УДК 37.036.5
М. Е. Бабенко
ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ И ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ БАЛЬНЫМИ ТАНЦАМИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Рассмотрены актуальность, степень разработанности, цели и задачи исследования проблемы формирования эстетической культуры учащейся молодежи и взрослого населения в процессе занятий бальными танцами. Обоснованы методологическая база и теоретические основы решения данной педагогической проблемы.
This article considers the relevance, degree of development, and goals and objectives of research on the formation of aesthetic culture in younger and adult students in the process of learning ballroom dancing. The author offers a methodological and theoretical framework for solving the pedagogical problem in question.
Ключевые слова: эстетическая культура, учащаяся молодежь, взрослое население, бальные танцы, педагогическая проблема.
Key words: aesthetic culture, young students, adult population, ballroom dances, pedagogical problem.
Расширение информационных коммуникаций в современном обществе одновременно стимулируют развитие потребности в эстетическом совершенствовании личности и расширяют возможности в удовлетворении таких потребностей [1]. При этом все теснее становится ин-
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2012. Вып. 11. С. 156 — 159.
теграция различных сфер жизнедеятельности человека, что требует постоянного внимания к системе средств формирования эстетической культуры личности на всех этапах ее развития.
В педагогической практике, в частности в системе образования, широко используются различные средства и формы формирования эстетической культуры личности [3; 5; 6]. В первую очередь эти средства связаны с такими специфическими видами эстетической деятельности, как изобразительное искусство, театр, живопись, литература, хореография. В последнее время появляется все больше исследований, обосновывающих различные аспекты процесса формирования эстетической культуры личности в связи с задачами профессиональной подготовки в процессе освоения специальных дисциплин, производственной практики и физического воспитания [4; 5].
Наиболее разработаны вопросы формирования эстетической культуры на отдельных этапах обучения в системе общего, дополнительного и профессионального образования дошкольников, школьников и студентов [5]. Серьезной проблемой при этом остается обеспечение преемственности в поэтапном формировании эстетической культуры учащейся молодежи и последующее педагогическое сопровождение данного процесса в жизни взрослого человека [8].
Положительное влияние бальных танцев как одного из разделов хореографии и части системы физической культуры и спорта на личность человека в целом и формирование его эстетической культуры доказано рядом фундаментальных теоретических и прикладных исследований [2]. Однако, как и многие другие педагогические средства, занятия бальными танцами не получили должного научно-методического обоснования для их освоения и использования в системе обучения и воспитания взрослого населения [4; 5].
Таким образом, в теории и практике формирования эстетической культуры учащейся молодежи и взрослого населения в процессе занятий бальными танцами сложилось противоречие между возможностями этого вида деятельности как эффективного средства формирования эстетической культуры личности и неразработанностью организационно-методических условий применения данного средства. Надо отметить, что при этом бальные танцы выступают одной из востребованных форм двигательной активности и молодежи, и взрослого населения [4; 7].
Из указанного противоречия вытекает педагогическая проблема: какие условия необходимы для эффективного формирования эстетической культуры учащейся молодежи и взрослого населения в процессе занятий бальными танцами? Поиск ответа на этот вопрос и стал целью нашего исследования.
В соответствии с требованиями методологии педагогических исследований объектом изучения являлся процесс формирования эстетической культуры у названной группы, а предметом — необходимые для этого организационно-методические условия.
157
158
Для достижения цели необходимо решить задачи теоретического и практического обоснования организационно-методических условий эффективного формирования эстетической культуры, а именно — определить содержание условий, разработать педагогическую технологию для их реализации и экспериментально проверить их эффективность.
При решении рассматриваемой проблемы необходимо разрабатывать различные аспекты формирования личностной эстетической культуры у названной группы как целостного педагогического процесса. Здесь системообразующими факторами становятся целеполагание и планирование. При этом важно учитывать взаимосвязь физического, психического, интеллектуального, эстетического развития личности, ее ценностные ориентации, мотивационные особенности, особенности физической подготовки, своеобразие обучения взрослых теоретическому материалу и технике двигательных действий и т. д. Необходимо также выбирать целесообразные организационные формы занятий, средства оценки эффективности, пути реализации достигнутых в практической деятельности результатов.
С учетом вышесказанного отметим, что методологическая база и теоретические основы исследования включают ряд взаимосвязанных подходов, теорий, концепций. Исследование проблемы формирования эстетической культуры учащейся молодежи и взрослого населения базируется на методологии педагогического исследования в целом и на таких методологических подходах к обучению и воспитанию, как системный, деятельностный, личностно-ориентированный, аксиологический и культурологический.
Теоретическими основами для решения данной проблемы являются концепции эстетического и творческого развития личности в физкультурно-спортивной деятельности, дидактические принципы физического воспитания, андрагогические принципы педагогики, теоретические основы технологизации педагогических процессов и принципы информатизации физкультурного образования.
Таким образом, разработка организационно-методических условий формирования эстетической культуры учащейся молодежи и взрослого населения — актуальная педагогическая проблема, и ее решение возможно на основе сформулированного в статье методологического аппарата исследования.
Список литературы
1. Глобальные тенденции в развитии и использовании открытых образовательных ресурсов и их роль в реформе образования : аналитическая записка / Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. М., 2010.
2. Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта : учеб. пособ. для студентов вузов. 3-е изд., испр. М., 2007.
3. Климова Д. А. К вопросу формирования эстетической культуры младших школьников // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. Вып. 5. Калининград, 2009. С. 103—105.
4. Логунова М. Ю. Воспитательное значение досуговой деятельности спортивно-танцевального клуба // Спортивные танцы. 2002. № 4 (27). С. 32 — 45.
5. Малютин Г. В., Хорошавина Г. Д. Эстетическая культура как составляющая профессионализма будущего педагога // Вестник Тамбовского университета. 2007. № 12 — 2. С. 477—480.
6. Назаренко Л. Д. Эстетика физических упражнений. М., 2004.
7. Пельменев В. К. Концепция основных направлений совершенствования системы физической культуры и спорта Калининградской области на 2007 — 2012 годы // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2007. № 4. С. 15—22.
8. Тараканова Е. Б. Формирование эстетической культуры в молодежной среде // Вестник славянских культур. 2009. Т. 14, № 4. С. 13 — 16.
Об авторе
Михаил Евгеньевич Бабенко — асп., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.
E-mail: m. [email protected]
About author
159
Mikhail Babenko, PhD student, I. Kant Baltic Federal University, Kaliningrad. E-mail: [email protected]