Научная статья на тему 'Спортивные бальные танцы в качестве физической активности на уроке физической культуры'

Спортивные бальные танцы в качестве физической активности на уроке физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
752
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / МАЛОПОДВИЖНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ТРЕТИЙ ЧАС ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / БАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ / PHYSICAL ACTIVITY / INACTIVE WAY OF LIFE / THE THIRD HOUR OF PHYSICAL CULTURE / BALLROOM DANCES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сидоренко Руслан Александрович, Сафронова Маргарита Викторовна

В данной статье предоставлены статистические данные для Российской Федерации, напрямую подтверждающие стабильный рост заболеваемости школьников среднего и старшего учебного звена, что напрямую связано с недостаточной двигательной активностью. Предлагается рассмотреть бальные танцы как новый путь увеличения двигательной активности на уроке физической культуры. Также представлены особенности специфики бальных танцев и их положительное влияние на организм учащегося среднего звена общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сидоренко Руслан Александрович, Сафронова Маргарита Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Спортивные бальные танцы в качестве физической активности на уроке физической культуры»

СПОРТИВНЫЕ БАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ В КАЧЕСТВЕ

ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКЕ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

1 2 Сидоренко Р.А. , Сафронова М.В.

Email: Sidorenko17135@scientifictext.ru

1Сидоренко Руслан Александрович - студент магистратуры, специализация: 44.04.01 «Педагогическое образование»; 2Сафронова Маргарита Викторовна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра теоретических основ физической культуры, факультет физической культуры, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск

Аннотация: в данной статье предоставлены статистические данные для Российской Федерации, напрямую подтверждающие стабильный рост заболеваемости школьников среднего и старшего учебного звена, что напрямую связано с недостаточной двигательной активностью. Предлагается рассмотреть бальные танцы как новый путь увеличения двигательной активности на уроке физической культуры. Также представлены особенности специфики бальных танцев и их положительное влияние на организм учащегося среднего звена общеобразовательной школы.

Ключевые слова: двигательная активность, малоподвижный образ жизни, третий час физической культуры, бальные танцы.

BALLROOM DADNCE AS A NEW TYPE OF PHYSICAL ACTIVITY AT THE LESSON OF PHYSICAL CULTURE Sidorenko RA.1, Safronova M.V.2

1Sidorenko Ruslan Aleksandrovich - Graduate Student, SPECIALIZATION: 44.04.01 "PEDAGOGICALEDUCATION; 2Safronova Margarita Viktorovna - Candidate of psychological sciences, Associate Professor, DEPARTMENT THEORETICAL FUNDAMENTALS OF PHYSICAL CULTURE, FACULTY OF PHYSICAL CULTURE, FEDERAL STATE BUDGET EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION NOVOSIBIRSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY, NOVOSIBIRSK

Abstract: in this article the statistical data for the Russian Federation directly confirming stable growth to incidence of school students of an average and the senior educational link that it is directly connected with insufficient physical activity are provided. It is offered to consider ballroom dances as a new way of increase in physical activity at a physical education class. Features of specifics of ballroom dances and their positive influence on an organism of the pupil of an average link of comprehensive school are also presented. Keywords: physical activity, inactive way of life, the third hour ofphysical culture, ballroom dances.

УДК 793.38

По данным Научного центра здоровья детей (НЦЗД) РАМН, за последние 5 лет заболеваемость детей в возрасте 15-17 лет увеличилась на 15%. Самые высокие цифры роста отмечаются по следующим классам болезней: болезни крови и

кроветворных органов - на 32%; болезни эндокринной системы - на 31%, в основном за счет болезней щитовидной железы и ожирения (на 25%); болезни костно-мышечной системы - на 26%; органов пищеварения - на 24,7%; системы кровообращения - на 24%. На этапе перехода во взрослую жизнь характеристики здоровья активно снижаются [1]. К основным факторам риска для здоровья детей относят несоблюдение гигиенических требований к режиму учебного процесса, несоответствие мебели разновозрастным особенностям, нерациональное питание, а также малоподвижный образ жизни. Стоит отметить, что по неофициальным данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Россия находится в середине рейтинга стран, страдающих ожирением, 19.5% россиян сталкиваются с данной проблемой, каждый год констатируется рост показателей.

Для адекватного функционирования организма необходим оптимальный уровень физической активности. В нашей стране недостаток двигательной активности характерен для людей занятых в сфере умственного труда, к ним относятся школьники и студенты, основной деятельностью которых является учеба. В образовательных учреждениях недостаточный объем физических нагрузок является фактором, снижающим физическое здоровье учащихся [6].

30 августа 2010 года Минобрнауки России были внесены изменения в федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений. «На преподавание учебного предмета «Физическая культура» рекомендуется отводить дополнительный третий час из (национально-регионального) компонента». Третий час физической культуры должен быть направлен на «увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания» [5].

