Научная статья на тему 'Опыт реализации субъектно-прагматического способа гармонизации образа жизни студентов'

Опыт реализации субъектно-прагматического способа гармонизации образа жизни студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗ ЖИЗНИ / СТУДЕНТ / ОБРАЗ МИРА / "ОБРАЗ Я " / СОГЛАСОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ С СОБОЙ / С ОБЩЕСТВОМ / К КУЛЬТУРЕ / К ПРИРОДЕ / АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / МЕТОДИКА САМОПОЗНАНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ / ЛИЧНОСТНО-СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗА ЖИЗНИ / СОГЛАСОВАНИЕ ГУМАННО И СОЦИООРЕНТИРОВАННЫХ СМЫСЛОВ / "AN I-IMAGE " / A WAY OF LIFE / STUDENT / IMAGE OF THE WORLD / HARMONIZATION OF RELATIONS WITH ONESELF / WITH SOCIETY / CULTURE / NATURE / AXIOLOGICAL SITUATION / SELF-KNOWLEDGE TECHNIQUE / SOCIAL AND PEDAGOGICAL PROJECTS / PERSONALLY AND SOCIALLY ORIENTED WAY OF LIFE / COORDINATION OF HUMANE AND SOCIALLY ORIENTED MEANINGS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трофимов Константин Викторович

В статье раскрывается опыт реализации субъектно-прагматического способа гармонизации образа жизни современных студентов, направленного на согласование их отношений с миром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF THE SUBJECTIVE-PRAGMATIC METHOD OF HARMONIZINGSTUDENTSWAY OF LIFE

In the article realization of the subjective-pragmatic method of harmonizing modern students way of life is described. It is directed towards their accommodation in the world.

Текст научной работы на тему «Опыт реализации субъектно-прагматического способа гармонизации образа жизни студентов»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2011. №4(26)

УДК 378.180.6

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ СУБЪЕКТНО-ПРАГМАТИЧЕСКОГО СПОСОБА ГАРМОНИЗАЦИИ ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

© К.В.Трофимов

В статье раскрывается опыт реализации субъектно-прагматического способа гармонизации образа жизни современных студентов, направленного на согласование их отношений с миром.

Ключевые слова: образ жизни, студент, образ мира, "образ - Я ", согласование отношений с собой, с обществом, к культуре, к природе, аксиологическая ситуация, методика самопознания, социально-педагогические проекты, личностно-социальная направленность образа жизни, согласование гуманно и социоорентированных смыслов.

Социально-экономические преобразования, сопровождающиеся расширением возможностей политического, экономического и социального выбора, "иной расстановкой смысловых акцентов" (Н.Е.Щуркова), ростом конкуренции на рынке труда, вошли во все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и в образование. В таких условиях развивающемуся российскому обществу нужны люди, готовые к "быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира" (Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года).

" Современный период в российской истории и образовании - время смены ценностных ориентиров. В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи" (А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России).

По прогнозам ученых, "жизнь молодого человека в новых условиях не будет развиваться линейно; новые условия потребуют от него мобильности, нестандартных индивидуальных вариантов построения своего образа жизни" [1].

В результате перестройки и трансформации представлений о ценностях и смыслах жизни, у нынешней молодежи произошло их рассогласование в структуре образа жизни: с одной стороны, нельзя не учитывать прагматичного подхода современных студентов к жизни, с другой стороны - усиливающийся отказ от возвышенных целей-идеалов гуманизма приводит к утрате духовных ориентиров, а зачастую и к потере здоровья, алкоголизму, наркомании.

Для устранения рассогласования образа жизни необходимо учесть прагматизм, разрешить антиномии социумности и гуманизма в образе жизни студентов, что поможет согласовать их

отношения с миром: с собой, обществом, культурой, природой.

Средством их согласования служит его гармонизация. Гармонизация образа жизни студента — деятельность, направленная на достижение соразмерности, упорядоченности гуманно-прагматических смыслов в образе жизни студента, его личностно-социальной направленности, помогающая студенту согласовать отношения с миром и успешно "вписаться" в рыночный уклад развивающегося общества.

