Научная статья на тему 'ОПЫТ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ'

ОПЫТ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / СЕМЬИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иржанова А. А.

В данной статье рассмотрены психолого-педагогические проблемы, которые испытывают семьи, воспитывающие детей-инвалидов. Автор, опираясь на существующие теоретические знания, анализирует проблемы, рассматривает опыт работы с такими семьями. Исходя из этого, предлагает варианты решения проблем.This article discusses psychological and pedagogical problems of families raising children with disabilities. The author, basing on the existing theoretical knowledge, analyzes problems, considers the experience of such families. On this basis, offers solutions to problems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ»

УДК 364.1

Иржанова А.А. студент магистратуры 1 курс, кафедра «Социальной работы и психолого-педагогического образования» Гуманитарный институт МГТУ им. Г.И. Носова Россия, г. Магнитогорск ОПЫТ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В данной статье рассмотрены психолого-педагогические проблемы, которые испытывают семьи, воспитывающие детей-инвалидов. Автор, опираясь на существующие теоретические знания, анализирует проблемы, рассматривает опыт работы с такими семьями. Исходя из этого, предлагает варианты решения проблем.

Ключевые слова: воспитание, дети-инвалиды, психолого-педагогическая помощь, семьи.

EXPERIENCE WITH FAMILIES RAISING CHILDREN WITH

DISABILITIES

This article discusses psychological and pedagogical problems of families raising children with disabilities. The author, basing on the existing theoretical knowledge, analyzes problems, considers the experience of such families. On this basis, offers solutions to problems.

Keywords: education, children with disabilities, psycho-educational support, family

В настоящее время, в России, численность детей-инвалидов составила 580 тыс. человек [5]. Эти цифры четко показывают остроту обсуждаемой проблемы, как в теоретическом, так и в практическом отношении. А это значит, что большому числу родителей многократно приходится сталкиваться с проблемами воспитания и развития детей-инвалидов.

В ходе воспитания такого ребенка, родители непременно сталкиваются с такими проблемами, как процесс социализации и адаптации своего ребенка в социальную действительность и важно, чтобы эти процессы реализовывались успешно. От родителей это требует больше сил, терпения и времени, а для специалистов - тесной связи образовательного учреждения и семьи.

Специалисту, работающему с данной категорией семьи, необходимо знать и учитывать ее особенности, находить такие формы организации досуга, которые были бы пригодны для детей-инвалидов, соответствовали бы не только их физическому, но и психическому состоянию и позволяли бы максимально полно и эффективно реализовать по отношению к ним огромный потенциал этой деятельности. Например, такие методы сотворчества с детьми как: игровые, соревновательные, методы сотрудничества, импровизации и т.п. мотивируют познавательную

деятельность детей-инвалидов, заинтересовывают их в процессе познания различных явлений действительности, способствуют развитию у детей творческого воображения, формируют навыки вступления в различные социальные отношения, развивают физическую активность, а так же способствуют равноправному духовному контакту взрослых и детей.

Все семьи, воспитывающие ребенка-инвалида, нуждаются как в психологической поддержке, направленной на повышение самооценки родителей, оптимизацию психологического климата в семье, так и в педагогической помощи, которая связана с овладением необходимыми знаниями и навыками по воспитанию ребенка.

В число таких мероприятий, которые позволяют это реализовать, входят: оказание медико-психологического сопровождения семей с детьми-инвалидами, проведение консультаций специалистами (врачами, психологами) индивидуальной и групповой психологической работой с детьми, проведение просветительских лекций и тренингов для родителей.

Чтобы повысить эффективность психолого-педагогической работы с данной категорией семей, важно использовать возможности такой сферы жизнедеятельности как досуг. Правильно организованный досуг является важнейшим инструментом социализации человека, позволяющий семьям, воспитывающих детей-инвалидов лучше справиться с психологическими и педагогическими проблемами. Он обеспечивает интеграцию детей-инвалидов в социальную среду.

Накоплен большой опыт работы с семьей, воспитывающих детей-инвалидов в МУ «Центр помощи семье и детям» г. Магнитогорска. В этом учреждении работают педагоги-психологи, которые помогают родителям и детям в решении проблем встающих перед такими семьями. Оказываемая помощь позволяет родителям преодолеть проблемы психологического характера, решить внутрисемейные конфликты, активизировать жизненные ресурсы, создать атмосферу взаимопонимания и уважения, благоприятного климата в семье и на работе и т.д. Дети получают возможность адаптироваться в коллективе, научиться общению с взрослыми и сверстниками, развить интеллектуальные и творческие способности, справиться с агрессией, преодолеть страхи, снизить уровень тревожности, психологически подготовиться к школе, избавиться от суицидальных мыслей и т.д.

Работа в этом учреждении с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, строится следующим образом: на первой встрече с педагогом-психологом выстраиваются отношения между специалистом и семьей, далее проводится диагностическое обследование личности ребенка. После этого составляется индивидуальный коррекционный план работы с ребенком и родителями по преодолению выявленных нарушений. По завершении работы педагог-психолог дает рекомендации родителям на будущее.

Важно помнить, что развитие ребенка-инвалида в большей степени зависит от семейного благополучия, участие родителей в жизни своего

ребенка, в его физическом, и духовном становлении. Поэтому необходимо оказывать психолого-педагогическую поддержку семьям, воспитывающих детей-инвалидов.

Использованные источники:

1.Дементьева Н.Ф. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. - М., 2006. - С. 121.

2.Огарков М.Д. Дети-инвалиды: проблемы и пути решения // Отечественный журнал социальной работы. - 2001. - №11. - С. 15-17.

ЗПетрова В.Г. Кто они, дети с отклонением в развитии? - М.: МПСИ; Флинта, 2008. - С. 160.

4.Слепухина Г.В. Психологическое обеспечение социальной работы с семьей. - 2-е изд.,доп. - Магнитогорск: МаГУ, 2011.- 143 с.

5.Федеральная служба государственной статистики [электронный ресурс] -http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ population/healthcare/# (дата обращения: 11.11.2016).

УДК 37.013

Кадирова Д.Б. преподаватель кафедра «Английская филология» Наманганский государственный университет

Узбекистан, г.Наманган ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЮСУФ ХОС ХОЖИБА «КУТАДГУ БИЛИГ» КАК ИСТОЧНИК НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ Статья посвящена анализу произведения Юсуф Хос Хожиба «Кутадгу билиг» - (знания которые ведут к счастью), это дидактическое произведение является учебником помогающим воспитывать всесторонне развитую личность. Проблемы человеческого поведения, психологического развития, возвышенность в высшую степень, соответствующие Востоку, были передовыми идеями в дидактических произведениях. Гуманность, идеи возвышения человека считались основным корнем созданных произведений, относящихся воспитанию и образованию. Как и во всех государствах и для государства Караханидов была необходима своя Конституция. Именно на основе такой необходимости и было создано произведение «Кутадгу билиг» (1069-1070), где ставятся задачи управления государством Караханидов и духовное воспитание человека всех слоёв населения необходимое для укрепления государства.

Ключевые слова: Знания, нравственность, мораль, образование, воспитание, наставление, произведение, дидактика.

The article is devoted to analysis of works of Yusuf Hos of Hozhib "Kutadgu Bilig" - (the knowledge which leads to happiness), is a didactic work is a tutorial helping to educate comprehensively developed personality. Problems of human behavior, psychological development, and sublimity in the highest degree, corresponding to the East, were advanced ideas in didactic works. Humanity, idea

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.