Научная статья на тему 'ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЮСУФ ХОС ХОЖИБА "КУТАДГУ БИЛИГ" КАК ИСТОЧНИК НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ'

ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЮСУФ ХОС ХОЖИБА "КУТАДГУ БИЛИГ" КАК ИСТОЧНИК НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
753
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАНИЯ / НРАВСТВЕННОСТЬ / МОРАЛЬ / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / НАСТАВЛЕНИЕ / ПРОИЗВЕДЕНИЕ / ДИДАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кадирова Д. Б.

Статья посвящена анализу произведения Юсуф Хос Хожиба «Кутадгу билиг» - (знания которые ведут к счастью), это дидактическое произведение является учебником помогающим воспитывать всесторонне развитую личность. Проблемы человеческого поведения, психологического развития, возвышенность в высшую степень, соответствующие Востоку, были передовыми идеями в дидактических произведениях. Гуманность, идеи возвышения человека считались основным корнем созданных произведений, относящихся воспитанию и образованию. Как и во всех государствах и для государства Караханидов была необходима своя Конституция. Именно на основе такой необходимости и было создано произведение «Кутадгу билиг» (1069-1070), где ставятся задачи управления государством Караханидов и духовное воспитание человека всех слоёв населения необходимое для укрепления государства.The article is devoted to analysis of works of Yusuf Hos of Hozhib "Kutadgu Bilig" - (the knowledge which leads to happiness), is a didactic work is a tutorial helping to educate comprehensively developed personality. Problems of human behavior, psychological development, and sublimity in the highest degree, corresponding to the East, were advanced ideas in didactic works. Humanity, idea of the elevation of man was considered as the main root of the created works related to training and education. As in all the States and of the state of Karakhanids was necessary for its own Constitution. It is through this need and produced a work of art "Kutadgu Bilig" (1069-1070), where the goals of management of the state of Karakhanids, and spiritual education of the person all segments of the population needed to strengthen the state.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЮСУФ ХОС ХОЖИБА "КУТАДГУ БИЛИГ" КАК ИСТОЧНИК НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ»

ребенка, в его физическом, и духовном становлении. Поэтому необходимо оказывать психолого-педагогическую поддержку семьям, воспитывающих детей-инвалидов.

Использованные источники:

1.Дементьева Н.Ф. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. - М., 2006. - С. 121.

2.Огарков М.Д. Дети-инвалиды: проблемы и пути решения // Отечественный журнал социальной работы. - 2001. - №11. - С. 15-17.

ЗПетрова В.Г. Кто они, дети с отклонением в развитии? - М.: МПСИ; Флинта, 2008. - С. 160.

4.Слепухина Г.В. Психологическое обеспечение социальной работы с семьей. - 2-е изд.,доп. - Магнитогорск: МаГУ, 2011.- 143 с.

5.Федеральная служба государственной статистики [электронный ресурс] -http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ population/healthcare/# (дата обращения: 11.11.2016).

УДК 37.013

Кадырова Д.Б. преподаватель кафедра «Английская филология» Наманганскый государственный университет

Узбекистан, г.Наманган ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЮСУФ ХОС ХОЖИБА «КУТАДГУ БИЛИГ» КАК ИСТОЧНИК НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ Статья посвящена анализу произведения Юсуф Хос Хожиба «Кутадгу билиг» - (знания которые ведут к счастью), это дидактическое произведение является учебником помогающим воспитывать всесторонне развитую личность. Проблемы человеческого поведения, психологического развития, возвышенность в высшую степень, соответствующие Востоку, были передовыми идеями в дидактических произведениях. Гуманность, идеи возвышения человека считались основным корнем созданных произведений, относящихся воспитанию и образованию. Как и во всех государствах и для государства Караханидов была необходима своя Конституция. Именно на основе такой необходимости и было создано произведение «Кутадгу билиг» (1069-1070), где ставятся задачи управления государством Караханидов и духовное воспитание человека всех слоёв населения необходимое для укрепления государства.

