4. Долинский, Г. К. К понятийному аппарату валеопсихологии [Текст] / Г. К. Долинский // Здоровье и образование. Педагогические проблемы валеологии. -СПб, 1997. - 256 с.
5. Лисицын, Ю. П. Здоровый образ жизни [Текст] / Ю. П. Лисицын, И. Н. Сту-паков. - М.: НЦССХ им. А. Н. Бакулева РАМН, 2008. - 75 с.
6. Проект национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» [Электронный ресурс] // http://pedsovet.org/content/view/5850/241/.
7. Соковня-Семенова, И. И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. И. Соковня-Семенова. - М.: Изд. центр «Академия», 1997. - 205 с.
8. Франкл, В. Э. Человек в поисках смысла [Текст] / В. Э. Франкл; пер. с англ. и нем.; общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. - 366 с.
УДК 32.008
Черникова Елена Борисовна
Старший преподаватель кафедры управления развитием образовательных систем Московского института открытого образования, [email protected], [email protected], Москва
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ - ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Chernikova Elena Borisovna
A head lecturer of the department of the management of the educational systems development Moscow Institute of the Open Education, [email protected], [email protected], Moscow
A HEALTHY LIFESTYLE OF SCHOOLCHILDREN IS THE POTENTIAL FOR THE DEVELOPMENT OF THE EDUCATIONAL QUALITY
Тенденцией развития Российского образования является необходимость его качественного обновления в соответствии с социокультурными и экономическими потребностями общества и основными направлениями модернизации. Этот процесс сопряжен с проблемой глобализации, где особая роль принадлежит образованию и образовательному сотрудничеству, получивший отражение в Болонской конвенции и направленный на создание общеевропейского образовательного пространства. В нем особое внимание уделено качеству образования, признанному фундаментальной основой формирования общеевропейской системы образования [1].
Гуманистическая парадигма образования определяет качество образования как процесс, и как результат. Как процесс качество образования отражает совокупность его свойств, определяющих действенность реализации 338
социальных целей формирования личности школьника. Как результат характеризует совокупность качеств личности, ее культуры, социальногражданской зрелости, уровни знаний, умений, творческих способностей, компетенций. Следовательно, о качестве образования можно судить по совокупности тех новообразований в структуре личности, которые характеризуют ее культуру, социальную подготовленность и опыт, гражданственность, нравственную позицию. Их возникновение возможно только в том случае, если будет решена проблема связей между воспитанием, обучением и развитием личности.
Формирование здорового образа жизни является составной органичной частью развития общей культуры школьника. Это качественное системное новообразование личности, включающее мотивационно-ценностную, когнитивную, содержательно-операциональную и творческо-деятельностную составляющие и в то же время динамическое, изменяющееся в соответствии с особенностями развития личности, ее мотивацией, направленностью, потребностями и усилиями, проявляемыми на разных этапах образовательного процесса. И хотя проблема здорового образа жизни интенсивно разрабатывается в педагогической науке, реальная практика представляет его до усредненных форм жизнедеятельности, нивелируя в этом процессе индивидуальность.
Индивидуализированный вариант здорового образа жизни должен включать в себя мировоззренческий, поведенческий и деятельностный аспекты. Это личностное новообразование, продукт духовных и физических усилий человека, целостная система жизненных проявлений личности, способствующая гармонизации своей индивидуальности с условиями жизнедеятельности и являющаяся средством самоактуализации в ней; является продуктом самостоятельного поиска, индивидуального смыслотворчества, личностной эволюции. Его критерии выделил М. Я. Виленский [1]:
- организационный (наличие у личности полноценной жизненной стратегии, а не кратковременных тактик выживания; пролонгированная регуляция времени; восприятие жизни в единстве ее прошлого, настоящего и будущего);
- гигиенический, определяющий рациональный режим труда и отдыха, оптимальный двигательный режим, соблюдение правил личной гигиены;
- коммуникативно-деятельностный (богатая палитра различных видов деятельности, регулярная оздоровительная деятельность, способность к продуктивному общению, поисково-творческая активность);
- адаптационно-ролевой (гармоничное протекание процессов социализации и индивидуализации; гибкость в поведении и общении; конгруэнтность);
- культурно-эстетический (широта культурных контактов, наличие эстетического идеала, способность противостоять проявлениям антикультуры, разумное следование моде);
- ценностно-мотивационный (приоритет ценностей здоровья и саморазвития, наличие идеологического идеала);
- эмоционально-волевой (эмоционально-психическая устойчивость, внутренний локус контроля, спонтанность, оптимизм);
- индивидуально-личностный (высокий уровень самовосприятия и самоуважения, сензитивность к себе, способность сохранять свою уникальность и творчески реализовать ее).