В связи с введением третьего часа физической культуры, образовательные учреждения столкнулись с проблемой незаинтересованности учащихся в уроке, что и приводит к поиску новых путей увеличения двигательной активности на уроке физической культуры. Таким образом 30 августа 2016 года на масштабном родительском собрании в Санкт-Петербурге министр образования и науки РФ Васильева О.Ю. предложила в качестве третьего часа физической культуры ввести ритмику или спортивные танцы. Одним из интересных и перспективных направлений физического и психического развития детей являются спортивные бальные танцы. Особую актуальность представляют собой исследования влияния бальных танцев на организм учащегося среднего звена общеобразовательной школы.

Термин «бальные танцы» относится к парным бытовым светским танцам, возникшим в средневековой Европе. Бальные танцы во все времена считались элитарными, предназначались для знати и исполнялись на балах. На формирование бальных танцев влияли такие направления в искусстве как — возрождение, просвещение, классицизм, романтизм. В XX веке огромное влияние на бальный танец оказала африканская и латиноамериканская музыкальная и танцевальная культура. С начала XX века по бальным танцам стали проводить конкурсы, выявляющие лучшие танцевальные пары. С 1930 года бальный танец приобретает привычный для нас вид, число конкурсных бальных танцев увеличилось за счет того, что к ним добавилось пять латиноамериканских танцев самба, ча-ча-ча, румба, пасадобль и джайв. Сформировались три программы: европейская (медленный вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот, быстрый фокстрот - или квикстеп), латиноамериканская программа и двоеборье - так называемая «десятка», куда входят все десять танцев [3].

«Бальные танцы являются спортивной тренировкой, и, конечно же, с их помощью можно усовершенствовать физическую подготовку в целом. На самом деле спортивно-бальный танец помогает решить массу проблем — как физических, так и психологических» [4].

В первую очередь бальный танец разнообразит урок физической культуры, это новый подход к рассмотрению двигательной активности. Данные тренировки

укрепляют основные группы мышц, способствуют увеличению выносливости, позволяют укрепить сердечно-сосудистую систему, оказывают благоприятное влияние на ритм сердечных сокращений, глубину и частоту дыхания. Бальные танцы способствуют профилактики плоскостопия и искривлений позвоночника, а также повышают тонус коры головного мозга, создают положительные эмоции, чем способствуют укреплению психического здоровья [2]. Спортивные танцы - это сложно координационный вид спорта, развивает такие качества как физическая сила, гибкость и координация, выносливость - каждый танец необходимо исполнять на протяжении 1.5 - 2.15 минуты. Было проведено исследование, которое показало, что степень напряжения мышц и частота дыхания танцовщиков, которые исполняют один двухминутный танец, соответствовали показателям для велосипедистов и бегунов на средние дистанции за то же время. Бальные танцы развивают такие качества, как дисциплина и командный дух. Танцевальный спорт — командный вид спорта. В качестве команды выступает одна пара. Тем самым танцы помогут найти новых друзей, расширить круг общения, а также способствуют социализации личности, и формированию межличностных отношений в классе [4].

Бальные танцы - это один из видов двигательной активности. Помимо физической нагрузки, спортивные бальные танцы способствуют развитию всесторонне развитой личности, помогают индивидуальности совершенствоваться, улучшать личностные качества через общение с соперниками, партнером или одноклассниками. Особенностью спортивных бальных танцев, отличающей их от других видов спорта, является отсутствие противопоказаний по здоровью на начальном этапе обучения, что делает спортивные бальные танцы массовым видом спорта, которым можно заниматься всем детям [2]. Танцы - это веселое времяпрепровождение, которое улучшает настроение, повышает самооценку и способствует налаживанию общей атмосферы в классе.

Список литературы /References

1. Баранов А.А. Медико-социальные проблемы воспитания подростков / А.А. Баранов. В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева. М.: Педиатр, 2014. 285 с.

2. Бочарникова Ю.Ю. Влияние спортивных бальных танцев на формирование личности детей младшего школьного возраста // Психологические и педагогические проблемы в системе непрерывного образования: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Стерлитамак, 19 декабря 2017). / В 2 ч. Ч. 1. Стерлитамак: АМИ, 2017. С. 43-47.

3. Дектярева Е.Ю. Популяризация бальных танцев и перспектива их дальнейшего развития // Вестник МГУКИ, 2012. № 3. С. 115-119.

4. Калинкина Е. В., Осанов В.А. Бальные танцы и их взаимосвязь с другими видами спорта // Молодой ученый, 2016. № 8. С. 1204-1206.

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. № 889.

6. Ярцева Д.Ю., Дергунова Г.Е. Влияние Малоподвижного образа жизни на состояние здоровья подростков // Молодой ученый, 2017. № 18. С. 126-129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.