Ключевые слова: Знания, нравственность, мораль, образование, воспитание, наставление, произведение, дидактика.

The article is devoted to analysis of works of Yusuf Hos of Hozhib "Kutadgu Bilig" - (the knowledge which leads to happiness), is a didactic work is a tutorial helping to educate comprehensively developed personality. Problems of human behavior, psychological development, and sublimity in the highest degree, corresponding to the East, were advanced ideas in didactic works. Humanity, idea

of the elevation of man was considered as the main root of the created works related to training and education. As in all the States and of the state of Karakhanids was necessary for its own Constitution. It is through this need and produced a work of art "Kutadgu Bilig" (1069-1070), where the goals of management of the state of Karakhanids, and spiritual education of the person all segments of the population needed to strengthen the state.

Key words: Knowledge, ethics, morality, education, training, instruction, work, didactics.

Известно, что во времена Восточного ренессанса основной задачей в духовно-просветительской области была проблема человека. Проблемы человеческого поведения, психологического развития, возвышенность в высшую степень, соответствующие Востоку, были передовыми идеями в дидактических произведениях. Гуманность, идеи возвышения человека считались основным корнем созданных произведений, относящихся воспитанию и образованию. Главными средствами реализации этой идеи, т.е. идеи гуманности, ставились задачи, приводящие к высшим моральным ценностям: человеческие чувства и отношения с помощью воспитания и образования.

Нравственно-воспитательные произведения Юсуф Хос Хожиба, играют очень важную роль в области решения задач и проблем духовно-морального развития. В данных произведениях были выдвинуты идеи о духовном развитии личности, путём науки и образования. Например его произведение «Кутадгу билиг» (Благодатное знание), в истории педагогики можно считать монументом всех произведений, написанных методом обучения морали. Именно в этот период учение Корана и Хадисов шло паралельно с изучением указанных в них поучений. В них выдвинуты вперёд такие основные качества мусульманства как: честность, добродетельность, помощь, приличие, правила общения, доброта и милосердие, мораль и другие которые, оказали влияние на Восточную литературу, в образовательно-моральные произведения.

Образовательно-моральные произведения были написаны непосредственно на основе идей, выдвинутых в Хадисах, в частности труд Юсуфа Хос Хожиба «Кутадгу билиг» является этому примером написанным на тюркском языке.

Деятельность Юсуфа Хос Хожиба приходится к Х веку, периода правления Караханидов. Как и во всех государствах и для государства Караханидов была необходима своя Конституция. Именно на основе такой необходимости и было создано произведение «Кутадгу билиг» (1069-1070), где ставятся задачи управления государством Караханидов и духовное воспитание человека всех слоёв населения необходимое для укрепления государства. Юсуф Хос Хожиб проявил себя в этой сложной задаче, не только как мудрая личность, но и как учёный-воспитатель. Поэтому созданное им произведение «Кутадгу билиг», сыграло свою роль как история воспитания и образования, практической задачей которой было воспитание

гармонично развитой личности.

В произведении «Кутадгу билиг» необходимо было отметить своеобразные требования и принципы к воспитанию и образованию для укрепления государства, в связи с переходом власти в руки Караханидов. Данный труд состоит из 6500 бейтов или же 13000 строк по окончании, которого великий мыслитель предоставил его правителю Караханидов Тавгачхану (в книге написано Тавгач- Улуг Бугра Корахон (хокон) книга понравилась хану и он дал автору должность Хос хожиба.

Произведение «Кутадгу билиг» получает широкую известность в Китае где называют его «Адаб ул-мулук» (Этика Правителей), Восточной Туркестане - «Анис ул-мамолик» (Соблюдение правил в стране), Иранцы-«Шохномаи Туркий», жители Востока «Зийнат ул-умаро» (Украшение эмиров), туранцы «Кутадгу билиг», некоторые «Пандномаи мулук» (Поучения правителей).

Юсуф Хос Хожиб был великим мыслителем, человеком с глубокими знаниями своего времени, он проявил себя как философ и как мудрец в области медицины, астрономии, географии, философии, педагогики, литературе, дипломатии. Кроме освещения правил общения между различными социальными слоями населения, он создал систему правил в области дипломатии, своеобразный метод воспитания и образования.

