Научная статья на тему 'Влияние танцевального вида спорта на развитие координационных способностей детей младшего школьного возраста'

Влияние танцевального вида спорта на развитие координационных способностей детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1149
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЕ БАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / SPORTS BALLROOM DANCES / COORDINATION ABILITIES / CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE / TRAINING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидоренко Руслан Александрович, Сафронова Маргарита Викторовна

В данной статье представляются итоговые теоретические данные по исследованию, в котором принимали участие дети младшего школьного возраста, одни из которых занимались дополнительно спортивными бальными танцами, а другие параллельно занимались в различных танцевальных неспортивных кружках. Данное исследование было направлено на выявление положительной динамики в развитии координационных способностей детей младшего школьного возраста посредством выполнения специальных упражнений, характерных для спортивных бальных танцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сидоренко Руслан Александрович, Сафронова Маргарита Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние танцевального вида спорта на развитие координационных способностей детей младшего школьного возраста»

ВЛИЯНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ВИДА СПОРТА НА РАЗВИТИЕ

КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1 2 Сидоренко Р.А. , Сафронова М.В.

Email: [email protected]

1Сидоренко Руслан Александрович - студент магистратуры, специализация: 44.04.01 «Педагогическое образование»; 2Сафронова Маргарита Викторовна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра теоретических основ физической культуры, факультет физической культуры, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск

Аннотация: в данной статье представляются итоговые теоретические данные по исследованию, в котором принимали участие дети младшего школьного возраста, одни из которых занимались дополнительно спортивными бальными танцами, а другие параллельно занимались в различных танцевальных неспортивных кружках. Данное исследование было направлено на выявление положительной динамики в развитии координационных способностей детей младшего школьного возраста посредством выполнения специальных упражнений, характерных для спортивных бальных танцев. Ключевые слова: спортивные бальные танцы, координационные способности, дети младшего школьного возраста, тренировочный процесс.

INFLUENCE OF DANCING SPORT ON DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES OF CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE Sidorenko RA.1, Safronova M.V.2

1Sidorenko Ruslan Aleksandrovich - Graduate Student, SPECIALIZATION: 44.04.01 "PEDAGOGICAL EDUCATION"; 2Safronova Margarita Viktorovna - Candidate of psychological sciences, Associate Professor, DEPARTMENT THEORETICAL FUNDAMENTALS OF PHYSICAL CULTURE, FACULTY OF PHYSICAL CULTURE, FEDERAL STATE BUDGET EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION NOVOSIBIRSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY, NOVOSIBIRSK

Abstract: in this article final theoretical data on a research in which children of younger school age, some of whom took in addition sports ballroom dances, participated are provided, and others in parallel were engaged in various dancing unsportsmanlike circles. This research was directionally on identification of positive dynamics in development of coordination abilities of children of younger school age on means ofperformance of special exercises characteristic of sports ballroom dances.

Keywords: sports ballroom dances, coordination abilities, children of younger school age, training process.

УДК 793.38

В наше время дети имеют очень низкий уровень двигательной активности из-за перегруженности школьной программы и увлечённости компьютерными играми. Результатом является ухудшение здоровья детей, их эмоционального состояния,

вследствие чего ребенку достаточно тяжело адаптироваться социально [1]. Поэтому очень важно найти тот вид деятельности, который способствовал бы укреплению здоровья, гармоничному развитию детей, выработке навыков общения, необходимых для их дальнейшей адаптации в обществе.

Одним из интересных и перспективных направлений физического и психического развития детей являются спортивные бальные танцы [2]. И это неудивительно, поскольку как и любой вид физической активности они благоприятно влияют на развитие организма, а различные многообразные движения, сопровождающиеся музыкой, удваивают оздоровительные возможности:

- развивают мышечную силу корпуса и ног;

- стимулируют обмен веществ в организме, что способствует развитию таких физиологических систем, как нервно-мышечная, сердечно-сосудистая, дыхательная и других;

- оказывают благоприятное влияние на ритм сердечных сокращений, глубину и частоту дыхания;

В настоящее время большое количество людей разных возрастных категорий активно занимаются спортивными танцами [3]. Подготовка к спортивным соревнованиям предполагает большие физические нагрузки, что требует высокого уровня технической и физической подготовки.

