УДК 372.8
ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
© 2022 С. С. Сотникова1, Ю. И. Семенова2
1 кандидат филологических наук, доцент кафедры теории языка и методики преподавания иностранных языков e-mail: svetlana-s-sotnikova @ yandex. ru 2кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории языка и методики преподавания иностранных языков e-mail: kinisha2 @ yandex. ru
Курский государственный университет
Статья посвящена рассмотрению особенностей разработки и реализации программы повышения квалификации в системе дополнительного профессионального образования для учителей иностранного языка «Онлайн-урок иностранного языка: технология разработки и реализации» как средства развития профессиональной компетентности современного учителя и поиска эффективных способов оптимизации учебно-воспитательного процесса, в том числе в условиях дистанционного обучения. Современный учитель, как и любой специалист, должен владеть целым набором профессиональных компетентностей, отвечать требованиям, предъявляемым современной системой образования, и овладевать новыми способами обучения и получения необходимой информации.
Актуальность проблемы разработки и реализации онлайн курса повышения квалификации заключается в том, что данный формат позволяет учителям организовать свой образовательный процесс в различных условиях обучениях.
Ключевые слова: учитель иностранного языка, повышение квалификации, онлайн-курс, индивидуальная работа, персонализированное обучение.
DEVELOPMENT AND REALIZATION OF THE IMPROVEMENT PROGRAM IN CONTEXT OF PERSONALIZED EDUCATION
© 2022 S. S. Sotnikova1, Yu. I. Semenova2
Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Theory of Language and Teaching Methods Department
e-mail: svetlana-s-sotnikova @ yandex. ru Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Theory of Language and Teaching Methods Department e-mail: kinisha2 @ yandex. ru
Kursk State University
The article is devoted to considering design and implementation of the improvement program in the system of additional professional education for teachers of foreign languages «Online class of a foreign language: development and realization techniques» as means of developing professional competence of a contemporary teacher and searching efficient ways for optimization of teaching-learning process including distant education. A modern teacher like any specialist should possess a variety of professional competencies, meet the demands of modern education system and master new ways of teaching and acquiring necessary information.
The importance of the problem of developing and realizing the online improvement course is that this format allows teachers to organize educational process in various learning conditions.
Keywords: teacher of foreign languages, improvement courses, online course, individual work, personalized education.
Мировые тенденции в современном образовании заявляют о необходимости построения такой системы, которая бы ставила во главу угла всестороннее развитие способностей личности и оптимальное использование человеческих ресурсов. Эта система должна непрерывно обновляться, предоставляя обучающимся новые образовательные возможности. Образовательный процесс в такой системе будет поддерживаться новыми образовательными технологиями, а содержание будет постоянно модернизироваться, ориентироваться на практику и меняющуюся социокультурную ситуацию.
Несмотря на все трансформации в системе образования, её важным элементом должен остаться педагог-учитель, который обладает ключевыми профессиональными компетенциями, владеет актуальными образовательными технологиями и активно вовлечен в процесс поддержания функционирования и развития этой системы.
В связи с этим учителю необходимо постоянно и своевременно повышать свою квалификацию, получать информацию, актуальную для удовлетворения его личных профессиональных потребностей, в удобном для него формате и режиме. Поэтому в последнее время широкую популярность приобретают онлайн-курсы повышения квалификации.
К преимуществам моделей обучения с использованием специально разработанного онлайн-курса относят:
• возможность просматривать видеозаписи лекций и методические материалы в любое время из любого места;
• использование учебных тренажеров по решению разных кейсов;
• промежуточные тестирования в течение всего периода обучения;
• равномерное распределение учебной нагрузки по времени и строгие сроки сдачи контрольных мероприятий;
• возможность посещения очных занятий (в смешанной технологии) и консультаций (в обеих моделях) с преподавателем в течение курса обучения [1].
В данной статье рассматривается опыт разработки и реализации курса «Онлайн-урок иностранного языка: технология разработки и реализации» в условиях персонализированного обучения на базе факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров в Курском государственном университете, ежегодно реализующего совместно с кафедрой теории языка и методики преподавания иностранных языков программы повышения квалификации учителей английского языка школ города Курска и области.
