Научная статья на тему 'ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА'

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / дистанционное обучение по программам высшего образования / дистанционные образовательные технологии / принципы дистанционного образования / задачи дистанционного образования / distance learning / distance learning according to higher education programs / distance education technologies / principles of distance education / tasks of distance education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С.З. Алборова, Г.А. Смыслова, Ю.В. Сорокопуд

В статье говорится о том, какую роль играют дистанционные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе, осуществляемом в современном вузе. Её изучение осуществляется на основе анализа текущего состояния системы высшего образования в Российской Федерации. В целях наиболее полного раскрытия темы даётся сущностная характеристика термина «дистанционное обучение». Затем определяются наиболее существенные его принципы. Формулируются дидактические задачи, выполнение которых будет способствовать реализации соответствующих принципов по ходу образовательного процесса, осуществляемого с широким использованием дистанционных образовательных технологий. Процесс решения этих задач продемонстрирован на примере Московского финансово-промышленного университета «Синергия». Исследование его образовательной практики позволило выявить как достоинства, так и недостатки в части реализации программ дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN THE IMPLEMENTATION OF DISTANCE TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PRACTICE OF A MODERN UNIVERSITY

The article says about the role of distance learning technologies in the educational process carried out in a modern university. Its study is based on the current Russian higher education system state analysis. In order to fully disclose the topic, the distance learning essential characteristic is given. Then its most essential principles are determined. Didactic tasks are formulated, the implementation of which will contribute to the relevant principles implementation in the educational process carried out with the extensive use of distance learning technologies. The process of solving these problems is demonstrated by the example of the Moscow Financial and Industrial University “Synergy”. Its educational practice study revealed both advantages and disadvantages in terms of the distance learning programs implementation.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА»

6. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 17.02.2023). Konsu'tantPlyus. Available at: clck.ru/34xCvN

7. Ob utverzhdenii primernyh uchebnyh planov obscheobrazovatel'nyh organizacij Volgogradskoj oblasti. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Volgogradskoj oblasti ot 7 noyabrya 2013 goda N l468 (s izmeneniyami na 16 oktyabrya 2018 goda). 'Elektonnyjfondpravovyh inormativno-tehnicheskih dokumentov. Available at: https://clck.ru/34xD4D

8. Koncepciya prepodavaniya uchebnogo kursa «Istoriya Rossii» v obrazovatel'nyh organizaciyah RF, realizuyuschih osnovnye obscheobrazovatel'nye programmy. Bank dokumentov Minprosvescheniya RF. Available at: https://clck.ru/VJFYi

9. Istoriya Volgogradskoj zemli ot drevnejshih vremen do sovremennosti. Programma obrazovatel'nogo kursa. Moskva: Planeta, 2011.

10. Korotkov A.M., Zemlyakov D.V., Karpushova O.A. Metodika podgotovki pedagogov k professional'noj deyatel'nosti v setevom formate v usloviyah integracii pedagogicheskogo vuza s regional'noj sistemoj obrazovaniya. Izvestiya VGPU. 2022; № 8 (171): 4-11.

11. Vserossijskaya tematicheskaya smena «Yunye istoriki» startuet v Volgograde. RIA Novosti. Available at: https://clck.ru/34v8UT https://vk.com/away. php?to=https%3A%2F%2Fclck. ru%2F34v8UT&cc_key=

Статья поступила в редакцию 11.06.23

УДК 378

Alborova S.Z., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Head of Department of Natural Sciences, Gorsky State Agrarian University (Vladikavkaz, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

Smyslova G.A., senior teacher, Moscow Regional Socio-Economic Institute (Vidnoye); teacher, Moscow University of Finance and Industry "Synergy" (Moscow, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

Sorokopud Yu.V, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Gzhel State University (Elektroizolyator, Russia); Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University n.a. A.A. Kadyrov (Grozny, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

EXPERIENCE IN THE IMPLEMENTATION OF DISTANCE TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PRACTICE OF A MODERN UNIVERSITY. The article says about the role of distance learning technologies in the educational process carried out in a modern university. Its study is based on the current Russian higher education system state analysis. In order to fully disclose the topic, the distance learning essential characteristic is given. Then its most essential principles are determined. Didactic tasks are formulated, the implementation of which will contribute to the relevant principles implementation in the educational process carried out with the extensive use of distance learning technologies. The process of solving these problems is demonstrated by the example of the Moscow Financial and Industrial University "Synergy". Its educational practice study revealed both advantages and disadvantages in terms of the distance learning programs implementation.

