Научная статья на тему 'Опыт реализации механизма государственно-частного партнерства в Республике Татарстан'

Опыт реализации механизма государственно-частного партнерства в Республике Татарстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
614
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / РЕЙТИНГ РЕГИОНОВ РОССИИ ПО ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОМУ ПАРТНЕРСТВУ / РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН / ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP RATING OF RUSSIAN REGIONS / REPUBLIC OF TATARSTAN / FINANCING OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP PROJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Роднянский Дмитрий Владимирович, Валеева Гульнара Фаридовна

В статье рассмотрено понятие государственно-частного партнерства, механизм его внедрения в Республике Татарстан. Авторами дана оценка эффективности внедрения государственно-частного партнерства на примере проектов, реализующихся на территории Татарстана, а также рассмотрен рейтинг регионов России по государственно-частному партнерству. Основной вывод, который сделан по итогам исследования, состоит в том, что государственно-частное партнерство сегодня это эффективный механизм сотрудничества бизнеса и государства, применяемый в Республике Татарстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Роднянский Дмитрий Владимирович, Валеева Гульнара Фаридовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementing a mechanism of public-private partnership in the Republic of Tatarstan

The article looks into the concept of the public-private partnership, the mechanism for its introduction in the Republic of Tatarstan. The authors assessed the efficiency of the introduction of the public-private partnership by the example of the projects, implemented in Tatarstan. We also analyze the rating of the Russian regions according to development of the public-private partnership. We concluded that today the public-private partnership is a very effective mechanism for cooperation between the business and the state in the Republic of Tatarstan.

Текст научной работы на тему «Опыт реализации механизма государственно-частного партнерства в Республике Татарстан»

ГОСУДАРСТВЕННО-

ЧАСТНОЕ

ПАРТНЕРСТВО

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Том 4 • Номер 1 • январь-март 2017 ISSN 2410-8367

>

Креативная экономика

издательство

Public-Private Partnership

Опыт реализации механизма государственно-частного партнерства в Республике Татарстан

Роднянский Д.В. 1, Валеева Г.Ф. 1

1 Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В статье рассмотрено понятие государственно-частного партнерства, механизм его внедрения в Республике Татарстан. Авторами дана оценка эффективности внедрения государственно-частного партнерства на примере проектов, реализующихся на территории Татарстана, а также рассмотрен рейтинг регионов России по государственно-частному партнерству. Основной вывод, который сделан по итогам исследования, состоит в том, что государственно-частное партнерство сегодня - это эффективный механизм сотрудничества бизнеса и государства, применяемый в Республике Татарстан.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: государственно-частное партнерство, рейтинг регионов России по государственно-частному партнерству, Республика Татарстан, финансирование проектов государственно-частного партнерства

Implementing a mechanism of public-private partnership in the Republic of Tatarstan

RodnyanskiyD.V. 1, Valeeva G.F. 1

1 Kazan Federal University, Russia

Понятие государственно-частного партнёрства

Всемирный Банк реконструкции и развития определяет государственно-частное партнерство (ГЧП) как долгосрочный контракт между частными компаниями и государственными органами для обеспечения общественного актива или услуги, в которой частная сторона несет значительный риск и ответственность управления.

Основными аспектами необходимости внедрения государственно-частного партнерства как эффективного инструмента взаимодействия власти и бизнеса в России является усложнение и ускорение процессов социально-экономического развития, что часто приводит к трудностям в выполнении государством его социально значимых функций, а также интерес бизнеса к новым объектам для вложения инвестиций.

В России государственно-частное партнерство регулируется Федеральным законом Российской Федерации, принятым лишь 13

июля 2015 года: это №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муници-пально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В Республике Татарстан раньше других субъектов России было утверждено правовое регулирование ГЧП собственным республиканским законом о государственно-частном партнерстве (принят Госсоветом РТ 7 июля 2011 года) [5, с. 295-299] (Utegenov, Khametova, 2016).

Опыт реализации механизма государственно-частного партнерства в Республике Татарстан

На сегодняшний день можно с уверенностью говорить о том, что в Республике Татарстан реализуется достаточное количество эффективных проектов ГЧП: Индустриальный парк «Камские Поляны», «Чистопольский индустриальный парк», Камский индустриальный парк «Мастер», Особая экономическая зона «Алабуга», Технополис «Химград» и др.

Механизм государственно-частного партнерства в Республике Татарстан активно применяется при реализации интеграционных процессов в энергетическом секторе, где государство в лице правительства Республики Татарстан или компании со 100%-ым участием Республики является заметным участником [3, с.59-61] (Glebova, Rodnyanskiy, 2013).

ABSTRACT:_

The article looks into the concept of the public-private partnership, the mechanism for its introduction in the Republic of Tatarstan. The authors assessed the efficiency of the introduction of the public-private partnership by the example of the projects, implemented in Tatarstan. We also analyze the rating of the Russian regions according to development of the public-private partnership. We concluded that today the public-private partnership is a very effective mechanism for cooperation between the business and the state in the Republic of Tatarstan..