В ноябре-декабре 2020 г. вуз принял участие в федеральном проекте «Персонализированное обновление и повышение уровня профессиональной компетентности граждан в условиях цифровой трансформации дополнительного профессионального образования в университете» по обеспечению обучения по программам непрерывного образования в образовательных организациях высшего образования, реализующих дополнительные образовательные программы и программы профессионального обучения в рамках федерального проекта «Новые возможности для каждого» национального проекта «Образование» [8]. Одной из программ, реализованных в рамках этого проекта, стала программа повышения квалификации
«Онлайн-урок иностранного языка: технология разработки и реализации». Выбор темы вполне закономерен и обусловлен рядом факторов.
Прежде всего, это сложившаяся ситуация пандемии, которая началась в начале 2020 г. и заставила образовательные организации перейти в режим дистанционного обучения. Также изучение результатов оценочных процедур обучающихся общеобразовательных организаций Курской области (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, НИКО, региональных исследований подготовки обучающихся и др.), оценок компетенций работников образовательных организаций общего образования, проводимых Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, а также регионального анкетирования учителей позволило определить перечень профессиональных дефицитов учителей-предметников. Одним из таких дефицитов является умение учителя «демонстрировать способность использовать ИКТ для создания информационной образовательной среды дальнейших занятий с учеником с целью развития мотивации и (или) достижения им более высоких образовательных результатов)» [2].
Очевидна возникшая необходимость разработки программы, которая бы помогла учителям организовать свой образовательный процесс в предлагаемых условиях обучения.
Программа разрабатывалась в соответствии с нормативно-правовыми документами, регулирующими систему дополнительного профессионального образования, основные из которых:
1. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и ряд других [5].
В основу программы также положен профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г №544 н. [6].
Целью программы являлось повышение уровня сформированности профессиональной и информационной компетенций учителя иностранного языка, необходимых для осуществления деятельности, связанной с разработкой и реализацией онлайн-уроков по иностранному языку в условиях применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения на основе компетентностного подхода в соответствии с требованиями профстандарта 01.001 «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
Задачи были направлены на решение поставленной цели:
- развитие навыков применения ИКТ технологий для решения методических задач при разработке онлайн-урока по иностранному языку;
- приобретение опыта анализа и отбора веб-ресурсов и инструментов для проектирования заданий при разработке онлайн-урока по иностранному языку;
- овладение практическим опытом разработки и реализации онлайн-урока по иностранному языку.
Планируемым результатом освоения программы «Онлайн-урок иностранного языка: технология разработки и реализации» стало развитие критического мышления и профессиональных компетенций современного учителя иностранного языка [3; 4].
Программа была направлена на повышение уровня развития профессиональной компетенции учителя иностранного языка: способность организовать образовательный
процесс с использованием возможностей информационной среды «Интернет», что соответствует общетрудовой функции учителя: «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях начального общего, основного общего, среднего общего образования» и трудовым функциям профессионального стандарта: «Общепедагогическая функция. Обучение; Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования; Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования» [6].
Другими словами, педагог должен был овладеть основными принципами разработки онлайн-урока с использованием интернет-ресурсов и научиться использовать данные интернет-ресурсы для разработки онлайн-урока.
Целью стажировки являлось формирование профессиональной мотивации, развитие критического мышления, необходимого для эффективной работы, закрепление и систематизация результатов теоретического и практического обучения, приобретение умений и навыков анализировать организацию урока в условиях применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
Базой стажировки послужило МБОУ «Гимназия №44» г. Курска.
В процессе прохождения стажировки слушатели должны были решать следующие задачи:
- проведение анализа организации уроков по иностранному языку урока в условиях применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения;
- выработка рекомендаций по усовершенствованию данной работы в образовательной организации.
План прохождения стажировки включал:
- изучение деятельности организации - базы стажировки;
- решение задач, соответствующих программе повышения квалификации;
- подготовку отчета по стажировке.
