ОТЧЕТ
О НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ PAbO l Е
«Обобщение опыт и оценка возможностей веления аварийноспасательных работ терриюриальными подсистемами Р( ЧС мои ликпи ыцин последствий дорожно-|ранснор1нмх t.|K>Kf"иссгянй» (шифр «ДТП-00»)
Испишите tu НШ* ИЧ.4П Ч)Ч1\ органы упракпчши по <k'ia\i ГО1 И /‘еспуйтки Mopthmuu, Стимршъ» imwivi Kat\ ш < кип, Hon.'npot)iMUi,
Ноши. uoupi.кои, 1‘xjuih кои, Oulsiiu. ( и\tapi кои. Cmaiwiikou и /ктсшкои об ни тси
ОГюйи/иш материи 1Ы к т и, Хапамн / .1, п/н/феш р (МиШрм* Л/ Коптичм j(H, ( нпышкии И. И Фахрумпить ММ. Ж<кппчко ПИ, Потапова И 4 . Литы ми ( ,Н
ВВЕДЕНИЕ
Анатит аварийности в Российской Федерации показывает, то ио сравнению с зарубежными с «ранами число погибших в результате ЛТП (в относительных величинах на 10 1ыс транспортных средств) у нас в несколько раз превышает анаюшчные показатели жономиче-скн развитых сгран Основными причинами смерти пострадавших в Л ГИ являются травмы, не совместимые с жизнью, а также кровотечение, шок, их сочетание, «асфиксия», «токовое легкое» и др, приводящие к тибели в первые минуты и часы после травмы Значительная часть из пострадавших тюпюает сл несвоевременноеIи оказания им первой медицинской помощи, неадекватною извлечения зажатых в деформированных 1С пострадавших '>ю обусловлено Аттельно-сп.ю промежутка времени между возникновением происшествия, сообщением о постраишших в нем людей в соответствующие стужбы (I ИЬДД л Ф. медицинские у чреждения) и прибытием спасателей и медитшнекою персонала на место ЛIII Как показал опыт ликвидации последствий ДТП, средние сроки прохождения сообщения о происшедших ДТП в юродах составляет от 20 мин до 1 часа (,ыя Москвы тти сроки значительно меньше) а в сельской местности от 1,5 часа и более, что вызывает несвоевременное прибытие спасателей, медиков. работников ГИБДД на место ДТП Экстренная медицинская помощь не всегда бывает на соответствующем уровне из-за отсутствия современных медицинских препаратов и специального медтшинскою оснащения. В результате '>гого погибают около 70% пострадавших, которые мот нт бы бьпь спасены при свсн_*временном оказании им медицинской помощи.
11а сокращение времени оказания помощи пострадавшим непосредственно влияет сокращение времени обнаружения ДТП, оповещения. быстрота реагирования соответствующих служб и непосредственно проведение аварийно-спасательных работ
Практически во всех экономически развитых сгранах мира существу к>т информационные системы, позволяющие обнаруживать лорожпо-транспортное происшествие в минимально короткие сроки Например, в Финляндии нормативный срок прохождения информации об обнаружении ДТП до момента спасения пострадавших не должны превышать 6 минут Оперативность окатлния медицинской помощи позволяет исключить летальный исход для пострадавших в авариях, число которых составляет до 70% от общего количества
В рамках федератьной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в России» Министерством транспорта Российской Федерации разработана система обнаружения дорожнотранспортных происшествий (ДТП) Система работает в гражданском 27 МГц диапазоне С истема радпосвячи. предложенная Министерством транспорта Российской Федерации, предусматривает создание вдоль автомагистралей федерального шачения диспетчерских пунктов, поддерживающих радиосвязь с автомобилями
1аким образом, время оказания медицинской помощи и соответственно спасение жизни пострадавших в ДТП определяется проведением комплекса следующих мероприятий-
экстренное реагирование на ДТП (своевременное обнаружение ДТП, оповещение соответствующих служб, уточнение и анализ обстановки, принятие решений и организация действий сил и средств);
проведение аварийно-спасательных работ (деблокирование и извлечение пострадавших, оказание им первой доврачебной помощи, экстренной медицинской помощи, эвакуация их в специализированные медицинские учреждения; локализация и тушение пожаров, ликвидация других последствий ДТП).
Эти положения приняты в основу при разработке задания и методики проведения научно-практической работы ДТП-00. Основными задачами работы являлись следующие: обобщить опыт АСР по ликвидации последствий ДТП; сформулировать основные требования к техническим средствам и технологии проведения АСР;
определить основные вопросы взаимодействия служб МЧС России со службами различных ведомств.
I. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОСЛЕДС ТВИЙ ДОРОЖНОТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ.
В 1995 г принят федеральный закон «О безопасности дорожио-ю движения», в последние годы реа.1И|уегся федеральная цедсная профамма (ФЦП) «Повышение безопасности дорожного движения в России», проводятся мероприятия по выявлению участков повышенной аварийности на федеральной и территориальной сети дорог, по улучшению нокры1ия и осаждающих консфукций автодорог и многие др Причиной такою пристального внимания гос\дарства к вопросам обеспечения безопасности дорожного движения (ЬДД) являются огромные потери от дорожно трапспоршыч происшествий (ДГП). По числу погибших и раненых, размерам маюриальною yuiep6a ДГП значительно превосходят все осгадьные аварии. кагаст-рофы и сгихийные бедствия (габл I)
Таблица I
‘ I од 1 11огибли, . Ранены, |
чел. + чел
1 Дорожно- фанспоргные проис-* 1998 Г 29 000 221300
! шествия (Д i ll) , . ' .
