Научная статья на тему 'РОЛЬ И МЕСТО ДИСТАНЦИОННЫХ ОБУЧАЮЩИХ КУРСОВ В ПОСТРОЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМИ НЕЯЗЫЯКОВОГО ВУЗА'

РОЛЬ И МЕСТО ДИСТАНЦИОННЫХ ОБУЧАЮЩИХ КУРСОВ В ПОСТРОЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМИ НЕЯЗЫЯКОВОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
новые тенденции образования / обучение иностранным языкам / индивидуальная образовательная траектория при обучении иностранным языкам / дистанционный образовательный курс при обучении иностранным языкам / new trends in education / foreign language teaching / individual educational path in foreign language teaching / educational e-course in foreign language teaching

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С.М. Воронец, А.Н. Павлова

Современные тенденции требуют переосмысления и трансформации системы образования с целью перехода от коллективного образования к личностно ориентированному. Выстраивая под руководством преподавателей собственный путь обучения, студенты могут выбирать учебный курсы для приобретения необходимых компетенций, в том числе и для освоения иностранного языка. Построение индивидуального пути развития и достижение образовательных целей должны соотноситься с индивидуальными потребностями обучающегося, базироваться на личной заинтересованности и осознанной необходимости. Приведенный тезис особенно актуально звучит при личностно ориентированном обучении такому специфическому предмету, как «Иностранный язык». Овладение иностранным языком – это процесс реального общения людей, в котором ставятся и достигаются определенные коммуникативные цели. Он является достаточно трудоемким, поскольку предполагает постоянный прогресс в практическом овладении иностранным языком во всех его аспектах. В представленной статье авторы делятся личным опытом задействования в учебном процессе дистанционных образовательных курсов, отмечают их многообразие и выделяют основные критерии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — С.М. Воронец, А.Н. Павлова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE AND PLACE OF E-LEARNING COURSES IN DESIGNING AN INDIVIDUAL PATH OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE BY STUDENTS OF A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY

Modern trends require rethinking and transformation of the education system in order to move from collective education to personalized education. Under the guidance of teachers, students can choose their own educational path to acquire the necessary competencies, including the mastering of a foreign language. The designing of an individual development path and the achievement of educational goals should correlate with the individual needs of the student, should be based on personal interest and conscious need. This thesis is especially relevant in the case of personality-oriented teaching of such a specific subject as a foreign language. Mastering a foreign language is the process of real communication between people, in which certain communicative goals are set and achieved. This process takes much effort, as it implies constant progress in practical mastery of a foreign language in all its aspects. In this article, the authors share their personal experience of using e-courses in the educational process, talk about their types, diversity and main criteria.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И МЕСТО ДИСТАНЦИОННЫХ ОБУЧАЮЩИХ КУРСОВ В ПОСТРОЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМИ НЕЯЗЫЯКОВОГО ВУЗА»

12. Ufimtseva O.V. The Use of Digital Technologies as a Condition for Developing Independent Educational Activities of Students in Mastering a Foreign Language. Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 2020; Vol. 437: 192-198.

13. Krupoderova E.P, Popenko S.D., Timofeeva K.O. Vybor Internet-platformy dlya organizacii proektnoj deyatel'nosti. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2019; № 65-3: 35-38.

14. Amirov R.A. Distancionnoe obuchenie v strukture sovremennogo obrazovaniya. 'Ekonomika ipredprinimatel'stvo. 2015; № 12-2: 606-608.

Статья поступила в редакцию 05.07.23

УДК 378

Voronets S.M., Cand. of Sciences (Philology), Moscow State Institute of International Relations (Moscow, Russia), E-mail: s.voronets@my.mgimo.ru

Pavlova A.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), Moscow State Institute of International Relations (Moscow, Russia), E-mail: a.pavlova@my.mgimo.ru

ROLE AND PLACE OF E-LEARNING COURSES IN DESIGNING AN INDIVIDUAL PATH OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE BY STUDENTS OF A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY. Modern trends require rethinking and transformation of the education system in order to move from collective education to personalized education. Under the guidance of teachers, students can choose their own educational path to acquire the necessary competencies, including the mastering of a foreign language. The designing of an individual development path and the achievement of educational goals should correlate with the individual needs of the student, should be based on personal interest and conscious need. This thesis is especially relevant in the case of personality-oriented teaching of such a specific subject as a foreign language. Mastering a foreign language is the process of real communication between people, in which certain communicative goals are set and achieved. This process takes much effort, as it implies constant progress in practical mastery of a foreign language in all its aspects. In this article, the authors share their personal experience of using e-courses in the educational process, talk about their types, diversity and main criteria.

