Научная статья на тему 'ОПЫТ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ БАСКЕТБОЛУ ДЕТЕЙ 9-10 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНЫМИ БАЛЬНЫМИ ТАНЦАМИ'

ОПЫТ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ БАСКЕТБОЛУ ДЕТЕЙ 9-10 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНЫМИ БАЛЬНЫМИ ТАНЦАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
85
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / СПОРТИВНЫЕ БАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ / СПОРТСМЕНЫ 9-10 ЛЕТ / ЭЛЕМЕНТЫ БАСКЕТБОЛА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Доронцев Александр Викторович, Южикова Ольга Сергеевна, Ярошинская Алевтина Павловна, Ермолина Наталья Владимировна

Спортивный бальный танец - это дуэтный вид спорта, требующий от спортсменов не только развития индивидуальных координационных качеств, но и умения координировать свои движения с партнером. В последнее десятилетие произошло существенное повышение технического мастерства спортсменов. В настоящее время основными тенденциями развития танцевальных программ являются использование высокоамплитудных атлетически выраженных элементов, высокая динамика танца, повышение сложности и разнообразия программ. При этом уровень развития координационных способностей в данном виде спорта является одним из приоритетных. Материал. Материалом для исследования послужили данные официальных протоколов контрольных нормативов уровня развития координационных способностей детей 9-10 лет, занимающихся спортивными бальными танцами, протоколы соревнований и тестовых заданий. Методы исследования. В ходе работы был проведен анализ профильной научно-методической литературы, официальных документов по спортивным танцам, размещенных на официальном сайте Федерации танцевального спорта России (www.ftsr.ru), а также было использовано резюме практикующих специалистов в области танцевального спорта. Статистическую обработку полученных данных проводили с использованием стандартных пакетов (Microsoft USA). Достоверность различий исследуемых показателей устанавливали с помощью общепринятых методов математической статистики. Различия считались значимыми при вероятности принятия гипотезы p <0,05. Результат. Проведенное исследование показало, что использование элементов баскетбола позволило существенным образом повысить уровень координационных способностей в исследуемом возрасте. Заключение. Используя широкий спектр сложнокоординационных двигательных заданий, можно существенным образом не только повысить базовые координационные способности, но и создать предпосылки для освоения и совершенствования специфических двигательных действий, требующих высокого дифференцирования параметров движения в конкретной спортивной дисциплине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Доронцев Александр Викторович, Южикова Ольга Сергеевна, Ярошинская Алевтина Павловна, Ермолина Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF COORDINATION ABILITIES DEVELOPMENT USING THE ELEMENTS OF BASKETBALL AMONG 9-10 YEAR-OLD CHILDREN, ENGAGED INTO SPORTS BALLROOM DANCING

Sports ballroom dancing is a duet kind of sport. It demands not only athletes’ individual coordination qualities development, but also the ability to coordinate own movements with a partner. During the last ten years the level of technical mastery of athletes considerably increased. Nowadays the main tendencies of dancing programs development are the following: the use of high-amplitude athletically distinct elements, high dynamics of dance, the difficulty and diversity of programs increase. At the same time the level of coordination abilities development in this kind of sport is one of priority ones. Material. The materials for the research were official results of the protocols of control standards of coordination abilities development among 9-10 year-old children, who are engaged into sports ballroom dancing, the protocols of competitions and testing tasks. Research methods. During the work we analyzed profile scientific-methodical sources, official documents concerning sports dancing located on the official site of Dance Sport Federation of Russia (www.ftsr.ru). We also used the resume of the practicing specialists in the sphere of dance sport. Statistical processing of the received data was carried out using standard packages (Microsoft USA). The validity of the studied indices differences was established using generally accepted methods of mathematical statistics. Differences were considered significant at the probability of accepting the hypothesis p<0.05. Results. The study showed that the use of basketball elements helped to increase significantly the level of coordination abilities within the studied age. Conclusion. Using a wide range of difficult for coordination motor tasks, it is possible to increase significantly not only basic coordination abilities, but also create prerequisites for the specific motor actions development and improvement. That demand a high differentiation of movement parameters in the definite sports discipline.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ БАСКЕТБОЛУ ДЕТЕЙ 9-10 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНЫМИ БАЛЬНЫМИ ТАНЦАМИ»

УДК 796.012.6 DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-3-45-50

Опыт развития координационных способностей с применением элементов баскетболу детей 9-10 лет, занимающихся спортивными

