Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы слушателей курсов профессиональной переподготовки учителей'

Организация самостоятельной работы слушателей курсов профессиональной переподготовки учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / INDEPENDENT WORK ORGANIZATIONS / КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ADVANCED STUDIES COURSES / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / E-LEARNING / СЕТЕВЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПЛОЩАДКИ / NETWORK PROFESSIONAL PEDAGOGICAL PLACES / ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / CLOUD TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попов Алексей Сергеевич, Сапуглецева Татьяна Николаевна

В статье представлено описание программы заочной формы обучения на факультете повышения квалификации и переподготовки дипломированных специалистов Орского гуманитарно-технологического института (филиала) Оренбургского государственного университета. Программа предназначена для профессиональной переподготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, бакалавров, в т. ч. не имеющих педагогического образования. Программа построена с учетом рекомендаций Министерства образования РФ «О минимуме содержания программ курсов повышения квалификации педагогических работников образовательных учреждений», в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. №499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» и требованиями профессионального стандарта педагогического образования (направление подготовки 050100.62 «Педагогическое образование»). В статье так же рассмотрены некоторые возможные приемы и способы организации самостоятельной работы слушателей курса профессиональной переподготовки учителей информатики, которые были успешно апробированы в ходе реализации программы. Программа способствует развитию у учителя мотивов повышения психолого-педагогической компетентности, профессиональных мастерства и культуры, обновлению теоретических и практических знаний специалистов системы образования в соответствии с современными требованиями к уровню квалификации и необходимостью освоения инновационных методов решения профессиональных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попов Алексей Сергеевич, Сапуглецева Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of independent work of listeners of the professional retraining courses for teachers

The article describes a correspondence course program at the Faculty of Advanced Training and Retraining of Certified Specialists of the Orsk Humanitarian and Technological Institute (branch) of the Orenburg State University. The program is intended for professional retraining of specialists with tertiary education and bachelors, including those who do not have a pedagogical education. The program is built taking into account the recommendations of the Ministry of Education of the Russian Federation "On the minimum content of programs for qualification upgrading courses for teachers of educational institutions" in accordance with the Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of July 1, 2013 No. 499 "On Approval of the Procedure for Organization and Implementation of the Educational Activities by the Additional Professional Programs" and the requirements of the professional standard of pedagogical education (preparation direction 050100.62 "Pedagogical education"). The article also discusses some possible techniques for organizing the independent work of the listeners in the course of professional retraining of computer science teachers, who were successfully tested during the implementation of program. The program promotes the teacher's development of motivation for enhancing psychological and pedagogical competence, professional skill and culture as well as updating the theoretical and practical knowledge of the education system specialists in accordance with the modern requirements to the skill level and need to master innovative methods of solving professional problems.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы слушателей курсов профессиональной переподготовки учителей»

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki.com/ 2017, Том 5, №2 (март - апрель) http://mir-nauki.com/vol5-2.html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/45PDMN217.pdf Статья опубликована 17.05.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:

Попов А.С., Сапуглецева Т.Н. Организация самостоятельной работы слушателей курсов профессиональной переподготовки учителей // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, №2 http://mir-nauki.com/PDF/45PDMN217.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 378.046.4

Попов Алексей Сергеевич

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет» Орский гуманитарно-технологический институт (филиал), Россия, Орск Доцент кафедры «Математики, информатики и физики» Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]

Сапуглецева Татьяна Николаевна

НОЧУ ВО «Московский финансово -промышленный университет «Синергия», Россия, Москва

Старший преподаватель кафедры «Электронного обучения»

E-mail: [email protected]

Организация самостоятельной работы слушателей курсов профессиональной переподготовки учителей

Аннотация. В статье представлено описание программы заочной формы обучения на факультете повышения квалификации и переподготовки дипломированных специалистов Орского гуманитарно-технологического института (филиала) Оренбургского государственного университета. Программа предназначена для профессиональной переподготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, бакалавров, в т. ч. не имеющих педагогического образования. Программа построена с учетом рекомендаций Министерства образования РФ «О минимуме содержания программ курсов повышения квалификации педагогических работников образовательных учреждений», в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. №499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» и требованиями профессионального стандарта педагогического образования (направление подготовки 050100.62 «Педагогическое образование»). В статье так же рассмотрены некоторые возможные приемы и способы организации самостоятельной работы слушателей курса профессиональной переподготовки учителей информатики, которые были успешно апробированы в ходе реализации программы. Программа способствует развитию у учителя мотивов повышения психолого-педагогической компетентности, профессиональных мастерства и культуры, обновлению теоретических и практических знаний специалистов системы образования в соответствии с современными требованиями к уровню квалификации и необходимостью освоения инновационных методов решения профессиональных задач.

