(499) 755 50 99 http://mir-nauki .com
Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2017, Том 5, номер 4 (июль - август) http://mir-nauki.com/vol5-4.html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/31PDMN417.pdf Статья опубликована 16.08.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:
Ярычев Н.У., Нагоева М.А. Совершенствование методов образования в высших учебных заведениях // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 4 http://mir-nauki.com/PDF/31PDMN417.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 378.1
Ярычев Насруди Увайсович
ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», Россия, Грозный Юридический факультет, кафедра «Теории и истории социальной работы»
Заведующий кафедрой
Доктор педагогических наук, кандидат философских наук, профессор
E-mail: [email protected]
Нагоева Марина Ауесовна
ФГКОУ ВО «Краснодарский университет МВД России» Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал), Россия, Нальчик1
Старший преподаватель кафедры Кандидат юридических наук E-mail: [email protected]
Совершенствование методов образования в высших учебных заведениях
Аннотация. В статье анализируются основные подходы к совершенствованию учебного процесса и подготовке квалифицированных специалистов. Указано о необходимости научить слушателя к психологической совместимости членов коллектива самостоятельно пополнять свои знания, воспитать потребность к постоянному самосовершенствованию, потребности учиться всю жизнь. Основное содержание исследования составляет анализ методики преподавания, интенсификации учебного процесса, активному внедрению новых прогрессивных методов теоретического и практического обучения, профилизации и специализации, органического соединения учебного процесса с научными исследованиями, активизации обучения на основе повышения уровня самостоятельной работы слушателей.
Авторами затрагиваются вопросы качества образования, как комплекса характеристик компетенций и профессионального сознания, отражающих способность специалиста осуществлять профессиональную деятельность. Качественное образование должно обеспечивать соответствие цели и результата обучения, высокий уровень знаний, умений, навыков и сформированных компетенций. Подготовка специалистов требует улучшения организации учебно-воспитательного процесса, учебных планов и программ, повышения уровня научно-педагогической квалификации преподавательского состава, совершенствования методики теоретического и практического обучения слушателей.
Ключевые слова: слушатель; педагогика; обучение; образование; преподаватель; воспитание; учебный процесс
1 360016, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Мальбахова 123
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki .com
Высшая школа на сегодняшний день приноравливается к запросам жизни, потребностям производства, науки и культуры. Она отслеживает характер изменений, совершающихся в жизни, не столько основывая новый стиль мышления, сколько отражая имеющийся.
Когда темпы воспитания общества невысоки, система образования беспристрастно отражает постоянные связи и отношения, присущие самому процессу воспроизводства жизни общества. Процессы получения последнего и его введения в практику растворены между собой во времени. Дидактическая модель эволюционирует очень неторопливо, постепенно включая отдельные поправляющие элементы, благодаря которым как бы учитываются изменения, происходящие в жизни. Эта эволюция обличает себя в последовательном и постепенном обновлении содержания обучения, в росте перечня осваиваемых дисциплин, в усложнении самой организационной модели обучения. В этих условиях полученные концепции образовательной деятельности в какой-то мере выходят за рамки предмета исследования. Они приобретаются в качестве несомненных граничных условий функционирования института образования.
Но вот времена видоизменяются - темпы развития общества резко усиливаются. Возникает радикальная переоценка сформировавшейся общественной практики: ключевым изменением подвергается система распределения труда, поправки вносятся в механизмы воспроизводства жизни общества, быстрота развития сопровождается осложнениями, вызванными неритмичностью процессов, проходящих в разных областях общественной практики, меняется система требований, предъявляемых к специалисту и к системе образования в целом [1].
Совершенствование методов преподавания затрагивает все формы организации учебного процесса, которые призваны оказывать слушателям помощь в самостоятельной работе над учебной дисциплиной, помогать разобраться в наиболее сложных положениях изучаемого курса.
Одной из важных форм обучения в высших учебных заведениях является семинар. Особенности методики проведения существенно отличают его от других видов занятий. Формы семинара весьма разнообразны. Наиболее распространены семинар как развернутая беседа и семинар, проводимый в виде докладов. Отдельные вопросы, касающиеся проведения таких занятий, мы и рассмотрим.
Некоторые педагоги высшей школы полагают, что перед вступительным словом полезно узнать, все ли присутствующие готовы к семинару. Это представляется излишним [3]. Слушатели обязаны подготовиться к занятию. Если же кто-либо не готов, то должен сам заявить об этом преподавателю в группе. Практика показывает, что принимать заявления студентов о неподготовленности следует не в коридоре или на кафедре, а непосредственно в аудитории в присутствии всех слушателей. Это имеет немаловажное воспитательное значение.
Есть мнение, что вначале полезно спросить студентов, не имеют ли они вопросов к преподавателю. На наш взгляд, от такого методического приема вреда больше, чем пользы, так как он вносит в семинар элементы консультации. Мало того, ответы преподавателя могут отрицательно повлиять на ход последующего обсуждения вынесенных на семинар вопросов. И даже если преподаватель методически правильно будет реагировать на обращенные к нему вопросы, все равно это займет время, которое можно использовать более эффективно [7].