К ценностным ориентирам процесса формирования здорового образа жизни школьников мы относим:
- самосознание и самопознание личности;
- самоопределение и самовоспитание личности;
- самоутверждение и самореализация личности;
- самообразование и самосовершенствование личности;
- самоорганизация и саморегуляция личности.
Выделенные ценностные ориентиры взаимосвязаны между собой. В основе их взаимодействия находится идея самоценности личности, актуализация заложенных в нем потенций, самовоплощения его сущностных сил.
Среди факторов, определяющих готовность школьников к здоровому образу жизни, на первое место выходит - недостаток знаний по данному вопросу, затем - отсутствие силы воли, необходимых условий, и, наконец, ответственности за свое здоровье. Но сегодня уже не достаточно обеспечить школьников знаниями о здоровье, важное значение придается задаче научить школьников вести здоровый образ жизни, а психологически это означает - научить их хотеть быть здоровыми, развить потребность здорового образа жизни. Значит одним из ведущих факторов становится развитие мотивации здорового образа жизни подрастающего поколения. Чем раньше она будет сформирована, тем быстрее будет решаться проблема сохранения, укрепления и развития здоровья учащихся. Поэтому все актуальнее становится проведение системной целенаправленной работы по управлению развитием мотивации здорового образа жизни школьников, что будет способствовать выполнению ими учебных, познавательных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях, и ориентировать деятельность личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья на всех уровнях человеческой природы. Именно последовательная работа по формированию мотивации здорового образа жизни школьников в учебной деятельности, систематически осуществляемая всеми участниками образовательного процесса и на всех этапах школьного образования, поможет сделать принципиально важный шаг к формированию мотивов, потребностей и познавательных интересов здоровой жизнедеятельности как внутренней характеристики самой здоровьеразвивающей деятельности образовательного учреждения.
В связи с этим, для успешного решения данного вопроса образовательным учреждением, здоровый образ жизни должен быть представлен как системное образование, ориентированное на создание условий развития
осознанной потребности в здоровом образе жизни школьников и реализующее принципы гуманно-личностной педагогики, теоретические принципы здорового образа жизни, совокупность общенаучных подходов: синергетического, антропологического, системно-деятельностного, нормативноправового, мотивационного, рефлексивного, средового, здоровьесберегающего, культурологического, ресурсного, обладающее совокупностью таких качеств, как актуальность, прогностичность, рациональность, реалистичность, целостность, контролируемость, чувствительность к сбоям.
Концептуальная модель развития мотивации здорового образа жизни школьников включает в себя семь компонентов: оценочно-целевой, инфор-мационно-знаниевый, субъектно-личностный, творчески-деятельностный, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационный, комуникативно-стимулирующий, контрольно-коррекционный.
В основе оценочного компонента лежит ценностно-значимая система личностных ориентаций, направленных на познание закономерностей разностороннего совершенствования человека, гармонизацию его духовных и физических сил, сознание значимости здорового образа жизни, понимание и проектирование целей его формирования всеми участниками образовательного процесса.
Анализ и выявление причин низкого уровня здоровья и здорового образа жизни дали выход на разработку комплексно-целевых программ по управлению развитием мотивации здоровой жизнедеятельности школьников.
Информационно-знаниевый (когнитивный) компонент предполагает формирование информационной культуры школьников, обеспечение усвоения целостной системы знаний о закономерных взаимосвязях человека с природой, культурой, обществом, о процессах становления личности, развивающейся в мире ценностей, в отношениях к другим, к самому себе. Он содержит структурированную информацию, которая служит основой формирования у школьников системы личностно значимых знаний, способствующих мотивации здорового образа жизни.Это позволяет ему овладеть критериями оценки социальных и природных явлений, способов сохранения, укрепления и развития здоровья, здорового образа жизни.
В основу здоровьеразвивающего содержания образования должны быть заложены принципы: универсальности, интегративности, целостности, фундаментальности, вариативности, многоуровневости. В образовательном процессе создается первоначальный образ изучаемого явления как идеал, который постоянно анализируется личностью школьника: личностно окрашенной системой приобретенных знаний (познавательный аспект); личностными образами осваиваемых здоровьеразвивающих действий (учебный аспект); личностно окрашенными качествами и свойствами, приобретенными в воспитании, общении (воспитательный аспект); личностно маркированными развиваемыми способностями, психическими, физическими и другими функциями (развивающий аспект). Все они во взаимодействии определяют процесс преобразования личности школьника как индивидуальности.
