Научная статья на тему 'ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ПО РАЗВИТИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ'

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ПО РАЗВИТИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИЛОТНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ДИДАКТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Платонова Елена Дмитриевна, Игумнов Олег Александрович

Необходимость повышения эффективности экономической системы обострила проблему формирования образованного сословия будущих предпринимателей, способных генерировать инновационные подходы к имплементации национальных и федеральных проектов в обозримом будущем. В этих условиях насущной потребностью выступает обучение предпринимательству в средней школе и развитие предпринимательских компетенций у обучающихся, начиная с 6-7-го классов школы. Авторы проанализировали актуальный опыт и первые результаты пилотного образовательного проекта «Малая академия экономики, финансов и права», который реализовывался преподавателями Института социально-гуманитарного образования МПГУ в начале 2020 года. Целевую аудиторию данного проекта составили обучающиеся 7-9-х классов образовательных организаций среднего общего образования г. Москвы. В статье раскрываются дидактические аспекты предпринимательского образования и перспективные направления совершенствования процесса обучения предпринимательству с учетом специфики и возможностей средней школы. Основными методами, использованными в процессе решения данных задач, являлись методы наблюдения, беседы, обобщения, экспертной оценки. В результате анализа опыта обучения предпринимательству в средней школе были сделаны выводы о целесообразности применения системно-деятельностного и контекстного подходов к организации познавательной деятельности обучающихся. По мнению авторов, для повышения результативности работы по проекту обучения предпринимательству учащихся 7-9-го классов средней школы необходимо разработать типовую программу внеурочной деятельности для образовательных организаций среднего общего образования с включением занятий по основам предпринимательства, а также методическое обеспечение для преподавателей и дидактические комплекты для обучающихся в соответствии с программой. Опыт реализации проекта возможно тиражировать в рамках взаимодействия вузов и образовательных организаций среднего общего образования в субъектах Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Платонова Елена Дмитриевна, Игумнов Олег Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN IMPLEMENTING EDUCATIONAL PROJECTS FOR THE DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURSHIP IN SECONDARY SCHOOLS

Training Russian entrepreneurs capable of generating the innovative approaches to the implementation of national and federal projects is an important task for increasing the efficiency of the economic system in the foreseeable future. Teaching entrepreneurship in secondary school and the development of entrepreneurial competencies among schoolchildren, starting from grades 6-7 in Russian secondary schools, is a necessary stage in achieving that goal. The authors have analyzed the current experience and the first results of the implementation of the pilot educational project “Small Academy of Economics, Finance and Law” that was implemented by the teachers of the Institute of Social and Humanitarian Education of the Moscow State Pedagogical University in early 2020. The target audience of this project was school students of grades 7-9 of educational institutions of secondary education in Moscow. The article reveals some didactic aspects of the entrepreneurial education and promising directions for improving the process of teaching entrepreneurship, taking into account the specifics and capabilities of secondary schools. The main methods used in the present study were methods of observation, conversation, synthesis, expert assessment. As a result of the analysis of the experience of teaching entrepreneurship in secondary school conclusions about the advisability of using the system-activity approach and contextual approach to organizing the cognitive activity of the school students were drawn by authors. To improve the educational process the authors have proposed to develop a standard program of entrepreneurship for the extra-time activities for educational organizations of secondary education and educational guidelines for teachers and schoolchildren. The article emphasizes that the experience of that project should be replicated as part of the interaction of universities and educational organizations of secondary education in all subjects of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ПО РАЗВИТИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»

DOI: 10.37791/2687-0657-2021-15-1-116-122

Опыт реализации образовательных проектов по развитию предпринимательства в средней школе

