Научная статья на тему 'Опыт разработки и апробации дистанционного курса "Традиционная народная вышивка"'

Опыт разработки и апробации дистанционного курса "Традиционная народная вышивка" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC
212
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ ВЫШИВКА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ОПРОСНИК ИНТЕРЕСОВ / МОТИВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / КАРТА ИНТЕРЕСОВ / ДИСТАНЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА / НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / РУССКАЯ ВЫШИВКА / МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Бобыкина Наталия Юрьевна

Целью данной статьи является обоснование необходимости и демонстрация возможности разработки и реализации дистанционного курса «Традиционная народная вышивка». В статье авторы обращаются к опыту существующих дистанционных курсов по освоению различных народных промыслов. В работе представлены наиболее интересные фрагменты и значимые результаты разработки и апробации авторского курса, обозначены проблемы, с которыми сталкиваются разработчики и организаторы дистанционных курсов в рамках художественного образования. Представленный курс является результатом многолетнего труда непосредственного автора-разработчика Н.Ю. Бобыкиной. В качестве основных методов исследования использовался деятельностный и системный подходы, метод анализа и обобщения, методы практической апробации методики обучения, методика составления "карты интересов", методы работы с электронным контентом образовательных ресурсов. Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что впервые в отечественной педагогике предлагается разработка дистанционного курса обучения русской народной традиционной вышивке. Разработанная методика позволяет решить важную проблему традиционного художественного образования: подготовка кадров и привлечение обучающихся из регионов отдаленных от образовательных центров, сосредоточенных в крупных городах России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт разработки и апробации дистанционного курса "Традиционная народная вышивка"»

Опыт разработки и апробации дистанционного курса "Традиционная народная вышивка".

Грязнова Елена Владимировна

доктор философских наук заведующий кафедрой философии и теологии, профессор 603005, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1

И egik37@yandex.ru

Бобыкина Наталия Юрьевна

аспирант, кафедра Педагогики и психологии, Гжельский государственный университет 140155, Россия, Московская область, г. П. Электроизолятор, уп. П. Электроизолятор, 67

El egik37@yandex.ru Статья из рубрики "Новые методики и технологии"

Аннотация.

Целью данной статьи является обоснование необходимости и демонстрация возможности разработки и реализации дистанционного курса «Традиционная народная вышивка». В статье авторы обращаются к опыту существующих дистанционных курсов по освоению различных народных промыслов. В работе представлены наиболее интересные фрагменты и значимые результаты разработки и апробации авторского курса, обозначены проблемы, с которыми сталкиваются разработчики и организаторы дистанционных курсов в рамках художественного образования. Представленный курс является результатом многолетнего труда непосредственного автора-разработчика Н.Ю. Бобыкиной. В качестве основных методов исследования использовался деятельностный и системный подходы, метод анализа и обобщения, методы практической апробации методики обучения, методика составления "карты интересов", методы работы с электронным контентом образовательных ресурсов. Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что впервые в отечественной педагогике предлагается разработка дистанционного курса обучения русской народной традиционной вышивке.Разработанная методика позволяет решить важную проблему традиционного художественного образования: подготовка кадров и привлечение обучающихся из регионов отдаленных от образовательных центров, сосредоточенных в крупных городах России.

Ключевые слова: народная вышивка, дистанционное обучение, психологическая диагностика, опросник интересов, мотивационная система, карта интересов, дистанционная педагогика, народное творчество, русская вышивка, методика диагностики

DOI:

10.7256/2454-0676.2018.4.18894

Дата направления в редакцию:

11-10-2018

Дата рецензирования:

11-10-2018

Дата публикации:

13-10-2018

Введение

Традиционная вышивка как вид народного творчества является одним из направлений художественных народных промыслов. Сегодня обучение мастеров вышивки реализуется в специальных учебных заведениях, как правило, объединенных на платформе непрерывного художественно-профессионального образования НХПО [7, 17, 22, 24, 25].