Key words: distance learning, distance learning according to higher education programs, distance education technologies, principles of distance education, tasks of distance education

С.З. Апбороеа, канд. пед. наук, доц., зав. каф. естественно-научных дисциплин ФГБОУ ВО «Горский государственный аграрный университет», г. Владикавказ, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

Г.А. Смыслова, ст. преп. АНО ВО «Московский региональный социально-экономический институт», г. Видное, преп. НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»», г. Москва, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», пос. Электроизолятор, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

В статье говорится о том, какую роль играют дистанционные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе, осуществляемом в современном вузе. Её изучение осуществляется на основе анализа текущего состояния системы высшего образования в Российской Федерации. В целях наиболее полного раскрытия темы даётся сущностная характеристика термина «дистанционное обучение». Затем определяются наиболее существенные его принципы. Формулируются дидактические задачи, выполнение которых будет способствовать реализации соответствующих принципов по ходу образовательного процесса, осуществляемого с широким использованием дистанционных образовательных технологий. Процесс решения этих задач продемонстрирован на примере Московского финансово-промышленного университета «Синергия». Исследование его образовательной практики позволило выявить как достоинства, так и недостатки в части реализации программ дистанционного обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционное обучение по программам высшего образования, дистанционные образовательные технологии, принципы дистанционного образования, задачи дистанционного образования

Актуальность темы данного исследования определяется спецификой социокультурного развития, которая сегодня характерна для человеческого общества (ПВ. Днепровская, Я.В. Денисова, А.В. Дождиков, О.В. Михайлов, Т.А. Ольховая, Е.В. Пояркова, И.В. Шевцова). На современном этапе его истории одной из ведущих тенденций является цифровизация всех основных процессов и информатизация науки, образования и производства [1, с. 179-180]. Эти процессы детерминируют повышение значимости информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) во всех сферах существования современного общества, в том числе российского [2, с. 18].

Соответственно, меняется роль и обозначенных в заглавии образовательных технологий [3, с. 189]. Сегодня возможности данных технологий позволяют говорить не просто о совершенствовании ряда аспектов учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в вузе, но о его коренной перестройке (В.М. Алексеев, М.Ю. Бухаркина, С.В. Ильченко, М.В. Моисеева, Е.С. Полат).

Мощным катализатором для повышения интереса педагогов-исследователей и практиков к соответствующей проблематике послужили мероприятия по профилактике и борьбе с пандемией COVID-19. Начиная с 2020 г, обращение к дистанционным образовательным технологиям стало жизненно необходимым для отечественной и мировой системы ВО (М.Ю. Лехмус, РМ. Сафуанов, Е.А. Колганов).

Таким образом, отечественными вузами был накоплен существенный опыт в части их использования (А.М. Бондарева, Е.Н. Поп, О.В. Телегина, И.В. Толсто-ухова). Его исследование будет полезным с точки зрения исследования следующих аспектов:

- влияние дистанционных технологий на ход образовательного процесса;

- наиболее рациональные приёмы и методы работы с ними [4, с. 34];

- возможные риски, возникающие при реализации соответствующих форм образовательной деятельности;

- пути минимизации таких рисков [2, с. 20].

Как видим, обращение к соответствующему опыту организаций высшего образования, действующих на территории Российской Федерации, имеет особую ценность для решения ряда вопросов, весьма значимых с точки зрения дальнейшего развития соответствующего сегмента образовательной системы РФ.