I 1999 ‘ 29 718 : 182 123 :
I ;
I Другие аварии, катастрофы и 1998 | 1257 ; 112 619
I стихийные бедствия I
. 1999 i 1549 ! 89 721
I * •
Мероприятия по обеспечению БДД реализуются по трем направлениях*
предупреждение причин возникновения ДТП (активная безопасное I Ь)
снижение тяжести последствий ДТП в момент их свершения (пассивная беюпасность);
спасение пострадавших в ДТП (послеаварийная безопасное 1ь) В недавнем прошлом обеспечение КДД сводилось в основном к первым двум направлениям Однако в последнее время вопросам спасения людей в автомобильных авариях уделяется рачительное внимание Гак, в ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в России» существенная часть мероприятий направлена на повышение )ффективпости обнаружения ДТП, привлечение необходимых сил и средств для спасения пострадавших
По, несмотря па это, анализ опьна ликвидации последствий дорожно-фанспор гной аварийности в стране свидстельсгвуе! о песо-
вершснстве ор| актации и технологии оказания помощи постралав-шим к Д1II >ю было причиной тот. что в 1997 1999 гг. наблюдался усIопчивый рост числа погибших в ДТП {в среднем 3,65% в год) При ном ежа одно число ДТП (характеризующее направление активной Ск^опасности) и структура медицинских потерь по вилам и степени тяжести травм (характеризующая на правление пассивной безопасности» останпся относительно постоянными
Несовершенство организации и технологии спасения людей при дорожно-транспортных происшествиях является и одной из главных причин шачительного превышения относительных показателей тяжести нос 1сдствий ДМ1 в России над аналогичными показа-Iелями зарубежных стран (табл 2)
Значения основных показателей дорожно-транспортной аварийности в России и в зарубежных странах
Таблица 2
Нил ночами4 ія
Число поіиб-пшч на 10 тыс транспортных средеі в
Число ноіиб-ши\ на 100 тыс населения
Число иоіиб-шич в 100 ДТ 11
Число погибших на 100 пострадавших в ДТП
Число транс-поршыч средств на одною жителя
Что отражает Значение показателей
I ермания • Франция | США
2.6
12, і
2.5
1.9
Г'
I
2.8
Уровень риска іибели от транспортного средства Уровень личною риска гибели в Д П1 Уровень риска гибели участников Д ГІI Уровень риска гибели пострадавшего в
лти .
Вспомог ательный покаїатель Уровень авто- 0.46 0.53
мобилизации .
14,7
6,4
4.3
2.4
Россия ;
12.4 '
-I
15.6 : 24.0
I
1.9 ' 20.4 ^
.1
15,8 і
0.65 0,18
Анализ данных в таблице показывает. что число транспортных средств (ГС ) на одною жителя и число ДТП на 10 тыс ТС в рас-
сматриваемых сі ранах больше, чем в России иднако по оиюси-іельному числу ноіибших ы результате Д ТП наша страна зиачиїсль-но опережает Германию, Францию и СІНА
О состоянии системы спасения пострадавших в ЛГИ также можно судить, исходя иі данных медико-саншарных последствий дорожно-фанспортных происшествий Их анализ позволяет ориентировочно оцени*ь распределение относительного чиста погибших в момент ДТП, после ДНІ до прибытия в лечебное учреждение и в лечебном учреждении
Распределение относительною числа погибших в ДТІI
1 Іогибли в момет Д'ГІ I 37- 47%
Умерли после ДТП до прибытия в лечебное учреждение 50 - 60%
Умерли в лечебном учреждении 3%
Из приведенных данных видно, что большая часть от общею числа поіибших в ДТП (около 14-16 тыс чел в год) умираеі после ДТП до прибытия в лечебное учреждение. Примерно 80% пострадавших из лею числа погибает из-за тою, что дожак\анионная медицинская помощь оказывастся им несвоевременно и не в полном обьеме Причинами этою являются
несвоевременное прибытие медицинских работников к месту
ДТП,
недостаточная медицинская подготовка участников дорожною движения, медицинских работников, инспекторов I ИЬДД И СООІВЄІ-ственно неоказание ими необходимой помощи пострадавшим,
недостаточная обеспеченность необходимым медицинским оборудованием и лекарственными препаратами и другие
Кроме юго, одной и< основных причин запаздывания в сроках начала оказания медицинской помощи на месте ДТП является блокирование (зажатие) пострадавших в салоне автомобиля препяїсі-вуюшее доступу к ним медицинскою персонала Резу тмазы сравнения общею числа ДТП и числа ДТП, при ликвидации последствий которых проводилась разборка автомобилей, показывают, что до 40% авюмобильных аварий с ранеными приводил к зажаїию людей в транспортом средстве И пом случае для оказания медицинской помощи пострадавшим на месте дорожно-фанспортных происшествий необходимо выполнять разборку автомобилей вскрывать двери, удаляїь крышу, отжимать рулевую колонку и приборную панель,
полноеIью разбирать боковую сторону ТС со стороны пострадавшего и I и
Офаниченнос пространство в салоне автомобиля (даже не деформированною) 1акже является причиной того, что доэвакуационная мел и ни не кая помощь оказывается в неполном объеме Для увеличения пространства в салоне ГС возникает потребность в резке, отжиме раз 1ИЧПЫХ % злов корпуса авюмобиля
Разборку !( и деблокирование пострадавших, оказание им первой медицинской помощи выполняют аварийно-спасательные формирования (ЛСФ) МЧС России, оснащенные необходимым аварийно-спасательным и медицинским оборудованием (АСО) Практика свилстсльствует. что это одно из основных направлений деятельности АСФ МЧС России Гак, из общею числа выездов дежурных групп поисково-спасательных отрядов (ПСО) г Москвы около 60% составляют выезды на вскрытие мстаздических дверей, 30% -на спасение ностратавших в Д1П и только 10% - на все остальные VI розы и аварии
Результаты жеперимента по обработке авиационноспасательных техноложй е использованием вcpтoJlcтoв ЬО-Ю5 (ЬК-117) в Мижеюродской обл также свидетельствую г о существенном объеме работ, выполняемых специалистами МЧС России по спасению людей н ЛI) I 1 ак и з обще! о числа вылетов более 25% составили вылсты на ликвидацию последствий автомобильных аварий
Методика провеления исследований, разработанная Заказчиком, предполагала проведение анализа и обобщение опыта выполнения ДСР при ликвидации последствий ЛТП. а также техникоэкономическую опенку основных мероприятий по совершенствованию тех полот ни и технических средств спасения пострадавших в ЛИ!