Федеральные и региональные требования к организации НХПО определяются необходимостью создания единого образовательного пространства для развития творческих профессий в рамках народных промыслов и условий для специалистов, обеспечивающих их мобильность и возможность регулярного повышения квалификации. О проблемах реализации основных положений данных требований изложено во многих научных публикациях [24, 35, 37].

Одной из наиболее актуальных проблем в этих и многих других работах отмечается проблема подготовки кадров и доступности самого художественного образования для людей различного возраста, социального положения и географического положения места проживания. Предлагаемые авторами образовательные модели обучения вышивке направленны на решение данных проблем, но справляются они с ними не всегда эффективно.

Дело в том, что основная причина существования указанных проблем - это географическая удаленность мест зарождения и развития центров народного искусства, особенно различных видов традиционной вышивки. Казалось бы, в условиях развития информатизации образования, данная проблема должна решаться с помощью дистанционных форм.

Однако специалисты в сфере НХПО порой категорически отрицают возможность их использования: «Мы считаем, - пишет, - Л.В. Шокорова, что эта форма обучения, так же как и заочное обучение, не может быть применима к художественному образованию, особенно в области народного декоративно-прикладного искусства. Образование в области народного искусства направлено на обучение созданию уникальных высокохудожественных произведений, процесс изготовления которых возможен только в результате практического обучения под руководством педагога-мастера. И никакие виртуальные мастер-классы не в силах передать эмоциональный настрой, технику владения кистью, резцом или иглой» [36, с 21°1.

Мы убеждены, что в рамках НХПО дистанционное образование не вытесняет традиционное, а дополняя его, решает те проблемы, с которыми не может справиться

традиционное образование. Это положение мы обосновывали в ряде наших работ [4- 6].

В данной статье мы приведем наиболее значимые фрагменты нашей работы над созданием и апробацией дистанционного курса по традиционной вышивке.

Вариативная модель дистанционного курса обучения традиционной народной

вышивке

Цель курса: обучение навыкам традиционной народной вышивки в рамках повышения квалификации специалистов, мастеров строчевышивальных промыслов, преподавателей вузов, колледжей и учреждений дополнительного профессионального образования, формирования у них компетенций в области традиционной народной вышивки, направленных на развитие и сохранение национальных особенностей вышивального искусства народов России в условиях дистанционного образования.

Основные элементы вариативной модели дистанционного курса обучения традиционной на родной в ышив ке пре дс та в л е ны на рисунке 1:

Содержание курса обучения

Ч \

¡//у\\

Модуль! I Модули 2 I МодульЗ I Иодали №№ ■ ГЛОССАРИЙ

П ре подаватель, автор курса, тьютор

Дистанционные образовательные телеологии

Тестирование на всех этапах прохождений курса

Конечная аниета

Групги 1 Группа 2 Груп т 3 Группы

* к | 11

Начальная анкета

1 Т I

Выпуск специалиста с компетенциями

Онлайн и офлойн (в записи): ееб-инары, мост ер- «л лссы г коиференцниг консультации и др.

Студенты курса, слушателе участники онлайн и офлайн программ

1 » 1 1 \

Предприятии, оОи^сабрамнатвльны ■ыстишные ыш, мастсртаме, коллы фвдцроЛьмын, Р»НПШЯЫ| » учреждения, центры допьпмите-л иного аСучлиид, нумм, сционсри, мастера, ттнографичеаим зкегкдмцнн, унспани №и* мучмцип&пьмыл. ннвктнциоииьи проектов

Рис. 1. Вариативная модель дистанционного курса обучения традиционной народной вышивке

Для достижения поставленной цели курса, сформулированы следующие задачи: - построение индивидуальных образовательных маршрутов для реализации различных

запросов обучающихся;

- гибкая модульная система с многочисленными компонентами, легко комплектующимися в индивидуальные программы обучения;

- создание новых педагогических решений для новых условий обучения по индивидуальным программам;

- консолидация индивидуальных образовательных маршрутов в единую систему обучения вышивке и выходу после обучения в курсе компетентного специалиста.

