Научная статья на тему 'Опыт разборки транспортных средств, деблокирования и извлечения пострадавших и других работ, выполняемых в ходе ликвидации последствий ДТП с применением технических средств, оборудования и инструмента'

Опыт разборки транспортных средств, деблокирования и извлечения пострадавших и других работ, выполняемых в ходе ликвидации последствий ДТП с применением технических средств, оборудования и инструмента Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
935
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Федорков В. И., Лязер С. Ю.

Определены основные технологические операции по спасению пострадавших при ликвидации последствий ДТП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Федорков В. И., Лязер С. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт разборки транспортных средств, деблокирования и извлечения пострадавших и других работ, выполняемых в ходе ликвидации последствий ДТП с применением технических средств, оборудования и инструмента»

Научно-технические разработки

УДК 614.8

В.И. Федорков к.т.н., (ФГУ ВНИИГОЧС(ФЦ)), С.Ю. Лязер (отряд «Центроспас»)

ОПЫТ РАЗБОРКИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ДЕБЛОКИРОВАНИЯ И ИЗВЛЕЧЕНИЯ ПОСТРАДАВШИХ И ДРУГИХ РАБОТ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ В ХОДЕ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ДТП С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ОБОРУДОВАНИЯ

И ИНСТРУМЕНТА

Определены основные технологические операции по спасению пострадавших при ликвидации последствий ДТП

С.Ю. Лязер

Число погибших и пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) по Российской Федерации превышает суммарное количество погибших и пострадавших во всех остальных, вместе взятых, чрезвычайных ситуациях (ЧС). По сравнению с зарубежными странами число погибших в результате ДТП в относительных величинах на 10 тысяч транспортных средств у нас в несколько раз превышает аналогичные показатели экономически развитых стран. Значительная часть пострадавших погибает из-за несвоевременно оказанной им первой медицинской помощи. Это вызвано длительностью промежутка времени между возникновением происшествия, оповещением о пострадавших в нем людях в соответствующие службы (ГИБДД, ПСС, медицинские учреждения) и прибытием спасателей и медицинских работников на место ДТП.

На сокращение времени оказания помощи пострадавшим непосредственно влияют: сокращение времени обнаружения ДТП и оповещения о нем; быстрота реагирования соответствующих служб и оперативное проведение аварийно-спасательных работ.

Практически во всех экономически развитых странах мира существуют информационные системы, позволяющие обнаруживать ДТП в минимально короткие сроки.

Оперативность оказания медицинской помощи позволяет исключить летальный исход для многих пострадавших в авариях.

Таким образом, время оказания медицинской помощи и, соответственно, спасение жизни пострадавших в ДТП определяется проведением следующих основных мероприятий:

• экстренное реагирование на ДТП (своевременное обнаружение ДТП, оповещение соответствующих служб, уточнение и анализ обстановки, принятие решений и организация действий сил и средств);

• проведение аварийно-спасательных работ (деблокирование и извлечение пострадавших, оказание им первой медицинской помощи, эвакуация их в специализированные медицинские учреждения, локализация и тушение пожаров, ликвидация других последствий ДТП).

С целью реализации Федеральной целевой программы « Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) совместно с ФГУ отряд «Центроспас» были проведены натурные эксперименты по разборке транспортных средств, деблокирования и извлечения лиц, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий, а также опытная эксплуатация комплекта аварийно-спасательной техники для оснащения спасательных служб, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий.

В данных работах рассматривалась одна из основных частей проведения работ по спасению пострадавших — деблокирование и извлечение пострадавших из автомобиля при различных видах ДТП. Наиболее частыми из них являются:

• столкновения — лобовые, боковые, касательные;

• наезды — на неподвижные (столб, дерево, стена, автомобиль) предметы;

• опрокидывание.

Исходя из этого, в ходе проведения натурных экспериментов моделировались виды ДТП на реальных образцах транспортных средств. Выполненные работы позволили определить основные технологические операции по спасению пострадавших при ликвидации последствий ДТП, к которым относятся:

• стабилизация транспортного средства;

• резка конструкций;

• отгибание конструкций;

• фиксация конструкций;

• защита от осколков стекла;

• удаление стекла;

• оказание первой медицинской помощи;

• фиксация пострадавшего перед его извлечением из транспортного средства;

• извлечение пострадавшего.

Фрагмент работ по деблокированию и извлечению пострадавших из транспортного средства в результате лобового и бокового столкновения при ДТП представлен на рис. 1.

На рис. 2 и 3 представлены фрагменты работы спасателей при ликвидации последствий ДТП в ночных условиях, а также освещение зоны работ.

Для отработки технологий выполнения аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий ДТП привлекалась АСМ, укомплектованная гидравлическим аварийно спасательным инструментом, оборудованием и приспособлениями с расчетом спасателей, медицинским работником и статистами.

Значительная часть пострадавших в ДТП погибает от несвоевременного оказания им первой медицинской помощи, неадекватного извлечения пострадавших, блокированных в транспортных средствах. Эффективность спасательных работ, их результативность при ликвидации последствий при ДТП в значительной степени зависит от профессиональной подготовки спасателей. С этой целью в дальнейшей работе по данному вопросу намечается:

•разработка предложений по совершенствованию существующей аварийно-спасательной техники и разработке новых образцов для проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий ДТП;

•разработка предложений по нормированию приемов, способов и технологических операций процесса разборки транспортных средств, деблокированию пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях;

•разработка тренажера для подготовки спасателей по ведению аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий ДТП. Решение этих вопросов позволит в значительной степени сократить число летальных исходов при всех видах ДТП.

Рис. 1. Деблокирование и извлечение пострадавших из транспортного средства в результате лобового

и бокового столкновения при ДТП.

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

Рис. 2. Работа спасателей при ликвидации последствий ДТП в ночных условиях

Рис. 3. Освещение зоны ликвидации ДТП в ночных условиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.