Таким образом, цель нашей статьи заключается в исследовании позитивного опыта реализации дистанционных технологий в образовательной практике современного вуза.

Задачи, которые необходимо решить для достижения этой цели, следующие:

- привести сущностную характеристику термина «дистанционное обучение»;

- определить ключевые принципы дистанционного обучения;

- рассказать о дидактических задачах, выполнение которых будет способствовать реализации соответствующих принципов по ходу дистанционного образовательного процесса;

- показать, как могут решаться подобные задачи, на примере Московского финансово-промышленного университета «Синергия».

В ходе исследования автором активно применялись следующие методы:

- изучение специальной литературы, затрагивающей соответствующую проблематику;

- анализ опыта эффективного применения дистанционных образовательных технологий в университете «Синергия».

Научная новизна статьи заключается в том, что на её страницах были определены главные принципы, которые должны быть реализованы в ходе эффективной образовательной деятельности по программам дистанционного обучения.

Теоретическая значимость - в определении дидактических задач, каковые должны быть решены в ходе воплощения данных принципов на практике.

Практическая значимость - в анализе опыта успешного использования дистанционных образовательных технологий на примере конкретного вуза.

Дистанционное обучение (ДО) представляет собой такую форму организации образовательного процесса, при которой в нём широко используются средства и методы обучения, основанные на возможностях информационных и телекоммуникационных технологий [5, с. 248].

При этом основой обучения и воспитания является целенаправленная и контролируемая самостоятельная работа студентов (А.В. Дождиков, О.В. Михайлов, Т.А. Ольховая, Е.Н. Поп, М.М. Рубинштейн, О.В. Телегина). Тем самым обучаемые могут осуществлять учебную деятельность в удобном месте согласно индивидуальному расписанию. Обязательным условием при этом является наличие у каждого учащегося комплекта специальных средств обучения и согласованной возможности для установления контактов с другими субъектами образовательных отношений [6, с. 226-227].

Успешная реализация программ дистанционного обучения в современном вузе подразумевает соблюдение ряда принципов (табл. 1).

Таблица 1

Принципы успешного дистанционного обучения

Наименование Описание

Принцип приоритетности педагогического подхода при проектировании образовательного процесса Проектирование образовательного процесса, подразумевающего широкое использование дистанционных образовательных технологий, должно начинаться с разработки теоретических концепций и создания моделей тех явлений и процессов, которые планируются к реализации (А.А. Буканова, Д.Р. Григорьева, Ю.В. Дмитриева, Л.В. Коптелова, В.И. Полни-ков, А.С. Попченко, С.М. Филюков)

Принцип мобильности обучения Соблюдение данного принципа подразумевает необходимость генерации информационных сетей, баз и банков данных, предназначенных для эффективного освоения учащимися программ дистанционного обучения. При этом будущим профессионалам должны быть предоставлены возможности для оперативной коррекции их образовательных результатов [7, с. 5]

Принцип гуманистичности обучения Учебно-воспитательный процесс должен быть обращён к человеку, что в условиях реализации дистанционных образовательных технологий выражается в создании максимально благоприятных условий для формирования у студентов системы необходимых профессиональных и личностных знаний, умений и навыков в условиях целенаправленной контролируемой самостоятельной учебной деятельности [1, с. 182]

Принцип педагогической целесообразности применения инновационных технологий дистанционного образования Требует педагогической оценки эффективности каждого шага, совершаемого по ходу проектирования, создания и использования на практике систем дистанционного обучения [8, с. 110]

Принцип выбора содержания образования Содержательная сторона образовательного процесса, реализуемого с широким использованием дистанционных образовательных технологий, должна соответствовать требованиям нормативно-правовых актов и современного рынка труда (Г.Г. Нечипо-ренко, Н.В. Осипова, Т.Н. Прижигалинская, Н.В. Шевцова)

Принцип обеспечения безопасности необходимой информации Необходимо минимизировать риски нарушения охраняемых законом прав и свобод участников образовательных отношений при хранении, передаче и использовании информации, необходимой пр и реализации программ дистанционного обучения [9, с. 278]

Эффективная реализация вышеперечисленных принципов предполагает необходимость решения ряда дидактических задач (табл. 2).