Вариативная модель дистанционного курса обучения традиционной народной вышивке включает компоненты, обязательные и для традиционного курса, разработанные на

основе деятельностного подхода -^Ш:

Субъект - Обучаемый; Субъект - Преподаватель (автор курса, дежурный преподаватель, тьютор, бот и др.); Средства - учебные материалы (репозиторий) курса; Среда - Система доставки материалов учебного курса обучаемому и оценивания результатов на каждом этапе прохождения обучения; Система оценивания результатов. Процесс - реализация курса; Результат - приобретенные компетенции обучаемыми. Отличие заключается в формах их существования и представления.

Кратко опишем особенности основных компонентов разрабатываемой модели курса.

В нашем курсе для инициации преподавателя использовался динамический аватар, то есть движущееся изображение.

Репозиторий - это место, где хранятся и поддерживаются какие-либо данные. В контексте информационных цифровых систем - это актуализируемое хранилище электронных данных.

Преподаватель, инструктор, тьютор или автор курса управляет набором учебных материалов из репозитория, создавая для каждого студента индивидуальный профиль обучения согласно начальной анкете и желаниям получить определенные компетенции. В этом случае домашний компьютер преподавателя для хранения материалов курса не подходит, так как данные из него могут не прочитываться другими участниками курса. К тому же они занимают достаточно большой объем, способный переполнить возможности компьютера. Для этой цели в компьютерной сети развернуты облачные сервисы, такие как Google Drive, Яндекс.Диск, Dropbox, Microsoft SkyDrive и др.

Типы и формат представления информации могут быть разными. Все они разделяются на текстовые, звуковые, графические, видеоинформацию и символическую информацию. Такое структурно-функциональное представление информации дает возможность варьировать подачу контента курса в дистанционной форме, а студенту добиться лучших результатов в овладении профессиональными компетенциями.

Контент курса собирается в нескольких вариантах для разной возрастной аудитории в зависимости от особенностей восприятия ею информации. Весь курс разворачивается в системе LMS - системе управления обучением (англ. - Learning Management System) или системе дистанционного обучения, что, правда не одно и то же. Примером такой системы можно привести системы Moodle, СДБО или Гиперметод, на которых легко развернуть учебный курс, отслеживать каждого ученика, его успехи и прохождение тестов на любом этапе обучения. Контакт с преподавателем и другими учениками курса проходит постоянно в виде форумов, консультаций, общений через электронную почту и в чатах.

Основой вариативной модели дистанционного курса обучения вышивке является постоянно наполняющийся контент курса, его постепенный динамичный процесс трансформации с помощью самих обучающихся.

Постоянное вовлечение студентов в процесс сбора, сохранения и изучения особенностей национальных узоров местности, где он проживает, станут мотивацией для его более активного обучения в курсе. Задачей автора дистанционного курса становится размещение этих материалов в контенте курса, обсуждение их на конференциях, семинарах, вебинарах и других формах коммуникации, включение их в отдельный обучающий модуль.

Основные формы обучения здесь такие же, как в традиционной форме обучения: лекции, беседы, семинары, лабораторные занятия, практические занятия по вышивке, самоконтроль студента на каждом этапе и преподавательский контроль качества

усвоения полученных знаний, но реализуются они на основе ИКТ

Это позволяет преодолевать время и пространство в образовательном процессе, что и служит необходимым и важным дополнением традиционных форм образования.

Система оценивания результатов проходит по всему курсу обучения и способствует выявлению качества полученных знаний у студента, а также его мотивированности к обучению и удовлетворенность курсом. Помимо тестов и практических заданий в курсе заложены начальная и конечная анкеты, способные выявить начальные пожелания и конечную удовлетворенную цель в виде сформированных компетенций по вышивке необходимого формата. В курсе предусмотрена оценочная функция всех участников обучения, способных поставить честную оценку своим товарищам, - взаимооценивание, влияющее на конечный результат.

Таким образом, представленная структура вариативной модели дистанционного курса обучения традиционной народной вышивке нацелена на интерактивность в процессе обучения, реализацию личностно-ориентированного подхода в процессе обучения, повышение качества знаний по вышивальному искусству, формирование мотивации у студентов учебной деятельности, к тому же открытости всего процесса обучения.