В качестве отчета по проделанной работе слушателем представлялось сообщение-характеристика проведения уроков по иностранному языку в образовательном учреждении в условиях применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, содержащее (при необходимости) авторские рекомендации по изменению системы организации названного вида деятельности. В сообщении нужно было отразить модель организации обучения в данном образовательном учреждении.
Построение и реализация индивидуальной образовательной программы осуществляется поэтапно.
1. Презентация программы. Ознакомление слушателей с инвариантной и вариативной частями учебного плана. Активизация познавательной и преобразовательной деятельности обучающихся (мотивация к индивидуальной образовательной деятельности).
2. Диагностика индивидуальных образовательных потребностей, интересов, профессиональных дефицитов обучающихся в части компетенций, планируемых программой ДПП для развития (диагностический этап). По результатам этой работы слушателям предлагается составление «Карты профессионально-личностного саморазвития в процессе освоения программы.
3. Разработка индивидуальной образовательной программы и технологий ее реализации.
4. Оценка эффективности реализации индивидуальной образовательной программы обучающегося (степень сформированности компетенций; успешность профессионального роста) [8].
Разработке индивидуальной образовательной программы предшествовала подготовка каждым слушателем плана индивидуальной работы, обеспечивающего обучающемуся позицию субъекта выбора, разработки и самореализации образовательной программы при педагогической поддержке со стороны преподавателя.
Индивидуальная работа слушателей по программе строилась по следующим профессионально-личностным направлениям:
- формирование, углубление, систематизация профессиональных знаний, умений, навыков, опыта;
- профессионально-личностное саморазвитие.
При проектировании индивидуальной образовательной программы учитывались:
- профессиональный опыт обучающихся, их профессиональные потребности, интересы, запросы;
- профессиональные дефициты;
- степень освоения обучающимися учебного материала, лежащего в основе формирования и развития профессиональных компетенций;
- индивидуальный темп освоения программы;
- степень мотивации к обучению;
- уровень готовности слушателей к образовательной и самообразовательной деятельности в цифровой образовательной среде;
- индивидуальные особенности обучающихся (их темперамент, особенности эмоционально-волевой сферы, характер и др.).
В структуру персонализированной образовательной программы были включены следующие компоненты: целевой, содержательный, технологический, организационно-педагогический и результативный.
Преподаватели, реализующие программу, оказывали слушателям помощь в составлении индивидуальных образовательных (самообразовательных) планов и программ с учетом содержания базовой программы.
Разработка индивидуальной образовательной программы проводилась поэтапно.
1 этап - диагностика уровня сформированности профессиональных компетенций.
Для диагностики слушателям предлагалось пройти анкетирование, по результатам анализа которого были определены:
- уровень знаний в области организации урока иностранного языка в условиях применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения;
- уровень знаний в области цифровой образовательной среды;
- уровень сформированости умений области организации урока иностранного языка в условиях применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения;
- цели обучения слушателя;
- желание обучиться методам, способам и технологиям организации урока иностранного языка в условиях применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
2 этап - постановка индивидуальных обучающих целей и задач.
Обучающиеся знакомились с программой, ее целевым назначением, учебными
элементами, которые им предстояло освоить самостоятельно с использованием ДОТ,
видеозаписей (видеолекций), посредством стажировки, работы с учебной литературой, и выстраивали свой индивидуальный пошаговый вариант освоения каждой темы.
Исходя из результатов диагностики и выбора слушателем тем, преподаватели оказывали помощь каждому обучающемуся в определении целей и задач маршрута.
В процессе освоения программы в нее можно было вносить изменения.
3 этап - выявление модулей, разделов, дидактических единиц, которые каждый обучающийся осваивает в соответствии личностных особенностей.