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОБОБЩЕНИЯ ОТЧЕТНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Лпа.зиз отчезиых материалов позволяет выявить факторы, пре-пятезвуюшие эффективному спасению постразавших в ДТП (Таблица № 3). а также сформулировать и расположить по приоритетам предложения по совершенствованию технологии спасения пострадавших ( Габтипа X»* 4) Мри этом заказчиком по специальной методике просчитаны значения критерия «>ффективность - затраты»
При анатзе рассматриваюсь только ДТП, в ликвидации последствий которых принимали участие аварийно-спасательные формирования МЧС России (ЛТП с тяжелыми последствиями или те ЛIII. ликвидация ттос.тедсгвий которых гребует проведения работ по
деблокированию носі ридавших из поврежденных фанспортных средств)
Факторы, препятствующие эффективному спасению пострадавших в ДТП
Таблица 3
')
^ - -
• Обнаружение
дп і .
1 Отсутствие воздушного ішрулирова-
і ния автомо-, бильных ірасс
, С ПОМОЩЬЮ
. вер юле 10В и , делыопланов
2 Большая і площадь обслуживания постами
1 I ИЬДД и не-І достаточное ; количество 1 >тих постов.
3 Отсутствие і освещения на
дорої их
4. 1Іоюдньїе
условия (туман, дождь, снег)
(апы процесса спасения поораланших к Д1 П Оповещение АСФ Доставка АСФ , АСР при Д1II
к меегч Д111
шт . Я . . * «* ••
1 Загружен-1 I Педостаюч-
ность основных пая оснащен-автмагистра- ность АСФ тех-леи, пробки на ническимн сред-доро! ах 1 ствами проведе-
2 Плохие до- иия АСР. в том
I. Отсутствие единой системы оповещения АСФ, единой диспетчерской службы
2 Много-1 рожные уело-, числе средства: звеиность не- вия (разметка, І ми пожаротуше-, редачи инфор- | запрещающие ния
: мации (МВД знаки, состоя- 2 Недостаюч-1 У ГОЧС, ПСС ние дорожною ная иодююв-: и т д ) покрытия, от- 1 ленность лично-
3 Отсутствие сутствия спеп-1 ю состава АСФ
на
іаксофонов дорогах 4 ІІост ы і ИЬДД на грассах не все-
к проведению АСР З Отсу тствие в і рунне спаса і елей врача-
110 лос и г д )
3 Удален-
ност ь мест
ДТП от месг
дислокации
тда оборудова- АСФ и 01сут-. травма!0.101а мы городскими ствис вертоле- 4 Отсутствие у
юв Д1Я достав-, сотрудников ки АСФ I ИЬДД и у на-
4 Пеудовле- селения навыков
творительное 1 оказания I !М11 состояние ав- 5 Низкое
тот ранснорта в заимодействис
АСФ с сотрудниками
I па^льппшд 5 Низкая | I ИЬДД не
| пунктов. | дисциплина | обеспечивается
, 6 Отсутствие водителей, ко- надежное оцеп, хорошо заломи- • горые не везде 1 ление места 1 нающихся но- уступают доро- ДТП. ирисутст-меров 1СЛефо-[Гу фанспорту вую« толпы зе-
телефонами.
5 Ьольшие і расстояния между наседен-, ными пункта, ми, удален-і ноегь ДТП от населенных
(Лиаружеиие
ли;
Оповещение АСФ ! , оДШ
нов у 11СС ; информации
Доставка ЛСФ АСР при ДТП
I кместуДГП _
и | АС'Ф, наруша-1 вак и т л
о : ют правила и • 6.Отсутствие
телефонах 11СС на дорогах (рекламные щиты)
7 Педоста-
ючно
че1кое
т л 1 нормативно-
6 Неполная | правовой базы информация о по тащите спаса-месте Д Г! I | гелей от матери-
7 С лабое ; альных пригята-
втаимолеиствие , втаимолеисгвие
нии со стороны постратавших
, ПСЧ' и Г'ИЬДЛ I с Г ИЬЛЛ по | в части ' пути слелова- |
' оповещения ния
! I
8. Отсутствие | 8 Погодные! • средств святи • условия (туман, ! (ратио. спугни-1 ложль. снег и ! ковы и телефон)! I л ) и темное ] V СВИЛС1СЛСЙ I время суток
: ЛТП _! ... !
