись большим событием в культурной жизни Москвы и Ленинграда. Эти выставки по сути своей имели не только художественно-просветительское значение, но и большое политическое значение для развития советско-китайского культурного обмена.
Среди прочих вопросов, представляющих интерес для исследователя выставок китайского искусства, наиболее интересными представляются следующие проблемы, определившие тематику статьи:
• перечень наиболее значительных, рубежных выставок китайского искусства, привезенных из Китая и КНР, имевших в своем составе живописные произведения;
• особенности подготовки и проведения этих выставок в музеях СССР;
• количественный и качественный состав живописных произведений «цветы и птицы», представленных на выставках.
Из всех выставок китайского искусства, привезенных из Китая и КНР (КНР с 2 октября 1949 г.) и проходивших в Советском Союзе, можно выделить следующие выставки: «Китайская живопись» 1934 г., «Искусство Китая» 1940 г., Художественную выставку Китайской Народной Республики 1950 г., «Современная китайская живопись Гохуа» 1957 г.1
Прежде всего, стоит отметить, что именно выставка «Китайская живопись» 1934 г. была первой выставкой, специально посвященной китайской живописи. До этого ни в императорской России, ни в послеоктябрьское время подобных выставок китайской живописи организовано не было.
Проходившие ранее «Большая китайская выставка» в Санкт-Петербурге в декабре 1857 г.2 и «Выставка китайских и японских произведений искусства, промышленности и предметов культа и обихода» в Москве в марте 1906 г.3 представляли на обозрение многочисленные и разнообразные по качеству экспонаты из Китая и имели в своем составе ряд живописных произведений «цветы и птицы».
Выставка «Китайская живопись» явилась выдающимся событием в культурной жизни советских граждан. К. Евгеньев так пишет о выставке 1934 г: «Выставка китайского искусства, ознакомившая широкие круги советских зрителей с мало еще знакомым у нас
1 Матвеев В. Ю. Эрмитаж «всемирный», или Планета Эрмитаж. Выставочная деятельность музея за рубежом и произведения из зарубежных собраний на выставках в Государственном Эрмитаже. СПб., 2012. С. 358.
2 Указатель Большой китайской выставки. СПб., 1857. С. 10.
3 Описание выставки китайских и японских произведений искусства, промышленности и предметов культа и обихода. М., 1906. С. 20.
искусством, пользовалась у москвичей заслуженным успехом и превратилась в значительное событие художественной жизни сезона 1934 г.»4
Выставка «Китайская живопись» была открыта 7 мая 1934 г. в Историческом музее Москвы. Затем она была перевезена в Ленинград в Государственный Эрмитаж, где была открыта 18 июня 1934 г.
Китайский художник и профессор Национального центрального Нанкинского университета при содействии ВОКС (Всероссийское общество культурной связи с заграницей) Сюй Бэйхун организовал эту передвижную выставку в СССР и сам приехал в составе китайской делегации на ее открытие5.
На выставку привезли 339 экспонатов, из которых 6 составили эстампы барельефов У-Лян-сы (храм семей II в. до н. э.) и 7 — эстампы барельефов саркофагов эпохи Хань (II в. до н. э.). Китайская живопись была представлена 326 картинами, начиная от старинной живописи Китая эпохи Тан (618-907) вплоть до произведений живописи 1933-1934 гг. Около четверти картин составляли произведения старой живописи, а остальные давали представление о современной живописи начала XX в.
Сюй Бэйхун «(или, как он пишет свою фамилию и имя: Жю Пэон)»6, задумал представить выставку в историческом плане. Таким образом, эта выставка дала возможность получить представление о китайской живописи в ее историческом развитии.
В эпоху династии Тан (618-907) происходит значительный подъем культуры. В этот период особенно большого развития достигли литература и искусство, однако живопись «цветы и птицы» эпохи Тан (618-907) не была представлена на этой выставке.