Таблица 2

Дидактические задачи, необходимые к решению по ходу учебно-воспитательного процесса, реализуемого с широким использованием дистанционных образовательных технологий

№ п/п Задачи

1. Распределение обязанностей между субъектами образовательных отношений в соответствии с организационными и методическими особенностями дистанционных форм обучения [10, с. 319]

2. Обязательный учёт индивидуальных психологических особенностей студентов при проектировании программ, подразумевающих широкое использование дистанционных образовательных технологий [4, с. 129-130]

3. Определение системы педагогических приёмов и методов, применимых для системы ДО

4. Обеспечение эффективной двусторонней связи с обучающимися [5, с. 249]

5. Разработка системы оценивания эффективности всех компонентов ДО и на её основе - определение, какие из них могут быть интегрированы в учебно-воспитательный процесс, осуществляемый дистанционно [11, с. 138]

6. Подготовка проектов усовершенствования учебных материалов и критическая оценка возможности их включения в систему дистанционного образования

7. Составление планов эффективной поддержки студентов, соответствующих действующему законодательству и требованиям рынка труда [12, с. 196]

Примером вуза, где успешно решаются многие из вышеобозначенных задач, является Московский финансово-промышленный университет «Синергия».

Основу реализации образовательных программ Московского финансово-промышленного университета «Синергия» составляет работа системы управления обучением (LMS).

Как показали анализ работы и собственный опыт преподавания, особенности устройства данной системы позволяют студентам получать доступ к необходимым учебным материалам, тестовым заданиям и другим образовательным ресурсам посредством всемирной сети.

В результате интеграции в учебном процессе обучающихся любой формы обучения умело сочетаются традиционные и дистанционные технологии. Тем самым осуществляется эффективная поддержка самостоятельной учебной деятельности обучаемых в соответствии с действующим в вузе регламентами, законодательством РФ и требованиями рынка труда [12, с. 197].

Кроме того, LMS позволяет применять различные формы организации учебного процесса. К таковым относятся:

- онлайн-курсы с авторскими ресурсами [13, с. 35];

- вебинары;

- онлайн-тесты;

- онлайн-дискуссии [14, с. 606].

Путём их реализации руководством, педагогами и методистами рассматриваемой ОО решаются следующие задачи:

- обязательный учёт индивидуальных психологических особенностей студентов при проектировании и реализации программ дистанционного обучения [10, с. 319];

- определение системы наиболее эффективных педагогических приёмов и методов, применимых для системы дистанционного обучения;

- обеспечение эффективной двусторонней связи с обучающимися [6, с. 228];

- оценка эффективности всех компонентов обучения и определение, какие из них могут быть интегрированы в учебно-воспитательный процесс, осуществляемый дистанционно [11, с. 140].

Исходя из этого, можно с определённой долей уверенности заявить, что достоинствами процесса реализации программ дистанционного обучения в университете «Синергия» являются:

- гибкость в работе с учебным материалом, при которой лица, осваивающие образовательные программы с применением дистанционных технологий, могут отслеживать свой прогресс, подстраиваясь под свои потребности и уровень знаний [9, с. 289];

- доступность обучения в любое удобное учащимся время из любого места [3, с. 190];

- возможность снижения стоимости обучения в силу объективно меньших материальных затрат, чем при реализации его очной формы [7, с. 6].

