Научно-технические разработки
УДК 614.8
В.И. Федорков к.т.н., (ФГУ ВНИИГОЧС(ФЦ)), С.Ю. Лязер (отряд «Центроспас»)
ОПЫТ РАЗБОРКИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ДЕБЛОКИРОВАНИЯ И ИЗВЛЕЧЕНИЯ ПОСТРАДАВШИХ И ДРУГИХ РАБОТ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ В ХОДЕ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ДТП С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ОБОРУДОВАНИЯ
И ИНСТРУМЕНТА
Определены основные технологические операции по спасению пострадавших при ликвидации последствий ДТП
С.Ю. Лязер
Число погибших и пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) по Российской Федерации превышает суммарное количество погибших и пострадавших во всех остальных, вместе взятых, чрезвычайных ситуациях (ЧС). По сравнению с зарубежными странами число погибших в результате ДТП в относительных величинах на 10 тысяч транспортных средств у нас в несколько раз превышает аналогичные показатели экономически развитых стран. Значительная часть пострадавших погибает из-за несвоевременно оказанной им первой медицинской помощи. Это вызвано длительностью промежутка времени между возникновением происшествия, оповещением о пострадавших в нем людях в соответствующие службы (ГИБДД, ПСС, медицинские учреждения) и прибытием спасателей и медицинских работников на место ДТП.
На сокращение времени оказания помощи пострадавшим непосредственно влияют: сокращение времени обнаружения ДТП и оповещения о нем; быстрота реагирования соответствующих служб и оперативное проведение аварийно-спасательных работ.
Практически во всех экономически развитых странах мира существуют информационные системы, позволяющие обнаруживать ДТП в минимально короткие сроки.
Оперативность оказания медицинской помощи позволяет исключить летальный исход для многих пострадавших в авариях.
Таким образом, время оказания медицинской помощи и, соответственно, спасение жизни пострадавших в ДТП определяется проведением следующих основных мероприятий:
• экстренное реагирование на ДТП (своевременное обнаружение ДТП, оповещение соответствующих служб, уточнение и анализ обстановки, принятие решений и организация действий сил и средств);
• проведение аварийно-спасательных работ (деблокирование и извлечение пострадавших, оказание им первой медицинской помощи, эвакуация их в специализированные медицинские учреждения, локализация и тушение пожаров, ликвидация других последствий ДТП).
С целью реализации Федеральной целевой программы « Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) совместно с ФГУ отряд «Центроспас» были проведены натурные эксперименты по разборке транспортных средств, деблокирования и извлечения лиц, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий, а также опытная эксплуатация комплекта аварийно-спасательной техники для оснащения спасательных служб, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий.
В данных работах рассматривалась одна из основных частей проведения работ по спасению пострадавших — деблокирование и извлечение пострадавших из автомобиля при различных видах ДТП. Наиболее частыми из них являются:
• столкновения — лобовые, боковые, касательные;
• наезды — на неподвижные (столб, дерево, стена, автомобиль) предметы;
• опрокидывание.
Исходя из этого, в ходе проведения натурных экспериментов моделировались виды ДТП на реальных образцах транспортных средств. Выполненные работы позволили определить основные технологические операции по спасению пострадавших при ликвидации последствий ДТП, к которым относятся:
• стабилизация транспортного средства;
• резка конструкций;
• отгибание конструкций;
• фиксация конструкций;
• защита от осколков стекла;
• удаление стекла;
• оказание первой медицинской помощи;
• фиксация пострадавшего перед его извлечением из транспортного средства;
• извлечение пострадавшего.
Фрагмент работ по деблокированию и извлечению пострадавших из транспортного средства в результате лобового и бокового столкновения при ДТП представлен на рис. 1.
На рис. 2 и 3 представлены фрагменты работы спасателей при ликвидации последствий ДТП в ночных условиях, а также освещение зоны работ.
Для отработки технологий выполнения аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий ДТП привлекалась АСМ, укомплектованная гидравлическим аварийно спасательным инструментом, оборудованием и приспособлениями с расчетом спасателей, медицинским работником и статистами.
Значительная часть пострадавших в ДТП погибает от несвоевременного оказания им первой медицинской помощи, неадекватного извлечения пострадавших, блокированных в транспортных средствах. Эффективность спасательных работ, их результативность при ликвидации последствий при ДТП в значительной степени зависит от профессиональной подготовки спасателей. С этой целью в дальнейшей работе по данному вопросу намечается:
•разработка предложений по совершенствованию существующей аварийно-спасательной техники и разработке новых образцов для проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий ДТП;
•разработка предложений по нормированию приемов, способов и технологических операций процесса разборки транспортных средств, деблокированию пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях;
•разработка тренажера для подготовки спасателей по ведению аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий ДТП. Решение этих вопросов позволит в значительной степени сократить число летальных исходов при всех видах ДТП.
Рис. 1. Деблокирование и извлечение пострадавших из транспортного средства в результате лобового
и бокового столкновения при ДТП.
Научно-технические разработки
Научно-технические разработки
Рис. 2. Работа спасателей при ликвидации последствий ДТП в ночных условиях
Рис. 3. Освещение зоны ликвидации ДТП в ночных условиях