Key words: new trends in education, foreign language teaching, individual educational path in foreign language teaching, educational e-course in foreign language teaching

С.М. Воронец, канд. филол. наук, МГИМО МИД России, г. Москва, E-mail: s.voronets@my.mgimo.ru

А.Н. Павлова, канд. пед. наук, МГИМО МИД России, г. Москва, E-mail: a.pavlova@my.mgimo.ru

РОЛЬ И МЕСТО ДИСТАНЦИОННЫХ ОБУЧАЮЩИХ КУРСОВ В ПОСТРОЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМИ НЕЯЗЫЯКОВОГО ВУЗА

Современные тенденции требуют переосмысления и трансформации системы образования с целью перехода от коллективного образования к лич-ностно ориентированному. Выстраивая под руководством преподавателей собственный путь обучения, студенты могут выбирать учебный курсы для приобретения необходимых компетенций, в том числе и для освоения иностранного языка. Построение индивидуального пути развития и достижение образовательных целей должны соотноситься с индивидуальными потребностями обучающегося, базироваться на личной заинтересованности и осознанной необходимости. Приведенный тезис особенно актуально звучит при личностно ориентированном обучении такому специфическому предмету, как «Иностранный язык». Овладение иностранным языком - это процесс реального общения людей, в котором ставятся и достигаются определенные коммуникативные цели. Он является достаточно трудоемким, поскольку предполагает постоянный прогресс в практическом овладении иностранным языком во всех его аспектах. В представленной статье авторы делятся личным опытом задействования в учебном процессе дистанционных образовательных курсов, отмечают их многообразие и выделяют основные критерии.

Ключевые слова: новые тенденции образования, обучение иностранным языкам, индивидуальная образовательная траектория при обучении иностранным языкам, дистанционный образовательный курс при обучении иностранным языкам

Динамично меняющиеся вызовы времени требуют адаптации к ним современного общества, соответственно - быстрой и гибкой трансформации профессиональных компетенций, что, в свою очередь, приводит к трансформации системы образования. В настоящее время актуален и обоснован требованиями времени переход от коллективного, группового образования к личностно ориентированному [1-9].

Данный вопрос нашел поддержку не только в методических и педагогических кругах, но и на законодательном уровне [10]. Речь идет об индивидуальных образовательных траекториях: студенты могут выбирать различные курсы, выстраивая собственный путь обучения по подходящему им учебному плану [11]. Построение индивидуальной образовательной траектории требует от преподавателей инновационной и экспериментальной деятельности по поиску новых образовательных технологий. В свете запросов современного общества речь идет о дистанционных образовательных ресурсах и их вкладе в построение индивидуальной образовательной траектории изучения иностранного языка студентами неязыкового вуза, что является крайне актуальной проблемой современного профессионального образования [12; 13].

Цель данной статьи - проследить роль и место дистанционных обучающих курсов в построении индивидуальной образовательной траектории изучения иностранного языка студентами неязыкового вуза.

В связи с поставленной целью основными задачами исследования стали следующие:

- изучить специфику реализации дистанционных обучающих курсов в процессе обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов;

- рассмотреть их роль и значение в построении индивидуальной образовательной траектории изучения иностранного языка студентами неязыкового вуза;

Основными методами в процессе исследования были избраны следующие:

- теоретические - анализ литературы по теме исследования; обобщение накопленного опыта в процессе реализации дистанционных обучающих курсов в построении индивидуальной образовательной траектории изучения иностранного языка студентами неязыкового вуза.

- практические (эмпирические) - анкетирование студентов бакалавриата МГИМО МИД России, беседа с обучаемыми, наблюдение, анализ результатов, статистический анализ.