Эпоха Сун (960-1279), так же как и эпоха Тан, явилась периодом дальнейшего развития китайского искусства. В это время больших успехов достигают философия, поэзия и живопись. В период северной Сунской династии живопись, развитие которой стимулировала придворная знать, достигла наивысшего подъема. Живопись «цветы и птицы» эпохи Сун (960-1279) была представлена старинной живописью работ неизвестных мастеров: «Обезьяны», «Бабочка и цветы», «Птицы».
Живопись «цветы и птицы» эпохи Юань (1271-1368) была представлена следующими произведениями: Сян Юй «Сосны», коллекция Се из Шэньси (Китай); Ван Мянь «Цветы»—принадлежит коллекции семьи Пэй из Хэцю (Аньхой).
Живопись эпохи Мин и Цин в основе своей повторяет и развивает традиции, сложившиеся в эпоху Тан и Сун. Живопись «цветы и птицы» эпохи Мин (1368-1644) была представлена произведением неизвестного художника «Старая обезьяна». Живопись «цветы и птицы» периода Цин (1644-1911) была представлена следующими произведениями: Цзинь-Дунсинь (родился в Чжэцзяне (XVIII в.)) «Цветы персикового дерева» (веер); Цянь Цзай (XVIII в.) «Бамбук». На выставке были представлены работы таких цинских мастеров, как Шэнь Наньпин «Два оленя»; Сюйгу «Сосна»; Ху Гуншоу «Бамбук», «Орхидея», «Сосна» (веер).
Ряд художников были представлены на выставке полнее. Так, например, творчество Жэнь Бонянь, новатора китайской живописи, было представлено на выставке тридцатью работами, включающими и живопись «цветы и птицы»: «Петух», «Плоды», «Скала», и живопись на веерах: «Летящие воробьи», «Лилия и птица», «Летящая птица», «Птица на глицинии», «Цветок», «Воробей и персиковое дерево», «Ласточки», «Ненюфары
4 Евгеньев К. Выставка китайской живописи // Искусство. 1934. № 5. С. 149.
5 Выставка китайской живописи: каталог / В. М. Алексеев, Жю Пэон. Л., 1934. С. 3.
6 Там же. С. 5.
и цветы», «Летящие птицы», «Глициния», «Курица», «Голубь», «Птица». Жэнь Бонянь (1840-1896) (Шаньинь, ныне Шаосин, провинция Чжэцзян) жил и работал преимущественно в Шанхае. Серьезного образования не получил, но благодаря природному дарованию стал художником. Писал во всех направлениях китайской живописи, обращался к очень широкому диапазону тем и сюжетов. В живописи «цветы и птицы» выработал характерный индивидуальный стиль, оказавший в дальнейшем значительное влияние на традиционную китайскую живопись в XX в.
Старая живопись «цветы и птицы» конца цинской эпохи была представлена работами Ван Цюянь «Птица и цветы», Сюй Дачжан «Орхидея», «Хризантема», Чэнь Шиц-зэня «Орхидея».
Живопись конца XIX—начала XX в. была представлена на выставке почти сотней работ, причем современная живопись «цветы и птицы» была представлена в большом разнообразии. Представленные на выставке работы китайских художников показывают сложившийся за многие века в китайской живописи репертуар сюжетов, тесно связанных с ними реализованных технических приемов и подходов, разработки ее формы.
Современная живопись «цветы и птицы» была представлена на выставке действующими художниками и преподавателями китайского искусства, такими как Ван Идин, руководитель Шанхайской школы; Ван Ячэнь, профессор Академии изящных искусств в Шанхае; Линь Фынмянь, директор школы Изящных искусств в Сиху; Лин Вэньюань, профессор Бэйпинской академии изящных искусств; Юй Цзифань, профессор Шанхайской академии изящных искусств; Гао Цифын, профессор Кантонского университета; Чэнь Шужэнь, один из представителей Кантонской школы, верный сторонник Сунь Ят-сэна; Чжан Юйгуан, бывший директор Шанхайской школы изящных искусств; Пань Тяньшоу, профессор Школы изящных искусств в Сиху; Лю Хайсу, директор Шанхайской Школы изящных искусств и ряд других художников.