На примере рассматриваемой LMS «Московского финансово-промышленного университета «Синергия»» рельефно проступают и некоторые недостатки

осуществления образовательной деятельности в дистанционном формате. К ним относятся:

- высокая конкуренция среди участников образовательного процесса, затрудняющая решение такой задачи, как учёт индивидуальных психологических особенностей студентов [8, с. 112];

- в ряде случаев - некоторые ограничения в ходе коммуникации между студентами и педагогами, мешающие установлению эффективной двусторонней связи между ними [14, с. 607];

- ограничение возможностей для теоретического обучения, которые могут компенсироваться почти исключительно практическим опытом [13, с. 37].

Теперь, дав сущностную характеристику термина «дистанционное обучение», рассказав о его ключевых принципах и дидактических задачах, выполнение которых будет способствовать их реализации, а также исследовав опыт конкретного отечественного вуза в части реализации технологий дистанционного образования, следует перейти к подведению итогов работы.

Завершая исследование, в первую очередь отметим, что одной из ведущих тенденций в развитии современного человеческого общества, в том числе на территории Российской Федерации, является его информатизация, т. е. повышение значимости ИКТ во всех сферах жизни социума.

В такой ситуации не могла не измениться роль дистанционных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе, реализуемом в современных вузах. Действительно, в настоящее время их возможности позволяют говорить не просто о совершенствовании ряда аспектов указанного процесса, но о его коренной перестройке. В данном случае мощным катализатором послужили мероприятия по профилактике и борьбе с пандемией СШЮ-19. Начиная с 2020 г, обращение к дистанционным образовательным технологиям стало жизненно необходимым для отечественной и мировой системы ВО.

Таким образом, вузами, действующими на территории нашей страны, был накоплен большой опыт в части их использования. Его исследование представляется полезным для решения ряда вопросов, весьма значимых с точки зрения дальнейшего развития соответствующего сегмента образовательной системы РФ.

Дистанционное образование представляет собой такую форму организации образовательного процесса, при которой в нём широко используются средства и методы обучения, основанные на возможностях ИКТ. При этом основой обучения и воспитания является целенаправленная и контролируемая самостоятельная

Библиографический список

работа студентов. Последние могут осуществлять учебную деятельность в удобном месте согласно индивидуальному расписанию. Обязательным условием при этом является наличие у каждого учащегося комплекта специальных средств обучения и согласованной возможности для установления контактов с другими субъектами образовательных отношений.

Успешная реализация программ дистанционного обучения в современном вузе подразумевает соблюдение следующих принципов:

- приоритетность педагогического подхода при проектировании образовательного процесса;

- мобильность обучения;

- гуманистичность обучения;

- педагогическая целесообразность применения инновационных технологий дистанционного образования;

- выбор содержания образования;

- принцип обеспечения безопасности необходимой информации.

Дидактические задачи, необходимые к решению в ходе реализации этих

принципов, включают в себя:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- распределение обязанностей между субъектами образовательных отношений в соответствии с организационными и методическими особенностями дистанционных форм обучения;

- обязательный учёт индивидуальных психологических особенностей студентов при проектировании программ, подразумевающих широкое использование дистанционных образовательных технологий;

- определение системы педагогических приёмов и методов, применимых для системы ДО;

- обеспечение эффективной двусторонней связи с обучающимися; разработка системы оценивания эффективности всех компонентов ДО и на её основе - определение, какие из них могут быть интегрированы в учебно-воспитательный процесс, осуществляемый дистанционно;

- подготовка проектов усовершенствования учебных материалов и критическая оценка возможности их включения в систему дистанционного образования;

- составление планов эффективной поддержки студентов, соответствующих действующему законодательству и требованиям рынка труда.

Примером вуза, где успешно решаются многие из этих задач, является Московский финансово-промышленный университет «Синергия».

1. Чанкова Е.В., Чанков Е.И. Будни цифровизации: из опыта дистанционного преподавания в условиях самоизоляции. Высшее образование для XXI века. Цифровая трансформация общества: новые возможности и новые вызовы: XVI Международная научная конференция. Москва: Издательство Московского гуманитарного университета, 2020: 178-183.

2. Шнейдер Л.Б. Реальности дистанционного обучения в контексте пандемии. Высшее образование сегодня. 2020; Т. 29, № 7: 18-23.