Научная новизна статьи определяется тем, что предпринята попытка проследить возможности дистанционных обучающих курсов в построении индивидуальной образовательной траектории изучения иностранного языка студентами неязыкового вуза.

Теоретическая значимость воплощена в расширении теоретических воззрений на проблему повышения эффективности дистанционных курсов в профессиональной подготовке студентов (на материале иностранного языка)

Практическая значимость заключается в том, что авторами статьи предпринято исследование с целью найти ответы на актуальные вопросы методики преподавания иностранных языков, а именно - как приобрести навыки владения иностранным языком настолько прочно, чтобы читать, говорить, понимать на слух и писать с достаточной степенью умения и точности при индивидуальной траектории обучения и с помощью обучающих курсов и образовательных ресурсов. В рамках представленной статьи решить эти вопросы удается, поэтому материалы могут быть использованы преподавателями в процессе обучения иностранным языкам.

Поскольку «саморазвитие личности в процессе обучения человека - это одна из основополагающих задач современной системы образования в целом [3, с. 313], то разработка и внедрение в учебный процесс личностно ориентированных образовательных программ требует также расширения профессиональных компетенций преподавателей. Помимо умения диагностировать образовательные особенности студента и его мотивацию к изучению иностранных языков, современный преподаватель должен создавать информационно-образовательную среду, находить способы реализации индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ). Иными словами, в задачи современного преподавателя входит помощь каждому обучающемуся двигаться по собственной образовательной траектории и изучать иностранный язык на основе личной активности. Для достижения данной цели необходимо определять и проектировать содержание ИОТ, создавать модульные курсы, управлять ресурсами информационно-об-

разовательной среды. Преподаватель должен мотивировать студента на осознание личной заинтересованности и необходимости овладения иноязычным общением, чтобы достижение образовательных целей стало его индивидуальной потребностью. Данная задача является достаточно трудоемкой, требующей большого количества дополнительного материала, и трудозатратной по времени подготовки к занятиям.

По мнению авторов данной статьи, при практическом изучении иностранных языков построение образовательной траектории зависит от многочисленных факторов. Метод, разработанный в одних условиях, невозможно перенести в совершенно другие. В рамках учебной программы вуза все студенты должны достичь определенного уровня владения языком за определенный срок. Высококвалифицированный преподаватель с легкостью создаст некоторое количество приемов, которые лягут в основу образовательной траектории. Однако разница между отдельными студентами (или между разными группами) может быть так велика, что для того, чтобы достичь поставленных целей, необходимо приспосабливаться к нуждам отдельных очень способных и откровенно слабых студентов. Таким образом, индивидуальная образовательная траектория обучения - это определенный комплекс приемов обучения, направленный на достижение определенных целей в течение определенного периода времени с учетом индивидуальных стремлений и возможностей студентов. Образовательная траектория никогда не будет застывшей, она будет гибко приспосабливаться под особенности отдельных студентов. Гибкость образовательной траектории поддерживается различными дистанционными обучающими курсами, рассчитанными на формирование той или иной компетенции с целью овладения иноязычным общением.

Однако при составлении и разработке дистанционных обучающих курсов необходимо учитывать ряд критериев, которые делают их действительно интегрированными в систему обучения и действительно способствующими достижению учебных целей. Грамотно составленный образовательный ресурс базируется на точном учете всех факторов, т. е. имеет набор упражнений на разные виды речевой деятельности. Кроме того, нельзя забывать о продуманной и логичной программе управления и контроля/самоконтроля процесса обучения. Опыт преподавания иностранного языка в вузе и опыт работы с дистанционными образовательными системами позволяют авторам утверждать, что не каждый студент способен осуществлять самоконтроль и самоанализ своей учебной деятельности. В большинстве случаев необходима руководящая и направляющая деятельность преподавателя. Причем количество студентов, неспособных самостоятельно осуществлять свою учебную деятельность после определения целей и получения заданий от преподавателя, увеличивается с каждым годом. Данный факт подтверждается проведенным авторами исследованием и приводится в сводной опросной таблице в конце статьи (см. табл. 1). Логическим заключением на основе приведенных фактов является требование к дистанционному обучающему курсу иметь обратную связь с обязательным объяснением и разбором допущенных ошибок. Исходя из личного опыта, авторы статьи предлагают организовывать обратную связь в двух аспектах. Во-первых, разбор допущенных ошибок осуществляется автоматически, путем выведения их на экран и комментирования (см. рис. 1). Данный формат позволяет исправлять допущенные студентами ошибки уже на начальном этапе формирования языковых навыков,