бальными танцами

Доронцев А.В.'*, Южикова О.С.2, Ярошинская А.П.3, Ермолина Н.В.3

'Астраханский государственный медицинский университет

г. Астрахань, Россия ORCID: 0000-000'-9446-'03X, aleksandr.doroncev@rambler.ru* 2Астраханский государственный технический университет г. Астрахань, Россия ORCID: 0000-0002-8'93-'880, yuzhikovaolga@yandex.ru 3Астраханский государственный университет г. Астрахань, Россия ORCID: 0000-0002- 2793-88'', ayaroshinskaya@mail.ru ORCID: 0000-0001-9228-748Х tomara-72_64@mail.ru

Аннотация: Спортивный бальный танец - это дуэтный вид спорта, требующий от спортсменов не только развития индивидуальных координационных качеств, но и умения координировать свои движения с партнером. В последнее десятилетие произошло существенное повышение технического мастерства спортсменов. В настоящее время основными тенденциями развития танцевальных программ являются использование высокоамплитудных атлетически выраженных элементов, высокая динамика танца, повышение сложности и разнообразия программ. При этом уровень развития координационных способностей в данном виде спорта является одним из приоритетных. Материал. Материалом для исследования послужили данные официальных протоколов контрольных нормативов уровня развития координационных способностей детей 9-10 лет, занимающихся спортивными бальными танцами, протоколы соревнований и тестовых заданий. Методы исследования. В ходе работы был проведен анализ профильной научно-методической литературы, официальных документов по спортивным танцам, размещенных на официальном сайте Федерации танцевального спорта России (www.ftsr.ru), а также было использовано резюме практикующих специалистов в области танцевального спорта. Статистическую обработку полученных данных проводили с использованием стандартных пакетов (Microsoft USA). Достоверность различий исследуемых показателей устанавливали с помощью общепринятых методов математической статистики. Различия считались значимыми при вероятности принятия гипотезы p <0,05. Результат. Проведенное исследование показало, что использование элементов баскетбола позволило существенным образом повысить уровень координационных способностей в исследуемом возрасте. Заключение. Используя широкий спектр сложнокоординационных двигательных заданий, можно существенным образом не только повысить базовые координационные способности, но и создать предпосылки для освоения и совершенствования специфических двигательных действий, требующих высокого дифференцирования параметров движения в конкретной спортивной дисциплине.

Ключевые слова: координационные способности, спортивные бальные танцы, спортсмены 9-10 лет, элементы баскетбола.

Для цитирования: Доронцев А.В.*, Южикова О.С., Ярошинская А.П., Ермолина Н.В. Опыт развития координационных способностей с применением элементов баскетболу детей 9-10 лет, занимающихся спортивными бальными танцами. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2022; 17(3): 45-50. DOI: 10.14526/2070-

Experience of coordination abilities development using the elements of basketball among 9-10 year-old children, engaged into sports ballroom

dancing

Aleksandr V. Dorontsev'*, Olga S. Yuzhikova2, Alevtina P. Yaroshinskay3, Natalya V.

Ermolina3

'Astrakhan State Medical University Astrakhan, Russia ORCID: 0000-000'-9446-'03X, aleksandr.doroncev@rambler.ru* 2Astrakhan State Technical University Astrakhan, Russia ORCID: 0000-0002-8193-1880, yuzhikovaolga@yandex.ru 3Astrakhan State University Astrakhan, Russia ORCID: 0000-0002- 2793-88'', ayaroshinskaya@mail.ru ORCID: 0000-0001-9228-748X tomara-72_64@mail.ru

Abstract: Sports ballroom dancing is a duet kind of sport. It demands not only athletes' individual coordination qualities development, but also the ability to coordinate own movements with a partner. During the last ten years the level of technical mastery of athletes considerably increased. Nowadays the main tendencies of dancing programs development are the following: the use of high-amplitude athletically distinct elements, high dynamics of dance, the difficulty and diversity of programs increase. At the same time the level of coordination abilities development in this kind of sport is one of priority ones. Material. The materials for the research were official results of the protocols of control standards of coordination abilities development among 9-10 year-old children, who are engaged into sports ballroom dancing, the protocols of competitions and testing tasks. Research methods. During the work we analyzed profile scientific-methodical sources, official documents concerning sports dancing located on the official site of Dance Sport Federation of Russia (www.ftsr.ru). We also used the resume of the practicing specialists in the sphere of dance sport. Statistical processing of the received data was carried out using standard packages (Microsoft USA). The validity of the studied indices differences was established using generally accepted methods of mathematical statistics. Differences were considered significant at the probability of accepting the hypothesis p<0.05. Results. The study showed that the use of basketball elements helped to increase significantly the level of coordination abilities within the studied age. Conclusion. Using a wide range of difficult for coordination motor tasks, it is possible to increase significantly not only basic coordination abilities, but also create prerequisites for the specific motor actions development and improvement. That demand a high differentiation of movement parameters in the definite sports discipline.