KEYWORDS: public-private partnership, public-private partnership rating of Russian regions, Republic of Tatarstan, financing of public-private partnership projects.

JEL classification: L32, 012, 038, R11 Received: 02.02.2017 / Published: 31.03.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Rodnyanskiy D.V. (drodnyansky0gmail.com)

CITATION:_

Rodnyanskiy D.V., Valeeva G.F. (2017) Opyt realizatsii mekhanizma gosudarstvenno-chastnogo part-nerstva v Respublike Tatarstan [Experience in implementing a mechanism of public-private partnership in the Republic of Tatarstan]. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo. 4. (1). - 67-72. doi: 10.18334/ ppp.4.1.37522

Важным элементом успешной реализации государственно-частного партнерства в Республике Татарстан является также высокая степень социальной ответственности регионального бизнеса, который участвует в крупномасштабных проектах последних лет: строительство транспортной и социальной инфраструктуры для Всемирной Летней Универсиады-2013, Чемпионата по водным видам спорта-2015, Кубка Конфедерации и Чемпионата мира по футболу[4, с.135-139] (Rodnyansky, Sadyrtdinov, Zagladina, 2014).

Данные проекты выступают в качестве инструмента повышения инвестиционной привлекательности региона и наращения его инновационного потенциала. Более детально рассмотрим механизм внедрения механизма ГЧП в Республике.

Более половины объектов строилось не вновь, а на ранее созданных объектах -больших, оставшихся от закрытых производств площадях с уже существующими коммуникациями. Это позволяет сократить как временные, так и финансовые затраты на реализацию проектов, а также акцентировать внимание резидентов на ведении основного бизнеса, что в значительной степени повышает эффективность компаний.

На начальном этапе реализации проектов ГЧП государство, принимая на себя все основные риски по их реализации, делает первый шаг, тем самым приглашает бизнес к диалогу. Именно государство, осуществляя вложения в инженерную инфраструктуру площадки, берет на себя большую часть финансовой нагрузки. Что касается бизнеса, то он чаще всего несет ответственность за проектирование, строительство, организацию производства и гарантированный сбыт высококачественной продукции.

Рассмотрим основные показатели реализуемых в РТ проектов ГЧП:

Таблица 1

Проект ГЧП Общая стоимость проекта, млрд руб Источник финансирования, % Количество создаваемых рабочих мест, тыс. шт.

Бюджет РФ Бюджет РТ Частные инвестиции

ИП «Камские Поляны» 3,127 30,32 19,06 50,62 25

ИП «Чистополь» 14,9 73,83 2,01 24,16 12

ОБ АВТОРЕ:_

Роднянский Дмитрий Владимирович, доцент кафедры государственного и муниципального управления, кандидат экономических наук (drodnyansky0gmai1.com] Валеева Гульнара Фаридовна, магистрант (gu1nara-va1eeva930yandex.ru]

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Роднянский Д.В., Валеева Г.Ф. Опыт реализации механизма государственно-частного партнерства в Республике Татарстан // Государственно-частное партнерство. - 2017. - Том 4. - № 1. - С. 67-72. doi: 10.18334/ррр.4.1.37522

ОЭЗ «Алабуга» 100 15,5 84,5 16

КИП «Мастер» 1,93 25,47 37,93 36,6 5

Технополис «Химград» 2,3 31,54 20,29 48,17 10

Источник: [2, с.256-259]

Основное преимущество проектов ГЧП - это снижение бюджетной нагрузки. Идеальное соотношение объемов частных и бюджетных инвестиций в развитие объектов ГЧП - паритет (50:50). Рассчитаем данное соотношение для рассматриваемых проектов Республики.

Таблица 2.

Соотношение объемов частных и бюджетных инвестиций, £ФЧ/£ФБ

ИП «Камские Поляны» 1,025111

ИП «Чистополь» 0,318565

ОЭЗ «Алабуга» 5,451613

КИП «Мастер» 0,577287

Технополис «Химград» 0,929385

Источник: составлено автором на основе данных таблицы 1

Наиболее идеальное соотношение, близкое к единице, у ИП «Камские Поляны» (1,02) и у Технополиса «Химград» (0,93).

Расчеты по КИП «Мастер» и ИП «Чистополь» показывают, что сумма вложенных бюджетных средств значительно превышает сумму частных инвестиций, что явно говорит о том, что государству необходимо более активно проводить работу по поиску частных инвестиций. Лишь у ОЭЗ «Алабуга» частные инвестиции превышают бюджетные.

Рассматриваемые площадки Республики - это не только эффективное использование имеющихся площадей, но и производство импортозамещающей и конкурентоспособной продукции, и, как видно по таблице 1, создание тысяч рабочих мест.

