Мир Науки
научный интернет-журнал
2017, Том 5, номер 6 ISSN 2309-4265
(499) 755 50 99 https://mir-nauki.com
Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. co m/ 2017, Том 5, номер 6 (ноябрь - декабрь) https://mir-nauki. com/vol5-6. html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/36PDMN617.pdf Статья опубликована 29.11.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:
Сырина Т.А., Сарычева Л.В. О новых организационных формах в системе повышения квалификации педагогов // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 6 https://mir-nauki.com/PDF/36PDMN617.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 372.881.111.1
Сырина Татьяна Александровна
ГОУ ВО «Московский государственный областной университет», Россия, Москва1
Старший преподаватель кафедры «Иностранных языков»
E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=758903
Сарычева Людмила Викторовна
ГОУ ВО «Московский государственный областной университет», Россия, Москва
Заведующий кафедрой «Иностранных языков» Кандидат филологических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=759039
О новых организационных формах в системе повышения квалификации педагогов
Аннотация. Данная статья рассматривает актуальный вопрос о поиске и интеграции новых организационных форм в системе повышения квалификации педагога. Определены основные проблемы реализации идеи динамического профессионализма педагога: традиционные формы обучения не отвечают требованиям модернизации учебного процесса; наличие многочисленных концепций повышения квалификации не приводит к созданию педагогики повышения квалификации; оптимизация, требования перехода на смешанную модель обучения не учитывают альтернативные способы повышения квалификации. Исследованы условия и формы прохождения курсов повышения квалификации педагогами, изучены нормативно-правовые документы, описывающие порядок и длительность повышения квалификации. В соответствии с Болонским соглашением, подписанным Россией в 2003 году, Берлинским и Ереванским коммюнике можно утверждать, что требуется создание условий для перманентного повышения квалификации учителя. Предложены способы альтернативного самосовершенствования педагогов: участие в работе профессиональных ассоциаций и обучение в форме массовых открытых онлайн курсов, например, программа повышения квалификации 12 модулей, разработанная Британским советом. Описан опыт кафедры иностранных языков Московского государственного областного университета в рамках дополнительного профессионального образования и ход работы над реализацией концепции комплексного повышения квалификации учителей Московской области.
Ключевые слова: повышение квалификации; педагог; массовые открытые онлайн курсы; концепция; профессиональные объединения; цифровизация; организационные формы
1 105005, Россия, Москва, ул. Радио, д. 10 А
Мир Науки
2017, Том 5, номер 6 (499) 755 50 99
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. com
Современное образование находится в процессе модернизации, внедрения инноваций и стремительного развития информационных технологий, которые кардинальным образом изменяют не только содержание, но главным образом формы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
Стратегической целью российского образования является «воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, основанных на идеалах демократии и правового государства в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками». Роль педагога в реализации этой задачи занимает ведущее положение, что нашло отражение в ключевых нормативно-правовых документах: Законе об образовании РФ, Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 г., раздел Ш «Образование», Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 года, национальной образовательной инициативе «Наша школа», а также требованиями ФГОС и новому «Профессиональному стандарту «Педагог». В частности, в Законе об образовании говорится, что «педагогические работники обязаны выполнять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, систематически повышать свой профессиональный уровень»2.
В современной педагогике и психологии разработана концепция профессионального развития педагога (Л. М. Митина, Т. В. Кудрявцев, А. Т. Ростунов, Э. Ф. Зеер и др.), согласно которой профессиональное развитие педагога трактуется как «рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, но главное - активное качественное преобразование своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности» [8].
По мнению А. Д. Тасмухановой, "одним из фундаментальных условий профессионального развития педагога является переход на более высокий уровень профессионального самосознания,, [11, с. 89], что представляется возможным осуществить только при условии постоянного обновления знаний.