11ре.иа1аемыс мероприятия по совершенствованию технологий и технических средств спасения постраитвших в ДТП с учетом приоритетов
Таблица 4
.4 ■ .4' 11аи основание меро-
II II прияшя
1 Иеполкюнание латчи- • коя ре1 истрир\ющнх ; аварийное вменение ‘ параметров движения
‘ автотранспорта. для обнаружения ДТП
2 Исполктование системы посгояннот наб.ноле- ■ ния для обнаружения
ДТП
Значение
критерия
.^,22
26.78
Примечание
Устанавливаются на автотранспорт. перево<япшй вярыво-. пожаро-. ра-диационно-. химически опасные гр\-<ы При аварии информация поступает в центр обработки информации, игем оповещается АСФ Система постоянною наблюдения предегавляет собой совокупность видеокамер. расположенных на подконтрольном С1аиионарном\ посту ДПС ччаегке дороги и обеспечивающих наблюдение та движением авто-гранспорга Информация наблюдения поеппает на стационарные пос п.1 Д11С 11ри илен (ификации ДТП с .тайного поста выполняется оповещение АС'Ф
.. і А І1
№М« І Наименование мерові І_ . приятия
З Использование мотоциклов для обнаружения
ДНІ ...........
Обучение сотрудников 0.111 ИрОСТСЙЦІИМ
приемам деі» ■ ‘ки’Ч>на* ния пострадавшею и і поврежденною автомобиля
Иідание и распространение ерели воли іелей информационных лисі-кон с іслефонами АСФ, расположенных на уча-сікс лорогн
Установка на маршруїе информационных щи-гов с телефонами ближайших АСФ Обучение с*> і рудников ГИЬДД простейшим приемам деблокирования и оказания первой медицинской помощи (І ІМІ1) пострадавшем) Соїлание единой системы оповеш ения и свяіи при ДГП между I ИЬДД. АСФ. СМП_
Использование ав і омо-иилей іьія обнаружении
ДНІ .
Использование вертолетов для обнаружения ДТП _
Увеличение количества таксофонов на участке лорої и для оповещения АСФ. I ИЬДД. службы скорой медицинской помощи (СМП) Оснащение АСФ устройствами для зашшы пострадавшего оі осколков стекла поврежденного автомобиля
Значение
критерия
9 6?
5,66
5,52
І Іримечание
|||ри обнаружении ДІІІ с них же : мотоциклов выполняется оповещение АСФ
*
(Предусматривается оснащение ма! шин ('МП минимальным компдек-I пом аварийно-спасательною инст-I ру мент а (АСИ)
I
! Оповещение вьнюлняеіся участни-, ками или свидс і елями ДТП
I
I
Г
Ю
11
5,06
4,92
.4.
4.57
4,49
452
3,06
1.38
I Оповещение выполняется участниками или свидетелями ДТП
) 11рс (усматривается оснащение машин ДПС I ИЬДД минимальным ! комплектом АСИ
I
Предусматривается исполыование ; і единых частої, сипиыов оповеше- і I ния и свя »и
’ При обнаружении ДІІ1 с них же автомобилей выполняется опове-
I ж ™ I
тцение АСФ
♦ " *1 При обнаружении ДІІ1 с них же.
. вер юле юв выполняется оповеше- .
. кие АСФ
т - • *
Оповещение выполняется участи- .
і ками или сеиде і елями Д1 П
у.*-
И II
I 1
14
1Л
17
18
20
11аимемование мерк>-
ПрИЯ 1ИЯ
Использование мото-, циклов для /«конки _ сил и срелсгв дежурных I рчтш АСФ к месту
I ЛИ!
! Размещение дежурной |рУППЫ АСФ в месте по-сгояшкж дислокации , (МИЛ)
Использование мши-циклов и авгомобилей I ДЛЯ ДОСТЭВКИ сил и срезств дежурных I |ру пп АСФ к месгу
171111 .
Исноль ювание автомобилей 1.1 я л<*оанки сиз И 1|К'1ѻ дежурных ' »руни АСФ к месгу
. лп1
Ра'мешенис дежурных ! групп ЛСФ иа постах , вдоль\частка дороги
I
Использование верто-зстов 11я доставки сил и средой дежурных I р\ III! АСФ к мес?> ЛIII
Оснащение АСФ устройствами для фиксации положения пострадавшем* перед его т-влечением т повреж-денти о авюмобтя Оснащение АСФ уст-ройовами для фиксации (блокирования) поврежденного авюмоби-ля перед ею ра»работ-кой
Г
Значение
критерия
1.35
1.20
1.03
0<П
0.53
0.50
0.44
0.33
I
Примечание
I Аварийно-спасательные мотоциклы на базе «Урал-Соло» ')кипаж - 2 чел I (спасатель и медицинский работник)
I Оснащение - комплект гидроинстру-I менюв «Миии-')конт». медицинская | укладка
] В первую очерель доставляются си-I лы и средства АСФ иа моюциклах, | затем на авюмооилях
|
Для этого могут создаваться новые мосты с местами ра«метения Л'С и техники, и исполыоваться оевобо-ждаюшиеся нос I ы ДПС ГИБДД
— - \
I
Диализ результате МИР и данных но г Москве и Московской
об засти показывает. что на столкновения, опрокидывания авюмоби-лей и наезды приходится 41.1 % от общего количества ЛТ11, а число пострадавших и тннбших в них нам ною превышает суммарное чис-
ло погибших и пострадавших во всех остальных чрезвычайных ситуациях различного характера вместе вшыч '>ю обусловливаем ак-туальносгь выбора рациональной 1ехнологии ликвидации последствий именно данного вида ДТП и необходимость ее первоочередной разработки
Спасение нестрадавших при столкновениях, опрокидываниях автомобилей и насыач заключается в деблокировании пострадавших, извлечении ит повр-еденных автомобилей и оказании им первой медицинской номоши I Необходимым условием >ффективности спасательных работ являегся максимальная разборка поврежденного авюмобиля для обеспечения доступа к пострадавшему, I е. освобождение вокруг него пространства, необходимою для оказания первой медицинской помощи, фиксация пострадавшего бе* его дополнительного перемещения и извлечения пострадавшею из автомобиля При лом и для лс( нового и для грузового авюмобилей выполняются следующие основные операции