Ци Байши—один из наиболее плодовитых и оригинальных художников на момент проведения выставки, который работал одновременно как художник, гравер и поэт, —был представлен двадцатью девятью работами «цветы и птицы»: «Увядшие лотосы», «Сороки», «Белка», «Крабы», «Корзина», «Банановое дерево», «Утки», «Птичка и тыква», «Глициния», «Креветки», «Цыплята», «Курица и цыплята», «Стрекоза», «Буйвол», «Крыса», «Маленькие рыбки», «Лягушка», «Воробей», «Хризантема», «Креветка», «Виноград», «Ствол и крабы», «Краб», «Капуста», «Рыбы», «Глициния», «Хризантема», «Орел», «Орел».
Важно отметить, что на выставке были и произведения китайских художниц, таких как: Сун Цзюньфан «Цветы персикового дерева», Ли Цюцзюнь «Весна», «Лето», «Осень», Чжан Хунвэй «Птичка», Чжан Куньи «Птичка».
Следующей выставкой в СССР, посвященной китайскому искусству и богато представляющей живописные произведения, была выставка «Искусство Китая». Это была первая выставка в СССР, на которой китайское искусство было представлено с таким широким хронологическим охватом и большой полнотой.
Подготовка к этой выставке началась заблаговременно. В Государственном музее восточных культур уже в марте 1939 г. закрываются постоянные экспозиции. В помещениях музея проводятся ремонтные работы, и начинается подготовка к предстоящей выставке китайского искусства.
2 января 1940 г. в залах Государственного музея восточных культур была развернута обширная выставка «Искусство Китая», призванная познакомить советских зрителей
с многовековой культурой этой страны7. Представленные на выставке экспонаты были присланы правительством Китая и предоставлены из коллекции по искусству Китая, хранящейся в самом музее. К тому же был представлен на обозрение ряд экспонатов из других советских музеев8.
Живопись «цветы и птицы» эпохи Тан (618-907) не была представлена на этой выставке. Правда, правительство Китая прислало на выставку свиток на шелке неизвестного художника «Олени среди деревьев красного клена», относящийся к периоду Пяти династий (907-960).
Что касается эпохи Сун (960-1279), правительство Китая прислало на выставку ряд живописных произведений. Картины X-XШ вв., привезенные из Бейпинского дворца-музея, отражают стремление китайской классической живописи передавать не только конкретные события окружающей жизни, но и отдельные переживания и настроения человека. Среди них—работы Чжао Чана «День нового года» около 1010 г., Цуй Бо «Бамбук и чайка» около 1070 г., Лу Цзунгуй «Птицы, приветствующие весну» около 1229 г. и одно произведение неизвестного художника «Курица и цыплята».
Для презентации искусства периода Юань (1271-1368) правительством Китая были предоставлены произведения, выполненные тушью на шелке и на бумаге: Цянь Сюань «Пионы», У Чжэнь «Бамбук», Янь Хой «Пчелы и обезьяны».
Живопись «цветы и птицы» периода Мин (1368-1644) была представлена на выставке Государственным музеем восточных культур, за исключением присланной правительством Китая работы У Лин «Белоголовки на дереве бигнонии».
Живопись «цветы и птицы» периода Цин (1644-1911) на выставке представляли живописные произведения, также принадлежавшие в то время Государственному музею восточных культур: Юнь Шоупин «Цветы», листы из альбома, Шэнь Наньпин «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», Бянь Шоуминь «Гуси в камышах», Жэнь Бонянь «Лотос и птички юаньян».