Повышение квалификации педагога играет в данном случае стратегическую роль; основной задачей курсов повышения квалификации является не простое обновление теоретического и практического багажа знаний, а полное переосмысление понятия современный урок, как обучать школьников нового поколения, какие эффективные инновационные технологии необходимо интегрировать в учебный процесс.
Можем констатировать, что в современной системе дополнительного профессионального образования сложился ряд противоречий между:
• требованиями модернизации учебного процесса и традиционными формами обучения;
• бытованием многочисленных концепций повышения квалификации и отсутствием педагогики повышения квалификации;
• оптимизацией, требованием перехода на смешанную модель обучения и неразработанностью альтернативных способов повышения квалификации.
Анализ проблемы системы ДПО необходимо начать с концептуальных положений. Основные векторы развития образования, указанные в Болонской конвенции, были озвучены
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации".
2017, Том 5, номер 6 (499) 755 50 99
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. com
еще в 1975 году на Международной конференции по образованию, где обозначилась траектория системы ДПО - реализация требования обучения напротяжении всей жизни (lifelong learning). Спустя годы, концепция была доработана и подписана странами-участницами, в 2003 году Россией. Схожие идеи описаны и в другом документе - Ереванском коммюнике, где была подчеркнута необходимость предоставления возможностей развития преподавательских компетенций. Несмотря на очевидную потребность современного общества в квалифицированных специалистах, единые рекомендации по содержанию программ повышения квалификации, описывающих особенности предметных курсов, отсутствуют.
В 2003 году на Берлинской конференции министров высшего образования было подписано Берлинское коммюнике, согласно которому «гармонизация архитектуры образования» должна найти отражение в рамочной системе квалификаций. В 2010 году Великобритания представила собственный вариант рамочной системы - Рамка кредитов и квалификаций пришла на смену Национальной квалификационной рамке [2]. В отечественной системе образования, согласно Профессиональному стандарту, заложена следующая градация: учитель, старший учитель и ведущий учитель. Согласно должности распределяются трудовые функции, начиная с базового уровня квалификации учителя, затем старший учитель, владеющий передовыми педагогическими практиками, и ведущий учитель, координирующий коллектив учителей.
Единственный вопрос в области повышения квалификации, не вызывающий сомнений, связан с продолжительностью курсов. В 2013 году в России установлен порядок, согласно которому специалисты всех областей, в том числе и в области образования, обязаны проходить обучение на курсах повышения квалификации сроком не менее 16 часов. Однако, ФГОС начального общего образования подразумевает прохождение учителями повышения квалификации в объеме не менее 72 часов. Педагог, работающий в системе основного общего и среднего общего образования, должен освоить программы повышения квалификации в количестве 108 часов.
Загруженность педагогов напрямую влияет на востребованность традиционных программ повышения квалификации. На базе Московского государственного областного университета кафедра иностранных языков уже более 13 лет проводит курсы повышения квалификации учителей иностранного языка Московской области. В 2016-2017 учебном году было проведено анкетирование, по результатам которого 88 % респондентов полагают, что обучение должно быть смешанным, то есть сочетать как традиционное очное обучение, так и дистанционные сессии, а 12 % учителей выразили желание обучаться на курсах только в дистанционном режиме.
Очевидно, что назрела проблема поиска и интеграции новых форм в систему повышения квалификации. Одним из решений может стать участие педагогов в работе профессиональных сообществ - ассоциаций, союзов, объединений. Московский государственный областной университет является инициатором создания ассоциаций для педагогов Московской области. В 2017 году насчитывается одиннадцать профессиональных объединений, из которых два - РОО «Ассоциация преподавателей немецкого языка Московской области» и Ассоциация учителей английского языка Московской области. По словам Л. Н. Антоновой, цель деятельности ассоциаций заключается в «создании дискуссионной площадки для анализа текущего состояния образования и определения тактических и стратегических задач, решение которых необходимо для повышения качества образования» [1, c. 2]. Научно-методические и научно-практические конференции, педагогиче^те марафоны, мастерские, конкурсы и фестивали позволяют делиться педагогическим опытом, демонстрировать эффективные методические разработки, обсуждать проблемы содержания обучения иностранным языка и лингводидактики.
