Научная статья на тему 'К психотерапии тревожно-депрессивных реакций'

К психотерапии тревожно-депрессивных реакций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
111
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бурно А. М., Некрасова С. В., Князевич О. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К психотерапии тревожно-депрессивных реакций»

Психиатрия, наркология,, психотерапия

пробовали алкоголь. У 68% школьников 10 класса и 59,4% - 11 класса встречалось употребление алкоголя 1-2 раза в месяц. 14% обследованных 10 и 11 классов употребляли алкоголь 1-2 раза в год, употребление алкоголя 2-3 раза в неделю наблюдалось в 10,7% случаев мальчиков 10 класса и 14,8% у - 11 класса.

Таким образом, ранняя алкоголизация у подростков с нарушениями поведения чаще всего происходила по механизму реакций имитации отрицательных форм поведения неблагоприятного средового окружения, чем в рамках расстройства влечений. Отсутствие устойчивых увлечений, интересов; подчиняе-мость, наличие акцентуации характера по неустойчивому типу являлись факторами риска развития патологического влечения к алкоголю у подростков с расстройствами поведения. Заслуживает внимания тот факт, что уровень алкоголизации у мальчиков 11 кадетского класса был намного меньше, чем у подростков с нарушениями поведения и учащихся 10 класса общеобразовательной школы, что, определяется их высокой занятостью активной позитивной деятельностью и организованностью в течение всего дня.

ПСИХОТЕРАПИЯ

К ПСИХОТЕРАПИИ ТРЕВОЖНО-ДЕПРЕССИВНЫХ РЕАКЦИЙ

А.М. Бурно, С.В. Некрасова, О.Е. Князевич

Российский университет Дружбы Народов, г. Москва СКПБ №8, г. Москва

Е-mail авторов: drburnoml@mail.ru

Методика инверсии возможностей (МИВ) генетически близка методике РЭПТ А. Эллиса, но отличается от нее следующими моментами.

1. В МИВ суживается круг симптомов-мишеней. Эмоции, с которыми работает методика, получили название субъективно-проблемных или избыточных. К ним относятся те «неуместные» эмоции А. Эллиса, которые помимо своей прагматической бессмысленности и вредности, являются для личности субъективно-конфликтными, в самый момент их существования. Эти эмоциональные реакции субъективно ощущаются как «слишком сильные», «неадекватные», как «проблемные» или «невротические». Как правило, они непродуктивны в том смысле, что не способны целиком реализоваться в каких-либо конкретных действиях. Субъективно-проблемные эмоциональные реакции можно рассматривать как отдельный психопатологический феномен, который следует отграничивать от других душевных движений. В дифференциально-диагностическом плане субъективно-избыточные эмоциональные реакции следует отличать, прежде всего, от таких похожих на них явлений здоровой и больной душевной жизни, как мнительность и тревожные сомнения, от навязчивых переживаний, от некоторых состояний времен-

ной охваченности аффектом, а также от естественных негативных эмоциональных реакций.

2. МИВ ограничивается поиском требований исключительно к себе, оставляя в стороне требования к другим («он должен», «мир должен» и т.д.).

3. МИВ дискутирует не с абсолютистским требованием, а с его выполнимостью. Когнитивным содержанием СИЭР является вера (осознанная или не осознанная) в возможность управлять собственными чувствами и мыслями исключительно усилием воли без изменения внешних и внутренних стимулов. Такое насилие над собственными душевными движениями представляется пациенту не только возможным, но и ведущим к разрешению психотравмирую-щей ситуации кратчайшим путем. На деле такие попытки не только остаются бесплодными, но, фокусируя на себе внимание, мешают поиску реального выхода из травмирующих обстоятельств.

Эта вера в произвольность непроизвольного (мнимая возможность) оспаривается в специально разработанной когнитивной дискуссии. Когда такая дискуссия оказывается успешной, и пациент соглашается с тем, что требует от себя невозможного, он без каких-либо дополнительных дискуссий отказывается и от «долженствования».

Технологию использования методики можно представить в виде следующих основных шагов:

1. Выделение в негативных переживаниях пациента субъективно-проблемной эмоции.

2. Определение естественной эмоции и измерение субъективного напряжения.

3. Обнаружение связанного с проблемной эмоцией требования к себе и формулировка этого требования.

4. Переформулировка требования в виде возможности это требование выполнить.

5. Формулировка мнимой возможности.

6. Обзор условий, обстоятельств, в которых исследуемая возможность реализовалась бы сама собой.

7. Дискуссия с мнимой возможностью.

8. Обозрение новых возможностей.

Успешное применение методики приводит к тому, что «субъективно-проблемная эмоция» превращается в хотя и тоже негативное, но естественное, адекватное с точки зрения пациента переживание. Терапевтический эффект также выражается в том, что в сознании пациента спонтанно появляются новые возможности (реальные пути влияния на травмирующие обстоятельства), либо открывается возможность примирения с безвыходной ситуацией.

ОПЫТ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ПАЦИЕНТОВ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ НА БАЗЕ ОТДЕЛЕНИЯ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ ГБУЗ КО «КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КЛИНИЧЕСКИЙ НАРКОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСПАНСЕР»

О. В. Дарсалия, Г.М. Говорова

Кемеровский ОКПБ, г. Кемерово, Россия

45, 2012 Тюменский медицинский журнал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.