Курс имеет возможность постоянного обновления и получения новых вариантов маршрутов обучающих вышивке. В таких условиях происходит трансформация функций преподавателя в сторону тьюторства и переход работы студента в курсе на более самостоятельную деятельность в связи с удаленным доступом преподавателя.

Результаты апробации дистанционного курса традиционной вышивке на базе вариативной модели

Для оценки качества полученных результатов в ходе апробации нашего курса по народной вышивке были изучены результаты авторов, создавших свои собственные курсы, в которых даются практические основы вышивки и других видов художественной обработки текстильных изделий, привлекшие большую активную аудиторию пользователей и учеников (от 50 до 300 тыс. пользователей).

Например, курс кружевоплетения Е. РусаковойАвтор разместила на главной странице сайта видео обращение к своим читателям. Ее контент имеет статьи, видеоподсказки, обучающее уроки платные и бесплатные. Сам курс разделен на уровни: начальный - для новичков, мерное кружево - для более опытных и альбом сколков для самостоятельно обучающихся кружевниц.

Также мы изучили опыт реализации множества других авторских курсов [2, 19, 33, 281

Кроме того нами был изучен опыт различных сообществ, реализующих интересные курсы мастерства народного творчества [3, 29, 30, 381. Например, сообщество «Ассоциация мастеров лоскутного шитья» ^ на собственном сайте освящает все нюансы своей деятельности, знакомит с сообществами городов и стран. На сайте размещены работы многих участников сообщества в виде вернисажа и предложения о покупке или заказе понра в ив ше йс я ра боте .

Были исследованы созданные при творческих центрах дистанционные курсы, такие как

золотная мастерская «Убрус» (Санкт Петербург) I-151 и Детская школа народных ремесел города Архангельска, воплотившая в жизнь проект «Дистанционное обучение народным ремеслам Русского Севера» с разворачиванием курсов по вышивке, куклам и ткачеству на образовательной платформе Moodle

В качестве положительных моментов, которые мы учли в своем курсе, следует отметить следующее: возможность интерактивного взаимодействия при реализации курса, создание динамичного контента, выделение уровней сложности курса, построение индивидуальной траектории обучения.

Кроме того, мы постарались учесть необходимость предупреждения негативных

последствий неконтролируемого использования дистанционных форм образования 11.121

Примерный тематический план курса представлен в таблице 1:

Таблица 1 . Примерный тематический план дистанционного курса «Традиционная

народная вышивка»

№ № № модуля Название модуля Структура модуля

Разделы в модулях Контроль качества обучения

1 2 3 4 5

1 Общее Информация о курсе

2 Объявления

3 Начальная анкета курса

4 Инструкция по прохождению курса

5 Об авторе курса

6 1 Введение Видеолекция «Введение в вышивку»

7 Презентация вводной лекции

8 Текст лекции «Ведение в вышивку» Тест в конце лекции для самопроверки

9 Глоссарий

10 Список литературы

11 Список необходимых материалов и инструментов

12 Пра кти ческое

задание «Сообщение о посещении музея»

13 О б я з а те л ьный форум на тему «Музейный экспонат»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14 2 2 Материалы и инструменты Материалы и инструменты Учебный фильм «Игла, иголка, иголочка»

15 Текст лекции «Игла, иголка, иголочка» Тест в конце лекции для самопроверки

16 Видеофильм «Швейки, рамы, пяльцы и станки»

17 Текст лекции «Швейки, рамы, пяльцы и станки» Тест в конце лекции для самопроверки

18 Видеолекция «Нити и ткани» 1-5 части

19 Текст лекции «Нити и тка ни» Тест в конце лекции для самопроверки

20 Практическое задание «Сказка о вышивальных приспособлениях»

21 Форум «Сказки на выхвалку»

22 3 Классификация швов. Простые швы Ментальная карта «Классификация глухих вышивальных швов»

23 Ментальная карта «Классификация сквозных вышивальных швов»

24 Текст «Классификация швов»

25 Сводная таблица «Вышивка без узелков»

26 Презентация технологии «Вышивка без узелков»