Для успешного осуществления гармонизации образа жизни студентов необходим соответствующий способ этой деятельности.

Полагаем, что субъектно-прагматический способ гармонизации образа жизни студентов -это деятельность, осуществляемая с целью согласования их отношений с миром, становления студентов субъектами нарождающегося демократического общества, рыночных отношений и собственной жизни, на основе учета прагматической направленности современных студентов, с целью разрешения в их образе жизни антиномии социумности и гуманизма, придания ему личностно-социальной направленности.

Практическая реализация субъектно-прагматического способа гармонизации образа жизни студентов была осуществлена на базе БОУ СПО " Омский механико-технологический техникум" и факультета педагогики и психологии детства ГОУ ВПО "Омский государственный педагогический университет". На преобразующем этапе опытно-экспериментальной работы приняли участие 149 студентов I, II и III курса техникума, 102 студента I, II, III курса педагогического университета (факультет психологии и педагогики детства).

Для проверки в опытно-экспериментальных условиях выдвинутой нами гипотезы мы последовательно осуществили реализацию компонен-

тов субъектно-прагматического способа гармонизации образа жизни студентов.

Актуализация процесса формирования образа жизни студентов с помощью методики самопознания сформированности образа мира и "образа Я".

Самопознание трактуется в толковом словаре Ушакова как "познание самого себя, изучение своей внутренней сущности в процессе общественной деятельности". Самопознание - это деятельность индивида как субъекта по познанию своего "образа Я" (В.Г.Маралов).

Единственный путь для саморазвития личности, ее самореализации, для обретения ею психического и психологического здоровья - это самопознание [2: 10].

Перед тем как осуществить методику самопознания, мы изучили способность студентов к самопознанию с помощью опросника А.И.Красило "Что значит познать себя?". Мы обратились к данной методике потому, что с ее помощью мы можем не только зафиксировать способность студентов к самопознанию, но и осуществить консультирование обследуемых.

Результатом самопознания является система знаний о себе, объединенная в "образ Я". "Образ Я" (по И.С.Кон) включает три компонента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий. Когнитивный компонент "образа Я" проявляется в знании студентом своих психологических и физиологических качеств; эмоциональный компонент представлен самооценкой и самопринятием студента; о сформированности поведенческого компонента "образа Я" свидетельствует способность к самоконтролю над своим поведением.

Для выявления сформированности когнитивного и эмоционального компонентов "образа Я" студенты осуществили самодиагностику и самоанализ своих психологических и физиологических качеств. Они исследовали свои психофизиологические особенности: темперамент, тип личности, качества личности, эмоции, знание своего тела, состояние соматического здоровья.

При выявлении сформированности поведенческого компонента "образа Я" студентов они исследовали свою способность к контролю за своим поведением.

Для получения полного представления о своем образе мира проводилась самодиагностика сформированности образа объективного мира студентов.

Анализ результатов самодиагностики сфор-мированности "образа Я" и образа мира фиксировался в портфолио - документе, отражающем индивидуальные достижения студентов. На основе диагностики самоанализа и анализа, оценки

сформированности "образа Я" и образа мира студента определялась дальнейшая последовательность действий по гармонизации образа жизни студентов с учетом индивидуальных особенностей формирования "образа Я". Проводился психолого-педагогический консилиум с участием студентов, беседы со студентами, где на основе данных самодиагностики, учета сформи-рованности "образа Я" и образа мира студента определялась совокупность аксиологических ситуаций, определялась мера педагогического содействия для разрешения студентами антиномии индивидуального и коллективного, духовного и материального в совокупности аксиологических ситуаций.

Развитие с помощью механизмов отражения и порождения смыслов личностносоциальной направленности образа жизни на основе разрешения антиномии индивидуального и коллективного, духовного и материального в совокупности аксиологических ситуаций.