Keywords: coordination abilities, sports ballroom dancing, 9-10 year-old athletes, elements of basketball.

For citation: Aleksandr V. Dorontsev*, Olga S. Yuzhikova, Alevtina P. Yaroshinskay, Natalya V. Ermolina. Experience of coordination abilities development using the elements of basketball among 9-10 year-old children, engaged into sports ballroom dancing. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2022; 17(3): 45-50. DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-3-45-50.

Введение

Развитие координационных способностей практически во всех видах спорта имеет важное значение [11,13]. Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, ситуативным требованиям [2]. Координационные особенности в свою очередь имеют свою специфику в каждой спортивной специа-

лизации [1]. Главную роль в трактовке координационных способностей отводят координационным функциям центральной нервной системы [5,6]. Высокий уровень развития координационных способностей является базовой предпосылкой для эффективного обучения двигательным действиям [3,4]. Они оказывают влияние на темп, вид и способ овладения спортивной техникой, на ее последующую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение [9]. Координационные способности направлены преимущественно к плотности и вариативности

процессов управления движениями, к повышению двигательного опыта [7]. Координационные способности обеспечивают рациональное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования,

так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени лабильности мышечных групп и приемлемое использование соответственных фаз расслабления ведет к рациональному расходованию сил [8]. При воспитании координационных способностей важное значение имеет освоение новых двигательных заданий, отличающихся возрастающей сложностью выполнения [10]. Различные варианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей, - гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях [12]. В связи с актуальностью проблемы развития координационных способностей и формирования устойчивой базы освоения слож-нокоординационных двигательных заданий было проведено исследование развития координационных способностей у детей 9-10 лет, занимающихся спортивными бальными танцами.

Материалы и методы

В исследовании приняли участие 44 ребенка 9-10 лет, занимающихся спортивными бальными танцами, из которых были сформированы две группы; группа наблюдения (п1 - 22) и группа контроля (п2 - 22). В ходе работы в структуру учебно-тренировочных занятий для группы (п1 -22) были включены элементы баскетбола. Критериями исследования стали:

1. Возрастная группа детей 9-10 лет.

2. Время занятий спортивными танцами не менее 2 лет.

3. Допуск к занятиям спортивными танцами профильными медицинскими специалистами.

Критерии исключения:

1. Наличие острых и хронических заболеваний, болевых синдромов.

2. Отсутствие информационного согласия родителей на включение детей в программу исследования.

Тестовые задания для определени

Результативность проведенного исследования определялась по критерию сформирован-ности навыков выполнять тестовые задания на развитие базовой координации, а также слож-нокоординационные танцевальные элементы и композиции. Математическая обработка полученных результатов проводилась с использованием пакета программ Microsoft Office Excel 2013 (USA), а также Statistica 12.6 (StatSoft, Россия).

Результаты и обсуждение

Исследование проводилось на базе танцевального клуба «Империя танца» (г. Астрахань) в течение 2021/22 учебного года. В исследовании приняли участие 22 пары в возрасте 9-10 лет, занимающиеся спортивно-бальными танцами, разделенные на контрольную и экспериментальную группы.

1 этап - начальный. В процессе анализа профильной литературы были определены методология, методика исследования, его понятийный аппарат, проблема, объект, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования.

2 этап - основной. На этом этапе апробировано содержание программы обучения базовым движениям в европейской и латиноамериканской программе детей 9-10 лет, формировались научные понятия, осуществлялась проверка рабочей гипотезы, проводилась обработка полученных результатов.

3 этап - заключительный. Этот этап включал обработку и систематизацию материала, апробацию и внедрение результатов в практику.

Группа контроля из одиннадцати пар (n2 -22) занималась по программе государственного стандарта по спортивно-бальным танцам. Группа наблюдения из десяти пар (n1 - 22) в период исследования занимались по разработанной авторской методике с использованием элементов баскетбола, направленной на эффективное обучение двигательным заданиям, имеющим целью комплексное формирование координационных способностей.