27 Видеофильм «Вперед иголку»

28 Видеофильм «За иголку»

29 Технология вышивания простыми швами

30 Обязательный тест

31 Контрольное задание «Простые швы»

32 О б я з а те л ьный форум «Моя пе рв а я в ыс та в ка »

33 4 Узорочье России Видеофильм «Орнамент и музыка»

34 Видеофильм «Особенности народных вышивок России»

35 Ментальная карта «Классификация традиционных народных орнаментов России»

36 Презентация классификации народных орнаментов

37 Текстовый документ о классификации народных узоров

38 О б я з а те л ьный форум «Вышивка народов России»

39 5 Шов «Набор» Технология шва «Набор»

40 Практическое задание «Сумочка»

41 6 Шов досюльный или роспись Видеофильм «Шов «Роспись»

42 Мультфильм «Макуша»

43 Шов досюльный, технология с заданием

44 О б я з а те л ьный форум «Итоговая выставка вышитых работ»

45 Опрос: «Что нового вы узнали в курсе?»

Итого в курсе в качестве контроля качества знаний запланированы три письменных задания, три практических задания и три форума для обсуждения выполненных работ. В конце каждого текстового варианта лекций установлены тесты для самопроверки.

При реализации нашего курса для выявления особенности целевой группы при наборе на курс обучения была подготовлена начальная анкета - «Карта интересов» согласно которой курс был разделен на модули по возрасту и подготовленности к учебе.

В результате участие в эксперименте приняли студенты заочного факультета психолого-педагогического отделения ФГБОУ «ГГУ», пользователи сетей Фейсбук и ВКонтакте, а также искусствоведы, мастера традиционного народного искусства и специалисты дистанционного обучения, более 30 человек. Причем география участников эксперимента достаточно широка: Санкт-Петербург, Москва и Московская область, Рязанская область, Екатеринбург, Ханты-Мансийск, Челябинск, Новокузнецк и др.

Для прохождения курса участникам необходимо было зарегистрироваться на курс «Традиционная народная вышивка» по адресу: http://de.nspu.ru/ . Часть курса,

записанная в электронном виде и размещенная на образовательной платформе You Tube

J18!, использовалась в работе «Текстильной мастерской» творческого центра искусств

«Артмосфера» (г. Москва) t31^, где с сентября по май по авторской программе «Техника старинной вышивки» обучались 14 человек в форме смешанного обучения.

Для обучающихся теоретический материал давался в виде видеолекций и презентаций, практические задания выполнялись непосредственно в мастерской ТЦИ «Армосфера» -это творческий центр в Москве, решающий сегодня важные задачи по обучению желающих творческим профессиям (керамика, вышивка, текстильная кукла, коклюшечное кружево), созданию производственных мастерских и производству художественных произведений и сувенирной продукции, основанных на знаниях традиционного народного искусства i26!.

В социальной сети Фейсбук для очников была открыта страница [23], где автор курса, размещал материалы курса и фоторепортажи проходящих в мастерской уроков, а обучающиеся выставляли фотографии своих работ.

Для письменных зачетных работ в дистанционном курсе были выбраны интересные зачетные задания. Например, после проведения вводной лекции по вышивке, зачет по закреплению материала принимался в виде отчета о посещении местного музея, мастера по вышивке, частного коллекционера или строчевышивального производства и составлением доклада о проведенном мероприятии. Для сдачи зачета по материаловедению, предложено написать сказку о вышивальных приспособлениях и используемых материалах. Инновационной формой зачета в курсе был выбран «прямой эфир». Для практических работ по вышивке для учащихся дистанционного обучения была создана подробная инструкция с подробными фотографиями выполняемых шагов в вышивке. Все работы студентов выкладывались на форум курса для их обсуждения

всеми участниками работ, которые за это также получали очки i34!.

Важным аспектом в дистанционном обучении является коммуникация между преподавателем и обучающимися, а также общение обучающихся между собой и участие всех в обсуждении выполнения практических работ. При удаленном общении для этой цели используются различные средства телекоммуникации: общение в чате, форуме, по электронной почте и телефону. Участники очного курса общались на странице «Научная

лаборатория текстильного орнамента i23^, где обсуждали свои достижения, а также виды вышивок, тенденции моды и свои возможности в будущем.