Разрешить - это значит, "исследуя, найти правильный ответ, решение чего-нибудь, устранить (противоречие), устранить, разъяснить" [3: 1328]. Средством развития личностно-социальной направленности образа жизни студентов являлось разрешение с помощью механизмов отражения и порождения смыслов антиномии индивидуального и коллективного, духовного и материального в совокупности аксиологических ситуаций.

В ходе реализации аксиологических ситуаций проводился их анализ, принятие решения студентом на основе выбора ценностей, порождения смыслов, разрешения антиномий индивидуального и коллективного, духовного и материального, происходило развитие личностно-социальной направленности образа жизни.

В конкретной, созданной самим студентом (возможно совместно с педагогом) аксиологической ситуации студент совершает выбор ценности и воплощает уже осмысленную им ценность в выбранном поступке.

Совокупность аксиологических ситуаций создана на основе комплекса аксиологических ситуаций в ценностном самоопределении старшеклассников, разработанного Н.Н.Лебедевой

(табл.1).

Таблица 1.

Аксиологические ситуации в развитии личностно-социальной направленности образа жизни

студентов

Тип ситуации Основная функция

Диагностическая Распознавание сущности объекта, индивидуально-

личностных особенностей и готовности к развитию личностно-социальной направленности образа жизни

Репродуктивная Воссоздание на основе механизма отражения смыслов процесса гармонизации образа жизни, содержания гуманно-прагматических ценностей

Поисковая: кол-лизийная, альтернативная, проблемная, аналитическая Поиск на основе отражения и порождения смыслов способов разрешения антиномии индивидуального и коллективного, духовного и материального. На основе анализа, сравнения, обобщения, абстрагирования принятие решения об адекватном выборе и созидании гуманнопрагматических ценностей

Оценочная Выработка умений осмысливать личностные и социальные ценности, разрешение антиномии индивидуального и коллективного, духовного и материального

Прогностическая Проектирование деятельности, системы поступков, анализ их последствий

Созидательная Развитие на основе механизма порождения смыслов личностно-социальной направленности образа жизни

Так, осуществляя восприятие объективного мира, студент "вычерпывает его образ из объективной реальности" (А.Н.Леонтьев), начинает сам интерпретировать ценности, присваивать их значения, порождать новые смыслы ценностей, формируя свой уникальный образ мира.

Основываясь на исследовании взаимосвязи составляющих деятельности и структур образа мира [4: 304], опишем процесс разрешения проблем в аксиологических ситуациях. Сначала студент с помощью механизма восприятия распознает на поверхностных, чувственных уровнях образа мира (зрительный, слуховой и т.д.) сущность объекта, затем на глубинных уровнях образа мира с помощью механизма отражения и порождения смыслов происходит формирование значений объекта, сравнение с идеалом, его интерпретация, поиск смысла ценности для студента. Происходит решение антиномии, выбор личностных и социальных ценностей, проектирова-

ние поведения, образа жизни, подтверждение своего выбора в поступке.

Для реализации личностно-социальной направленности образа жизни студентов необходима совместная с другими людьми деятельность в социально-педагогических проектах.

Согласование отношения студентов с собой, с обществом, культурой, природой на основе паритета гуманных и социоорентиро-ванных смыслов в реализуемых социальнопедагогических проектах.

Деятельность созданных на добровольной основе групп студентов совместно с другими субъектами социально-педагогического проектирования (педагогами, представителями общественности) направлена на согласование отношений студентов с миром на основе паритета гуманных и социоорентированных смыслов.

Был создан комплекс социально-педагогических проектов "Я и мир", в который вошли социально-педагогические проекты "образ Я", "Я и общество", "Я и культура", "Я и природа".

В социально-педагогическом проекте "образ

- Я" (отношение с собой) реализовывалась способность студента к самопринятию, самооценке, поиску смысла жизни. В рамках этого проекта была организована группа "Философ", где во время дискуссий, организованных совместно с преподавателями философии, психологии, происходил поиск смысла жизни, образа своего "Я", осознание сложности и неоднозначности этого образа, своего места среди других людей. Студентам предстояло на основе "суммы всех представлений о себе" (Бернс) ответить на вопрос "кто Я?", осознать его сложность и неоднозначность.