Слушатели программы сами выступали в роли организатора своего дополнительного профессионального образования. Это значит, что они сами определяли для себя цель и задачи обучения, выбор содержания, определяли конечный результат и уровень освоения программы, варианты проектной деятельности и формы её представления, совместно с куратором составляли план работы, отбирали средства и способы деятельности, выстраивали систему контроля и оценки деятельности. Персонализированная программа обучения создавалась на весь период обучения.
4 этап - определение способов (методики, технологий) обучения по разработанной траектории, определение технологий, форм и методов обучения в зависимости от поставленных целей и задач.
5 этап - разработка индивидуальной образовательной программы.
Основные направления обучения зависели от выбранной траектории.
Группы формировались согласно выявленным интересам, потребностям, профессиональным дефицитам и с учетом входных знаний, необходимых для освоения программы.
По желанию слушатели могли углубить свои знания, опережая других слушателей.
6 этап - интеграция с другими специалистами.
Проанализировав результаты диагностики и опираясь на содержание учебного плана, разработчик индивидуальной программы, решал, была ли необходимость привлечь к работе с конкретным слушателем других специалистов.
7 этап - демонстрация образовательных продуктов обучающимся и коллективное их обсуждение.
Была организована работа по выявлению проблем, а также определялся способ демонстрации результатов. В нашей программе таким способом большинством слушателей была выбрана презентация портфолио достижений.
8 этап - самооценка качества освоения программы.
На этом этапе было нужно выявить индивидуальные и общие образовательные продукты деятельности, зафиксировать виды и способы деятельности слушателей. Полученные результаты были сопоставлены с целями образовательной деятельности. Каждый обучающийся оценивал свою деятельность и свой продукт, уровень своих личных изменений [7; 9; 10].
Большая роль была отведена развитию оценочной компетентности слушателя. Они должны были сами стать в позицию экспертов собственной деятельности и осмыслить процедуру экспертизы для управления своим индивидуальным образовательным маршрутом.
Таким образом, в начале обучения был проведен входной контроль, который включал анкету и задания в тестовой форме. Он позволил определить образовательные потребности слушателей и выявить их образовательные дефициты, что стало основой при разработке для слушателей индивидуальной образовательной траектории, с помощью следующих вопросов.
1. Имеете ли Вы опыт проведения онлайн-уроков по иностранному языку? (Да/нет)
2. Планируете ли вы проводить онлайн-занятия? Да/нет
3. Какой из платформ для проведения онлайн-занятий Вы уже пользовались? (выберите один или несколько ответов: Zoom, Skype, Google, Vkontakte, WhatsApp, ваш ответ).
4. На какой платформе Вы планируете проводить онлайн-занятия? (выберите один или несколько ответов: Zoom, Skype, Google, Vkontakte, WhatsApp, Ваш ответ).
5. Какими сервисами Вы уже пользовались? (выберите один или несколько ответов: Hot Potatoes, LearningApps, Classtime, Googleclass, Googlemeets, Quizlet, Kahoot, Ваш ответ) и др.
Как было отмечено выше, входное анкетирование также было направлено на выявление актуальности материала курса для удовлетворения персональных потребностей в профессиональной деятельности (см. рис.1).
Пожалуйста, оцените, насколько актуален лично для Вас каждый модуль и предлагаемые темы * учебного плана программы по 5-ти балльной шкале
5-очень актуален 4-скорее актуа... 3 - не совсем ак... 2-не актуален 1-затрудняюсь ...
Модуль 1 (инвар... О О о о о
Тема 1.1. В ходи а... О о о о о
Тема1.2. Обеспе... О о о о о
Тема 1.3. Нацио... О о о о о
Модуль II. (инва... О о о о о
Тема 2.1. Инфор... О о о о о
Тема. 2.2. Прове... О о о о о
Тема 2.3. Работа- О о о о о
Тема 2.4. Испол... О о о о о
Тема 2.5. Програ... О о о о о
Рис. 1. Анкета слушателя
Следует отметить, что в рамках входной диагностики на вопрос «Обучались ли вы ранее по подобной программе?» положительный ответ дали всего 12,4% слушателей (в анкетировании принимали участие 175 человек).