3. Кабакова Е.П. Роль конспектирования на лекционных занятиях со студентами музыкально-педагогического вуза в условиях дистанционного формата. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 2 (93): 188-190.

4. Вайндорф-Сысоева М.Е. Методика дистанционного обучения. Москва: Юрайт, 2018.

5. Гузь Ю.А., Стрикатова Т.А. Обучающий потенциал социальных сетей на примере изучения иностранного языка в Instagram. АНИ: педагогика и психология. 2021; № 1 (34): 246-250.

6. Гузь Ю.А., Мелконян А.А. Особенности интерактивной работы в дистанционном обучении иностранным языкам. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 3 (94): 225-228.

7. Мавлютова ГА. Цифровизация в современном высшем учебном заведении. Экономическая безопасность и качество. 2018; № 3 (32): 5-7.

8. Никулина Т.В., Стариченко Е.Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление. Педагогическое образование в России. 2018; № 8: 107-113.

9. Тарасова Е.Е., Прушковская Е.Е., Ефимова Н.А. Теоретико-методологические аспекты разработки маркетинговой стратегии вуза для продвижения образовательных услуг. Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2019; № 4 (77): 278-289.

10. Апанасюк Л.А., Кривова А.Л., Рзаева С.М. Организация дистанционного обучения студентов-лингвистов. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 6 (97): 317-320.

11. Попова Т.П., Малинина И.А. Использование онлайн-курса как компонента технологии смешанного обучения иностранным языкам в неязыковом вузе. Педагогика и психология образования. 2020; № 1: 125-145.

12. Ufimtseva O.V. The Use of Digital Technologies as a Condition for Developing Independent Educational Activities of Students in Mastering a Foreign Language. Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 2020; Vol. 437: 192-198.

13. Круподерова Е.П., Попенко С.Д., Тимофеева К.О. Выбор Интернет-платформы для организации проектной деятельности. Проблемы современного педагогического образования. 2019; № 65-3: 35-38.

14. Амиров РА. Дистанционное обучение в структуре современного образования. Экономика и предпринимательство. 2015; № 12-2: 606-608.

References

1. Chankova E.V., Chankov E.I. Budni cifrovizacii: iz opyta distancionnogo prepodavaniya v usloviyah samoizolyacii. Vysshee obrazovanie dlya XXI veka. Cifrovaya transformaciya obschestva: novye vozmozhnosti i novye vyzovy: XVI Mezhdunarodnaya nauchnaya konferenciya. Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo gumanitarnogo universiteta, 2020: 178-183.

2. Shnejder L.B. Real'nosti distancionnogo obucheniya v kontekste pandemii. Vysshee obrazovanie segodnya. 2020; T. 29, № 7: 18-23.

3. Kabakova E.P. Rol' konspektirovaniya na lekcionnyh zanyatiyah so studentami muzykal'no-pedagogicheskogo vuza v usloviyah distancionnogo formata. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2022; № 2 (93): 188-190.

4. Vajndorf-Sysoeva M.E. Metodika distancionnogo obucheniya. Moskva: Yurajt, 2018.

5. Guz' Yu.A., Strikatova T.A. Obuchayuschij potencial social'nyh setej na primere izucheniya inostrannogo yazyka v Instagram. ANI: pedagogika ipsihologiya. 2021; № 1 (34): 246-250.

6. Guz' Yu.A., Melkonyan A.A. Osobennosti interaktivnoj raboty v distancionnom obuchenii inostrannym yazykam. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 3 (94): 225-228.

7. Mavlyutova G.A. Cifrovizaciya v sovremennom vysshem uchebnom zavedenii. 'Ekonomicheskaya bezopasnost' i kachestvo. 2018; № 3 (32): 5-7.

8. Nikulina T.V., Starichenko E.B. Informatizaciya i cifrovizaciya obrazovaniya: ponyatiya, tehnologii, upravlenie. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2018; № 8: 107-113.