Е. Д. Платонова1*, О. А. Игумнов1

1 Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Москва, Россия

' ed.platonova@mpgu.su

Аннотация. Необходимость повышения эффективности экономической системы обострила проблему формирования образованного сословия будущих предпринимателей, способных генерировать инновационные подходы к имплементации национальных и федеральных проектов в обозримом будущем. В этих условиях насущной потребностью выступает обучение предпринимательству в средней школе и развитие предпринимательских компетенций у обучающихся, начиная с 6-7-го классов школы. Авторы проанализировали актуальный опыт и первые результаты пилотного образовательного проекта «Малая академия экономики, финансов и права», который реализовывался преподавателями Института социально-гуманитарного образования МПГУ в начале 2020 года. Целевую аудиторию данного проекта составили обучающиеся 7-9-х классов образовательных организаций среднего общего образования г. Москвы. В статье раскрываются дидактические аспекты предпринимательского образования и перспективные направления совершенствования процесса обучения предпринимательству с учетом специфики и возможностей средней школы. Основными методами, использованными в процессе решения данных задач, являлись методы наблюдения, беседы, обобщения, экспертной оценки. В результате анализа опыта обучения предпринимательству в средней школе были сделаны выводы о целесообразности применения системно-деятельностного и контекстного подходов к организации познавательной деятельности обучающихся. По мнению авторов, для повышения результативности работы по проекту обучения предпринимательству учащихся 7-9-го классов средней школы необходимо разработать типовую программу внеурочной деятельности для образовательных организаций среднего общего образования с включением занятий по основам предпринимательства, а также методическое обеспечение для преподавателей и дидактические комплекты для обучающихся в соответствии с программой. Опыт реализации проекта возможно тиражировать в рамках взаимодействия вузов и образовательных организаций среднего общего образования в субъектах Российской Федерации.

Ключевые слова: пилотный образовательный проект, предпринимательское образование, системно-деятельностный подход, дидактическая культура, контекстное обучение, компетентностный подход

Для цитирования: Платонова Е. Д., Игумнов О. А. Опыт реализации образовательных проектов по развитию предпринимательства в средней школе // Современная конкуренция. 2021. Т. 15. № 1. С. 116-122. Р01: 10.37791/2687-0657-2021-15-1-116-122

Experience in implementing educational projects for the development of entrepreneurship in secondary schools

E. Platonova1*, O. Igumnov1

1 Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia ' ed.platonova@mpgu.su

Abstract. Training Russian entrepreneurs capable of generating the innovative approaches to the implementation of national and federal projects is an important task for increasing the efficiency of the economic system in the foreseeable future. Teaching entrepreneurship in secondary school and the development of entrepreneurial competencies among schoolchildren, starting from grades 6-7 in Russian secondary schools, is a necessary stage in achieving that goal. The authors have analyzed the current experience and the first results of the implementation of the pilot educational project "Small Academy of Economics, Finance and Law" that was implemented by the teachers of the Institute of Social and Humanitarian Education of the Moscow State Pedagogical University in early 2020. The target audience of this project was school students of grades 7-9 of educational institutions of secondary education in Moscow. The article reveals some didactic aspects of the entrepreneurial education and promising directions for improving the process of teaching entrepreneurship, taking into account the specifics and capabilities of secondary schools. The main methods used in the present study were methods of observation, conversation, synthesis, expert assessment. As a result of the analysis of the experience of teaching entrepreneurship in secondary school conclusions about the advisability of using the system-activity approach and contextual approach to organizing the cognitive activity of the school students were drawn by authors. To improve the educational process the authors have proposed to develop a standard program of entrepreneurship for the extra-time activities for educational organizations of secondary education and educational guidelines for teachers and schoolchildren. The article emphasizes that the experience of that project should be replicated as part of the interaction of universities and educational organizations of secondary education in all subjects of the Russian Federation.

Keywords: pilot educational project, entrepreneurial education, system-activity approach, didactic culture, contextual learning, competence-based approach

For citation: Platonova E., Igumnov O. Experience in implementing educational projects for the development of entrepreneurship in secondary schools. Sovremennaya konkurentsiya=Journal of Modern Competition, 2021, vol.15, no.1, pp.116-122 (in Russian). DOI: 10.37791/2687-0657-2021-15-1-116-122

Введение

Одним из важнейших направлений трансформации российского общества является создание мощного сословия предпринимателей, которые способны к внедрению инноваций и к созданию инновационной экономики постиндустриаль-

ного типа, в том числе путем обеспечения инновационных подходов к достижению целей, очерченных в национальных и федеральных проектах, рассчитанных до 2030 года. В этой связи важное значение приобретают процессы укоренения системы раннего обучения основам предпринимательства и развития предпринимательского

образования в средней школе. В юном возрасте школьники наиболее восприимчивы к позитивному восприятию духа предпринимательства и его содержательным аспектам, выражают готовность изучать историю предпринимательства и брать примеры с наиболее ярких представителей династий российского предпринимательства (Морозовых, Елисеевых, Буре и других).