1 Ор1 ани «ация зоны оцепления, обозначение ее светоотражающими конусами или мигающими фонарями, стабилизация поврежденного авюмобиля
2 Отключение аккумулятора
3 Отключение не сработавших систем воздушных подушек и ремней безопасности
4 Обеспечение защиты пострадавшего 01 осколков (стекла, пластика и т п ), oбJToмкoв поврежденного корпуса автомобиля, инструментов
5. Снятие остаточного напряжения в деформированном кузове аварийного авюмобштя путем перекусывания одной и* стоек или силовою элемента куюва с таким расчетом, чтобы перемещения, вы {ванные перекусом, были направлены в сторону уменьшения зажатия пострадавшего, то есть первый кус делается со стороны удара
6 Деблокирование пострадавшею
7 Оказание пострадавшему первой медицинской помощи
X Фиксация постраданшею
9 Итвлечение пострадавшего иI поврежденното автомобиля
Для устранения раскачивания поврежденною авюмобиля (сдвига, перевертывания) его стабилизируют, для этого используются специальные приспособления (рис I) или средства техническою оснащения (домкраты, пневматические подушки и г и )
Раскачивание поврежденного легковою или |руювою автомобиля, расположенною торшонтально на колесах, устраняют, выпуская из них во тдух, например, путем срезаттия ниппеля шины или установки двух колодок под колеса
Остаточные напряжения в деформированном кузове аварийного авюмобиля снимают путем нсрскусывания стойки или другого силового >лсме»тга кузова. который выбирается в зависимости от характера повреждения авюмобиля. степени деформации узлов кузова. направления удара и других факторов При лом перемещения )лсмснтов кузова при снятии напряжения должны быть направлены в сторону, раскрывающую зажатие пострадавшего.
Перед перекусыванием выбранного узла необходимо проанализирован» характер возможных перемещений и исключить опасность дополнительного зажатия пострадавшего. После снятия остаточного напряжения при необходимости выполняется повторная стабилизация авюмобиля
Аккумулятор отключают для исключения возгорания и непроизвольною срабатывания некоторых систем автомобиля Системы воздушных подушек и ремней безопасности отключают для предотвращения дополнительного травмирования пострадавших в случае внезапною срабатывания пих систем При зтом воздушные подушки и пиротехнические системы ремней безопасности отсоединяют, перекусывая провода аккумулятора или автономного для данной системы источника питания При наличии в автомобиле механической системы ремней безопасности разрезают ремень безопасности (за исключением случая опрокидывания)
Дтя защиты пострадавшего от осколков (стекла пластмассы и т и ). отлетаюших при разборке поврежденною автомобиля, применяется плотная прозрачная пленка, позволяющая поддерживать ви-з\атьиый контак! между посгратавшим и спасателем
11орядок удатсния стекла зависит от его вида а также способа крепления к кузову автомобиля Многослойное стекло, прочно тгри-крепленпос к кузову, улатяется с помощью специан.ных инструментов. а при их отсутствии - с помощью молотка и гидравлического разжима Стекло, прикрепленное резиновой или пластмассовой лентой. у л аз я ют с использованием присоса с рукояткой Для пою предварительно режется лента Стекла боковых окон удаляются с помощью спениатьных инструментов или молотка и гидравлическо-I о разжима
Выбор узла кузова автомобиля, подлежащего отгибу, вскрыгию или удалению зависит от характера повреждения автомобиля и травм иосграшвших
ЛУ*.-
п/п
І
І
Вил ДТП * Гиповые повреждения ТС ^ Типовые 1ривмы носіралавших
Лобовое
СТОЛКНОВЄ-
ние
[з
І
!
І
І
Касагель-ное столкновение
Ьоковое
І сюлкнове-1 ниє
Деформация передней; Шейно-позвоночные и че-(лобовой) част ТС', I репно-мозговые травмы заклинивание дверей, разбивание стекол;
смешение двигателя
под салон, подъем пола
Деформации соприкасающихся частей ТС
травмы живота трудной клетки, лица нижних конечностей, резано-колотые раны.
Деформация боковых частей ТС. заклинива-
л
• 4 і Опроки-1 дывание
І Іаезд
1
Травмы живота грудной боковых | клетки, липа, переломы рс-: бер, резано-колотые, рваные раны
I Пенно-по зьоночные и черепно-мозговые травмы, нпе дверей, разбивание \ травмы нижних конечно-стекол. деформация стей, голени, таза бедер, крыити вниз, пола - ] живота липа переломы ре-вверх ^ бер, речано-кологые раны
Значительная дефор-! Шейно-позвоночные и че-мапия корпуса крыши, репно-мозговые травмы, нарушение целости травмы позвоночника рестекол, разлив тончи- зано-колотые раны ва
Деформация передней ГШейно-позюночные и че-
репно-моз; овые травмы, травмы живота грудной 1 клетки, липа нижних ко-
части авюмобиля, повреждение лобового сгекла, смещение двигателя под салон
нечносгеи,
раны
резано-колотые
На рисунках 2-6 показано выполнение основных операций деблокирования посіраіавших в легковом автомобиле, на рис 7 - 9 - в ірузовом
Для обеспечения доступа к пострадавшему крыша леї кової о автомобиля удатяется юти, отгибается назад Для ною гидравлическим резаком перекусываются у основания все стойки авюмобиля, и крыша снимается со стоек.