Мир Науки
2017, Том 5, номер 6 (499) 755 50 99
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. com
Участие в международных мероприятиях и встречи с зарубежными коллегами мотивируют к креативной педагогической деятельности. Примером подобных мероприятий может служить E-Merging Forum, который с 2010 по 2015 гг. проводился в Москве Британским советом и состоял из пленарных докладов ведущих британских и американских методистов, российских учёных и серии мастер-классов.
В последнее время популярность приобрели массовые открытые онлайн курсы (МООК), ставшие современным образовательным трендом. Свободный доступ, дистанционный (онлайн) формат, интерактивный контент позволяют усовершенствовать свои знания во многих областях. Все курсы размещены на платформах Coursera, FutureLearn и EdX. Преподавателям иностранных языков адресованы несколько курсов, например, программа из 12 модулей, разработанная Британским советом и частично представленная в формате МООК - Teaching for Success: Practices for English Language Teaching (Planning lessons and courses; Understanding learners; Managing the lesson; Knowing the subject; Managing resources; Assessing learning; Integrating ICT; Taking responsibility for professional development; Using inclusive practices; Using multilingual approaches; Promoting 21st-century skills; Understanding educational policies and practice). В среднем, каждый модуль занимает 4 недели и предполагает 2 часа занятий в неделю. Данный курс не является self-paced, то есть существуют определенные даты его прохождения. Дистанционный формат и свободный доступ к качественным материалам привлекает огромное количество слушателей, однако, заканчивают обучение немногие. Задача участника курса состоит в ознакомлении с материалами, как правило, просмотр видео, ответы на вопросы по содержанию, активное участие в обсуждениях на форуме. Некоторые курсы предлагают выполнение письменных заданий, которые подвергаются взаимопроверке (peer-correction) и обсуждению.
Необходимо отметить, что интеграция МООК в программу повышения квалификации сложна, а порой невозможна в силу существенных различий отечественных образовательных стандартов и концепции западных программ. Впрочем, некоторый позитивный опыт британских коллег был перенесён в Россию. Английские образовательные организации повышения квалификации осуществляют деятельность в рамках концепции партнёрства [4], основной чертой которой является нацеленность на приобретение практических навыков. Примером может служить модуль, посвященный формированию ИКТ-компетенции -важнейшей составляющей профессиональной компетенции современного педагога [9, c. 8]. Широкое применение нашла технология loop input, разработанная британским методистом Тессой Вудуорт, которая подразумевает использование той же формы обучения, которая рассматривается на курсе. Например, обучая созданию дидактической разработки на образовательной платформе Wikispaces, логично представить теоретическую информацию о преимуществах и принципах работы с платформой в формате вики-страницы. Другой пример связан с созданием веб-квеста на ресурсе Zunal: представьте методику создания веб-квеста в виде такого поискового задания. Выполнение задания позволит самостоятельно поработать с ресурсом, оценить его дидактические возможности, предупредить возможные сложности.
Несмотря на возможности профессионального самосовершенствования с помощью участия в работе ассоциации или обучения на курсах МООК, система дополнительного профессионального образования остается преимущественно традиционной. Постепенная информатизация и цифровизация образования переводят трансляцию материалов в режим онлайн, институты повышении квалификации создают образовательные электронные среды и оболочки. В Московском государственном областном университете используется ЭОС -электронная образовательная среда, которая предоставляет слушателям доступ к вебинарам, дидактическим и контрольно-измерительным материалам. В настоящий момент разработана концепция создания единого цифрового пространства для педагогов Московской области, на
Мир Науки
Мир Науки
научный интернат-журнал
2017, Том 5, номер 6 ISSN 2309-4265
(499) 755 50 99 https://mir-nauki.com
базе которого будут организованы открытые образовательные площадки, сетевые профессиональные сообщества, будут доступны вебинары и образовательные лектории.