9. Tarasova E.E., Prushkovskaya E.E., Efimova N.A. Teoretiko-metodologicheskie aspekty razrabotki marketingovoj strategii vuza dlya prodvizheniya obrazovatel'nyh uslug. Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperacii, 'ekonomiki i prava. 2019; № 4 (77): 278-289.

10. Apanasyuk L.A., Krivova A.L., Rzaeva S.M. Organizaciya distancionnogo obucheniya studentov-lingvistov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 6 (97): 317-320.

11. Popova T.P., Malinina I.A. Ispol'zovanie onlajn-kursa kak komponenta tehnologii smeshannogo obucheniya inostrannym yazykam v neyazykovom vuze. Pedagogika i psihologiya obrazovaniya. 2020; № 1: 125-145.

12. Ufimtseva O.V. The Use of Digital Technologies as a Condition for Developing Independent Educational Activities of Students in Mastering a Foreign Language. Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 2020; Vol. 437: 192-198.

13. Krupoderova E.P., Popenko S.D., Timofeeva K.O. Vybor Internet-platformy dlya organizacii proektnoj deyatel'nosti. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2019; № 65-3: 35-38.

14. Amirov R.A. Distancionnoe obuchenie v strukture sovremennogo obrazovaniya. 'Ekonomika ipredprinimatel'stvo. 2015; № 12-2: 606-608.

Статья поступила в редакцию 05.07.23

УДК 378

Voronets S.M., Cand. of Sciences (Philology), Moscow State Institute of International Relations (Moscow, Russia), E-mail: s.voronets@my.mgimo.ru

Pavlova A.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), Moscow State Institute of International Relations (Moscow, Russia), E-mail: a.pavlova@my.mgimo.ru

ROLE AND PLACE OF E-LEARNING COURSES IN DESIGNING AN INDIVIDUAL PATH OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE BY STUDENTS OF A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY. Modern trends require rethinking and transformation of the education system in order to move from collective education to personalized education. Under the guidance of teachers, students can choose their own educational path to acquire the necessary competencies, including the mastering of a foreign language. The designing of an individual development path and the achievement of educational goals should correlate with the individual needs of the student, should be based on personal interest and conscious need. This thesis is especially relevant in the case of personality-oriented teaching of such a specific subject as a foreign language. Mastering a foreign language is the process of real communication between people, in which certain communicative goals are set and achieved. This process takes much effort, as it implies constant progress in practical mastery of a foreign language in all its aspects. In this article, the authors share their personal experience of using e-courses in the educational process, talk about their types, diversity and main criteria.

Key words: new trends in education, foreign language teaching, individual educational path in foreign language teaching, educational e-course in foreign language teaching

С.М. Воронец, канд. филол. наук, МГИМО МИД России, г. Москва, E-mail: s.voronets@my.mgimo.ru

А.Н. Павлова, канд. пед. наук, МГИМО МИД России, г. Москва, E-mail: a.pavlova@my.mgimo.ru

РОЛЬ И МЕСТО ДИСТАНЦИОННЫХ ОБУЧАЮЩИХ КУРСОВ В ПОСТРОЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМИ НЕЯЗЫЯКОВОГО ВУЗА

Современные тенденции требуют переосмысления и трансформации системы образования с целью перехода от коллективного образования к лич-ностно ориентированному. Выстраивая под руководством преподавателей собственный путь обучения, студенты могут выбирать учебный курсы для приобретения необходимых компетенций, в том числе и для освоения иностранного языка. Построение индивидуального пути развития и достижение образовательных целей должны соотноситься с индивидуальными потребностями обучающегося, базироваться на личной заинтересованности и осознанной необходимости. Приведенный тезис особенно актуально звучит при личностно ориентированном обучении такому специфическому предмету, как «Иностранный язык». Овладение иностранным языком - это процесс реального общения людей, в котором ставятся и достигаются определенные коммуникативные цели. Он является достаточно трудоемким, поскольку предполагает постоянный прогресс в практическом овладении иностранным языком во всех его аспектах. В представленной статье авторы делятся личным опытом задействования в учебном процессе дистанционных образовательных курсов, отмечают их многообразие и выделяют основные критерии.