Для преодоления трудностей, связанных с осмыслением своего "образа Я", в рамках проекта была создана тренинг-группа. Ее работа была направлена на диагностику сформированности компонентов "образа Я", коррекцию их взаимодействия, активизацию поиска своей позиции среди участников группы.

Социально-педагогический проект "Я и общество" (отношение с обществом) должен был помочь формированию у студента умения понимать и принимать других, готовности нести ответственность за свой выбор, поступки. В группах "Кадровое агентство", "Общественник" и др. за счет "группового целеполагания" (В.П.Бедер-ханова), создания благоприятной эмоциональной атмосферы внутри группы, участия в общественных делах на основе эффекта кооперации и неформального общения (Колесникова) снимается внутреннее противоречие личностное - социальное, появляется потребность в других людях,

формируются смыслы взаимодействия и сотрудничества с другими субъектами проектирования, объединенными общей целью, повышается социальная активность. С другой стороны, студенты начинают осознавать свою значимость в группе, повышается их самооценка. Например, участники группы "Кадровое агентство" помогли студенту устроиться на работу, а тот пришел на помощь агентству в поиске рабочих мест на предприятии, где он уже трудоустроен. Замкнутый, чуждый малейшего проявления доброжелательности в общении с другими людьми, студент плохо успевал по всем предметам, был замкнут и угрюм. В процессе реализации социально-педагогического проекта "Я и общество", где царила атмосфера дружелюбия, творчества, взаимовыручки, поддержки, его поведение стало преображаться. После устройства на работу он пришел в техникум и рассказал о происходящих с ним изменениях. Отношения студента с другими людьми изменились. Это проявилось в его сотрудничестве и диалоге с ними. Отчуждение в отношениях с обществом стало исчезать. Отношение с обществом порождало поступки. Он предложил однокурсникам устроить их на работу, помочь адаптироваться на рабочем месте. Его отношение к учебе также изменилось в лучшую сторону. Это и есть проявление согласования отношений студента с обществом.

Участие студентов в социально-педагогическом проекте "Я и культура" (отношение к культуре) способствует приобщению студентов к культуре, способствует ее освоению и сохранению. Участие в восстановлении, сохранении и приумножении экспонатов музея образовательного учреждения, в создании летописи факультета, походы в театр, организация студенческого театра на факультете позволили студентам начать "восхождение к культуре современного ему общества и развивать способность жить в обществе" (Н.Е.Щуркова). Происходило творение культуры как духовного измерения всякой деятельности, в котором формируются принципы и смыслы деятельности как суммы общественных достижений. Подобное творение предполагает сотрудничество между участниками проекта, выступающими с позиции субъекта, позволяющего студентам осознать свою принадлежность к миру, актуализирует предъявление другим участникам своих достижений, способностей, развивает умение "создавать индивидуальные проекты жизненного пути" [5: 159].

Реализация социально-педагогического проекта "Я и природа" (отношение к природе) помогло студентам повысить уровень их экологической культуры. На спецкурсах "Экологическая

культура", "Природа мой дом", которые пронизаны экологическими идеями, студенты приходят к пониманию того, что на планету (по И.Канту) необходимо взглянуть как на арену, на которой природа разместила нас в качестве гостей и на которой мы находим все необходимое для счастья.

В экологических экспедициях, посвященных изучению природы родного края, экологических десантах студенты принимают практическое участие в улучшении природопользования. Студенты участвуют в благоустройстве городских парков, пляжей, пригородных лесов, организуют отдых в облагороженных ими объектах природы. Участие в экологической деятельности способствует тому, что их экологические знания, полученные на спецкурсах, становятся убеждениями. Они приходят к пониманию того, что являются частью природы, повышается их экологическая ответственность за последствия общения с природой. Студенты не только начинают "осознавать свою субъектность, но и воспринимать субъектность природы, других людей, распространять на них свои чувства любви и совести" [6: 307]. Результаты социально-педагогических проектов сопровождались анализом, оценкой собранной информации, внесением необходимых изменений, т. е. осуществлением мониторинга реализации проектов.