Практикующие тренеры, занимающиеся исследовательской работой в области спортивных танцев, считают, что гибкость и координационные способности являются первостепенными для успешной танцевальной деятельности, а сила и быстрота, имеют вторичное значение.

Учитывая, что примерно в возрасте 7-9 лет у детей как раз начинается сенситивный период развития координационных способностей, появляется смысл более подробно рассмотреть способы развития координационных способностей. Они особенно важны для детей этого возраста, поскольку именно в это время дети часто начинают свою активную тренировочную и соревновательную деятельность [4].

Зачастую, считается, что координационные способности хуже развиваются на занятиях спортивными бальными танцами и более целенаправленно их развитие происходит, на уроках физической культуры, когда дети в игровой форме овладевают начальными координационными навыками. Поэтому появляется необходимость проведения сравнительного исследования, в рамках которого необходимо показать эффективность спортивных бальных танцев для развития координационных способностей детей. Для этого была изучена различная научно-методическая литература, выделены приоритетные координационные способности для спортсменов-танцоров и составлен экспериментальный комплекс упражнений для спортсменов-танцоров 8 - 9 лет.

В исследовании принимали участие 26 человек в возрасте 8 - 9лет. В ходе исследования было сформировано 2 группы по 13 человек в каждой. Контрольная группа - дети, дополнительно посещающие занятия по ритмике, экспериментальная группа - дети, дополнительно посещающие занятия по бальным танцам. Сам же эксперимент проводился в два этапа. Констатирующий этап эксперимента проводился в двух группах (контрольной и экспериментальной) в начале учебного года, а второй - контрольный этап, в конце учебного года. Основными методиками для оценки координационных способностей детей были выбраны следующие упражнения:

• Челночный бег - 3х10м.

• Прыжок в длину с места.

• Наклон туловища вперед из положения стоя.

• Метание теннисного мяча на дальность (из положения сидя, ноги врозь).

• Ведение мяча рукой в беге по прямой.

После выполнения всех упражнений были проведены измерительные процедуры и проведен сравнительный анализ. Данная процедура тестирования предполагала

оценку уровня развития у детей обязательных скоростных, скоростно-силовых, координационных, физических качеств и гибкость.

После окончания измерительных процедур экспериментальная группа приступила к систематическим тренировкам по спортивным бальным танцам. В этой группе посредством специальных танцевальных упражнений активно развивались координационные способности (разучивание различных связок по нескольким танцам, синхронизация работы ног и рук с музыкой, учитывая особенности характера танца, правильное перемещение и распределение веса по стопе), также скоростно-силовые способности (оттачивание техники шага и скорости перемещения веса на ногу). Также активно развивалась статическая выносливость мышц, так как для исполнения европейской программы очень важно умение сохранять свою стойку в неизменном положении в течение нескольких минут. Также с детьми проводились различные упражнения на развитие баланса и разграничение работы разных групп мышц. В итоге после нескольких месяцев тренировок детьми были приобретены специальные навыки, которые повлияли на их скоростно-силовые качества и вестибулярный аппарат. Чтобы проверить, как именно повлиял тренировочный процесс по спортивным бальным танцам на детей, повторно были проведены аналогичные методики тестирования и повторный анализ.

В итоге, сравнительный анализ результатов, по всем показателям в обследуемых группах показал, что темпы прироста в экспериментальной группе значительно выше, чем в контрольной. И при дальнейших тренировках координационные способности будут развиваться гораздо эффективнее.

