Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
выходных параметров. Генератору следует поэтапно сверять получаемые параметры с этой базой, и сохранять в неё новые. Так же это полезно при появлении ошибок генерации, что позволит достаточно быстро исправить недочеты, и предоставить иное задание.
Сформированное задание представляется на языках LaTeX или XML, а также на декларативном языке, если необходима визуализация задания в виде схемы или графика. Сохраненное задание помещается либо в общий банк заданий либо идентифицируется с учащимся, проходящим это задание. Последнее позволяет создать таблицу с достижениями учащегося по всем разделам изучаемого предмета.
Данная структура комплекса позволяет:
1) исключить списывание, человеческий фактор педагога при подготовке к уроку;
2) повысить продуктивность работы учащихся во время урока, уровень умений решения задач, оставлять уровень знаний учащихся на должном уровне;
3) использовать для дистанционного обучения или самостоятельной подготовки вне учебного заведения;
4) дополнять базу знаний руководителю учебного заведения, использующему данный комплекс;
5) автоматизировать проверку самостоятельных заданий, мгновенно выдать результаты теста;
6) интегрировать задачи разных дисциплин, создавая гармоничность межпредметного процесса обучения.
Рекомендуется для использования для индивидуализации образовательного процесса, при модульном и дистанционном обучении, при объяснении нового материала, разработке интерактивных тестовых задач, контроле умения решать задачи, самостоятельной подготовке к ГИА и ЕГЭ.
Библиографические ссылки
1. Кручинин В.В. Генераторы в компьютерных учебных программах / В.В. Кручинин. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003. 200 с.
© Бухвалов М. А., 2012
УДК 372.862
А. А. Вдовенко, С. А. Растопчин Научный руководитель - В. М. Корнеев Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (Институт), Ульяновск
ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ И УЧЕТА УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОНСТРУКЦИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ»
Дается описание варианта балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов по конкретной дисциплине и методика ее применения с использованием новых информационных технологий в учебном процессе.
Для стимулирования систематической работы студентов и повышения уровня успеваемости возможно использование балльно-рейтинговой системы оценки знаний с использованием новых информационных технологий в образовательном процессе.
На кафедре Авиационной техники Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации (Института) уже в течение нескольких лет используется тестовая система текущего и рубежного контроля знаний обучаемых.
При классическом варианте оценки знаний по бинарной (зачет-незачет) или четырехбальной (семинары, рефераты, дифференцированный зачет, экзамен) итоговая оценка иногда не зависела от показателей текущей успеваемости [1; 2].
На первом этапе внедрения массового компьютерного программированного контроля знаний появилась дополнительная возможность осуществления постоянного контроля за текущими показателями учебного процесса по двум основным показателям: успеваемости и посещаемости занятий. Для тестирования использовалась компьютерная программа Microsoft PowerPoint.
В настоящее время разработана и успешно используется интегрированная бально-рейтинговая система для текущего контроля знаний по дисциплине «Конструкция и эксплуатация воздушных судов» путем
систематического контроля знаний с помощью комплекса сетевого тестирования КТС Net 3.00 beta.
Она отличается от применяемых подобного рода систем оценки знаний своей простотой, доступностью и самое главное понятливостью для обучаемых, так как учитывает всего лишь два критерия: уровень знаний и посещаемость занятий.
Максимально возможным показателем суммарного количества баллов по дисциплине за семестр являются 100 баллов.
В зависимости от количества тем (разделов, модулей) каждый отдельный тест может состоять из 10-20 заданий. Главное, что суммарное количество вопросов по всему курсу должно составлять именно 100 вопросов, на которые придется ответить каждому обучаемому. При этом для исключения возможности использования заранее подготовленных шпаргалок количество вопросов по каждой теме должно быть как минимум в два раза больше необходимого. А компьютерная программа в ходе тестирования каждой отдельной группы или студента методом случайной выборки формирует новый список вопросов и переставляет предлагаемые ответы по каждому вопросу.
Таким образом, без предварительной подготовки обучаемых к каждому отдельному тесту получить отличную оценку практически нереально.
Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»
Суммарно количество заработанных баллов легко представить в виде общепринятой четырехбальной системы по следующей шкале:
- 50-69 правильных ответов - удовлетворительно;
- 70-89 правильных ответов - хорошо;
- 90-100 правильных ответов - отлично.
Для ответа на каждый вопрос отводится всего лишь 30-45 с, чего вполне достаточно для подготовленного студента. Отведенное для ответа время отражается на экране «бегущей дорожкой», а при переходе к следующему вопросу выдается звуковой сигнал. Отметим также, что вопросы подобраны таким образом, что необходимо четко и точно знать правильный ответ, так как все предлагаемые ответы очень похожи на правильный.
При пересдачах даже при блестящем ответе невозможно получить максимальный балл, установленный для данного теста, из-за того, что часть баллов, как правило, снимается. Поэтому к освоению учебного материала надо подходить основательно, чтобы сдавать тесты с первого раза.
Предлагаемая балльно-рейтинговая система оценки успеваемости строится на регулярной работе в течение всего семестра и на систематическом контроле преподавателем уровня учебных достижений студентов. Это означает следующее - чтобы иметь хороший балл, все задания надо выполнять не только хорошо, но и вовремя. Время - тоже один из критериев оценки!
Использование данной системы:
- повысит объективность оценки студенческих достижений в учебе;
- позволит более точно оценивать качество учебы;
- снимет проблему «сессионного стресса», так как если по завершении курса студент получает значительную сумму баллов, он может быть освобожден от сдачи экзамена или зачета;
- повысит качество подготовки к учебным занятиям.
Предложенная бально-рейтинговая система позволяет студентам:
- понимать систему выставления оценок и признать их объективность;
- своевременно адекватно оценить состояние своей работы по изучению дисциплины до начала экзаменационной сессии;
- в течение семестра вносить изменения по организации самостоятельной работы.
Внедренная система дает возможность преподавателям:
- планировать учебный процесс по конкретной дисциплине и стимулировать работу студентов;
- своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса по результатам текущего рейтингового контроля;
- объективно и адекватно определять итоговую оценку по дисциплине с учетом систематической работы студентов;
- создать более гибкую шкалу оценки уровня знаний по сравнению с традиционной системой.
Для администрации института внедрение подобной бально-рейтинковая системы по отдельным дисциплинам:
- дает возможность определить суммарный ранг студентов (т. е. их номера в списке в порядке убывания рейтинга) в пределах академической группы, курса, факультета, специальности, вуза. Может, кому-то это и неважно, но быть лидером и занимать высшую ступеньку рейтинга - всегда престижно.
- гарантирует обеспечение непрерывного контроля и оценки качества знаний, как по отдельной дисциплине, так и по всем дисциплинам на протяжении семестра, курса и весь период обучения на данной ступени высшего профессионального образования.
Библиографические ссылки
1. Виландеберк А. А., Шубина Н. Л. Новый учебный процесс: коротко о главном: методическое пособие для преподавателей ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. 54 с.
2. Митин Е. А. Способность к саморазвитию как базовый компонент самоактуализации студентов и преподавателей в учебно-профессиональной деятельности : сб. науч.-метод. тр. СПб. : Белл, 2009. С. 59-67.
© Вдовенко А. А., Растопчин С. А., 2012
УДК 378
Е. Л. Винокурова, А. О. Гайдукова Научный руководитель - Г. М. Гринберг Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ «ДЕРЕВО ПРОБЛЕМ» ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОБЛЕМ, ВЛИЯЮЩИХ НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Представлены результаты проведённого исследования по выявлению проблем, влияющих на качество образования. Для выполнения исследования использовалась методика «Дерево проблем». Приведено описания использования этой методики.
Одним из ключевых условий развития инновационной экономики в России является значительное улучшение качества образования подготавливаемых для неё специалистов. В словаре [1] качество образования опре-
делено как «системная совокупность иерархически организованных, социально значимых сущностных свойств (характеристик, параметров) образования (как результата, как процесса, как социальной системы)».