Ключевые слова: организации самостоятельной работы; курсы повышения квалификации; электронное обучение; сетевые профессиональные педагогические площадки; облачные технологии

2017, Том 5, №2 (499) 755 50 99

научный интернет-журнал ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.eom

Образовательные услуги сегодня представляют собой огромный перечень разнообразных программ, отвечающих запросам современного общества. На практике работодатели требуют наличия образования, профильного занимаемой должности. Выбор для человека (первое высшее образование - реальность сегодняшнего дня - это уже минимальный необходимый уровень) будет определяться финансовыми и временными резервами. На текущий момент это может быть МВА, второе высшее образование или профессиональная переподготовка.

Анализ возможных направлений для реализации на рынке образовательных услуг нашего региона в рамках выполнения Федеральной целевой программы развития образования 2016-2020 1 (начатого ранее, определенного Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы2 ) позволил воплотить оптимальный вариант в рамках педагогического направления согласно имеющейся статистике: профессиональную переподготовку учителей информатики.

Согласно N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»3 профессиональная переподготовка направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новых навыков, новой квалификации (ч. 5 ст. 76). К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются: 1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; 2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование. (ч. 3 ст. 76). Продолжительность таких программ не менее 500 академических часов.

Была разработана и реализована программа заочной формы обучения на факультете повышения квалификации и переподготовки дипломированных специалистов Орского гуманитарно-технологического института (филиала) Оренбургского государственного университета, рассчитанная на 510 часов аудиторной работы4. Объем самостоятельной подготовки слушателей рассчитан на такое же количество часов. Нагрузка распределена на 4 семестра. Построение учебного материала согласно программе, было разбито на модули, приведенные в таблице 1 [ 1].

Таблица 1

Программа заочного обучения курсов повышения квалификации

Наименование блока логических модулей Модули

1 2 3

1 блок Теоретические основы курса информатики и ИКТ Теоретические основы информатики

Программирование

Программное обеспечение и архитектура компьютера

Информационные системы, компьютерные сети, Интернет

1 О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 № 497 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 180188/ (дата обращения: 28.03.2017).

2 О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 № 61 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/55170694/ (дата обращения: 28.03.2017).

3 Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-Ф3 [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/ (дата обращения: 28.03.2017).

4 Дополнительная профессиональная образовательная программа профессиональной переподготовки «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование / сост. Г.В. Зыкова. - Орск: Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ, 2013. 358 с.

Мир Науки

Мир Науки

Наименование блока логических модулей Модули

1 2 3

2 блок Практико-ориентированные основы курса информатики и ИКТ Информационные технологии

Объектно -Программаориентированное программирование

Визуальное программирование

Практикум по решению задач на ЭВМ

3 блок Методические основы курса информатики и ИКТ Методика обучения информатике в начальной школе

Методика обучения информатике основной школе

Теория и методика дифференцированного и профильного обучения информатике в школе

Составлено авторами

Р.А. Низамов понимает самостоятельную работу как «разнообразные виды индивидуальной, групповой познавательной деятельности студентов», причем эта деятельность осуществляется как на аудиторных занятиях, так и во внеаудиторное время [4, С. 163].

В силу этого разработка учебного плана предполагает тщательное планирование всех форм самостоятельной работы: и той, которая будет организована преподавателем в аудитории, и той, которую студент будет выполнять без непосредственного контроля преподавателя по своему усмотрению (подготовка к лекциям, лабораторным и практическим занятиям, зачетам, коллоквиумам и т.п.) [7].

Важно пошагово проработать самостоятельную работу слушателя для получения прогнозируемого результата освоения. Рассмотрим вариант реализации планирования самостоятельной работы слушателей в рамках одной части «Теоретических основ курса информатики и ИКТ» - модуля «Программирования».

Согласно тематическому планированию (см. таблица 2) 5 модуля программы профессиональной переподготовки имеем.