Координация усилий преподавателей по профессиональной подготовке может развертываться в плане:
• совершенствования проведения практических занятий на основе новейших достижений науки;
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki .com
• технизации учебного процесса;
• создания системы воспитательных воздействий, направленных на профессиональную подготовку.
На сегодняшний день преподаватели мало внимания уделяют проведению консультаций.
В традиционно сложившейся, общепринятой практике консультации делятся на групповые и индивидуальные. По своему содержанию групповые консультации бывают вводными, тематическими и предэкзаменационными [4]. Вводные обычно проводятся для всей учебной группы. На этих консультациях преподаватели ставят перед собой задачи: познакомить слушателей со справочной литературой, учебными пособиями, рассказать о наиболее целесообразных приемах конспектирования первоисточников, о требованиях, предъявляемых на семинарах, о возможных формах семинарских занятий, методах самостоятельной работы и т. п.
Тематические консультации проводятся по определенным, заранее объявленным темам курса. Отдельные семинарские занятия требуют изучения не одного, а нескольких произведений. В этих случаях особенно важны групповые тематические консультации, на которых даются сведения о структуре семинарской темы, советы по способам организации работы над изучением литературы. Здесь преподаватель также обращает внимание слушателей на возможные трудности, подчеркивает практическое значение данной темы. Одновременно можно выяснить у присутствующих, какие вопросы интересуют их в рассматриваемых темах. Тематические консультации дают возможность обратить внимание и на новые материалы, которые появились в печати по той или иной проблеме. Очень важно показать значение изучаемого материала для понимания современной жизни, практики профилактики и борьбы с преступностью.
Дискуссионная форма проведения семинарского занятия требует особой подготовки слушателей (соблюдения принципиальности спора, чувства ответственности за свое выступление, тактичности и др.). Эту задачу может выполнить групповая консультация.
Групповые консультации являются одной из основных форм подготовки к экзамену и зачету. Эти консультации проводятся как итоговые. В процессе подготовки к экзаменам или зачетам слушатели сталкиваются не только с полузабытыми проблемами и разделами курса, но и обнаруживают те или иные пробелы в своих знаниях. Не всегда они сами в состоянии эти пробелы устранить, здесь и приходит на помощь слушателям преподаватель [10].
Основная цель таких консультаций заключается в том, чтобы помочь слушателям восстановить и глубже понять содержание пройденного. Преподаватели, облегчая слушателям подготовку к экзаменам или зачетам, информируют их об узловых вопросах, на основе которых составляются, в частности, экзаменационные билеты, вопросы для зачетов. Однако эти вопросы не могут охватить полностью все теоретические проблемы и исторические факты, которые рассматривались в процессе изучения курса. Только всесторонняя глубокая подготовка слушателей может застраховать их от неожиданностей на экзамене и зачете.
Значительное место уделяется индивидуальным консультациям. На кафедрах составляются графики, где определяется день и часы проведения консультации со слушателями. График составляется таким образом, чтобы на кафедре были обязательно один-два преподавателя ежедневно. Слушатели, таким образом, имеют возможность обратиться за помощью с любым вопросом перед каждым семинарским занятием.
Термин «консультация» рассматривается как совет специалиста по какому-либо вопросу. Разумеется, совет дается тому, кто его просит, однако, это бывает не всегда. Практика
(499) 755 50 99 ЬЦр://ш1г-паик1 .сот
показывает, что на индивидуальные консультации добровольно приходят чаще всего наиболее любознательные, активно работающие слушатели. Приходят также слушатели, которые испытывают особые трудности, или, наконец, те, кто ищет возможность использовать консультацию для подготовки к семинару без дополнительной самостоятельной работы. Поэтому преподаватель имеет в виду не только добровольное консультирование, но и приглашает отдельных слушателей на индивидуальное собеседование [6]. Как правило, это слушатели, которые не принимают активного участия в работе семинаров, или те, чьи знания вызывают у преподавателя сомнение. На такой консультации преподаватель не столько отвечает на вопросы, сколько контролирует самостоятельную работу слушателей.
Выполняя функцию контроля за самостоятельной работой, индивидуальные консультации дают возможность свести к минимуму, даже вовсе исключить случаи пропусков семинара или неподготовленности к нему. Кроме учета и контроля, индивидуальные консультации помогают преподавателям установить личный контакт со слушателями. Правильно организованная консультация создает атмосферу доверия к преподавателю, позволяет внести ясность в вопросы, которые наиболее всего волнуют слушателей.
В процессе личных бесед удается глубже разобраться в причинах недостаточной активности, помочь преодолеть застенчивость и нерешительность у одних, пробудить, обострить интерес к общественным наукам. У других повысить организованность, систематичность и содержательность самостоятельной работы над учебным материалом у третьих.