Ключевые слова: новые тенденции образования, обучение иностранным языкам, индивидуальная образовательная траектория при обучении иностранным языкам, дистанционный образовательный курс при обучении иностранным языкам

Динамично меняющиеся вызовы времени требуют адаптации к ним современного общества, соответственно - быстрой и гибкой трансформации профессиональных компетенций, что, в свою очередь, приводит к трансформации системы образования. В настоящее время актуален и обоснован требованиями времени переход от коллективного, группового образования к личностно ориентированному [1-9].

Данный вопрос нашел поддержку не только в методических и педагогических кругах, но и на законодательном уровне [10]. Речь идет об индивидуальных образовательных траекториях: студенты могут выбирать различные курсы, выстраивая собственный путь обучения по подходящему им учебному плану [11]. Построение индивидуальной образовательной траектории требует от преподавателей инновационной и экспериментальной деятельности по поиску новых образовательных технологий. В свете запросов современного общества речь идет о дистанционных образовательных ресурсах и их вкладе в построение индивидуальной образовательной траектории изучения иностранного языка студентами неязыкового вуза, что является крайне актуальной проблемой современного профессионального образования [12; 13].

Цель данной статьи - проследить роль и место дистанционных обучающих курсов в построении индивидуальной образовательной траектории изучения иностранного языка студентами неязыкового вуза.

В связи с поставленной целью основными задачами исследования стали следующие:

- изучить специфику реализации дистанционных обучающих курсов в процессе обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов;

- рассмотреть их роль и значение в построении индивидуальной образовательной траектории изучения иностранного языка студентами неязыкового вуза;

Основными методами в процессе исследования были избраны следующие:

- теоретические - анализ литературы по теме исследования; обобщение накопленного опыта в процессе реализации дистанционных обучающих курсов в построении индивидуальной образовательной траектории изучения иностранного языка студентами неязыкового вуза.

- практические (эмпирические) - анкетирование студентов бакалавриата МГИМО МИД России, беседа с обучаемыми, наблюдение, анализ результатов, статистический анализ.

Научная новизна статьи определяется тем, что предпринята попытка проследить возможности дистанционных обучающих курсов в построении индивидуальной образовательной траектории изучения иностранного языка студентами неязыкового вуза.

Теоретическая значимость воплощена в расширении теоретических воззрений на проблему повышения эффективности дистанционных курсов в профессиональной подготовке студентов (на материале иностранного языка)

Практическая значимость заключается в том, что авторами статьи предпринято исследование с целью найти ответы на актуальные вопросы методики преподавания иностранных языков, а именно - как приобрести навыки владения иностранным языком настолько прочно, чтобы читать, говорить, понимать на слух и писать с достаточной степенью умения и точности при индивидуальной траектории обучения и с помощью обучающих курсов и образовательных ресурсов. В рамках представленной статьи решить эти вопросы удается, поэтому материалы могут быть использованы преподавателями в процессе обучения иностранным языкам.

Поскольку «саморазвитие личности в процессе обучения человека - это одна из основополагающих задач современной системы образования в целом [3, с. 313], то разработка и внедрение в учебный процесс личностно ориентированных образовательных программ требует также расширения профессиональных компетенций преподавателей. Помимо умения диагностировать образовательные особенности студента и его мотивацию к изучению иностранных языков, современный преподаватель должен создавать информационно-образовательную среду, находить способы реализации индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ). Иными словами, в задачи современного преподавателя входит помощь каждому обучающемуся двигаться по собственной образовательной траектории и изучать иностранный язык на основе личной активности. Для достижения данной цели необходимо определять и проектировать содержание ИОТ, создавать модульные курсы, управлять ресурсами информационно-об-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.