Произведения «цветы и птицы» 1930-х годов на выставке были представлены произведениями, также принадлежащими Государственному музею восточных культур: Сюй Бэйхун (Жю Пэон) «Остров» 1931 г., «Кошки» 1932 г., Ци Байши «Курица с цыплятами» 1932 г., «Орел» 1932 г., «Крабы» 1933 г., «Буйвол» (эскиз)1932 г.
В свою очередь правительство Китая прислало работы Чэнь Буньсинь «Одинокая утка» и «Осень» и ряд небольших работ Чжан Шуци: «Павлин», «Голуби», «Корморан», «Цыплята», «Три петуха», «Отдыхающие птицы», «Паучок, скворец и цветы вьюнка».
В 1950 г. в СССР вновь состоялась выставка китайского искусства, которая была приурочена к первой годовщине образования КНР. Министерство КНР представило экспонаты на Художественную выставку Китайской Народной Республики в Государственной Третьяковской галерее в Москве9 и в Государственном Эрмитаже в Ленинграде. Особо следует отметить, что эта выставка из КНР была первой из зарубежных выставок, устраиваемых после окончания Великой Отечественной войны в Государственном Эрмитаже.
1 октября 1950 г. в залах Государственной Третьяковской галереи состоялось открытие этой выставки10. Древнее китайское искусство было представлено на выставке
7 Глухарева О. Выставка «Искусство Китая» // Историк-марксист. 1940. № 3. С. 155-158.
8 Выставка «Искусство Китая». Каталог. М.; Л., 1940. С. 96.
9 Китайское изобразительное искусство. По материалам выставки 1950 г. в Москве. М., 1952. С. 78.
10 Глухарева О. Искусство великого китайского народа // Искусство. 1950. № 6. С. 32.
экспонатами, привезенными из Пекинского дворцового музея, из Исторического музея, Пекинской библиотеки, библиотеки Пекинского университета, а также из Нанкинско-го музея и Нанкинской библиотеки. Часть экспонатов была взята из коллекций частных лиц и из собрания Управления по делам охраны памятников старины. Основные и лучшие памятники старины были увезены в свое время гоминдановскими реакционерами на остров Тайвань. Для выставки было отобрано то, что уцелело, и то, что было собрано после смены власти в Китае11.
Директору ГЭ академику И. А. Орбели было предписано «открыть в залах Государственного Эрмитажа Художественную выставку Китайской Народной Республики 10 декабря 1950 г. ... и выделить к 25 ноября с. г. необходимое количество зал в здании Государственного Эрмитажа для размещения выставки...»12.
Открытие выставки состоялось даже раньше на пять дней, о чем свидетельствует данная запись в архиве ГЭ: «5 декабря 1950 года в 17 залах Государственного Эрмитажа Комитет по делам искусств при Совете Министров СССР открывает Художественную выставку Китайской Народной Республики»13. Выставка в стенах ГЭ продлилась до 10 января 1951 г.14
Выставка имела не только художественное, она и большое политическое значение в отношениях между двумя государствами. Ван Е-цю, выступая на открытии выставки в ГЭ, представил ее следующим образом: «До сих пор нигде за рубежами Китая не бывало таких выставок. Впервые в истории выставка такого масштаба выехала за границу и демонстрируется в СССР. На выставке представлено для обозрения 1082 экспоната»15.
Эта выставка давала представление о многовековой культуре Китая во всех сферах проявления искусства, она состояла из трех разделов, в которых были представлены экспонаты старого искусства Китая, нового искусства Китая и художественные ремесла. Раздел выставки «Старое искусство Китая» охватывал период начиная с III тыс. до н. э. и завершающийся Цинской династией (1911). Раздел выставки «Новое искусство Китая» был представлен экспонатами с 1919 г. по 1950 г. включительно, так как в китайской исторической науке было принято считать, что новое искусство начало зарождаться с 1919 г., когда на территории всего Китая началось антияпонское и антифеодальное движение16.
Живопись «цветы и птицы» эпохи Тан (618-907) не была представлена на этой выставке.