Таблица 2

Тематическое планирование блока «Программирование»

№ темы Наименование темы Количество часов

Всего Аудиторная работа Внеауд. работа СР

Л ПЗ ЛР

1 2 3 4 5 6 7

1 Структурированные типы данных 12 2 4 6

2 Использование подпрограмм 20 2 8 10

3 Стандартные процедуры и функции 20 2 8 10

4 Работа с файлами 16 2 6 8

5 Элементы объектно-ориентированного программирования 40 6 14 20

6 Решение задач 36 18 18

Итого: 144 14 58 72

Составлено авторами

5 Дополнительная профессиональная образовательная программа профессиональной переподготовки «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование / сост. Г.В. Зыкова. - Орск: Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ, 2013. С. 114.

В рамках 6 темы «Решение задач» модуля «Программирование» предусмотрено 36 часов работы, 18 из которых отведено на самостоятельную подготовку. Согласно А.М. Лушникову самостоятельную работу следует рассматривать как способ подготовки будущего специалиста к научным исследованиям, к поиску творческого решения задач учебно-воспитательного процесса и, безусловно, к профессиональному становлению. [3, С. 8] Определив это положение в качестве доминирующей идеи в планировании самостоятельной работы слушателей курса, разработан кейс, основная цель которого - собрать воедино все сформированные компетенции и подвести под них методическую основу как залог успешного применения на практике слушателем в будущем в процессе профессиональной деятельности. Кейс включает 5 пунктов.

1. Теоретическо-методический.

В рамках этого модуля рассматриваются вопросы программирования не столько в его теоретических аспектах, сколько в методических, ведь ключевая задача - не столько научить слушателей программировать, сколько подготовить их обучать программированию. Примерное опробованное разбиение.

Что такое программирование?

Практика овладения программированием.

Когда программа становится «рабочей»?

Как работать эффективно и энергономно в процессе создания программы?

Структура программы. Оптимизация и видоизменение.

Тестирование и отладка программы.

Эффективная программа: какая она?

Какие задания могут научить?

Как научить программировать?

Как обеспечить в контенте «обратную связь» с обучаемым?

Лекториум или практикум при обучении программированию.

2. Рабочая тетрадь с заданиями

Задание 1. Предложите свою версию обоснования актуальности и необходимости изучения курса программирования в школе.

Задание 2. Составьте краткую аннотацию процесса создания программы максимально простым языком.

Задание 3. Составьте ученику тестовые задания различных типов (на каждый тип достаточно 1 задания) по программированию:

а) с множественным выбором (несколько правильных ответов);

б) с выбором 1 варианта ответа;

в) незаконченные предложения;

г) на соответствие;

д) на утверждение (ответ предполагается да/нет).

Можно предложить также свои типы вопросов.

2017, Том 5, №2 (499) 755 50 99

научный интернет-журнал ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki. com

3. Презентации коллег, составленные в рамках самостоятельной работы по теме 5 «Элементы объектно-ориентированного программирования». В рамках этого блока предполагается написание резюме на одну из презентаций.

4. Учебник/электронный ресурс - раздел учебника информатики, рекомендованный для бакалавриата, по теме «Программирование», раздел любого школьного учебника по информатике, рекомендованного Минобрнауки РФ.

5. Список литературы и полезные ссылки.

Не менее важным аспектом, по сравнению с контентом, является и выбор способов организации протоколирования и представления всех результатов самостоятельной работы. Еще А.В. Хуторской утверждал, что «при помощи реальных объектов и информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее» [6]. В силу чего, отвечая реалиям текущего момента, основным условием планирования организации самостоятельной работы слушателей стало максимально возможное привлечение актуальных технологий, например, полная база всех наработок студента сохраняется с использованием облачных технологий, а ресурсы, предоставляемые преподавателями для каждой конкретной темы, сформированы в виде кейсов и открыты для доступа слушателям в облаке (использовались Dropbox, Google Drive, Яндекс.Диск).

Федеральной целевой программой развития образования на 2016-2020 годы предусмотрена реализация мероприятий, направленных на распространение инновационного опыта путем активного создания, использования и поддержки сетевых методических объединений6.

В рамках организации самостоятельной работы слушателей особое внимание было уделено активному использованию сетевых профессиональных педагогических площадок: Открытый класс ^penclass^), Образовательная галактика Intel (edugalaxy.intel.ru) и т.д.

Активная работа в профессиональных педагогических сетевых сообществах позволяет обеспечить непрерывность качественного профессионального развития работников образования в силу получения ими как неформального, так и формального образования [2].

Аналогичным образом были реализованы и другие модули учебных блоков разработанной программы.