Следует отметить, что уровень показателей физического развития (быстроты движений, гибкости, выносливости, силы) за время эксперимента вырос как в экспериментальной группе, так и в контрольной. Этот рост объясняется систематическими занятиями физическими упражнениями во время физкультурных занятий, а также возрастными изменениями, связанными с совершенствованием функциональной деятельности детского организма в этом возрасте.

Проведенное исследование позволило сделать вывод об эффективности использования бальных танцев на физическую подготовленность школьников 8 - 9 лет.

Развитие координационных способностей у детей, занимающихся спортивными бальными танцами, происходит быстрее.

Анализ результатов эксперимента свидетельствует о более выраженных изменениях у детей экспериментальной группы, по сравнению с контрольной, в которой велась целенаправленная работа над развитием координационных способностей у детей, по средством занятий по спортивным бальным танцам.

Список литературы /References

1. Лебедева И.А., Соколова Н.Г., Тарелкин Е.Г.Влияние физкультурно-оздоровительной работы на развитие физических качеств и функциональное состояние, и здоровье у младших школьников // Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма: Сборник Научных трудов XIII Международной научно-практической конференции. Том 2. Ростов н/Д -Новомихайловский, 2010. С. 266-268.

2. Лебедева В.В., Палаус И.П., Пономарева И.А. Здоровье школьников в зависимости от двигательной активности и пользования мобильными телефонами // Психолого-педагогические и физиологические аспекты построения физкультурно -оздоровительных программ и обеспечения их безопасности: Сборник материалов научно-практической конференции, посвящённой дням Российской науки и старту XXII зимних Олимпийских игр в г. Сочи. Ростов н/Д: Южный федеральный университет, 2014. С. 102-108.

3. Бондин В.И., Максименко С.А. К вопросу о поиске современных оздоровительных технологий в системе физического воспитания школьников // Психолого-педагогические и физиологические аспекты построения физкультурно-оздоровительных программ и обеспечение их безопасности: сборник материалов второй международной научной конференции. Ростов н/Д: ЮФУ, 2015. С. 312-316.

4. Баранов А.А., Кучма В.Р. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации. М.: ПедиатрЪ, 2013. 192 с.

5. Бальные танцы и их взаимосвязь с другими видами спорта. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/112/28278/ (дата обращения: 09.02.2019).

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ Тилляшайхова М.А. Email: [email protected]

Тилляшайхова Махсуда Абдусаттаровна - старший преподаватель, кафедра информатики и естественных наук, Государственный институт искусств и культуры Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: эта статья посвящена проблеме дистанционного образования, а именно использованию информационных технологий в высшем образовании. В данной работе приведены основные факторы, обусловливающие необходимость использования технологии дистанционного обучения в системе образования, раскрыты сущностные характеристики и специфические особенности дистанционного обучения. Автор рассматривает как положительные, так и отрицательные стороны дистанционного обучения и акцентирует внимание на отдельных вопросах критерия оценки эффективности дистанционного образования. В работе рассмотрена оригинальная модель проверки качества компетентностного обучения, основанная на оценке латентных переменных, в том числе и в динамике. Приведены основные направления развития дистанционного обучения в Узбекистане. Ключевые слова: информатизация образования, дистанционные образовательные технологии, уровень знаний студентов, уровень качества образования.

CRITERIA FOR THE ESTIMATION OF EFFICIENCY OF DISTANCE EDUCATION Tillyashaykhova M.A.

Tillyashaykhova Makhsuda Abdusattarovna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF INFORMATICS AND NATURAL SCIENCES, STATE INSTITUTE OF ARTS AND CULTURE OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article is devoted to the problem of distance education, the use of information technology in higher education. This paper presents the main factors that necessitate the use of distance learning technology in the education system, reveals the essential characteristics and specific features of distance learning. The author considers both positive and negative aspects of distance learning and focuses on individual issues of the criteria for evaluating the effectiveness of distance education. The paper considers the original model of quality control of competence-based learning, based on the evaluation of latent variables, including the dynamics. The main directions of development of distance learning in Uzbekistan are given.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.