Среди присланных на выставку экспонатов большой интерес представляет живопись эпохи Сун. Это работы на шелке И Юаньцзи «Обезьяны и ягоды», Ли Аньчжу «Бабочки весной», Ма Синцзу «Трясогуска и лотос», Мао И «Желтая птица и плоды граната».
Живопись «цветы и птицы» эпохи Юань не была представлена на этой выставке, а эпоху Мин (1368-1644) представляли на выставке живописные произведения «цветы и птицы», выполненными на бумаге (Ван Фу «Бамбук среди скал»), на веере (Лу Чжи «Осенние цветы»), на шелке (неизвестный художник «Розы и куропатки» и Ван Чжао «Гуси в камышах», из коллекции художника Сюй Бэйхуна).
11 Художественная выставка Китайской Народной Республики // Искусство. 1950. № 6. С. 12.
12 Архив Государственного Эрмитажа (АГЭ). Ф. 1. Оп. 11. Д. 102. Л. 2. 1950 г
13 Там же. Л. 11.
14 Сообщения Государственного Эрмитажа (СГЭ). Хроника. 1954. Вып. 6. С. 43.
15 АГЭ. Ф. 1. Оп. 11. Д. 102. Л. 17. 1950 г
16 Художественная выставка Китайской Народной Республики. Каталог. М.; Л., 1950. С. 37.
Эпоха Цин была представлена на выставке следующими живописными произведениями «цветы и птицы» на шелке и бумаге: Лэн Мэй «Кролики и цветы гуйхуа», Цзян Пу «Желтые хризантемы у скалы и бабочки», Ар Бэй «Четыре орла на вершине горы», Ван Чэнпэй «Цветы лотоса и птички».
Живопись «цветы и птицы», находившаяся на экспозиции выставки в разделе «Новое искусство Китая», была представлена работами Ци Байши, Сюй Бэйхуна, Чжао Ша-оан и Юй Фэйань, с которыми у советского зрителя уже была возможность познакомиться ранее. Так, с творчеством Ци Байши и Сюй Бэйхуна советский зритель был уже знаком по выставке китайской живописи 1934 г. в Москве и Ленинграде и по произведениям, находящимся на экспозиции в Государственном музее восточных культур и Го -сударственном Эрмитаже.
В дальнейшем в СССР сугубо китайской живописи была посвящена выставка 1957 г. В Ленинград (в Государственный Эрмитаж) выставка «Современная китайская живопись Го-хуа» была перевезена из Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, где проходила она с 12 апреля по 15 мая 1957 г. Выставка «Современная китайская живопись Гохуа», привезенная из Китайской народной Республики, включавшая 114 картин, была развернута в Романовской галерее с 26 мая по 23 июня 1957 г., где ее посетило 110 000 человек17.
Большинство представленных на выставке работ было создано в 1950-х годах и давало представление о творчестве и тенденциях китайской традиционной живописи современности. Представленные на выставке картины относились к различным художественным направлениям. Большой раздел выставки был посвящен живописи «цветы и птицы». На выставке демонстрировались живописные произведения крупнейшего мастера живописи «цветы и птицы» знаменитого Ци Байши. Художники, продолжающие традиции его школы, также были представлены на этой выставке18. Были собраны произведения разных художников, живущих и работающих по всей стране в технике «гохуа»: Пекин, Тяньцзинь, Шанхай, одиннадцать провинций—Аньхой, Гуандун, Гуйчжоу, Ляонин, Сычуань, Фуцзянь, Хубэй, Цзянсу, Чжэцзян, Шэньси, Юньань19.
Представленная на выставке в большом количестве живопись «цветы и птицы» китайских художников повторяет излюбленные сюжеты, которые характерны для старой китайской живописи. Это цветы «мэйхуа», лотосы, хризантемы, пионы и фазаны. Сюжеты с изображением магнолии и различных птиц, рыб, изображение сосен и различных птиц (аистов, голубей, орлов), а также изображения различных растений—камелии, глицинии, мальвы и насекомых, а также уток.