устранить их по горячим следам в режиме реального времени. Доступное, а главное - краткое и лаконичное комментирование ошибок соответствует объяснениям тех или иных языковых явлений, которые студент получил в ходе занятий, и благодаря практике формируются навыки на основе полученных знаний. В случае непонимания и неусвоения студентами материала урока данный вид обратной связи поможет только мотивированным студентам, которые соотнесут собственные ошибки и комментарий системы с грамматикой иностранного языка, разберутся в грамматическом правиле и заново сделают тест. В противном случае необходима обратная связь с преподавателем, которая организуется либо через чат обучающего курса, либо в режиме личной встречи. В любом случае видятся целесообразным комментарии преподавателя в режиме офлайн, оценивание, мотивирование и постановка новых целей обучения по индивидуальной траектории. Помимо личностного общения дистанционный образовательный курс в обязательном порядке должен иметь собственную систему оценивания и поощрения с целью укрепления мотивации обучающихся. (При успешном выполнении задания студент получает одобрение, например, «Perfect!»).

Из приведенных примеров следует, что дистанционный образовательный курс полностью зависит от грамотной разработки, и не всякий материал онлайн может называться таковым. Дистанционный образовательный курс может достаточно эффективно способствовать формированию грамматических, лексических навыков, хотя разработчику и приходится статистически определить усвоенную лексику, грамматику, орфографию и синтаксис, что само по себе является сложной и трудоемкой задачей.

Дистанционный обучающий курс в рамках реализации индивидуальной траектории обучения прекрасно помогает сформировать навыки так называемого «рецептивного» владения языком - слушание и чтение. В то время как задача формирования у обучающихся навыков «репродуктивного» и «продуктивного» владения языком - говорение и письмо - остается в ведении преподавателя и офлайн-уроков иностранного языка.

Приобрести навыки рецептивного владения языком несравненно легче, чем приобрести репродуктивные и продуктивные навыки. Студенты начинают понимать речь гораздо раньше, чем сами и могут читать тексты тогда, когда еще не очень могут выражать собственные мысли. Однако мы не остаемся пассивными ни тогда, когда слушаем, ни тогда, когда стараемся понять содержание текста. Чем меньше мы знакомы с иностранным языком, тем активнее приходится быть при слушании или чтении текста, чтобы понять содержание. Верно также, что чем лучше мы владеем языком, на котором слушаем или читаем, тем лучше можем предвидеть и дополнить то, что должно быть сказано или прочитано. Все виды речевой деятельности взаимосвязаны и взаимозависимы, их соотношение зависит от степени владения языком и индивидуальных особенностей человека. Так, слушание тесно связано с внутренней речью: слушая устную речь, мы мысленно договариваем то, что недослушали. Чтение про себя представляет собой одновременно и внутреннее проговаривание. В равной степени и чтение вслух предоставляет собой контролируемое говорение и слушание себя: мы озвучиваем то, что было написано автором. Предвидение и дополнение репродуктивны по своей сути и могут появиться лишь при достаточной взаимосвязи различных умений и навыков. Говорение, в свою очередь, тесно связано с письмом: при письме нам диктует внутренний голос, мы пишем под его диктовку, а потом читаем написан-

Рис.1.Профиль автора статьивобразовательном ресурсеМГИМО

ное. Однако наши возможности ограничены при недостаточном владении языком или темой высказывания.