На индивидуальных консультациях слушатель может посоветоваться по поводу написания реферата, поделиться своими мыслями о предстоящем выступлении, высказать сомнения в правильности своего толкования той или иной проблемы, положения из рекомендованной литературы. Здесь слушатели встречаются с большими трудностями. Они, как правило, не имеют опыта в составлении планов, в подборе литературы, фактического материала, его анализа и обобщения. Ответы на все эти вопросы преподаватель может дать на индивидуальных консультациях [2].
Целесообразность проведения всех форм консультаций и их успех во многом зависит от готовности самого преподавателя. Чтобы квалифицированно разрешить все вопросы, преподавателю необходимо систематически следить за новой учебной, научной и методической литературой, правильно определить возможность и необходимость соответствующих рекомендаций.
Опыт показывает, что консультации - одно из действенных средств активизации изучения того или иного предмета. Однако роль и значение консультаций не ограничивается только этим. Они также способствуют повышению интереса у слушателей к изучению дисциплины.
На сегодняшний день, как показывает практика необходимо повышать качество подготовки специалистов с таким расчетом, чтобы выпускники вузов МВД могли выступать в роли подлинных организаторов борьбы с преступностью.
Подготовка таких специалистов требует улучшения организации учебно-воспитательного процесса, учебных планов и программ, повышения уровня научно-педагогической квалификации преподавательского состава, совершенствования методики теоретического и практического обучения слушателей [9].
Финальным этапом процесса обучения является оценка преподавателями и слушателями действенности познавательной деятельности слушателей, т. е. отметка уровня и качества достижения каждым слушателей обучения. Вместе с тем совершается оценка качества учебно-
(499) 755 50 99 Ы^р://т^-паиН .сот
методического и организационного обеспечения учебного процесса, качества пособий, других дидактических средств, педагогической квалификации преподавателя.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аниканова, Н. А. Качество образования в российской высшей школе: социокультурные ориентиры трансформации: автореф. дисс. на соискание кандидата соц. наук. - Новочеркасск 2006. - 152 с.
2. Введенский, В. Н. Профессиональная компетентность педагога / В. Н. Введенский. - СПб.: Филиал изд-ва «Просвещение», 2004. - 159 с.
3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика Пресс, 1999. - 533 с.
4. Говердовская, Е. В., Карлина О. А. Становление поликультурной компетентности будущего специалиста через решение профессиональных задач // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2016. № 5. С. 20-23.
5. Карданов, Р. Р. Коммуникативый аспект профессиональной подготовки сотрудника полиции // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 6-2. С. 104-107.
6. Коблов, Ф. Ч. Совершенствование профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел // Теория и практика общественного развития. 2015. № 10. С. 237-240.
7. Ломакина Т. Ю., Сергеева М. Г. Педагогические технологии в профессиональных учебных заведениях. - М.: Академия, 2008. - 288 с.
8. Нагоева, М. А. Изучение способов получения данных о личности преступника при расследовании преступлений (на примере образовательных организаций МВД России) // Социально-политические науки. 2017. № 3. С. 99-101.
9. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. С. 14-15.
10. Янюшкина, Г. М. Педагогические основы подготовки студентов вуза к овладению современными стратегиями обучения / Г. М. Янюшкина, Е. Н. Федорова // Успехи современного естествознания. - Пенза, 2008. - С. 79-80.
11. Ярычев, Н. У. Подготовка будущих учителей к обеспечению прав ребенка в образовательном учреждении // Москва, 2017.
(499) 755 50 99 http://mir-nauki .com
Yarychiv Nasrudi Uvaisovich
Chechen state university, Russia, Grozny E-mail: [email protected]
Nagoeva Marina Auesovna
Krasnodar university affairs of Russia North-Caucasian advanced training institute (branch), Russia, Nalchik
E-mail: [email protected]
Improvement of methods of education in higher education institutions
Abstract. The article analyzes the main approaches to the improvement of the educational process and the training of qualified specialists. Given on the need to teach the listener to psychological compatibility of the members of the team independently to enhance their knowledge, to educate the need for continuous improvement, the need to learn throughout life. The main content of the research is the analysis of methods of teaching, intensification of educational process, active introduction of new advanced methods of theoretical and practical training, profiling and specialization, organic connection of educational process with scientific research, enhancing learning through increasing levels of independent work of students.
The authors address issues of quality of education, as the set of characteristics of competence and professional consciousness, reflecting the ability of a specialist to carry out professional activities. Quality education should ensure that the purpose and result of the training, a high level of knowledge, skills and competencies formed. The training of specialists requires improvement of organization of educational process, curricula and programmes, raising the level of scientific and pedagogical qualification of teaching staff, improvement of methods of theoretical and practical training of students.
Keywords: student; education; teaching; education; teacher; education; educational process
Мир Науки 2017, Том 5, номер 4
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265