Отметим также, что в 1965 г. проходила «Китайская выставка изобразительного искусства», организованная в соответствии с планом культурного сотрудничества между СССР и КНР на 1965 г. В рамках выставки на экспозиции были представлены 117 работ, включающих национальную живопись «гохуа», гравюры, плакаты и скульптуру. На выставке была представлена живопись китайских художников «цветы и птицы»: Се Чжилю «Лотос» 1964 г., Тан Юнь «Птички и гортензия» 1962 г., Пань Тяньшоу «Цветы» 1960 г.20
Несмотря на то, что на всех перечисленных выставках экспонировались произведения «цветы и птицы», ни на одной из выставок (будь то выставки китайского искусства
17 АГЭ. Ф. 1. Оп. 11. Д. 923. Л. 6; Д. 924. Л. 58; Д. 925. Л. 24.
18 СГЭ. Новые экспозиции. Временные выставки. Л., 1958. Т. XIV. С. 10-11.
19 Современная китайская живопись «гохуа», выставка. Каталог. М., 1957. С. 7.
20 Выставка китайского изобразительного искусства (КНР). М.: Советский художник, 1965. 6 л.
или выставки китайской живописи) не была выставлена живопись «цветы и птицы» эпохи Тан (618-907), которая имеет не только художественную, но и огромную историческую ценность в связи с утратой большинства произведений этой эпохи. Со старинной живописью «цветы и птицы» известных Сунских и Юаньских мастеров советский зритель смог познакомиться на выставках 1934 г. и 1940 г. Выставка 1934 г. давала представление о живописи эпохи Цин и довольно полно представляла современную китайскую живопись «цветы и птицы». Примечательно, что живописные произведения Жэнь Бонянь (1839-1894) были в значительном количестве представлены только на выставке 1934 г., это связанно с тем, что множество уникальных памятников искусства было украдено из музеев и вывезено во время гоминдановского правления в Китае.
Обширная выставка 1950 г. еще больше расширила представление о живописи «цветы и птицы» благодаря размещенным на экспозиции подлинникам живописных произведений известных художников эпохи Сун, Мин и Цин, привезенных из КНР.
На выставках 1934 г., 1940 г. и 1950 г. были представлены живописные произведения знаменитого китайского мастера «цветов и птиц» Ци Байши и художника-новатора Сюй Бэйхуна. Особенно широко их творчество было отражено на выставке 1934 г. Ху -дожников стали узнавать благодаря не только их таланту, но и обширным публикациями в различных изданиях в Советском Союзе.
Наконец, выставка 1957 г. отражала тенденции и пути развития современной традиционной китайской живописи «цветы и птицы» в 50-х годах XX в.
Перечисленные выставки позволили расширить знания о китайской живописи «цветы и птицы» как в научных кругах восточных искусствоведов, так и у широкой публики. Не менее интересен вопрос актуализации этих произведений. Современная музеология, особое внимание уделяя проблемам музейной коммуникации, рассматривая коммуникацию как системообразующий компонент музейной деятельности21, определяет появление исследований, предлагающих анализ конкретных исторических коммуникационных практик музея. Исследование круга вопросов, связанных с организацией выставок китайского искусства и реакцией на них советского зрителя, станет продолжением обозначенной в статье темы.
Информация о статье Автор: Дзя Сяолу—выпускник аспирантуры, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия, [email protected]. Заглавие: Выставки китайского искусства в Советском Союзе (1930-1960-е гг.) и место в них живописных произведений «цветы и птицы».
Абстракт: В статье представлен анализ китайских выставок, привезенных из Китая и проходивших в музеях СССР. Рассматриваются выставки китайского искусства, имевшие в своем составе живописные произведения и в частности живопись «цветы и птицы». На основе изучения каталогов и архивных материалов дается характеристика основных этапов подготовки выставок и перечень представленных на них живописных работ «цветы и птицы». Ключевые слова: Китай, выставка, китайское искусство, музей, живопись «цветы и птицы».