Современная система образования формирует новый тип личности педагога, обладающей высоким уровнем компетентности и профессиональной культуры, отличающейся таким качеством как динамический профессионализм, который подразумевает владение социально-профессиональными функциями широкого спектра. Подобный общественный запрос ведет к переосмыслению качества подготовки специалистов, ведется постоянный поиск возможных организационных форм, путей оптимизации и совершенствования подготовки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонова Л. Н. Общественные организации и управляющие советы школ в образовании Подмосковья // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2013. №4. С. 1-9.
2. Васильева Ю. Ю., Игнатович Е. В. Система непрерывного многоуровневого профессионального образования Великобритании: современные модели // Непрерывное образование: XXI век. 2015. №1 (9). С. 37-60.
3. Жидкова И. Е. Непрерывное образование учителей: российская и европейская модели // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2016. №1 (26). С. 101-107.
4. Зубкова Н. К. Развитие и совершенствование системы повышения квалификации педагогов в России // Вестник ТГПУ 2013. №9 (137). С. 18-25.
5. Ильясов Д. Ф. Организация обучения педагогов в учреждении повышения квалификации кадров // Вестник ТГПУ 2010. №2. С. 30-35.
6. Козырева О. А. Условия профессиональной компетенции педагога в процессе повышения квалификации: дис. ... канд. пед. наук / О. А. Козырева. - Томск, 2004. 216 с.
7. Медник Е. А. Профессиональные сообщества и их роль в повышении квалификации // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №2(18). С. 80-84.
8. Митина Л. М. Профессиональное развитие и здоровье педагога: проблемы и пути решения // Вестник образования России. 2005. №7. С. 48-58.
9. Сарычева Л. В., Сен Н. И., Сырина Т. А. Соответствие информационных коммуникационных технологий компетентности преподавателей высшей школы требованиям профессионального стандарта // Интернетжурнал «Мир науки» 2017, Том 5, №3 http://mir-nauki.com/PDF/57PDMN317.pdf.
10. Ситдикова Г. Р. Особенности системы повышения квалификации преподавателей иностранных языков в России и за рубежом // Вестник БГУ. 2016. №1 (27). С.373-378.
11. Тасмуханова А. Д. К вопросу о профессиональном развитии педагога в системе повышения квалификации // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2009. №1. С. 87-91.
(499) 755 50 99 https://mir-nauki.com
Syrina Tatiana Alexandrovna
Moscow region state university, Russia, Moscow E-mail: [email protected]
Sarycheva Liudmila Victorovna
Moscow region state university, Russia, Moscow E-mail: [email protected]
On new organizational forms in teacher professional development system
Abstract. The article considers topical issues of search and integration of new organizational forms into teacher development system. The main problems of realization of the idea of teaches's dynamic professionalism are defined: traditional organizational forms do not suit the process of modernization of the system of education; the existence of numerous concepts of professional development does not lead to the creation of pedagogics of professional development; optimization, requirements of blended learning do not consider alternative ways of professional development. The Conditions and forms of passing teacher training courses have been investigated, the standard and legal documents describing an order and duration of professional development courses have been studied. According to the Bologna agreement, which was signed by Russia in 2003, the Berlin and Yerevan communiques, it is possible to claim that the creation of proper conditions for permanent professional development of the teacher is required. The authors present ways of alternative self-improvement for teachers: participation in the work of professional associations and training in the form of mass open online courses. As an example, the program of professional development consisting of 12 modules developed by the British Council is considered. The experience of the department of foreign languages of the Moscow Region State University within additional professional education and the course of work on implementation of the concept of complex professional development of teachers of the Moscow region is described.
Keywords: teacher professional development; teacher; massive open online courses; concept; professional associations; digitization; organizational forms
Мир Науки 2017, Том 5, номер 6
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265