В качестве результатов курса можно обозначить решение задач, поставленных перед участниками эксперимента: просмотреть весь контент курса, ответить на тесты, по возможности выполнить задания. Письменные сообщения, доклады и вышитые работы выставлялись на форум для обсуждения всеми участниками курса. Задания в курсе были рассчитаны на формирование компетенций у слушателей курса, утвержденных условиями ФГОС 54.02.02. i14!

Подтверждением эффективности курса стали сообщения о коллекциях вышивки музеев той местности, где проживают участники апробации, а также написание собственной сказки. Все эти материалы пополнили контент курса и будут включены в следующие модули курса [16]

Выводы

Проведение эксперимента по созданию курса профессионального обучения вышивке в

10.7256/2454-0676.2018.4.18894 дистанционной форме позволило сделать выводы:

1 . Дистанционное обучение не обхо димо для ра з в ития традиционного образования в

художественной вышивки вышивального искусства и данном направлении.

не только возможно, но и расширения возможностей

2 . Участники из дальних районов страны получили возможность познакомиться с историей вышивки, старинными народными узорами, секретами вышивального искусства, которые потеряны на их территории в связи с исчезновением носителей знаний.

3. Вариативная модель предполагает, что в период освоения контента курса проводится постоянное вовлечение студентов в процесс сбора информации о вышивке тех мест, где проживает студент. Полученные новые сведения в процессе работы курса пополнили контент курса и глоссарий. Это стало мотивацией у участников курса к активному обучению вышивки и истории вышивального искусства того края, где он проживает.

4 . На основании результатов эксперимента были разработаны рекомендации для преподавателей художественной обработки текстильных изделий и других направлений декоративно-прикладного искусства.

Библиография

1. Gryaznova Y.V. Information culture person: problems and perspectives / Y.V. Gryaznova, S. M. Maltseva, N. V. Zanozin, A. G. Goncharuk, T. A. Kozlova //5th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM 2018, Vienna ART Conference Proceedings, ISBN 978-619-7408-31-7 / ISSN 2367-5659, 19-21 March, 2018, Vol. 5, Issue 2.1; 241-248 pp, DOI: 10.5593/sgemsocial2018H/21/S06.030

2. Ангелина. Броши. Мастер-классы https://www.instagram.com/1974angelinas/

3. Ассоциация мастеров лоскутного шитья http://quilters.ru/

4. Бобыкина, Н.Ю. Проблемы сохранения уникальности традиционной народной вышивки России при переходе к дистанционным формам обучения / Н.Ю. Бобыкина // Гуманитарное пространство, 2017. Т. 6. № 4. С. 676-680.

5. Бобыкина, Н.Ю. Использование динамических аватаров в курсе дистанционного обучения вышивке / Н.Ю. Бобыкина // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69). С. 389-390.

6. Бобыкина, Н.Ю. Научная лаборатория вышитого орнамента как базовая платформа дистанционного обучения мастеров вышивальных промыслов и художественных мастерских, преподавателей общего и дополнительного образования / Н.Ю. Бобыкина // Педагогика искусства. 2016. № 3. С. 156-159. http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/bobykina_156-159.pdf

7. Бобыкина, Н.Ю. Формирование карты интересов для курса дистанционного обучения традиционной народной вышивке / Н.Ю. Бобыкина // Сетевой электронный научный журнал «Вестник ГГУ». 2017.-№ 1. С. 10-18.

8. Буровкина, Л. А. Теоретико-методологические условия художественного образования учащихся в учреждениях дополнительного образования : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.02 / Буровкина Людмила Александровна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].-Москва, 2011.-38 с.

9. Грязнова, Е.В. Информационная социализация личности // Социология власти. 2010. № 1. С. 18-25.

10. Грязнова, Е.В. Деятельностный подход в исследовании дистанционного

образования /Е.В. Грязнова, И.Л. Матяева // Психология и психотехника. 2014. № 3 (66). С. 304-311.