Список литературы
Выставка китайского изобразительного искусства (КНР). Москва: Советский художник, 1965. 6 л.
21 Сапанжа О. С. Теория музейной коммуникации: история, модели, стратегии, образовательные технологии: Учебное пособие. Киров, 2017. С. 25.
Выставка искусство Китая: каталог. Москва; Ленинград: Искусство, 1940. 129 с.,
ил.
Выставка китайской живописи: каталог / под ред. Ю. М. Славинского. Москва: Все-кохудожник, 1934. 40 с., ил.
Выставка китайской живописи: каталог / В. М. Алексеев, Жю Пэон. Ленинград: Изд. Гос. Эрмитажа, 1934. 70 с., ил.
Глухарева, Ольга Николаевна. Выставка «Искусство Китая» // Историк-марксист. 1940. № 3. С. 155-158.
Глухарева, Ольга Николаевна. Искусство великого китайского народа // Искусство. 1950. № 6. С. 32-48.
Евгеньев, К. Выставка китайской живописи // Искусство. 1934. № 5. С. 149-151. Китайское изобразительное искусство. По материалам выставки 1950 г. в Москве. Москва: Издательство Академии художеств СССР, 1952. 128 с., ил.
Матвеев, Владимир Юрьевич. Эрмитаж «всемирный», или Планета Эрмитаж. Выставочная деятельность музея за рубежом и произведения из зарубежных собраний на выставках в Государственном Эрмитаже: научно-справочное издание. Санкт-Петербург: Славия, 2012. 540 с., 22 ил.
Описание выставки китайских и японских произведений искусства, промышленности и предметов культа и обихода. Москва: типо-литогр. Д. В. Троицкого, 1906. 39 с. Разумовский, К.; Стрелков А. Китайское искусство // Искусство. 1934. № 5. С. 129-148. Сапанжа, Ольга Сергеевна. Теория музейной коммуникации. История, модели, стратегии, образовательные технологии: учебное пособие. Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2017. 52 с.
СГЭ. Хроника. Ленинград: Изд. Гос. Эрмитажа. 1954. Вып. 6. С. 43. СГЭ. Новые экспозиции. Временные выставки. Ленинград: Изд. Гос. Эрмитажа, 1958. Т. XIV. С. 10-11.
Современная китайская живопись «гохуа», выставка. Каталог. Москва, 1957. 20 с., 16 ил.
Указатель Большой китайской выставки. Санкт-Петербург: Типография Морского Министерства, 1857. 29 с.
Художественная выставка Китайской Народной Республики. Каталог. Москва; Ленинград, 1950. 152 с. 46 л. ил.
Художественная выставка Китайской Народной Республики // Искусство. 1950. № 6. С. 11-31.
Information on article Author: Jia Xiaolu—Postgraduate, Herzen State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia, [email protected].
Title: Exhibitions of Chinese art in the Soviet Union (1930-1960) and the place of "flowers and birds" paintings within them.
Abstract: The article analyzes the Chinese exhibitions brought from China and held in various museum spaces of the USSR. In particular, the article focuses on the Chinese art exhibitions which had in their composition "flowers and birds" paintings. It presents stages of exhibition preparations and the list of displayed "flowers and birds" paintings, based on the study of catalogs and archival materials.
Keywords: China, exhibition, Chinese art, museum, painting "flowers and birds".
References
Alekseev V. M.; Pjeon Zhju. Vystavka kitajskoj zhivopisi: Katalog [Chinese paintings exhibition: Catalog]. Leningrad, Hermitage Publ., 1934. 70 p., ill. (in Russian).
Evgen'ev K. Vystavka kitajskoj zhivopisi, [Chinese art exhibition], in Iskusstvo [Art], no. 5. Moscow, 1934, pp. 149-151 (in Russian).