При втором варианте гидравлическим резаком перекусываются передние и боковые стойки авюмобиля, наткусываекя боковая поверхность крыши (рис 2 а) и с помошью гидравлическою силовою цитиндра, разжима (спредера) с цепями или вручную отгибается крыша (когда широкие задние стойки)
В случае ссли передняя часть разбираемого автомобиля находимся пол другим автомобилем или лобовое стекло осталось на месте, крыша 1С1КОВОЮ авюмобиля онибается вперед Для зтого щдравли-ческим резаком перекусываются зашис и боковые стойки, налкусы-вается боковая поверхность крыши (рис 26) и с помошью гидравлического силового цилиндра, разжима с цепями или вручную отгибается крыша
В с 1\гчае если автомобиль получил боковой удар и перевернулся на бок или если отсутствует доступ ко всей поверхности крыши, крыша лезковою авюмобиля отгибается сбоку. Для 7101 о гидравлическим резаком перекусываются передняя, боковые и задняя стойки с одной стороны авюмобиля. наткусываегся передняя и загияя поверхность крыши (рис 2 в), затем с использованием гидравлического силового цилиндра разжима с цепями или вручную оггибастся крыша
Частичный доступ к грудной клетке и тазу пострадавшего достигается им ем В1крытия двери со сторотты замка Предварительно, в окно двери вставляется гидравлический разжим и разжимаются (де-форм»гру юкя) наружные панели двери, что приводит к образованию щелей в районе замка и шарниров (рис. 3). Щели можтзо также создавать им ем сжимания двери в районе окна иди переднего крыла авюмобиля в районе стыка с дверью Далее гидравлическим резаком полностью удатяется крыша и с помошью гидравлического разжима вскрывается дверь со стороны замка (рис 4 а) или со сторотты шарниров (рис 4 б) После ттою дверь можно удалять
Для обеспечения полною досту па к грудной клетке, тазу и частичною доступа к нижним конечностям пострадавшею передняя часть лет нового автомобиля вьпаткивастся. Для зтого с использованием гидравлического резака перерезают передние стойки или полностью удатянн крышу Затем с помощью гидравлического разжима вскрывают со сторотты шарниров и уда тяни дверь После пою с применением гидравлическою силового цилиндра выталкивают переднюю часть авюмобиля со стороны постратавшего (рис 5) Выгат-кинать м«>жно также с помошью гидравлического разжима установленном» в цетпре автомобиля между приборной панелью («торпедой») гг туннелем коробки переключения передач
Д »я обеспечения полного доступа к грудной идет не, тазу и нижним конечностям пострадавшею вскрывают переднее крыло легкового автомобиля Для зтого гидравлическим резаком перерезают передние стойки или полностью удаляют крышу Затем с помощью гидравлического разжима вскрывают со сторотты шарниров и удаляют ,»всрь I идравлическими ножницами вырезают часть переднего крыла автомобиля <рис Ь а) В целях устранения опасности доиолпи-
с
а) деревянная 01 к рл
в) коврик из деревянных. брусков I ) блок из деревянных брусков
Рис. I Приспособления для стабилизации поврежденного автомобили:
Рис. 2 Места кузова автомобиля, перекусываемые при отгибе крыши:
а) назад; б) вперед; в) сбоку
Рис. .1 Ра гасим (.сформирование) наружных панелей двери для образования
шелей в районе ммкя и петель
Рис. 4 Вскрытие пере шей двери:
я) ш стороны юмка; б) со стороны шарниров.
С\ Т
■Ч^\ 0 ■
В)
Рис. 6 (Лемы ре ней:
я) передне» о крьия;
б) опоры боковой стойки
б)
г>
в) спинки переднего силения;
■) опоры боковой стойки и спинки переднего си.тении.
тельного зажажя пострадавших. одновременно I идравлическим домкратом отжимают (вытаживают) приборную панель
Для освобождения пространства необходимою при извлечении пострадавшего боковую стенку легкового авгомобиля удатяюг полностью Для зтого с использованием гидравлическою решка полностью удатяе^я крыша Зачем гидравлическим разжимом вскрываю! со стороны гамка и удаляйп ишюю дверь Далее гидравлическим резаком разрезаю 1 и удамкл вместе с задней дверыо опору боковой стойки и переднюю дверь (рис 6 г.о, а икже разре*аки и удашют заднее сиденье и спинки передних кресел (рис 6 в)
Для освобождения пространства при извлечении пострадавшею, пристегнутого в перевернутом автомобиле к сиденью ремнем безопасности, с помощью пневматических подушек низкою даьления автомобиль фиксируют. Далее гидравлическим рамсимом вскрывают заднюю дверь и сидения, подводя! под спину пострадавшего щи1 и фиксирую! его Затем вскрывакл переднюю дверь и освобождают ног и, фиксирую их тоже к щиту, и перекусывают среднюю стойку Затем с помощью резака улалякм крышу, опору боковой стойки с зашей дверью и спинку переднего сиденья (рис. 6 с’) При необходимости перевернутый ав-юмобиль можст дополнительно приподнимайся гидравлическими силовыми цилиндрами (крышу улалякл ко(да пострадавший зафиксирован и ко! да крыша прижага к кузову)
Для обеспечения частичного доступа к трудной клетке, газу и нижним конечностям пострадавшего в фузовом автомобиле уда1яют дверь кабины Дзя лого, вскрывают со стороны гамков и удаляют дверь (рис 7) с помощью гидравлического ра<жима
Полный доступ к (рудной клетке пострадавшего обеспечивается п> гем отгибания назад крыши кабины автомобиля Для лого с ис-пи (ьюнанием ггиравлического разжима вскрывается со стороны ш.м-ков и уда1яется л верь Затем гидравлическим резаком перекусывают полностью передние и боковые, частично - задние стойки кабины (рис К) Да!ее с исчольювапием гидравлических шаровых цилиндров или разжима с цепями крышу оггибакп назаг. при ном частично перекусанные задние стойки выполняю! функцию шарниров
Для обеспечения полного доступа к грудной клетке, ■ азу и нижним конечностям постратавшего вьпаткиванл переднюю часть кабины авгомобиля Для зтого с использованием гидравлически!о разжима со стороны замков вскрывают и уда1яют дверь. За!ем пи-равличеекпм резаком перекусывают передние стойки После лого, 1 идравлическим силовым цилиндром или разжимом с цепями крыша отгибают на1аг (рис 9 а) и выгаживаюг переднюю часть кабины (рис. 9 б) При использовании для вытачивания разжима цепи за-
)
Рис. 7 Вскрытие лвери со стороны Рис. 8 Схема полного и частичного пере-■нарниров кусывания стоек кабины груювого
автомобиля при отгибе крыши вперед
(Г>
/ * \
б)
Рис. 9 Схема выполнения операций деблокирования пострадавших в грую-вом автомобиле:
а) отгиб крыши яаш; б) выталкивание передней части кабины; в) отгиб руля и рулевой колонки вперед.
