Научная статья на тему 'Особенности ранней алкоголизации в структуре расстройств поведения у подростков'

Особенности ранней алкоголизации в структуре расстройств поведения у подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
91
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности ранней алкоголизации в структуре расстройств поведения у подростков»

Психиатрия, наркология, психотерапия

мента ГАМК-Т, содержание ГАМК нарастает. Вероятно, что увеличение содержания ГАМК в этих условиях связано с ее защитной функцией и создает «охранительное торможение» в нейронах для протекции их от гибели при неблагоприятных условиях, в частности от отравления высокой дозой этанола.

В настоящее время объяснить повышение активности фермента ГДК в нервных структурах при воздействии высокой дозы алкоголя затруднительно. Вероятно, этанол оказывает воздействие на белковые структуры ферментов обмена ГАМК - ГДК и ГАМК-Т или взаимодействует с их коферментом - пиридок-саль-5-фосфатом.

На основании проведенных исследований можно заключить, что уровень ГАМК в нейронах играет существенную роль в патогенезе алкогольной интоксикации и синдрома абстиненции организма, активно участвуя в реализации механизмов адаптации и развития компенсаторно-приспособительных процессов в ЦНС в этих условиях.

ОСОБЕННОСТИ РАННЕЙ АЛКОГОЛИЗАЦИИ В СТРУКТУРЕ РАССТРОЙСТВ ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

М.Г. Фомушкина, Т. В. Раева

Тюменская ОКПБ Тюменская ГМА

Проблема нарушения поведения у подростков является социально значимой в связи с высоким распространением в этой группе больных асоциальных действий и ранней алкоголизацией. Личность подростка в силу ее психической и социальной незрелости уязвима к воздействию внешних и внутренних стрессов, что может способствовать более быстрому формированию патологической зависимости от алкоголя.

Целью исследования являлось изучение особенностей ранней алкоголизации среди подростков с нарушениями поведения.

В исследовании участвовало 40 пациентов подросткового возраста (14-16 лет) мужского пола, находящихся на стационарном лечении в Тюменской областной клинической психиатрической больнице с расстройствами поведения, отвечающими критериям рубрики Б91 МКБ-10. Проводилось клинико-психопатологическое изучение поведения подростка в семье, учебной среде и среди сверстников, для выявления особенностей ранней алкоголизации использовалась анкета, состоящая из 11 разделов. Группу контроля составили 25 школьников 10 класса и 25 учеников 11 кадетского класса, не состоящих на учете у психиатра.

В результате выявлено, что большинство подростков с нарушениями поведения (71,4%) воспитывались в условиях гопоопеки или безнадзорности, что привело к замедлению у них формирования познавательной деятельности, навыков системного самостоятельного труда, волевых и нравственных установок. Из-за выраженной эмоционально-волевой незрелости

они легко примыкали к асоциальным компаниям, становились соучастниками в воровстве, начинали употреблять алкоголь, курить. Часть пациентов (28,6%) проживали в условиях страха, унижения, физического наказания за мелкие проступки, считала себя нелюбимыми в семье (воспитание по типу «золушки») и поэтому большую часть времени проводили в подростковых компаниях. По данным обследования подростков общеобразовательных школ, не состоящих на учете у психиатра, выявлено, что в большинстве случаев подростки воспитывались в полных семьях, однако, конфликты в семьях встречались в 30% случаев.

Поведение в учебной среде у всех подростков с нарушениями поведения характеризовалось отсутствием желания посещать школу, пропусками школьных занятий. Большинство обследованных не могли довести начатое дело до конца (92,8%), 78,5% не могли оторваться от интересного дела, чтобы сделать уроки, не любили читать книги. 57,1% не имели устойчивых увлечений, в свободное время предпочитали гулять с друзьями на улице, около половины (42,8%) не готовили домашние задания. У 53,3% мальчиков 11 класса и у 14,2% мальчиков 10 класса отклонений в поведении не было обнаружено. Прогулы занятий в школе встречались у 60% подростков 10 класса и 11% - 11 класса, мелкое хулиганство - у 20% мальчиков 10 класса и 6,6% -11 класса. Задержание милицией были обнаружены у 11,4% мальчиков в 10 классе и 6,6% - в 11 классе. Курение имело место у 10% обследованных подростков контрольной группы.

Отрицательные социальные факторы не только определяли отношение обследованных подростков к алкоголю, но и способствовали формированию личности предрасположенной к злоупотреблению алкоголем. 64,2% подростков с расстройствами поведения эпизодически употребляли алкогольные напитки, 21,4% имели начальную стадию зависимости от алкоголя, преимущественно с акцентуацией характера по неустойчивому типу и наследственной предрасположенностью к алкоголизму. У мальчиков 10 класса в 68,6% случаев отмечалось употребление алкоголя, чаще, чем в 11 классе (46,6%). Наследственная отя-гощённость по алкоголизму была выявлена у 85% подростков с нарушениями поведения и 35% обследованных контрольной группы. Все подростки предпочитали принимать легкие алкогольные напитки (пиво, энергетические напитки). Основной мотив алкоголизации у группы подростков с расстройствами поведения - «за компанию», «нечем больше заняться». Алкоголизации у них происходили чаще всего по механизму реакций имитации отрицательных форм поведения неблагоприятного средового окружения, чем в рамках расстройства влечений. Мотивами употребления алкоголя для подростков, не состоящих на учете у психиатра, были любопытство, желание расслабиться, приобрести уверенность в себе и неудачи в учебе. Мотив «быть как все», не отставать от компании отмечался у 8,5% в обоих классах. Возраст первого знакомства с алкоголем у школьников - от 7 до 16 лет. 20% учащихся 10 класса и 53% учащихся 11 кадетского класса никогда не

Тюменский медицинский журнал № 1, 244

Психиатрия, наркология,, психотерапия

пробовали алкоголь. У 68% школьников 10 класса и 59,4% - 11 класса встречалось употребление алкоголя 1-2 раза в месяц. 14% обследованных 10 и 11 классов употребляли алкоголь 1-2 раза в год, употребление алкоголя 2-3 раза в неделю наблюдалось в 10,7% случаев мальчиков 10 класса и 14,8% у - 11 класса.