«Кутадгу билиг» означает знание, которое ведёт к счастью, уже из названия понимаем, что это дидактическое произведение является учебником помогающим воспитывать всесторонне развитую личность.

Главная идея «Кутадгу билиг» передаётся с помощью описания жизненного пути и управления государством 4-х символических героев, которые ведут человечество к счастливой жизни: Кунтугди Элиг падишах символ-справедливости, везирь Ойтулди символ-богатства, везирь Угдулмиш символ-разума, Узгурмиш родственник везиря символ-терпения. В работе Юсуфа Хос Хожиба благо и счастье человека, его место в обществе, его обязанности, разрешение жизненных проблем являются основными задачами.

Мыслитель в своём произведении излагает свои моральные взгляды, т.е. освещает социальные отношения, между всеми типами общества опираясь на практику. Эти нравственные и моральные принципы, задачи и требования, освещены с помощью дискуссий, которые идут между героями, а также привычки и черты характера людей разных профессий.

Он утверждает, что человек за всю свою жизнь оставляет после себя хорошее имя, или выделяется своими плохими поступкам и отрицательными качествами, язык может поднять человека до небес или совсем уничтожить его, человек благодаря двум качествам обретает вечность: или своим примерным поведением, или хорошими словами. Уважительное отношение людей между собой является самым высшим в основе данного произведения

Автор освещает в своём произведении так же и чиновников, которые решают судьбу общества, взаимоотношения людей в семье самыми яркими

примерами. Он очень чётко и ясно описывает в своём произведении отношение старших к младшим, младших к старшим, чиновников к своим подчинённым или подчинённых к чиновникам, отношения между различными группами, взаимоотношения в семье, культуру поведения общества. Ознакомившись с трудом мы убеждаемся в том, что в нём особую роль автор отводит воспитанию и обучению ребёнка с момента его рождения и наставляет о необходимости постоянного контроля поведения и поступков ребёнка и выбирать для него честных и умных учителей.

В произведении особое значение отводится поведению чиновников, и эти мысли автора до сих пор актуальны. Наставления Юсуфа Хос Хожиба о поведении, воспитанности, честности являются программой для каждого бека, полководца, везиря, ходжиба, посла, служащего дворца. Автор утверждает, что чиновник должен обладать следующими качествами: быть мастером своего дела, должен быть знатоком различных сфер, уметь говорить красиво, быть смышлённым, скромным, умным, находчивым, терпеливым, отважным, преданным, здоровым, он должен уметь сочинять стихи, играть в шахматы или нарды. Он не должен иметь никаких отрицательных качеств, характерных для человека и он всегда должен быть на службе у народа. Кроме того, автор советует отказаться от вредных привычек, таких как: пиршества, проституция, пьянства, высокомерия, эгоизма, от незаконных действий по отношению к простому народу и многие другие.

Использованные источники:

1.Юсуфа Хос Хожиб. «Кутадгу билиг»- Т.Юлдузча, 1990

2.К.Хошимов, С.Нишонова. История педагогики. Т.:2005

3.Б.Тухлиев. Произведение Юсуфа Хос Хожиба «Кутадгу билиг».Т.:1995

УДК 373.3

Капранов Г.А., к.п.н., доцент кафедры педагогики

Школа педагогики ДВФУ Шевченко О.С. учитель МБОУ «СОШ №12» магистрант Школы Педагогики ДВФУ

Россия, г. Партизанск КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДОМАШНЕЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПЕРВОКЛАССНИКОВ (ПРЕДМЕТНАЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ

СОСТАВЛЯЮЩИЕ) Аннотация. В статье описываются критерии оценивания домашней развивающей среды первоклассников; раскрываются основные принципы развивающей среды; представлено влияние предметной и эмоциональной сред на успешность обучения первоклассников.

Annotation. This article describes the criteria for assessing the home environment developing first-graders; reveals the basic principles of developing

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.