В настоящее время образовательный процесс для учеников 5-9-го классов выстраивается в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС) [9]. Несмотря на очевидную для современного выпускника основной общей школы актуальность овладения первичными предпринимательскими знаниями, навыками и умениями, в указанном ФГОС не выделены дисциплины, направленные на формирование предпринимательских компетенций и развитие предпринимательской активности школьников.

На устранение данного пробела был направлен пилотный проект «Малая академия экономики, финансов и права», который ре-ализовывался во внеурочное время на площадке государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы «Школа № 1095» для обучающихся 7-9-х классов.

Пилотный проект «Малая академия экономики, финансов и права»: цель, программа, механизм реализации

Целью пилотного проекта, наряду с обучением финансовой грамотности, являлось формирование предпринимательских компетенций у обучающихся 7-9-х классов в условиях внеурочной деятельности с использованием кадрового потенциала и методического обеспечения вуза в области обучения предпринимательству.

Исходя из целевой установки формировалась программа обучения предприни-

мательству, основанная на системно-дея-тельностном подходе и ориентированная на формирование личностных характеристик («портрет») выпускника. Опыт реализации данного пилотного проекта показал необходимость дополнения портрета выпускника основной школы, представленного во ФГОС, следующей формулировкой: выпускник основной школы должен «ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной и предпринимательской деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы» [9].

В отечественной и европейской науке накоплен значительный теоретический потенциал по проблемам предпринимательского образования, в частности, исследованы: содержание и методика преподавания основ предпринимательской деятельности (Ю. Б. Рубин [6, 7] и др.), обучение основам предпринимательства в деятель-ностной форме (О. В. Живица, М. Б. Пози-на, [1] и др.), структура и содержание учебной дисциплины (А. К. Клюев, А. П. Багиро-ва и др. [3]), предпринимательская активность (Е. Д. Платонова [5] и др.), страновые особенности подготовки предпринимателей (М. М. Мусарский, Е. Д. Платонова, О. А. Игумнов [4] и др.).

Позиции исследователей проблем предпринимательского образования сходны в осознании максимальной степени ориентации на использование механизмов активного и интерактивного обучения, обеспечивающих высокую мотивацию школьников к учению и овладению способами реализации предпринимательских функций. Вместе с тем в ходе реализации пилотного проекта выявилась тенденция к нарастанию противоречий между сложившимися научными представлениями об образовании в сфере предпринимательства и необходимостью обновления содержания и форм преподавания основ предпринимательства в средней школе, в том числе под влиянием изменения профессиональных траекторий человека. Рас-

пространенная прежде траектория «образование на всю жизнь», то есть «проживание» трудовой биографии в рамках одной профессии, в последние годы сменилась траекторией «образование через всю жизнь», предполагающей внутри- и межпрофессиональную мобильность, постоянное повышение квалификации, а также переход в статус предпринимателя как результат освоения нового вида деятельности.

С учетом изложенного степень ориентированности профессионального образования на подготовку предпринимателей как образовательная траектория становится одним из ключевых показателей его эффективности и востребованности в средней школе.

В условиях быстрого устаревания и массового появления новых теоретических знаний и технологий профессиональное образование призвано готовить будущих предпринимателей, обладающих компетенциями, обеспечивающими результативную реализацию предпринимательской деятельности. Эта задача потребовала адаптации механизма реализации образовательных проектов и дидактических подходов к организации обучения юных предпринимателей.