Таким образом, ранняя алкоголизация у подростков с нарушениями поведения чаще всего происходила по механизму реакций имитации отрицательных форм поведения неблагоприятного средового окружения, чем в рамках расстройства влечений. Отсутствие устойчивых увлечений, интересов; подчиняе-мость, наличие акцентуации характера по неустойчивому типу являлись факторами риска развития патологического влечения к алкоголю у подростков с расстройствами поведения. Заслуживает внимания тот факт, что уровень алкоголизации у мальчиков 11 кадетского класса был намного меньше, чем у подростков с нарушениями поведения и учащихся 10 класса общеобразовательной школы, что, определяется их высокой занятостью активной позитивной деятельностью и организованностью в течение всего дня.

ПСИХОТЕРАПИЯ

К ПСИХОТЕРАПИИ ТРЕВОЖНО-ДЕПРЕССИВНЫХ РЕАКЦИЙ

А.М. Бурно, С.В. Некрасова, О.Е. Князевич

Российский университет Дружбы Народов, г. Москва СКПБ №8, г. Москва

Е-mail авторов: drburnoml@mail.ru

Методика инверсии возможностей (МИВ) генетически близка методике РЭПТ А. Эллиса, но отличается от нее следующими моментами.

1. В МИВ суживается круг симптомов-мишеней. Эмоции, с которыми работает методика, получили название субъективно-проблемных или избыточных. К ним относятся те «неуместные» эмоции А. Эллиса, которые помимо своей прагматической бессмысленности и вредности, являются для личности субъективно-конфликтными, в самый момент их существования. Эти эмоциональные реакции субъективно ощущаются как «слишком сильные», «неадекватные», как «проблемные» или «невротические». Как правило, они непродуктивны в том смысле, что не способны целиком реализоваться в каких-либо конкретных действиях. Субъективно-проблемные эмоциональные реакции можно рассматривать как отдельный психопатологический феномен, который следует отграничивать от других душевных движений. В дифференциально-диагностическом плане субъективно-избыточные эмоциональные реакции следует отличать, прежде всего, от таких похожих на них явлений здоровой и больной душевной жизни, как мнительность и тревожные сомнения, от навязчивых переживаний, от некоторых состояний времен-

ной охваченности аффектом, а также от естественных негативных эмоциональных реакций.

2. МИВ ограничивается поиском требований исключительно к себе, оставляя в стороне требования к другим («он должен», «мир должен» и т.д.).

3. МИВ дискутирует не с абсолютистским требованием, а с его выполнимостью. Когнитивным содержанием СИЭР является вера (осознанная или не осознанная) в возможность управлять собственными чувствами и мыслями исключительно усилием воли без изменения внешних и внутренних стимулов. Такое насилие над собственными душевными движениями представляется пациенту не только возможным, но и ведущим к разрешению психотравмирую-щей ситуации кратчайшим путем. На деле такие попытки не только остаются бесплодными, но, фокусируя на себе внимание, мешают поиску реального выхода из травмирующих обстоятельств.

Эта вера в произвольность непроизвольного (мнимая возможность) оспаривается в специально разработанной когнитивной дискуссии. Когда такая дискуссия оказывается успешной, и пациент соглашается с тем, что требует от себя невозможного, он без каких-либо дополнительных дискуссий отказывается и от «долженствования».

Технологию использования методики можно представить в виде следующих основных шагов:

1. Выделение в негативных переживаниях пациента субъективно-проблемной эмоции.

2. Определение естественной эмоции и измерение субъективного напряжения.

3. Обнаружение связанного с проблемной эмоцией требования к себе и формулировка этого требования.

4. Переформулировка требования в виде возможности это требование выполнить.

5. Формулировка мнимой возможности.

6. Обзор условий, обстоятельств, в которых исследуемая возможность реализовалась бы сама собой.

7. Дискуссия с мнимой возможностью.

8. Обозрение новых возможностей.

Успешное применение методики приводит к тому, что «субъективно-проблемная эмоция» превращается в хотя и тоже негативное, но естественное, адекватное с точки зрения пациента переживание. Терапевтический эффект также выражается в том, что в сознании пациента спонтанно появляются новые возможности (реальные пути влияния на травмирующие обстоятельства), либо открывается возможность примирения с безвыходной ситуацией.

ОПЫТ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ПАЦИЕНТОВ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ НА БАЗЕ ОТДЕЛЕНИЯ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ ГБУЗ КО «КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КЛИНИЧЕСКИЙ НАРКОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСПАНСЕР»

О. В. Дарсалия, Г.М. Говорова

Кемеровский ОКПБ, г. Кемерово, Россия

45, 2012 Тюменский медицинский журнал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.