В формате дистанционного обучающего курса объединение различных видов речевой деятельности в единое целое - чрезвычайно сложная задача. Как было сказано выше, взаимосвязь происходит автоматически: она свойственна природе ума человека и языку. Компетенции, приобретенные при овладении одним видом речевой деятельности, переносятся в другой только при целенаправленной тренировке. Поэтому авторы статьи считают необходимым включить в дистанционный курс модули, в которых студентам предлагаются задания, предусматривающие синтез всех видов РД. Наиболее эффективными с этой точки зрения являются веб-квесты. Эта разновидность проектной деятельности предусматривает как самостоятельную работу с использованием платформы ДО, так и презентацию выполненного задания в устной форме на занятии. Как отмечает Н.Ю. Северова, веб-квест, будучи комплексным по своему характеру, способствует формированию основных компонентов коммуникативной компетенции, так как при выполнении заданий студенты «учатся работе с информацией на иностранном языке, в процессе творческой переработки создают на основе полученной информации вторичные тексты, которые затем облекаются в устную форму» [8, с. 32].

В курс ДО обучения можно также встроить задания, развивающие навыки коммуникации в соцсетях. Исследователи признают, что такое общение имеет свои особенности, так как сочетает в себе признаки как устной, так и письменной речи. То есть требует того, чтобы ему было уделено особое внимание, и тогда при коммуникации с носителями языка в соцсетях или мессенджерах у студентов не возникнет проблем. Необходимо ознакомить обучающихся с правилами так называемого «нетикета», или «сетикета». Для тренировки такого вида общения необходимо разработать специальные упражнения, в ходе выполнения которых студенты осваивают не только нормы, но и лингвистические особенности такой коммуникации. В частности, Н.Ю. Северова предлагает уделять внимание корректному использованию акронимов, которыми активно пользуются все участники интернет-коммуникации [13, с. 42-43]. Это позволит приблизить общение в сети к устоявшимся языковым нормам и сделать шаг в сторону аутентичности.

Иными словами, языковые конструкции и слова, усвоенные при чтении, переносятся в устную речь или в письменную речь только путем неоднократного проговаривания/написания. Ускорить перенос навыков с одного вида речевой деятельности на другой может прилежный студент, который выполняет задания в значительно большем объеме, чем предусмотрено программой. Используя единицы речи в различных видах речевой деятельности, данный студент обеспечивает их стойкую взаимосвязь.

На достижение данных результатов и направлено построение индивидуальной образовательной траектории.

В силу изложенных обстоятельств при изучении иностранного языка образовательная траектория должна выстраиваться «адресно», т. е. с обдуманным задействованием всех видов речевой деятельности. Успех в той или иной области достигается лишь тренировкой в этой области. Например, просто разговоры в классе на случайные, не связанные с изучаемым материалом, провоцируют студентов делать большое количество ошибок и ничего более. В то время как беседа с опорой на изучаемое грамматическое явление и с задействованием нужных лексических единиц приведет к успешному развитию навыков. Аналогичным образом при недостаточном количестве упражнений на грамматическое правило студент выучит лишь само правило, применять же его на практике он не сможет. Таким образом, выстраивается вполне логичная связка от теории и практики на уроке иностранного языка к закреплению материала с помощью дистанционных образовательных ресурсов.

Дистанционный обучающий курс, направленный на тот или иной аспект, берет на себя такую сложную часть работы, как проверку выполненных заданий и предоставляет статистику достигнутых результатов. Тем самым на занятии высвобождается время для устных форм работы, без которых невозможно обойтись при изучении иностранного языка. Устные формы работы, в свою очередь, являются первым шагом к говорению, развитию устной речи, овладение которой является достаточно трудной и трудоемкой задачей. В говорении следует различать подготовленную и свободную (неподготовленную) речь. Когда студент устно отвечает на вопросы, пользуясь лексикой и грамматикой текста, его речь носит характер подготовленной. Более или менее свободный пересказ неподготовленного заранее отрывка приближается к устному изложению, т. е. к неподготовленной свободной речи. Аспект подготовленной речи может частично взять на себя дистанционный курс в том, что касается объяснения и закрепления лексических единиц, идиоматических выражений и грамматических конструкций с целью их последующего использования в устной речи. Данный вид работы считается очень важным: одна страница текста, проработанная устно, дает больше знаний и запоминается на долгое время, чем несколько страниц, просто прочитанных.