Здоровьеразвивающий потенциал образовательного процесса может быть приведен в действие, если он ориентирован на формирование школьника как субъекта собственного здорового образа жизни. Идентифицируя себя в нем, самоопределяясь в ценностях здоровья, осознавая свои потребности и цели, он преобразует процесс педагогического управления его развитием в саморазвитие, воспитания - в самовоспитание, образования - самообразование, совершенствования - в самосовершенствование. Сформированность здорового образа жизни личности школьника актуализирует понимание ее самоценности, достижение высокого уровня самопознания, действенного самоуправления, полноценного самовыражения в различных формах жизнедеятельности, развитие здоровьетворческого самосознания, способностей к здоровьеразвивающей преобразовательной деятельности, гармонизации духовных, физических и психических сил.
Основными функциональными компонентами, раскрывающими динамические процессуально-содержательные характеристики здоровьеразвивающего образовательного процесса должны выступать: гносеологический, обуславливающий интеллектуальную культуру; гуманистический - нравственную, гуманитарную, духовную; коммуникативный - культуру общения, речевую, рефлексивную; образовательный - физическую, экологическую, эстетическую, экономическую; нормативный - правовую культуру.
Идеей здоровьеразвивающего содержания образования является создание организационно-педагогических условий для развития личностных свойств и качеств субъектов образовательного процесса, расширение и обогащение индивидуального опыта здорового образа жизни.
Как показали исследования, здоровьеразвивающий образовательный процесс должен включать следующие организационно-педагогические условия:
- создание оптимальных условий микросоциальной среды (гуманистические отношения, благоприятный психологический климат), через совместную деятельность и общение детей и взрослых в образовательном процессе (В. И. Зверева, В. А. Караковский, А. С. Макаренко, Н. Е. Щуркова и др.);
- обеспечение внутренних условий (установок, потребностей, способностей) для саморазвития и самовоспитания учащихся через механизмы самопознания, рефлексии, целеполагагия (Б. Г. Ананьев, Т. М. Давыденко, Г. В. Акопов, Б. Д. Парыгин, С. Л. Рубинштейн, В. А. Якунин и др.).
Эти условия невозможны без социально-организационных условий:
- создание современной материально-технической базы;
- социальное, медицинское и психологическое сопровождение учебного процесса;
- совершенствование работы системы дополнительного образования;
- повышение профессиональной квалификации педагогов;
- мониторинг образовательного процесса, состояния здоровья и развития учащихся;
- текущее, оперативное и стратегическое управление образовательным процессом и службами школы;
- использование творческого потенциала семьи учащегося и др.
Субъектно-личностный компонент позволяет рассматривать здоровый
образ жизни не только как явление общественной жизни, но и как продукт развития общей культуры личности школьника. Являясь важнейшей качественной характеристикой развития и реализации сущностных сил человека, здоровый образ жизни мы рассматриваем как высшее качественное, системное и динамическое образование личности школьника, которое характеризуется определенным уровнем знаний, умений и навыков здорового образа жизни, проявлением самостоятельности и активности здоровьеразвивающей деятельности, направленной на непрерывное самообразование и самосовершенствование.
Здоровьеразвивающее содержание образования актуализируется через деятельность субъектов образовательного процесса. Деятельность приводит знания о здоровье и здоровом образе жизни из потенциального состояния в актуальное. Этот «потенциально-актуальный» переход знаний в деятельность, опосредующую трансформационную функцию, выполняют «умения» («знания», перешедшие в «инструмент деятельности», в «активную форму» своего существования) и «навыки» («знания», трансформированные в «стереотип» деятельности, поведения личности) [2].
Организация процесса формирования мотивации здорового образа жизни школьников базируется на одном из важнейших методологических принципов общей педагогики - единстве обучения и воспитания. Реализация этого принципа в образовательном процессе предполагает органическое взаимодействие всех форм учебно-воспитательного процесса, включая обязательные учебные занятия, внеучебную деятельность, а также самообразование и самовоспитание. В контексте образовательных задач здоровый образ жизни предполагает, прежде всего, формирование системы ценностей, на основе которых может эффективно выстраиваться соответствующая им здоровьеразвивающая деятельность. Это позволяет в образовательном процессе смещать акценты от биологического к социальному, от физического к духовному, от организма к личности. В технологическом и дидактическом плане развитие мотивов здорового образа жизни предполагает совершенствование педагогических методов, приемов, способов и средств [4].
Эмоционально-волевой компонент заключается в особой, эмоционально-окрашенной атмосфере здоровьеразвивающей деятельности, создании условий, способствующих активизации волевых усилий для успешного преодоления затруднений в овладении ценностями здорового образа жизни, выработки умений стойко переносить физические, психические и эмоциональные нагрузки.