К проведению занятий на программе привлекались кандидаты и доктора наук, имеющие опыт преподавательской деятельности в вузах и системе повышения квалификации и занимающиеся научно-исследовательской деятельностью по проблеме данного курса, имеющие авторские разработки.
Реализация программы предполагала наличие:
- аудиторий, оснащенных организационно-техническими средствами и аудиовизуальным фондовым материалом (проектор, экран, компьютер, интерактивная доска, выход в интернет);
- библиотеки с информационными ресурсами на бумажных и электронных носителях;
- комплекта электронных презентаций по темам курса;
- офисной оргтехники. Технические средства обучения: программное обеспечение Microsoft Office (Excel, Power Point, Word), поисковые программы Интернета.
В рамках курса были предусмотрены лекционные и практические занятия, групповые и индивидуальные формы организации учебной работы самостоятельная
работа, промежуточная и итоговая аттестация, стажировка. Занятия строились на основе деятельностного подхода с опорой на практический опыт слушателей и включали в себя организацию дискуссий, анализ конкретных профессиональных ситуаций и т.д.
Программа носила модульный характер, включающий 3 модуля: модуль I (инвариантный). Входная диагностика. Нормативно-правовой раздел; модуль II. (инвариантный). Методы и приемы использования электронных образовательных ресурсов на занятиях по иностранному языку; модуль III (вариативный) (выбирает слушатель один курс из предложенных с учетом профессиональных запросов (интересов) или дефицитов). Слушателям предлагалось более подробно изучить цифровые инструменты и ресурсы для создания заданий в тестовой форме, а также возможности использования ИКТ при подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ по иностранному языку.
В содержание инвариантной части программы были включены вопросы нормативного регулирования использования цифровых технологий. Слушателей познакомили с ключевыми компетенциями педагога XXI века, национальными целями, стратегическими задачами, продиктованными национальным проектом «Образование», понятиями информационной культуры и информационной грамотности в контексте современного педагогического образования, сущность, структура и функции информационной культуры личности учителя иностранного языка в открытом образовательном пространстве, электронными образовательными ресурсами в обучении иностранным языкам: их разработкой и использованием.
Во втором инвариантном модуле «Методы и приемы использования электронных образовательных ресурсов на занятиях по иностранному языку» учителей знакомили с технологией проведения онлайн-уроков с использованием сервисов видеоконференций (Skype, Zoom, Google classroom и др.); работой с Microsoft Power Point для создания интерактивных презентаций, игр и тестов на основе учебного материала; использованием онлайн-сервиса LearningApps, редактора тестов Classtime; сервисами для создания заданий на развитие коммуникативной компетенции обучающихся (BBC Learning English и др.); интернет-ресурсами для обучения всем видам речевой деятельности; использованием современных онлайн-словарей; созданием, редактированием и поддержкой собственного сайта учителя.
В рамках входного анкетирования слушателям было предложено оценить значимость каждого модуля для реализации их индивидуальных потребностей в профессиональной деятельности (см. рис. 2).
Рис. 2. Анализ потребностей
Форма освоения программы являлась очно-заочной с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (с использованием СДО Moodle). Занятия проводились в онлайн-режиме на платформе Zoom, а затем записи выкладывались в курс в СДО Moodle. Кроме этого, в СДО Moodle загружались дополнительные материалы по изучаемой теме, задания для самостоятельного изучения, задания для самопроверки. Возможность проходить курс в индивидуальном режиме для каждого слушателя, созданный в WhatsApp чат группы позволили персонализировать процесс обучения и своевременно реагировать на возникающие вопросы (см. рис. 3, 4).
Рис. 3. Структура занятия
про а о a с - а о г г
Рис. 4. Фрагмент лекции
Основным оценочным средством курса выступили микротесты по изученным темам. Итоговая аттестация по курсу представляла собой тест, включающий вопросы по всем освоенным модулям (см. рис. 5).
Рис. 5. Итоговое тестирование
По окончании курса слушателям также предлагалось ответить на вопросы анкеты, целью которой было выявить их удовлетворенность содержанием и качеством программы и провести самооценку развития компетенций (см. рис. 6).