Библиографический список

Данные умозаключения являются основополагающими для построения индивидуальной образовательной траектории. Резюмируя, можно сказать, что, несмотря на то, что перенос умений из одного вида речевой деятельности на другой имеет место, при работе с дистанционными образовательными курсами полностью рассчитывать на это нельзя. Взаимосвязь различных видов речевой деятельности, сформированную с помощью онлайн-ресурсов, можно и нужно развивать в дальнейшей работе и учитывать при разработке последующих заданий в рамках образовательной траектории.

В завершение исследования требуется оценить, насколько при работе с дистанционными обучающими курсами преподаватель может положиться на сознательность и добросовестность студентов. С одной стороны, преподаватель иностранных языков предварительно продумывает систему уроков на весь период обучения с тем, чтобы отдельные этапы его творческой работы были оправданы задачами и целями обучения и составляли разумную последовательность, помня о золотом правиле: «обучающиеся научились тому, чему их учили». С другой стороны, необходима обратная связь от студентов, от которой напрямую зависят результаты обучения. С целью получить ответы на данный нерешенный вопрос был проведен анонимный опрос среди студентов бакалавриата основных образовательных программ МГИМО МИД России, изучающих итальянский язык в качестве основного. В режиме электронного анкетирования были опрошены более ста студентов, которым предлагались вопросы. В колонке ответа ставится плюс/минус - утвердительный/отрицательный ответ на вопрос, если данный ответ дали более 60% опрошенных.

Таблица 1

Данные опроса студентов

№ Вопросы для студентов Да Нет

1. Пользуетесь ли вы дистанционным обучающим курсом? +

2. Выполняете ли вы различные языковые упражнения онлайн помимо упражнений на бумаге? +

3. Работаете ли вы с упражнениями онлайн до полного устранения ошибок? _

4. Необходима ли вам помощь преподавателя при работе с дистанционным обучающим курсом? +

Простой, но результативный опрос наглядно доказывает неготовность современных студентов самостоятельно и кропотливо прорабатывать собственные ошибки, значит, от преподавателя потребуется больше рабочего времени и собственных усилий для руководства подобными студентами при обучении по индивидуальной образовательной траектории. Во многом данная проблема относится к области личной мотивированности: без желания овладеть иностранным языком никакое повторение не даст нужных результатов. Можно повторять языковое упражнение бесконечное число раз и ничего не усвоить. Повторение, в свою очередь, должно сочетаться с твёрдым намерением удержать в памяти то, что выучено. Если не хватает желания удержать выученное в памяти, то тот или иной факт можно вспомнить лишь случайно. Мотивация не может появиться из ничего: ее не может быть, если нет конкретной цели. Проведенный эксперимент наводит на мысль, что в рамках целеполагания значительно легче добиться результата, когда отдельное задание рассматривается как часть общего задания, а не как самостоятельное задание. Иными словами, обучаемый должен видеть конечную цель. В противном случае студент прибегает к сравнительно легкому способу сделать предложенные ему задания, а именно - выполнить их формально, не задумываясь, не видя систему, не понимая конечной цели.

Таким образом, не только преподаватель должен объяснить важность каждого этапа обучения, но и обучающийся обязан ей руководствоваться. Если в аудитории немотивированный студент может, сравнивая себя с товарищами, увидеть свой уровень подготовки, оценить качество выполненной им работы, то при работе с дистанционным ресурсом это невозможно. Таким образом, категорически не рекомендуется выполнять задания второпях, например, по пути в университет. Каждое задание должно расцениваться как шаг к достижению поставленной цели, как маленькая, но важная задача для освоения курса обучения. В этой логике категорически неприемлемо, если преподаватель дает задание не обдуманно или без подробных пояснений. Бесцельное движение по образовательной траектории ведет к бесцельному выучиванию. Важно, чтобы обучающийся по индивидуальной траектории студент понимал, что нужно заниматься не для того, чтобы стояла галочка за выполненное задание, а для того, чтобы приобрести необходимые навыки и умения в овладении иноязычном общением.

1. Воронец С.М., Павлова А.Н. Использование когнитивно-визуальных технологий при создании дистанционного электронного курса для изучения иностранных языков в вузе. Мир университетской науки: культура, образование. 2022; № 1: 62-69.