Рис. 10 Укладка пострадавшего на носилки
крепляют за отгибаемый узел или руль и за раму (передний мост) автомобиля.
Для обеспечения полного доступа к грудной клетке и гачу, частичного доступа к нижним конечносгям пострадавшего руль и рулевую колонку грузового автомобиля отгибают вперед. Для этою с использованием I ндравлического разжима вскрывают со стороны замков и удаляют дверь Затем гидравлическим резаком перекусывают переднюю стойку кабины со стороны пострадавшего После пого с помощью гидравлического силового цилиндра или разжима с цепями отгибают руль и рулевую колонку вперед (рис 9 в)
При обеспечении доступа к пострадавшему ему оказывается первая медицинская помощь
После оказания первой медицинской помощи пострадавшему проводяч дальнейшую разборку автомобиля с целью освобождения пространства, необходимою для фиксации поврежденных частей тела пострадавшего (головы, шейного, грудного и поясничного отдела позвоночника. нижних конечностей и т.п ) и его извлечения.
Для фиксации часгей тела пострадавшего применяют медицинские корсегы, шины и щигы с ремнями.
При извлечении пострадавшего из поврежденного автомобиля ВЫПОЛНЯЮ1 следующие действия'
между сиденьем авгомобиля и тазом пострадавшею располагают жеегкие ровные носилки, 1ЦИГ.
пострадавшего, при необходимости, осторожно поворачивают (как одно целое) и укладывают на носилки (рис. 10);
тело и нижние конечности пострадавшего закрегшяют на носилках ремнями (пластырем) и пострадавшего извлекают из поврежденного автомобиля.
I !ри извлечении пострадавшего из-под автомобиля, автомобиль поднимали (приподнимают) с помощью фузоподъемных средств (авюкрш.о.'. лебедок и др.), \ идравлических домкратов разжимов и силовых цилиндров, пневматических подушек, ручных домкрагов При деблокировании пострадавшего из-под 1руювого автомобиля иногда прорывают подкоп в фунте
После извлечения из автомобиля пострадавшему оказывав)? первую помощь и эвакуируют в лечебное учреждение.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАС АТЕЛЬНЫХ РАНО Т ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ДТП
Существенный объем работ, выполняемый АСФ МЧС России при ДТП совместно со службами других министерств и ведомств, требует соответствующей нормативно-методической базы по техно-ло1ИИ спасения по страдавших в автомобильных авариях. Анализ опыта ликвидации последствий ДТП свидетельствует о необходимо-ст и решения ряда взаимосвязанных задач в следующих направлениях.
1 Нормативное определение порядка взаимодействия подразделений различных министерств и ведомств, привлекаемых к ликвидации последствий ДТП.
В ликвидации последствий ДТП участвуют подразделения различных министерств и ведомств - ГИБДД МВД России, Службы скорой помощи Минздрава России, АСФ МЧС России и др. Порядок организации взаимодействия указанных подразделений при спасении пострадавших в ДТП в настоящее время не определен Так, не установлены порядок привлечения подразделений различных министерств и ведомств, задачи по спасению людей в ДТП, сроки прибытия подразделений на место аварий, ответственность за качество оказания помощи пострадавшим и т. п. Ото является одной из причин недостаточной согласованности действий при ликвидации последствий автомобильных аварий
Решение этой задачи позволит существенно повысить оперативность привлечения подразделений различных министерств и ведомств, слаженность их действий при спасении людей в ДТП.
2 Обоснование критериев участия АСФ МЧС России в спасении пострадавших при ДТП
В настоящее время спасатели МЧС России участвуют в ликвидации последствий только тех ДТП, в которых установлен факт зажатия пострадавших. Для устранения зажатия выполняется минимальная разборка транспортного средства. При ликвидации последствий других ДТП автомобиль не разбирается Это является основной причиной того, что пострадавшим в ходе извлечения из неразобранного или минимально разобранного ТС дополнительно наносятся травмы, приводящие к их гибели или инвалидности (это особенно характерно для пострадавших с шейно-позвоночными травмами, травмами таза и груди). Обоснованный вызов АСФ МЧС России для спасения пострадавших в ДТП позволит существенно сократить смертность и инвалидность людей, пострадавших в автомобильных авариях.