Тестовыми заданиями для прохождения исследования выступали следующие тесты:

Таблица 1

ровня развития общей координации

№ Тестовые задания Результат измерения

Начало исследования Окончание исследования

П1 - 22 П2 - 22 П1- 22 П2- 22 Р

1 Челночный бег 3 отрезка по 10 метров (с.) 10,4±0,7 10,1±0,5 8,8±0,3 9,5±0,4 <0,043

2 Метание теннисных мячей на дальность (м.) 10,7 ± 1,5 11,3 ± 1,1 12,9 ± 1,3 11,2 ± 1,4 <0,047

3 Прыжки в длину с места (см.) 119,2 ± 5,5 117,7 ± 6,2 117,7 ± 6,2 117,7 ± 6,2 <0,039

4 Прыжки на скакалке (за 1 минуту) 55,4±3,2 59,7±2,4 б4,5±2,7 61,1±2,2 <0,045

Как следует из таблицы 1, при начальном тестировании уровень развития координационных способностей в исследуемых группах не имел статистически значимых различий, дальнейшая динамика развития общей координации в группе П1 - 22 отличалась достоверным преобладанием развития координации по сравнению с группой контроля.

Занятия в группе проходили согласно разра-

ботанной методике повышения координационных способностей с использованием элементов баскетбола.

Педагогические наблюдения проводились непосредственно в условиях тренировочного и соревновательного циклов, что позволяло оценивать и своевременно корректировать содержание тренировочного процесса, подбирать необходимые упражнения.

Таблица 2

Оценка технических характеристик*

№ Тестовые задания Результат измерения

Начало исследования Окончание исследования

П1 - 22 П2 - 22 П1- 22 П2- 22 Р

1 Музыкальность 7,9±0,8 8,4±1,1 8,2±0,9 8,5±0,9 >0,05

2 Индивидуальное мастерство 6,7±0,5 7,0±0,4 8,7±0,6 7,4±08 <0,047

3 Линии и рисунки/ фигуры 6,5±0,8 6,3±0,3 6,9±0,5 6,9±08 >0,05

4 Дистанция между спортсменами 7,1±0,4 7,3±0,5 8,7±0,3 7,5±02 <0,049

5 Стабильность центровки на площадке 7,0±0,5 6,9±0,5 8,7±0,3 7,2±05 <0,043

6 Освоение площадки 7,1±0,4 7,2±0,5 8,8±0,5 7,3±05 <0,041

7 Станцо-ванность пары 7,4±0,5 7,7±0,5 7,9±0,4 7,7±03 >0,05

* Оценка технических характеристик определялась по балльной системе от о до 10 баллов

Из представленных в таблице 2 данных видно, что применение элементов баскетбола в структуре учебно-тренировочных занятий позволило достоверно улучшить результаты технических характеристик, стабильность использования центровки на площадке, динамику индивидуального мастерства, дистанцию между партнерами. Статистически значимых различий в показателях, отражающих музыкальность, выполнение фигур и станцованность, не выявлено. В процессе занятий в группе П1-22 применялись следующие подготовительные упражнения:

1. Бег по заданным ориентирам на площадке с музыкальным сопровождением.

2. Ведение мяча по сложным линиям со сменой направления движения.

3. Ведение мяча по площадке без зрительного контроля.

4. Ведение двух мячей одновременно.

5. Ходьба и бег с подбросом мяча вверх и ловля его в воздухе.

6. Ведение мяча спиной вперед, с поворотом, со сменой рук.

7. Ведение мяча с пасом партнеру.

8. Ведение мяча с пасом партнеру по заданным ориентирам, по сложным линиям.

9. Ведение мяча с пасом партнеру с разрывом дистанции.

10. Игра в стритбол.

Дозировка количества повторений определялась индивидуально с учетом навыка владения мячом, уровня физической подготовленности и функциональных показателей.

Заключение

Методика развития координационных спо-

собностей при занятиях спортивными бальными танцами главным образом осуществляется посредством освоения широкого спектра двигательных действий, характеризующихся координационной сложностью, выполняемых обоими партнерами. Формируя множественные двусторонние связи между собой, они приводят к развитию целого комплекса изменений, позитивно влияющих на все ключевые параметры развития движений, носящих сложный динамический и координационный характер, совпадающий с музыкальным сопровождением. Совокупное воздействие элементов баскетбола позволяет развивать динамическую способность выполнять сложные в координационном плане двигательные задания с контролем партнера и, что немаловажно, контролем игрового поля, умения контролировать заданные точки спортивной площадки. Несмотря на многочисленность исследований, посвященных формированию координационных способностей в спортивных специализациях, в которых авторы пытаются вскрыть самые тонкие, ультраструктурные механизмы формирования выполнения сложно-координационных элементов, до настоящего времени их результаты неоднозначны, особенно в детском спорте. Однако понимание механизма любого сложного элемента, тем более танцевальной композиции - это не статистическое перечисление возможных методик и их освоение, а логичная и доказанная последовательность упражнений, позволяющих контролировать уровень развития координации движений.

