Научная статья на тему 'Опыт семейной психотерапии пациентов с бронхиальной астмой на базе отделения кризисных состояний ГБУЗ ко «Кемеровский областной клинический наркологический диспансер»'

Опыт семейной психотерапии пациентов с бронхиальной астмой на базе отделения кризисных состояний ГБУЗ ко «Кемеровский областной клинический наркологический диспансер» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
72
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт семейной психотерапии пациентов с бронхиальной астмой на базе отделения кризисных состояний ГБУЗ ко «Кемеровский областной клинический наркологический диспансер»»

Психиатрия, наркология,, психотерапия

пробовали алкоголь. У 68% школьников 10 класса и 59,4% - 11 класса встречалось употребление алкоголя 1-2 раза в месяц. 14% обследованных 10 и 11 классов употребляли алкоголь 1-2 раза в год, употребление алкоголя 2-3 раза в неделю наблюдалось в 10,7% случаев мальчиков 10 класса и 14,8% у - 11 класса.

Таким образом, ранняя алкоголизация у подростков с нарушениями поведения чаще всего происходила по механизму реакций имитации отрицательных форм поведения неблагоприятного средового окружения, чем в рамках расстройства влечений. Отсутствие устойчивых увлечений, интересов; подчиняе-мость, наличие акцентуации характера по неустойчивому типу являлись факторами риска развития патологического влечения к алкоголю у подростков с расстройствами поведения. Заслуживает внимания тот факт, что уровень алкоголизации у мальчиков 11 кадетского класса был намного меньше, чем у подростков с нарушениями поведения и учащихся 10 класса общеобразовательной школы, что, определяется их высокой занятостью активной позитивной деятельностью и организованностью в течение всего дня.

ПСИХОТЕРАПИЯ

К ПСИХОТЕРАПИИ ТРЕВОЖНО-ДЕПРЕССИВНЫХ РЕАКЦИЙ

А.М. Бурно, С.В. Некрасова, О.Е. Князевич

Российский университет Дружбы Народов, г. Москва СКПБ №8, г. Москва

Е-mail авторов: drburnoml@mail.ru

Методика инверсии возможностей (МИВ) генетически близка методике РЭПТ А. Эллиса, но отличается от нее следующими моментами.

1. В МИВ суживается круг симптомов-мишеней. Эмоции, с которыми работает методика, получили название субъективно-проблемных или избыточных. К ним относятся те «неуместные» эмоции А. Эллиса, которые помимо своей прагматической бессмысленности и вредности, являются для личности субъективно-конфликтными, в самый момент их существования. Эти эмоциональные реакции субъективно ощущаются как «слишком сильные», «неадекватные», как «проблемные» или «невротические». Как правило, они непродуктивны в том смысле, что не способны целиком реализоваться в каких-либо конкретных действиях. Субъективно-проблемные эмоциональные реакции можно рассматривать как отдельный психопатологический феномен, который следует отграничивать от других душевных движений. В дифференциально-диагностическом плане субъективно-избыточные эмоциональные реакции следует отличать, прежде всего, от таких похожих на них явлений здоровой и больной душевной жизни, как мнительность и тревожные сомнения, от навязчивых переживаний, от некоторых состояний времен-

ной охваченности аффектом, а также от естественных негативных эмоциональных реакций.

2. МИВ ограничивается поиском требований исключительно к себе, оставляя в стороне требования к другим («он должен», «мир должен» и т.д.).

3. МИВ дискутирует не с абсолютистским требованием, а с его выполнимостью. Когнитивным содержанием СИЭР является вера (осознанная или не осознанная) в возможность управлять собственными чувствами и мыслями исключительно усилием воли без изменения внешних и внутренних стимулов. Такое насилие над собственными душевными движениями представляется пациенту не только возможным, но и ведущим к разрешению психотравмирую-щей ситуации кратчайшим путем. На деле такие попытки не только остаются бесплодными, но, фокусируя на себе внимание, мешают поиску реального выхода из травмирующих обстоятельств.

Эта вера в произвольность непроизвольного (мнимая возможность) оспаривается в специально разработанной когнитивной дискуссии. Когда такая дискуссия оказывается успешной, и пациент соглашается с тем, что требует от себя невозможного, он без каких-либо дополнительных дискуссий отказывается и от «долженствования».

Технологию использования методики можно представить в виде следующих основных шагов:

1. Выделение в негативных переживаниях пациента субъективно-проблемной эмоции.

2. Определение естественной эмоции и измерение субъективного напряжения.

3. Обнаружение связанного с проблемной эмоцией требования к себе и формулировка этого требования.

4. Переформулировка требования в виде возможности это требование выполнить.

5. Формулировка мнимой возможности.

6. Обзор условий, обстоятельств, в которых исследуемая возможность реализовалась бы сама собой.

7. Дискуссия с мнимой возможностью.

8. Обозрение новых возможностей.

Успешное применение методики приводит к тому, что «субъективно-проблемная эмоция» превращается в хотя и тоже негативное, но естественное, адекватное с точки зрения пациента переживание. Терапевтический эффект также выражается в том, что в сознании пациента спонтанно появляются новые возможности (реальные пути влияния на травмирующие обстоятельства), либо открывается возможность примирения с безвыходной ситуацией.