Gluhareva O. N. Vystavka "Iskusstvo Kitaja" ["The Art of China" Exhibition], in Istorik marksist, no. 3. Moscow, 1940, pp. 155-158 (in Russian).
Gluhareva O. N. Iskusstvo velikogo kitajskogo naroda [The art of the Chinese people in Art], in Iskusstvo, no. 5. Moscow, 1950, pp. 32-48 (in Russian).
Hudozhestvennaja vystavka Kitajskoj Narodnoj Respubliki. Katalog [Art exhibition of the People's Republic of China. Directory]. Moscow; Saint Petersburg, 1950. 152 p. 46 ill. (in Russian).
Hudozhestvennaja vystavka Kitajskoj Narodnoj Respubliki [Art exhibition of the People's Republic of China], in Iskusstvo, no. 6. Moscow, 1950, pp. 11-31 (in Russian).
Kitajskoe izobrazitel'noe iskusstvo. Po materialam vystavki 1950 g. v Moskve [Chinese visual arts. According to the 1950 exhibition in Moscow]. Moscow, USSR Academy of Arts Publ., 1952. 128 p., ill. (in Russian).
Matveev V Ju. Jermitazh "vsemirnyj", ili Planeta Jermitazh. Vystavochnaja dejatel'nost' muzeja za rubezhom i proizvedenija iz zarubezhnyh sobranij na vystavkah v Gosudarstvennom Jermitazhe. Nauchno-spravochnoe izdanie [Hermitage "worldwide", or Hermitage Planet. Exhibition activities of the museum abroad and paintings from foreign meetings at exhibitions in the State Hermitage. Scientific and Reference edition]. Saint Petersburg, Slavija Publ., 2012. 540 p., 22 ill. (in Russian).
Opisanie vystavki kitajskih i japonskih proizvedenij iskusstva, promyshlennosti i predme-tov kul 'ta i obihoda [Description of the exhibition of Chinese and Japanese works of art, industry, ceremonial objects and household utensils]. Moscow, D. V. Troickij Publ., 1906. 39 p. (in Russian).
Razumovskij K.; Strelkov A. Kitajskoe iskusstvo [Chinese Art], in Iskusstvo, no. 5. Moscow, 1934, pp. 129-148 (in Russian).
Sapanzha O. S. Teorija muzejnoj kommunikacii: istorija, modeli, strategii, obrazovatel'nye tehnologii. Uchebnoe posobie [The theory of museum communication: History, models, strategies, educational technologies. Educational book]. Kirov, Interregional center of innovative technologies in education Publ., 2017. 52 p. (in Russian).
SHR (State Hermitage Reports), vol. 6. Chronicle. Saint Petersburg, 1954, p. 43 (in Russian).
SHR (State Hermitage Reports). vol. 14, New exhibits. Temporary exhibitions, 1958, pp. 10-11 (in Russian).
Slavinskiy Ju. M. (ed.). Vystavka kitajskoj zhivopisi: katalog [Chinese paintings exhibition: catalog]. Moscow, Vsekohudozhnik Publ., 1934. 40 p., ill. (in Russian).
Sovremennaja kitajskaja zhivopis' "gohua". Vystavka. Katalog [Modern Chinese painting "Guohua". Exhibition. Directory]. Moscow, 1957. 20 p., 16 ill. (in Russian).
Ukazatel' Bol 'shoj kitajskoj vystavki [Index of the Great Chinese exhibition]. Saint Petersburg, Print shop of the Maritime Ministry Publ., 1857. 29 p. (in Russian).
Vystavka iskusstvo Kitaja. Katalog [Exhibition of China Art. Catalog]. Moscow; Leningrad, Art Publ., 1940. 129 p., ill. (in Russian).
Vystavka kitajskogo izobrazitel'nogo iskusstva (KNR) [Exhibition of Chinese Fine Arts (PR China)]. Moscow, Soviet artist Publ., 1965. 6 p. (in Russian).