2. Воронец С.М., Павлова А.Н. Создание новых дистанционных образовательных ресурсов для занятий иностранным языком (развитие навыка аудирования). Вариативность и стандартизация языкового образования в неязыковом вузе: Ссборник статей по материалам VI Международной научно-практической конференции. Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского, 2023: 61-65.

3. Ерина И.А., Позднякова И.Р, Сорокопуд Ю.В. Современные тенденции развития системы образования Российской Федерации. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 6 (91): 313-315.

4. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Индивидуальные образовательные траектории в системе непрерывного образования. Педагогическое образование в России. 2014; № 3: 74-82.

5. Климинская С.Л. Индивидуальная образовательная траектория как способ повышения эффективности обучения иностранным языкам. Науковедение. Интернет-журнал. 2014; № 4 (23): 34.

6. Крутова И.Ю. Актуализация творческого потенциала студентов медицинского вуза в контексте познавательной активности на занятиях по иностранному языку. Модернизация образования: теория и практика: материалы ХХ Рязанских педагогических чтений. 2013: 90-93.

7. Крутова И.Ю. Развитие познавательной активности в процессе преподавания профессионально ориентированного иностранного языка для будущих специалистов в области медицины. Проблемы преподавания профессионально-ориентированного иностранного языка в вузе: материалы Международной научно-практической конференции. Рязань: Издатель Ситников, 2013: 45-49.

8. Северова Н.Ю. Организация работы над веб-квестом в процессе обучения иностранному языку. Иностранные языки в школе. 2018; № 1: 27-32.

9. Сысоев П.В. Обучение по индивидуальным образовательным траекториям. Язык и культура. 2013; № 4 (24): 121-131.

10. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.10.2022). Available at: https://sh-kumakskaya--solileckij-r56.gosweb. gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/GIA_11/273-fz.pdf

11. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: пособие для учителя. Москва: Владос, 2000.

12. Шапошникова Н.Ю. Индивидуальная образовательная траектория студента: анализ трактовок понятия. Педагогическое образование в России. 2015; № 5. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/individualnaya-obrazovatelnayatraektoriya-studenta-analiz-traktovok-ponyatiya

13. Sewerowa N. Internetsprache. Deutsch: приложение к газете «Первое сентября». 2008; № 02: 42-43.

References

1. Voronec S.M., Pavlova A.N. Ispol'zovanie kognitivno-vizual'nyh tehnologij pri sozdanii distancionnogo 'elektronnogo kursa dlya izucheniya inostrannyh yazykov v vuze. Mir universitetskoj nauki: kul'tura, obrazovanie. 2022; № 1: 62-69.

2. Voronec S.M., Pavlova A.N. Sozdanie novyh distancionnyh obrazovatel'nyh resursov dlya zanyatij inostrannym yazykom (razvitie navyka audirovaniya). Variativnost' i standartizaciya yazykovogo obrazovaniya v neyazykovom vuze: Ssbornik statej po materialam VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Nizhnij Novgorod: Nizhegorodskij gosuniversitet im. N.I. Lobachevskogo, 2023: 61-65.

3. Erina I.A., Pozdnyakova I.R., Sorokopud Yu.V. Sovremennye tendencii razvitiya sistemy obrazovaniya Rossijskoj Federacii. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2021; № 6 (91): 313-315.

4. Zeer 'E.F., Symanyuk 'E.'E. Individual'nye obrazovatel'nye traektorii v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014; № 3: 74-82.

5. Kliminskaya S.L. Individual'naya obrazovatel'naya traektoriya kak sposob povysheniya 'effektivnosti obucheniya inostrannym yazykam. Naukovedenie. Internet-zhurnal. 2014; № 4 (23): 34.

6. Krutova I.Yu. Aktualizaciya tvorcheskogo potenciala studentov medicinskogo vuza v kontekste poznavatel'noj aktivnosti na zanyatiyah po inostrannomu yazyku. Modernizaciya obrazovaniya: teoriya iprakíika: materialy HH Ryazanskih pedagogicheskih chtenij. 2013: 90-93.