В рамках образовательного проекта по обучению предпринимательству школьников 7-9-х классов основными мероприятия во внеурочное время являлись:

• цикл обучающих презентаций по содержательным вопросам предпринимательства;

• цикл презентаций по организационно-правовым формам предпринимательства;

• викторина «Развитие предпринимательства в России и за рубежом», организованная российскими и иностранными студентами 1-го курса МПГУ, обучающимися по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент»;

• дискуссия (круглый стол) по историческим и актуальным вопросам развития российского предпринимательства;

• олимпиада по развитию малого предпринимательства и созданию собственного дела.

Глубокого переосмысления требует ком-петентностный подход как основа подготовки современного предпринимателя в средней школе, поскольку он ориентирует на переход от преподавания отдельных учебных дисциплин к формированию интегрированной совокупности знаний, умений и навыков посредством конкретизации содержания в проектных формах организации образовательного процесса во внеурочное время. Однако нельзя не учитывать, что формирование личности предпринимательского типа эффективно только при создании условий, позволяющих имитировать (симулировать) аналогичную деятельность. Отметим, что формирование личности как субъекта и объекта общественных отношений подразумевает процесс становления и развития личности под влиянием внешних воздействий, обучения и социокультурной среды.

Создание образовательной среды, «заточенной» на формирование предпринимательской составляющей личности обучающегося, выступает необходимым условием развития предпринимательских качеств и повышения эффективности подготовки будущих предпринимателей.

Образовательная среда целенаправленно формируется в процессе обучения предпринимательству и является тем пространством, в котором осуществляется образовательный процесс и создаются педагогические условия реализации образовательной программы с учетом специфики будущей предпринимательской деятельности обучающихся.

Сформированная практико-ориентиро-ванная образовательная среда предоставляет возможность моделирования учебной деятельности поискового и проблемно-ориентированного характера. В условиях образовательной среды, в которой учитывается специфика будущей предпринимательской деятельности, реализуются требования дидактического принципа активности обучающегося в процессе обучения, что актуализирует проблему применения активных

и интерактивных форм организации обучения предпринимательству.

Если рассматривать компетенции как формируемый профессиональный потенциал обучающегося, следует признать недостаточные возможности традиционных форм оценки сформированности профессиональных компетенций в рамках традиционных промежуточных и итоговой аттестаций.

Данная проблема имеет два аспекта. Один из них заключается в отсутствии дидактически обоснованных инструментов контроля уровня сформированности компетенций, что отражает общую ситуацию в профессиональном образовании: известен набор компетенций, их компоненты и содержание, однако все «многообразие» контрольных инструментов сводится к тестированию, несмотря на то, что разработаны и эффективно применяются иные формы регистрации учебных достижений [8, 10].

Другой аспект проблемы обусловлен имманентными особенностями профессиональных компетенций, среди которых выделим следующие: междисциплинарный характер, имеющий существенное значение для предпринимательского образования как интегративного процесса, требующего знаний по значительному циклу дисциплин и закладывающего основы эффективной деятельности на базе полученных знаний, сформированных умений и навыков.

Механизм реализации пилотного образовательного проекта «Малая академия экономики, финансов и права» опирается на принципы не только системно-деятельност-ного, но и контекстного подхода к организации познавательной деятельности школьников 7-9-х классов средней школы.

В настоящее время дидактический потенциал контекстного обучения пока недостаточно используется в практике обучения предпринимательству. Вместе с тем в процессе контекстного подхода из объекта педагогических воздействий обучающийся превращается в субъект познавательной

и будущей профессионально-предпринимательской деятельности.

Реализация дидактических подходов к предпринимательскому образованию в средней школе трудно осуществима без решения задач по повышению уровня дидактической культуры преподавателей интегрированного курса по предпринимательству. Личность педагога имеет определяющее значение для ведения эффективной образовательной деятельности по формированию компетенций будущего предпринимателя, а также выступает ключевым фактором создания новых педагогических ценностей и технологий.

Уровни сформированности дидактической культуры определяются степенью реализации мотивационно-ценностного, инова-ционно-технологического и личностно-твор-ческого компонентов в образовательном процессе. Исследование процесса формирования дидактической культуры, проведенное одним из авторов статьи, демонстрирует устойчивую положительную корреляцию между уровнем сформированности дидактической культуры преподавателя и результативностью обучения [2].