ОПЫТ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ПАЦИЕНТОВ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ НА БАЗЕ ОТДЕЛЕНИЯ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ ГБУЗ КО «КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КЛИНИЧЕСКИЙ НАРКОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСПАНСЕР»

О. В. Дарсалия, Г.М. Говорова

Кемеровский ОКПБ, г. Кемерово, Россия

45, 2012 Тюменский медицинский журнал

Психиатрия, наркология, психотерапия

Бронхиальная астма является самым известным психосоматическим заболеванием. У больных бронхиальной астмой невротические реакции играют важную роль. Практически все изучавшие бронхиальную астму обращали внимание на роль психотравмирую-щих обстоятельств в её формировании и обострении. При диагностическом обследовании 19 пациентов с БА в отделении кризисных состояний изменения личности были обнаружены у 82% обследованных с тяжелой и среднетяжелой бронхиальной астмой, а у 10% были диагностированы нервно-психические расстройства. Выявление психологических особенностей, своевременная диагностика больных с БА явились необходимым компонентом психотерапии бронхиальной астмы. В ходе психотерапии было выявлено, что основной конфликт у пациентов с бронхиальной астмой сосредоточен вокруг внутренних импульсов, угрожающих привязанности к матери или замещающему ее человеку. Характерной особенностью пациентов с БА было подавление в превербальной форме выражения эмоций в виде плача: плач как первая возможность позвать мать был подавлен из-за боязни материнских упреков и ее отказа. При установочной психотерапевтической беседе было выяснено, что матери пациентов с БА часто проявляли амбивалентное поведение, которое одновременно выражало стремление к обладанию и руководству и в то же время отказ от этого. Поскольку близость к матери уже в раннем детстве была сопряжена со страхом, то позже нарушились доверительные отношения с матерью. Больные находились в состоянии конфликта между их желанием завоевать доверие и страхом перед этим. Отсюда возникли нарушения функции дыхания: астматические припадки занимающие место нарушенных в раннем детстве форм превербального общения. В связи с этим основной акцент в психотерапии пациентов с БА был сделан на семейную психотерапию. Для 12 семей пациентов с БА было проведено 10 сеансов психотерапии, для 7 семей - 15 сеансов семейной психотерапии. Семейная психотерапия состояла из 4-х этапов - диагностического, с привлечением клинического психолога отделения, этапа ликвидации семейного конфликта, этапа реконструкции и поддерживающего на этапе амбулаторного лечения. Семейная психотерапия проводилась с целью изменения ригидно - управляющего типа отношений к больному родителей, преодолению «семенного мифа» об абсолютно соматической обусловленности астматических симптомов больного, формированию у него собственной системы ценностей, зрелости и способности к независимому поведению, умению принимать самостоятельные решения в отношении своих личных проблем, от чего раньше он защищался астматическими симптомами. В рамках семейной психотерапии использованы методы рациональной психотерапии с фиксацией на важности фактора эмоционального равновесия, уверенности в обратимости приступа, Гештальт-терапии, НЛП с целью переформирования негативных программ пациента в эмоционально-стрессовых ситуациях. Геш-тальт - терапия была наиболее эффективна в ситуа-

ции длительно существующего семейного конфликта, для выработки нового поведения в ситуации фрустрации, эмоционального тупика. Об эффективности семейной психотерапии свидетельствует изменение психического состояния пациента на момент окончания лечения - снижение уровня тревоги, внутреннего напряжения, редукция приступов БА. В динамике у пациентов, проходивших семейную психотерапию в отделении кризисных состояний продолжительность ремиссии БА без медикаментозной поддержки стала более длительной - у 9 пациентов около 6 месяцев, у 8 - 4 месяца, 2 пациента с неврастено-подобной формой БА сохраняют ремиссию более года. Эти данные свидетельствуют о важном значении психотерапии в лечении больных с БА. Необходимо учесть, что эффект психотерапевтических вмешательств тем выше, чем раньше (до появления необратимых патофизиологических изменений) начато лечение.

О ПСИХОТЕРАПИИ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Н.Л. Зуйкова, О.А. Шестерова

Российский УДН, г. Москва, Россия

E-mail авторов: ZNL@yandex.ru

Так сложилось, что последние годы все больше приходится работать, общаться и взаимодействовать с пожилыми людьми. В связи с этим накопился немалый опыт, и одновременно усилился научно-практический интерес к теме старения. Проводимая клинико- психотерапевтическая работа с пациентами преклонного возраста на клинических базах кафедры дает определенные результаты и выводы. Разделяем оптимистическую гипотезу о том, что стареют все по-разному и что печаль и горе - не единственный удел старости, а угасание - не единственный путь изменений. Это согласуется с современной концепцией геронтопсихологов и нейропсихиатров о старости, как закономерной фазе жизни, когда включаются адаптационно-регуляторные механизмы высокой жизнеспособности, увеличения продолжительности жизни и приспособительное самоограничение. Геронтологи назвали данный процесс жизнеутверждающим термином «Витаукт» (Фролькиса В.В., 1985) и ввели понятие «поздний онтогенез», связанное с появлением в психике и поведении стареющего человека нового, не наблюдаемого на предыдущих этапах жизни. При том, что продолжают действовать главные законы развития, характерные для более ранних периодов онтогенеза: гетерохронность, гете-ротопность, гетеродинамичность изменений психики (Шахматов Н.Ф. 1997). Таким образом, существует достаточно научных данных о старении, как здоровом процессе и очередном этапе развития личности. Данное положение, по наблюдению в жизни и в практике скептично воспринимается большинством. В обществе сильны геронтофобические установки, а обывательские обесценивающие большую

Тюменский медицинский журнал № 1, 246

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.