3. Обоснование критериев выбора способов деблокирования людей, находящихся в деформированном автомобиле
В настоящее время способы деблокирования выбираются, в основном, исходя из характера зажатия людей в автомобиле 1ак, например, перед извлечением пострадавшею с тяжелыми травмами позвоночника, зажатого рулевой колонкой, выполняется вскрытие дверей или удаление крыши и отгиб рулевой колонки. После этого пострадавший вынимается из ТС. Операции по полной разборке боковой стороны автомобиля с целью расширения пространства необходимого для фиксации позвоночника пострадавшего и укладывания его (без поворотов в автомобиле) па жесткие носилки, не выполняются Ото является причиной дополнительной смертности и инвалидности людей из-за вторичных травм. Кроме этого, спасателям необходимо учитывать приоритетность работ по обеспечению доступа к пострадавшим с тяжелыми травмами, так как время их жизни при неоказании медицинской помощи минимально.
Использование обоснованных критериев выбора способов деблокирования людей из автомобиля в зависимости от вида степени тяжести травм, места расположения пострадавшего и других факторов также позволит повысить результативность АСР при ДТП.
4. Определение рациона1Ьного технического оснащения и состава расчета спасателей.
Существующий состав дежурных групп ПСО и их техническое оснащение, размещаемое на средствах доставки, определялись исходя из возможного содержания и масштабов работ по ликвидации последствий различных аварий и катастроф. При этом ожидаемые объемы работ по спасению людей в ДТП не учитывашсь Следствием этого является то, что на большую часть выездов для спасения людей доставляются силы и средства не соответствующие сложившейся обстановке
5 Обоснование порядка применения различных средств доставки спасателей и аварийно-спасательного оборудования (АСО) к месту ДТП
Спасатели с необходимым оборудованием могут доставляться к месту ДТП аварийно-спасательными мотоциклами, машинами и вертолетами.
Аварийно-спасательные мотоциклы могут быстро доставить двух спасателей и небольшой комплект АСО к месту ДТП.
В аварийно-спасательных машинах может разместиться значительно больший расчет спасателей и комплект оборудования. Но в условиях интенсивного городского и пригородного движения, наличия автомобильных пробок спасатели на аварийно-спасательных
машинах мот прибывать к месту ДТП со значительным опозданием
Наиболее высокоскоростным средством доставки являются вертолеты Однако их применение ограничено погодными условиями. характером застройки и другими факторами, а также требует значительных финансовых затрат
Определение рационального порядка комплексного применения указанных средств доставки для различных условий позволит повысить оперативность реагирования на ДТП и эффективность спасения людей в автомобильных авариях
6 Определение рациональных мест размещения АСФ на территориальной и федеральной сети дорог.
Анализ показывает, что в настоящее время места размещения АСФ значительно удалены от участков концентрации ДТП. Это приводит к существенным потерям времени на доставку спасателей к месту ДТП, к увеличению затрат на применение средств доставки (особенно вертолетов)
Обоснование рациональных мест размещения АСФ с учетом ожидаемых мест и объемов выполнения АСР при ДТП на федеральной и территориальной сети дорог позволит существенно сократить сроки прибытия спасателей к местам спасения пострадавших при автомобильных авариях.
Таким образом, анализ показывает, что в настоящее время требуется решение следующих задач:
нормативное определение порядка взаимодействия АСФ различных министерств и ведомств при ликвидации последствий ДТП;
обоснование критериев участия АСФ в спасении пострадавших при ДТП.
обоснование критериев выбора способов деблокирования людей, находящихся в деформированных автомобилях.
определение рационального технического оснащения и состава спаса тельного расчета, применяемого для выполнения АСР при
ДТП.
обоснование порядка применения различных средств доставки АСФ к месту ДТП.
определение рациональных мест размещения АСФ на территориальной и федеральной сети дорог и др.
Реалтация результатов решения указанных задач позволит повысить оперативность привлечения необходимых сил и средств для ликвидации последствий ДТП, эффективность работ по деблокированию и извлечению пострадавших из транспортных средств, сократить сроки начала оказания и увеличить объем доэвакуационной медицинской помощи пострадавшим Это значительно сократит инвалидность
и число летальных исходов пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях.
ВЫВОДЫ
1 При обобщении отчетов по научно-практической работе «ДТП-00», выполненной органами управления но делам ГОЧС восьми субъектов Российской Федерации, получены следующие результаты
определены факторы, препятствующие эффективному спасению пострадавших в ДТП по всем четырем этапам (обнаружение и оповещение о ДТП, доставка спасателей к месту ДТП и спасение),
обобщен опыт работы поисково-спасательных служб этих субъектов Российской Федерации в части проведения АСР, их технического оснащения, применяемых технологий и других показателей;
проведена технико-экономическая оценка двадцати мероприятий по совершенствованию системы спасения пострадавших, которая дает представление об их значимости и может служить основанием д,тя принятия решений.
2. По результатам НИР «ДТП-00» определены следующие основные наттравления по повышению эффективности проведения АСР: нормативное определение порядка взаимодействия подразделений различных министерств и ведомств, привлекаемых к ликвидации последствий ДТП.
обоснование критериев участия АСР МЧС России в спасении пострадавших в ДТП
обоснование критериев выбора способов деблокирования людей. находящихся в деформированном автомобиле, разработка и внедрение современных технологий спасения.
определение рационального технического оснащения АСФ и состава расчета спасателей для различных местных условий, организация рабог по оснащению АСФ и внедрению нормативов по составу АСР
обоснование, разработка и принятие нормативов по порядку применения различных средств доставки спасателей и аварийноспасательного оборудования (АСО) к месту ДТП.
определение и принятие нормативов по рациональному размещению АСФ на местной и федеральной сети дорог.