Заключение

Ориентация системы отечественного школьного образования на подготовку профессиональных предпринимателей становится трендом и ключевым показателем ее эффективности.

В настоящее время предпринимательское образование в средней школе развивается в условиях отсутствия в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования предметов, направленных на формирование предпринимательских компетенций и развитие предпринимательской активности. Данный пробел можно нивелировать проектным подходом и реализацией образовательных проектов по обучению предпринимательству во внеурочное время.

Опыт реализации пилотного образовательного проекта «Малая академия экономики, финансов и права» показал, что успешности реализации данного проекта способствовало привлечение обучающихся вуза и формирование разновозрастного учебного коллектива, в котором происходит передача социального опыта и освоение форм просветительской деятельности в области предпринимательства.

В целях повышения результативности работы по образовательным проектам необходимо разработать типовую программу внеурочной деятельности по основам предпринимательства для образовательных организаций среднего общего образования, а также методическое обеспечение для преподавателей и дидактические комплекты для обучающихся в соответствии с типовой программой.

Важным элементом совершенствования системы обучения предпринимательству в средней школе будет являться организация курсов повышения квалификации для преподавателей вузов и учителей средней

школы по проблемам современного предпринимательства и интерактивных форм обучения основам предпринимательства во внеурочной работе, поскольку эффективность предпринимательского образования зависит от его дидактической оснащенности. Вместе с тем решение проблемы дидактического обеспечения предпринимательского образования требует тесной взаимоувязки с решением проблемы формирования и развития дидактической культуры преподавателей.

В перспективе можно предложить для учителей средней школы программу профессиональной переподготовки «Современные технологии обучения предпринимательству: Педагогика дополнительного образования», (трудоемкость - 250-500 часов).

Предложенные мероприятия основаны на анализе опыта реализации пилотного образовательного проекта и направлены на формирование деятельностной модели подготовки будущего предпринимателя, которая отражает ключевые направления его деятельности в инновационной экономике.

Список литературы

1. Живица О. В., Позина М. Б. Дидактические возможности игровых процедур в процессе обучения предпринимателей // Современная конкуренция. 2019. № 1 (73). С. 29-39.

2. Игумнов О.А. Дидактическая культура преподавателя: теория и методология формирования: монография. -Старый Оскол: ООО «Антиква», 2009. - 212 с.

3. Клюев А. К., Багирова А. П., Забокрицкая Л. Д., Яшин А. А. Предпринимательское образование

в университетах страны: масштабы, виды программ, баланс компетенций // Современная конкуренция. 2017. № 1 (61). С. 6-20.

4. Мусарский М. М, Платонова Е. Д., Игумнов О. А. Европейский опыт и перспективы развития предпринимательского образования в российских школах // Современная конкуренция. 2018. Т. 12. № 1 (67). С. 62-75.

5. Платонова Е. Д. Предпринимательская активность в системе категорий теории предпринимательства // Актуальные вопросы экономических наук: сборник материалов Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Часть 1. - Новосибирск: Издательство НГТУ, 2011. С. 102-106.

6. Рубин Ю.Б. Предпринимательское образование в России и за рубежом: история, содержание, стандарты, качество: монография / под общ. ред. Ю. Б. Рубина. - Москва: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2015. - 416 с.

7. Рубин Ю.Б. Высшее предпринимательское образование в России: диагностика и проблемы // Высшее образование в России. 2015. № 11. С. 5-17.

8. Федотова О. Д. Концептуальные основы и апробация методики исследования эффективности практико-ориентированного образования в процессе подготовки выпускников вуза [Электронный ресурс] // Мир науки. 2019. № 5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/20PDMN519.pdf

9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644). URL:https://fgos.ru/

10. Fedotova O. D, Latun V. V, Platonova E.D. E-Portfolio as An Alternative Educational Technology and Means of Self-Presentation in the Labor Market: Scientometric Discourse // 9th International Conference on Education and New Learning Technologies (EDULEARN 17): conference proceedings. 2017. Р. 8886-8890.