Освещение какой темы (тем) Вам понравилось больше всего?
Проведение онлайн уроков с использовании сервисов видео-конференций (Skype, Zoom, Facebook и т.д.) и облачного сервиса Google Docs; Возможности использования ресурсов bbclearningenglish; Работа с Microsoft Power Point. Создание интерактивных презентаций, игр и тестов на основе учебного материала; Подготовка обучающихся к сдаче ЕГЭ по английскому язы ку
1 ответ
Best Websites for Online Engilish Classes, Возможности использования ресурсов bbclearningenglish. Создание, редактирование и поддержка собственного сайта учителя на примере конструктора сайтов. Использование интернет ресурсов для обучения произношению и аудированию. Подготовка обучающихся к сдаче ЕГЭ по английскому языку и остальные темы!
1 ответ
Best Websites for Online English Classes,Возможности использования ресурсов bbclearningenglish,Использование интернет ресурсов для обучения произношению и аудированию,Использование веб-сервиса Google Classroom,Работа с Microsoft Power Point. Создание интерактивных презентаций, игр и тестов на основе учебного материала
Рис. 6. Итоговое анкетирование
Подводя итог сказанному, можно отметить, что проведенная до начала реализации программы диагностика профессиональных дефицитов слушателей, а в процессе реализации - постоянный контакт и общение со слушателями позволяют скорректировать содержание программы повышения квалификации, сделать ее наиболее персонифицированной, а значит более эффективной для восполнения профессиональных дефицитов и запросов.
Библиографический список
1. Двенадцать решений для нового образования. Доклад центра стратегических разработок и ВШЭ. Москва, 2018.
2. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Онлайн-урок иностранного языка: технология разработки и реализации» / сост. Сотникова С.С., Умеренков С.Ю., Климентьев Д.Д., Малыхин А.Е., Пашнева С.А., Семенова Ю.И., Коновалова О.В., Голощапова М.В., Смахтина Н.Г., Федорова Д.В., Еремина О.И. ; Курский государственный университет. - Курск, 2020. - 24 с.
3 Концепция развития единой информационной образовательной среды в Российской Федерации. 2013. - URL: http://programma.x-pdf.ru/16raznoe/54523-1-
koncepciya-razvitiya-edinoy-informacionnoy-obrazovatelnoy-sredi-rossiyskoy-federacii-vvedenie-koncepciya-razvitiya-edi.php (дата обращения 05.08.2021).
4. Методические рекомендации по разработке массовых открытых онлайн-курсов / сост. Л.К. Габышева и др. - Тюмень: ТИУ, 2017. - 24 с.
5. Персонализированная модель образования с использованием цифровой платформы / под ред. Е. И. Казаковой. Москва, 2020.
6. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г №544 н.
7. Требования и рекомендации по разработке онлайн-курсов, публикуемых на национальной платформе открытого образования // Документ подготовлен рабочей группой Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по открытому образованию. 2015.
8. Федеральный проект «Новые возможности для каждого». - URL: http:ncfu.ru (дата обращения: 11.08.2021 г.)
9. Zabelina N.A., Semenova Yu.I., Sotnikova S.S. Information culture of a teacher as a factor of the development of the city human resources // SHS Web of Conferences Volume 98 (2021). The Third Annual International Symposium "Education and City: Education and Quality of Living in the City" (Education and City 2020) Moscow, Russia, August 24-26, 2020 / S.N. Vachkova, A. Iskakova and A. Koptelov (Eds.). - URL: https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/abs/2021/09/contents/contents.html.
Semenova Yu.I., Sotnikova S.S. Developing media literacy skills of future specialists in the contemporary teacher training education // SHS Web of Conferences Volume 97 (2021). International Conference "Technological Educational Vision" (TEDUVIS 2020) Online, December 4, 2020 /A. Sergienko and N. Dauhiala (Eds.). - URL: https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/abs/2021/08/contents/contents.html.