Немаловажным аспектом реализации проектов ГЧП является мощная инновационная составляющая. Как показывает практика, успешные проекты способствуют укреплению инновационного потенциала экономической среды, а это на сегодняшний день является одной из приоритетных целей руководства РТ.

Крупнейшие агентства Forbes и Ernst&Young присваивают Татарстану звание самого благоприятного субъекта Российской Федерации по инвестиционному кли-

мату, а также оценивают его как лучший регион по возможности ведения бизнеса.

Говоря об отечественном мониторинге и оценке развития ГЧП, необходимо упомянуть ежегодно публикующийся рейтинг регионов России по государственно-частному партнерству. Основной показатель рейтинга - уровень развития государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации - определяется на основе оценки значений составляющих трех факторов:

- развитие институциональной среды субъекта Российской Федерации в сфере государственно-частного партнерства;

- нормативно-правовое обеспечение сферы государственно-частного партнерства в субъекте Российской Федерации;

- опыт реализации проектов государственно-частного партнерства в субъекте Российской Федерации.

Республика Татарстан в 2015 году занимала вторую позицию рейтинга, уступая лишь Санкт-Петербургу. Значение показателя тогда было равным 66,7%. Согласно рейтингу 2016 года, Татарстан опустился на десятое место с показателем 43,0%.

Заключение

Да, Республике, как и России в целом, присущи проблемы, которые препятствуют развитию ГЧП, - это отсутствие опытной базы для развития крупных инфраструктурных проектов на основе ГЧП, недостаточное соблюдение принципов прозрачности в сфере ГЧП, отсутствие квалифицированных кадров, общая экономическая обстановка. Но данные проблемы не должны останавливать поступательное развитие ГЧП в Республике, ведь в случае успешной реализации они дают хорошую отдачу и окупаются в сравнительно короткие сроки.

Несмотря на снижение в рейтинге развития ГЧП, который, по мнению экспертов, опирается на субъективные показатели, в целом на сегодняшний день можно говорить об успешном внедрении механизма ГЧП в Республике Татарстан и о целесообразности использования опыта Татарстана в других субъектах Российской Федерации.

ИСТОЧНИКИ:

1. Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-част-

ном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 N 224-ФЗ. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http: //www .consultant. ru/document/cons_doc_ LAW_182660/ ( дата обращения: 10.01.2017 ).

2. Андреева Е.С., Дырдонова А.Н., Стародубова А.А. Эффективность проектов госу-

дарственно-частного партнерства (на примере Республики Татарстан) // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - № 16. - с. 256-259.

3. Глебова И.С., Роднянский Д.В. Государственное регулирование интеграционных

процессов в нефтегазохимическом комплексе Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 10(39). - с. 59-61.

4. Rodnyansky D., Sadyrtdinov R., Zagladina E. Corporative social responsibility and its role

in social-economic development of the region // Mediterranean journal of social science. - 2014. - № 12.

5. Утегенов Т.К., Хаметова Н.Г. Анализ развития государственно-частного партнерства

в Республике Татарстан в 2015-2016 гг // Вопросы и проблемы экономики и менеджмента в современном мире: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Омск, 2016. - c. 3.

6. Рейтинг регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства

2014-2015. - НП «Центр развития ГЧП», 2015. - 31 c.

7. Рейтинг регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства

2015-2016. - НП «Центр развития ГЧП», 2016. - 25 c.

REFERENCES:

Reyting regionov Rossii po urovnyu razvitiya gosudarstvenno-chastnogo partnerstva

2014-2015 [The rating of regions of Russia by the level of development of public-private partnerships 2014-2015] (2015). NP «Tsentr razvitiya GChP». (in Russian).

Reyting regionov Rossii po urovnyu razvitiya gosudarstvenno-chastnogo partnerstva

2015-2016 [The rating of regions of Russia by the level of development of public-private partnerships 2015-2016] (2016). NP «Tsentr razvitiya GChP». (in Russian).

Andreeva E.S., Dyrdonova A.N., Starodubova A.A. (2012). Effektivnost proektov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva (na primere Respubliki Tatarstan) [Efficiency of public-private partnership projects (by the example of the Republic of Tatarstan)]. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta. 15 (16). 256-259. (in Russian).

Glebova I.S., Rodnyanskiy D.V. (2013). Gosudarstvennoe regulirovanie integratsionnyh protsessov v neftegazokhimicheskom komplekse Rossiyskoy Federatsii [State regulation of integration processes in a petrochemical complex of the Russian Federation]. Journal of Economy andEntrepreneurship. (10(39)). 59-61. (in Russian).

Rodnyansky D., Sadyrtdinov R., Zagladina E. (2014). Corporative social responsibility and its role in social-economic development of the region Mediterranean journal of social science. (12).

Utegenov T.K., Khametova N.G. (2016). Analiz razvitiya gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v Respublike Tatarstan v 2015-2016 gg [Analysis of the development of public-private partnership in the Republic of Tatarstan in 2015-2016] Economics and management issues and problems in the modern world. 3. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.