Данный компонент предполагает отбор материала из содержания учебных программ, способствующего проявлению эмоционального отношения к изучаемым явлениям: осознанному приятию ценностей здорового образа
жизни и ориентации в них; эмпатийным установкам и т. п. Эмоциональноволевой компонент ориентирует содержание на развитие умения мобили-зировать физические и психические возможности в ситуациях преодоления препятствийпри достижении поставленных целей, способность к самообладанию и самодисциплине.
Потребностно-мотивационный компонент характенризуется содержанием, побуждающим к здоровьеразвивающей деятельности. Побуждение обычно возникает на основе осознания школьником противоречия между возникшей познавательной потребностью и возможностью ее удовлетворения своими силами. Внешняя мотивация уступает место внутренним мотивам - ценностям саморазвития. Каждая личность на основе собственных мотивационно-ценностных отношений формирует свой образ действий и стиль мышления.
В центре здоровьеразвивающего образовательного процесса - личность школьника, находящаяся в познании, а не усваивающая готовые знания. Способом взаимодействия участников становятся субъект-субъектные отношения, строящиеся на принципах сотрудничества, обмена мнениями и взаимной ответственности за свободный выбор своей позиции.
Проблемой педагогической коммуникации является не передача информации, а ее понимание. Содержание здровьеразвивающего учебного материала должно учитывать когнитивный опыт школьников, способствовать выявлению и осознанному преодолению сложившихся стереотипов имеющихся знаний, на основе усвоенных методов познания и осмысления поступающей информации формировать готовность к здоровьеразвивающим способам действий. В этом заключается сущность коммуникативно-сти-мулирующего компонента.
Контрольно-коррекционный компонент (рефлексивный) ориентирует на учебный материал, позволяющий осмысливать при помощи изучения и сравнения собственное здоровье; проектировать здоровьеразвивающую деятельность; владеть приемами мониторинга процесса формирования здорового образа жизни школьников; развивать способности и умения самоуправления и саморегуляции в этом процессе. Он также предусматривает взаимо-и самоконтроль в рамках общих, разделяемых школьниками ценностей и смыслов, обращение к проявлению деятельности личностных структур сознания, направленных на личностную самооценку, изменение ценностно-оценочных отношений к самому себе. Этот компонент отражает многообразие здоровьеразвивающих достижений, совокупность способов и форм оценки этих достижений, их анализ и систематическое отслеживание. Развитие контролирующей функции связано с движением от внешних форм контроля (оценки) к внутренним (ответственности) [3].
Проведенный эксперимент по управлению развитием мотивации здорового образа жизни школьника помог решить следующие задачи:
- разработаны и научно обоснованы комплексно-целевые программы представляющие здоровый образ жизни как системное образование, ориентированное на получение социально-значимых результатов;
- определен и научно обоснован здоровьеразвивающий потенциал учебных программ для разных возрастных категорий школьников, способствующий развитию мотивации здорового образа жизни школьников;
- выявлены организационно-педагогические и социально-организационные условия процесса управления развитием мотивации здорового образа жизни учащихся образовательного учреждения: медико-психолого-социаль-но-педагогическое сопровождение учащихся на каждом возрастном этапе; постоянная диагностика здоровья учащихся; коррекционная и реабилитационная работа по медицинским, психологическим, педагогическим показателям школьников; включение учащихся в здоровьеразвивающую деятельность; определение личностных траекторий формирования здорового образа жизни школьников и т. д.
Показателями эффективности разработанного подхода к управлению развитием мотивации здорового образа жизни школьников являются: позитивные изменения, произошедшие в их потребностно-мотивационной сфере, общей культуре, в которой отражена система общечеловеческих идей, ценностных ориентаций и качеств личности; повышение уровня личностного развития школьников, включающего показатели физического, психического и духовно-нравственного здоровья; овладение способами здорового образа жизни; и как результат, повышение качества общеучебных знаний, умений, навыков.
Библиографический список
1. Виленский, М. Я. Качество образования по физической культуре в высшей школе в инновационных проявлениях [Текст] / М. Я. Виленский // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ценностные приоритеты здоровья и профессионально личностного развития студентов в образовательном пространстве физической культуры: - Москва, Международная академия наук педагогического образования, 2008. - 212 с.
2. Андреев, А. А. Педагогика высшей школы (Прикладная педагогика) [Текст]: учебное пособие в 2 кн. / А. А. Андреев - М.: МЭСИ. - Кн. 1.
3. Виленский, М. Я. Современные подходы к проектированию гуманитарно-педагогического образования по физической культуре в ВУЗе [Текст] / М. Я. Виленский, В. В, Черняев // Педагогическое образование и наука: Научнометодический журнал, 2003. - № 3
4. Виленский, М. Я. Социокультурный потенциал развития личности студента в физической культуре [Текст] / М. Я. Виленский // Педагогическое образование и наука: Научно-методический журнал, 2008. - № 8.