Сведения об авторах

Платонова Елена Дмитриевна, ORCID 0000-0003-2077-6108, докт. экон. наук, профессор, заведующая кафедрой экономической теории и менеджмента, ФГБОУ ВО «МПГУ», Москва, Россия, ed.platonova@ mpgu.su

Игумнов Олег Александрович, ORCID 0000-0002-7852-3819, канд. пед. наук, доцент, кафедра экономической теории и менеджмента, ФГБОУ ВО «МПГУ», Москва, Россия, oa.igumnov@mpgu.su

Статья поступила 14.12.2020, рассмотрена 21.01.2021, принята 28.01.2021 References

1. Zhivitsa O. V., Pozina M. B. Didactic possibilities of game procedures in the process of training entrepreneurs. Journal of Modern Competition=Journal of Modern Competition, 2019, vol.13, no.1(73), pp.29-39 (in Russian).

2. Igumnov O. A. Didakticheskaya kul'tura prepodavatelya: teoriya i metodologiya formirovaniya: monografiya [Teacher didactic culture: theory and formation methodology: monograph]. Stary Oskol: OOO «Antikva» Publ., 2009, 212 p.

3. Klyuev A. K., Bagirova A. P., Zabokritskaya L. D., Yashin A. A. Entrepreneurial education in Russian universities: scope, types of programs, balance of competences. Journal of Modern Competition, 2017, vol.11, no.1(61), pp.6-20 (in Russian).

4. Musarskiy M. M, Platonova E. D., Igumnov O. A. European experience and the prospects of the development of the entrepreneurial education at the Russian schools. Journal of Modern Competition=Journal of Modern Competition, 2018, vol.12, no.1(67), pp.62-75 (in Russian).

5. Platonova E. D. Predprinimatel'skaya aktivnost v sisteme kategoriy teoriipredprinimatel'stva [Entrepreneurial activity in the system of categories of the theory of entrepreneurship]. Aktual'nye voprosy ekonomicheskikh nauk: sbornik materialov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: v 2 ch. Chast' 1 [Actual issues

of economic sciences: a collection of materials of an international scientific-practical conference: in 2 parts. Part 1]. Novosibirsk: NGTU Publ., 2011, pp.102-106.

6. Rubin Yu. B. Predprinimatel'skoe obrazovanie v Rossii iza rubezhom: istorija, soderzhanie, standarty, kachestvo [Entrepreneurship education in Russia and abroad: history, content, standards, quality]. Moscow, Moscow University for Industry and Finance «Synergy», 2015, 416 p.

7. Rubin Yu. B. Vysshee predprinimatel'skoe obrazovanie v Rossii: diagnostika i problem [Higher Entrepreneurial Education in Russia: Diagnosis and Problems]. Vysshee obrazovanie vRossii=High education in Russia, 2015, vol.11, pp.5-17.

8. Fedotova O. D. Conceptual foundations and testing of a methodology for studying the effectiveness of practice-oriented education of university graduates [Electronic resource]. Mir nauki=World of science, 2019, vol.7, no.5. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/20PDMN519.pdf

9. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshhego obrazovanija v red. prikaza Minobrnauki Rossii ot 29.12.2014 № 1644 [The federal state educational standard of the basic general education in the edition of the Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 29, 2014, no.1644]. Available at: https://fgos.ru/

10. Fedotova O. D., Latun V. V., Platonova E. D. E-Portfolio as An Alternative Educational Technology and Means

of Self-Presentation in the Labor Market: Scientometric Discourse. 9th International Conference on Education and New Learning Technologies (EDULEARN 17): conference proceedings, 2017, pp.8886-8890.

About the authors

Elena D. Platonova, ORCID 0000-0003-2077-6108, Dr. Sci. (Econ), Professor, Head of the Economical theory and Management Department, Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia, ed.platonova@mpgu.su

OlegA. Igumnov, ORCID 0000-0002-7852-3819, Cand. Sci. (Ped.), Associate Professor, Economical theory and Management Department, Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia, oa.igumnov@mpgu.su

Received 14.12.2020, reviewed 21.01.2021, accepted 28.01.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.