7. Krutova I.Yu. Razvitie poznavatel'noj aktivnosti v processe prepodavaniya professional'no orientirovannogo inostrannogo yazyka dlya buduschih specialistov v oblasti mediciny. Problemy prepodavaniya professional'no-orientirovannogo inostrannogo yazyka v vuze: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ryazan': Izdatel' Sitnikov, 2013: 45-49.

8. Severova N.Yu. Organizaciya raboty nad veb-kvestom v processe obucheniya inostrannomu yazyku. Inostrannye yazyki v shkole. 2018; № 1: 27-32.

9. Sysoev P.V. Obuchenie po individual'nym obrazovatel'nym traektoriyam. Yazyk i kul'tura. 2013; № 4 (24): 121-131.

10. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 07.10.2022). Available at: https://sh-kumakskaya--solileckij-r56.gosweb.gosuslugi.ru/ netcat_f¡les/userf¡les/GIA_11/273-fz.pdf

11. Hutorskoj A.V. Razvitie odarennosti shkol'nikov: Metodika produktivnogo obucheniya: posobie dlya uchitelya. Moskva: Vlados, 2000.

12. Shaposhnikova N.Yu. Individual'naya obrazovatel'naya traektoriya studenta: analiz traktovok ponyatiya. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2015; № 5. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/individualnaya-obrazovatelnayatraektoriya-studenta-analiz-traktovok-ponyatiya

13. Sewerowa N. Internetsprache. Deutsch: prilozhenie k gazete "Pervoe sentyabrya". 2008; № 02: 42-43.

Статья поступила в редакцию 18.07.23

УДК 378

Loza M.E., Master of the Faculty of International Journalism, Moscow State Institute of International Relations (MGIMO University) (Moscow, Russia),

E-mail: seemstoogood@mail.ru

Orekhova O.E., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, German Language Department, Moscow State Institute of International Relations

(MGIMO University) (Moscow, Russia), E-mail: frauo@bk.ru

THE METHODOLOGY OF CONDUCTING CLASSES IN CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING (WITH REFERENCE TO THE DISCIPLINE "RADIO JOURNALISM"). Disciplines that are taught to future journalists are mostly practically oriented, they require a fundamentally new approach to presenting, understanding, consolidating and using in practice specialized knowledge, skills and abilities, especially in the conditions of distance learning. The article examines features of the use of verbal, visual and practical methods in distance learning in the professional practice-oriented discipline "Radio Journalism", suggests new methods and techniques for presenting theoretical material and creating a media product (audiovisual content) on this basis, which are conditioned by the conditions of distance learning. It is proved that in the conditions of distance learning, a combination of verbal, visual and practical methods is optimal. The authors conclude that in the context of DL, it is important to quickly implement positive changes caused by online teaching and learning into everyday practice. Classes should be aimed primarily at purposeful and systematic comprehension of the future specialty with the involvement of the latest educational technologies, and the methods, methods and techniques of teaching are adapted to modern conditions.

Key words: distance learning, radio journalism, teaching methods, verbal, visual, practical methods, techniques

М.Е. Лоза, магистр, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел

Российской Федерации (МГИМО МИД России), г. Москва, Е-mail: seemstoogood@mail.ru

О.Е. Орехова, канд. ист. наук, доц., МГИМО МИД РФ, Московский государственный институт международных отношений (университет)

Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России), г. Москва, Е-mail: frauo@bk.ru

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «РАДИОЖУРНАЛИСТИКА»)

Дисциплины, которые преподаются будущим журналистам, в основном практико-ориентированы, они требуют принципиально нового подхода к представлению, пониманию, закреплению и использованию на практике профильных знаний, умений и навыков, особенно в условиях дистанционного обучения.

В статье рассматриваются особенности использования словесных, наглядных и практических методов в дистанционном обучении профессиональной практически ориентированной дисциплине «Радиожурналистика», предлагаются новые методы и приемы изложения теоретического материала и создание на этой основе медийного продукта (аудиовизуального контента), которые определены условиями дистанционного обучения. В статье показано, что в условиях дистанционного обучения оптимально сочетание словесных, наглядных и практических методов.

Ключевые слова: дистанционное обучение, радиожурналистика, методика обучении, словесные, наглядные, практические методы, приемы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.