Список литературы

1. Александрова В.А. Разработка шкалы оцен-

ки координационных способностей танцоров тестовым упражнением, построенным на основе шагов классической (базовой) аэробики. Фитнес-аэробика 2012: материалы научной конференции профессорско-преподавательского состава кафедры теории и методики гим-настики,17-31 декабря 2012 г. РГУФКСМиТ. М. 2012: 77-80.

2. Александрова В.А., Шиян В.В. Интегральный показатель оценки координационных способностей спортсменов, занимающихся разными видами спорта. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2016; 2: 5.

3. Александрова В.А., Шиян В.В. Специфические особенности построения макроцикла высококвалифицированных танцоров. Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2016; 3: 88-91.

4. Доронцев А.В. Экспериментальная модель секционных занятий шейпингом в медицинском вузе. Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. СПб.: ФГБОУ ВПО Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта. 2018; 6(160): 49-53.

5. Светличкина А.А., Порубайко Л.Н., До-ронцев А.В., Доронцева К.А. Перспективы применения функциональной пробы у высококвалифицированных гимнасток-художниц для планирования уровня физической нагрузки. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16(4): 22-27. DOI: 10.14526/2070-47982021-16-4-22-27.

6. Светличкина А.А., Доронцев А.В. Особенности планирования уровня физических нагрузок у студентов специальной медицинской группы «А», имеющих сочетанные заболевания сердечно-сосудистой системы и вертебральной области. Ученые записки университета им.

П.Ф. Лесгафта. 2020; 1(179): 245-250.

7. Семенова Ю.В. Фитнес-аэробика - одно из средств реформирования физического воспитания студентов ССУЗа. Актуальные проблемы развития спортивных танцев, аэробики и фитнеса. 2010: 62-65.

8. Путинцева Е.В. Воспитание соревновательной готовности начинающих танцоров с помощью деловых игр. Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. 2016; 1(9): 64-72.

9. Янович Ю.А., Корнелюк Т.В., Дюмин И.М. Организация учебно-тренировочного процесса по черлидингу. Особенности техники выполнения основных акробатических упражнений ЧЕР-программы команд поддержки и методики их обучения. Мн.: ГУ «РУМЦ ФВН». 2008: 60.

10. Karpov V.Y., Medvedev I.N., Dorontsev A.V., Svetlichkina A.A., Boldov A.S. The state of cardiac activity in greco-roman wrestlers on the background of different options for weight loss. Bioscience Biotechnology Research Communications. 2020b; 13(4): 1842-1846.

11. Karpov V.Y., Zavalishina S.Y., Bakulina E.D., Dorontsev A.V., Gusev A.V., Fedorova T.Y., Okolelova V.A. The physiological response of the body to low temperatures. Journal of Biochemical Technology. 2020a; 12(1): 27-31. DOI:10.51847/ m1aah69aPr

12. Karpov V.Y., Zavalishina S.Y., Komarov M.N., Koziakov R.V. The potential of health tourism regarding stimulation of functional capabilities of the cardiovascular system. Bioscience Biotechnology Research Communications. 2020a; 13(1): 156-159. doi:10.21786/bbrc/13.1/28

13. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z. Diagnostics of Functional State and Reserve Capacity of young Athletes' Organism. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. 2017: 111-115.

Статья поступила в редакцию: 20.08.2022

Доронцев Александр Викторович — кандидат педагогических наук, доцент, Астраханский государственный медицинский университет, 414000, Россия, г. Астрахань, ул. Бакинская, дом 121, e-mail: aleksandr.doroncev@rambler.ru

Южикова Ольга Сергеевна — доцент, Астраханский государственный технический университет, 414025, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, дом 16, e-mail: yuzhikovaolga@yandex. ru

Ярошинская Алевтина Павловна — доктор педагогических наук, профессор, Астраханский государственный университет, 414025, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, дом 20а, e-mail: ayaroshinskaya@mail.ru

Ермолина Наталья Владимировна — доцент, Астраханский государственный университет, 414025, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, дом 20а, e-mail: tomara-72 64@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.