Обеспечение педагогического содействия гармонизации образа жизни студентов на основе постепенного перехода от руководства к сопровождению, помощи и поддержке их инициативы в этой деятельности.

Для этого педагог актуализировал проявление интереса студентов к миру, способствовал согласованию отношений студентов с собой, обществом, культурой, природой, через организацию общественно полезной деятельности студентов в социально-педагогических проектах. Он наблюдал за совместной с другими субъектами социально-педагогического проектирования деятельностью студентов, получал сведения о том, как, на основании каких освоенных и присвоенных ценностей студенты реализуют замысел социально-педагогических проектов, помогал осуществлять студенту анализ своей деятельности с целью объяснить, как, с помощью каких психологических механизмов происходит согласование отношений студентов с миром на основе паритета гуманных и прагматических смыслов. Опираясь на положение закона наследования культуры в процессе образования [7: 4], педагог обращался к культурному наследию человечества с целью отбора и предъявления студентам ценностей, которые воспринимаются ими и от-

ражаются в процессе формирования образа жизни и помогают согласовать отношения с миром. Педагог предъявлял, представлял современные конкурирующие системы ценностей (Н.Н.Лебе-дева) с целью установления паритета гуманно и социоориентированных ценностей в формируемом образе жизни студента, обращался к социальному опыту человечества, для того чтобы помочь сформировать представления у студентов на основе уже имеющегося у них социального опыта, представления об отношении к обществу, своего места среди людей. Для этого педагог организовывал взаимодействие студента с формальными социальными институтами. К данным институтам (по А.М.Новикову) следует отнести: родителей студентов, педагогов, коллектив (учебный, трудовой), наставников, общественные объединения, государственные организации. Педагог помогал в разрешении антиномий индивидуального и коллективного, духовного и материального в совокупности аксиологических ситуаций на основе принципа диалектики (Г.Ге-гель), когда происходит спор разума с самим собой (И.Кант), понимания природы антиномии как неравноценности тезиса и антитезиса, из которых она складывается.

Реализация субъективно-прагматического

способа гармонизации образа жизни студентов выявила наличие положительных сдвигов в отношениях студентов экспериментальных групп с

миром. Проявлялась положительная динамика в

отношениях студентов с собой, с обществом,

культурой, природой.

1. Министерство образования и науки РФ. Страте-

гия государственной молодежной политики и развития РФ. // иКЬ: ЗашЛйеЬ./ги апа1у-

sis/ssu_artic1e/strategia.htm1 (дата обращения

03.06.2011).

2. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издател. центр "Академия", 2004. -256 с.

3. Словарь русского языка: Ок. 60 000 слов и фразеологических выражений / С.И.Ожегов / под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. - М.: ООО "Издательство Оникс": ООО "Издательство "Мир и Образование", 2008. - 1328 с.

4. Смирнов С.Д Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издател. центр "Академия", 2001. - 304 с.

5. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / под. ред. проф. И.А.Зимней. - М.: Агентство "Издател. сервис", 2005. - 480 с.

6. Лихачев Б. Т. Философия воспитания: спец. курс. -М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2010. -335 с.

7. Новиков А.М. О законах педагогики // Педагогика.

- 2011. - №3. - С.121-126.

REALIZATION OF THE SUBJECTIVE-PRAGMATIC METHOD OF HARMONIZINGSTUDENTS’WAY OF LIFE

K.V.Trofimov

In the article realization of the subjective-pragmatic method of harmonizing modern students’ way of life is described. It is directed towards their accommodation in the world.

Key words: a way of life, student, image of the world, "an I-image ", harmonization of relations with oneself, with society, culture, nature, axiological situation, self-knowledge technique, social and pedagogical projects, personally and socially oriented way of life, coordination of humane and socially oriented meanings.

Трофимов Константин Викторович - старший преподаватель кафедры управления развитием образования факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Омского государственного педагогического университета.

E-mail: k.trofimov45@rambler.ru

Поступила в редакцию 21.06.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.