11. Грязнова, Е.В. Идентификация человека в информационной реальности // Психология и психотехника. 2013. № 4 (55). С. 371-379.

12. Грязнова, Е.В. Модель информационной культуры управления образованием муниципалитета: предупреждение рисков неэффективного использования достижений информатизации//Вестник Миниского университета. 2018. Т.6. №2.и^: http://mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik

13. Дистанционное обучение народным ремеслам Русского Севера http://remeslodo.ru/

14. Задания для курса «Традиционная народная вышивка» http://akptb.biisk.ru/wp-content/uploads/normativdoc/spo_spec/54.02.02%20ДПИ.pdf

15. Золотная мастерская «Убрус» (http://ubrus.ru/)

16. Контент курса «Традиционная народная вышивка» http://de.nspu.ru/mod/forum/view.php?id = 27569

17. Куракина, И. И. Содержание обучения теории и истории традиционного прикладного искусства в профильном высшем образовании : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Куракина Ирина Игоревна; [Место защиты: Высш. шк. нар. искусств (ин-т)].-Санкт-Петербург, 2018.-23 с.

18. Курс «Традиционная народная вышивка» http://de.nspu.ru/course/view.php?id = 1878

19. Курс золотного шитья В.А. Игониной http://www.hnh.ru/handycraft/2011-02-10-1

20. Курс кружевоплетения KRUGEVO.COM: http://krugevo.com/

21. Лекция «Вышивка»: http://project263204.tilda.ws/page1071670.html

22. Максимович, В. Ф. Традиционное декоративно-прикладное искусство и образование: исторический аспект, современное состояние и пути обновления / В.Ф. Максимович. М.: Флинта, 2000. - 200 с.

23. Научная лаборатория текстильного орнамента

https ://www.facebook.com/groups/839792316187994/?ref=bookmarks

24. Николаева, А. А. Содержание обучения мастерству художественной вышивки в системе непрерывного профессионального образования : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Николаева Анна Алексеевна; [Место защиты: Высш. шк. нар. искусств (ин-т)].-Санкт-Петербург, 2016.-23 с.

25. Носань, Т. М. Содержание и методы профессионального обучения технологии художественной вышивки будущих художников-мастеров : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Носань Татьяна Михайловна; [Место защиты: Высш. шк. народных искусств].-Санкт-Петербург, 2012.-22 с.

26. Орнамент и музыка фильм: https://youtu.be/s9G26z9XYBI

27. Поначугин, А. В., Лапыгин Ю. Н. Организация интерактивного взаимодействия в электронном обучении //Вестник Миниского университета. 2017. №4 https://doi.org/10.26795/2307-1281-2017-4-1

28. Рукоделочка Натальи Зайцевой: http://www.rukodelochka-video.ru/

29. Рукукла http://www.rukukla.ru/

30. Русская академия ремесел http://artkursy.ru/

31. Творческий центр искусств «Артмосфера» http://keramistu.ru/

32. Традиционная народная вышивка: http://de.nspu.ru.

33. Уроки вязания Натальи Савченковой https://www.youtube.com/channel/UCRGGdgvVJmacqc4HR18DQlg

34- Форум курса «Традиционная вышивка» http://de.nspu.ru/course/view.php?id = 1878

35. Шамрай, Н.Н. Современные особенности формирования профессионализма художника-педагога в «Высшей школе народных искусств» // XII International Interdisciplinary Academic Conference, 5-8 January, 2018. - Vietnam. Nha-Trang, 2018. - p. 125.

36. Шокорова, Л. В. Художественное образование в области традиционного прикладного искусства в условиях глобализации / Л.В. Шокорова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 6(60). Ч. 1. C. 208-212.

37. Штанько, И. В. Индивидуальная образовательная траектория как средство непрерывного повышения квалификации педагога дополнительного образования художественно-эстетического профиля : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Штанько И. В.; [Место защиты: Пед. акад. последипломного образования]. Москва, 2012.-228 с.

38. Ярмарка мастеров https://www.livemaster.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.