Самостоятельная работа блока методических основ курса информатики и ИКТ предполагала прохождение каждым слушателем минимум 2-х тематических тренингов (с получением соответствующего сертификата) из серии «Элементы» (Intel® Teach Elements) на Образовательной галактике Intel. Это серия курсов, предназначенных для профессионального развития учителей, которые помогают познакомиться с образовательными концепциями XXI века: обучение по методу проектов, формирующее оценивание, совместная работа с использованием средств Web 2.0. Тематика курсов: «Метод проектов», «Методы оценивания в классе XXI века», «Методы сотрудничества в классе XXI века», «Модель «1 ученик - 1 компьютер»: мотивация учащихся», «Критическое мышление при работе с данными». Каждый курс рассчитан на работу в объеме от 10 до 16 часов.

Следующим шагом в реализации самостоятельной подготовки стало участие в дистанционном практико-ориентированном семинаре «Развитие информационно-

6 О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 № 497 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 180188/ (дата обращения: 28.03.2017).

Мир Науки

образовательной среды, отвечающей требованиям ФГОС»7, посещение одного или нескольких мастер-классов, например, «Сетевые образовательные сообщества как средство профессионального развития», «Web-страна безопасности» и одного или нескольких вебинаров, например, «Использование электронных учебников в контексте ФГОС», «Создание курсов и тестов в бесплатной программе Free e-learning Suite».

Таким образом, мы рассмотрели некоторые возможные приемы и способы организации самостоятельной работы слушателей курса профессиональной переподготовки учителей информатики, которые были успешно апробированы в ходе реализации программы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зыкова Г.В. Подготовка учителя информатики в системе дополнительного образования // Сборники конференций НИЦ Социосфера Выпуск № 50 / 2013 С. 54-55.

2. Котлярова А.Е. Сетевые педагогические сообщества как платформа неформального образования педагогов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров №3 (24) / 2015, с. 72-76.

3. Лушников А.М. История педагогики.: Учебное пособие для учащихся педагогических высших учебных заведений. 2-е изд., перераб., доп. -Екатеринбург, 1994. - 35 с.

4. Педагогика высшей школы: учебно-методическое пособие / Ред. Н.М. Пейсахов. - Казань: Издательство Казанского университета, 1985. - 192 с.

5. Расписание мероприятий конференции «Интернет-каникулы на Галактике. Весна 2014». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://edugalaxy.intel.ru/conf/march2014holidays/capplication/list?filter_datefrom= (дата обращения: 28.03.2017).

6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm (дата обращения: 28.03.2017).

7. Щербакова Е.В. Особенности организации самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). -Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 139-141.

7 Расписание мероприятий конференции «Интернет-каникулы на Галактике. Весна 2014». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://edugalaxy.intel.ru/conf/march2014holidays/capplication/list?fllter datefrom= (дата обращения: 28.03.2017).

Popov Aleksey Sergeevich

Orenburg state university Orsk Humanitarian-Technological Institute (branch), Russia, Orsk

E-mail: [email protected]

Sapugleceva Tatyana Nikolaevna

Synergy university, Russia, Moscow E-mail: [email protected]

Organization of independent work of listeners of the professional retraining courses for teachers

Abstract. The article describes a correspondence course program at the Faculty of Advanced Training and Retraining of Certified Specialists of the Orsk Humanitarian and Technological Institute (branch) of the Orenburg State University. The program is intended for professional retraining of specialists with tertiary education and bachelors, including those who do not have a pedagogical education. The program is built taking into account the recommendations of the Ministry of Education of the Russian Federation "On the minimum content of programs for qualification upgrading courses for teachers of educational institutions" in accordance with the Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of July 1, 2013 No. 499 "On Approval of the Procedure for Organization and Implementation of the Educational Activities by the Additional Professional Programs" and the requirements of the professional standard of pedagogical education (preparation direction 050100.62 "Pedagogical education"). The article also discusses some possible techniques for organizing the independent work of the listeners in the course of professional retraining of computer science teachers, who were successfully tested during the implementation of program. The program promotes the teacher's development of motivation for enhancing psychological and pedagogical competence, professional skill and culture as well as updating the theoretical and practical knowledge of the education system specialists in accordance with the modern requirements to the skill level and need to master innovative methods of solving professional problems.

Keywords: independent work organizations; advanced studies courses; e-learning; network professional pedagogical places; cloud technologies

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.