Научная статья на тему 'КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДОМАШНЕЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПЕРВОКЛАССНИКОВ (ПРЕДМЕТНАЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ)'

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДОМАШНЕЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПЕРВОКЛАССНИКОВ (ПРЕДМЕТНАЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА / КРИТЕРИАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА РАЗВИТИЯ / ДОМАШНЯЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА / IN DETAIL-SPATIAL ENVIRONMENT / CRITERIA-BASED ASSESSMENT SYSTEM / EMOTIONAL DEVELOPMENT ENVIRONMENT / HOME DEVELOPING ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Капранов Г. А., Шевченко О. С.

В статье описываются критерии оценивания домашней развивающей среды первоклассников; раскрываются основные принципы развивающей среды; представлено влияние предметной и эмоциональной сред на успешность обучения первоклассников.This article describes the criteria for assessing the home environment developing first-graders; reveals the basic principles of developing environment; The effect of the subject, and emotional environments on the success of teaching first-graders.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДОМАШНЕЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПЕРВОКЛАССНИКОВ (ПРЕДМЕТНАЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ)»

примерами. Он очень чётко и ясно описывает в своём произведении отношение старших к младшим, младших к старшим, чиновников к своим подчинённым или подчинённых к чиновникам, отношения между различными группами, взаимоотношения в семье, культуру поведения общества. Ознакомившись с трудом мы убеждаемся в том, что в нём особую роль автор отводит воспитанию и обучению ребёнка с момента его рождения и наставляет о необходимости постоянного контроля поведения и поступков ребёнка и выбирать для него честных и умных учителей.

В произведении особое значение отводится поведению чиновников, и эти мысли автора до сих пор актуальны. Наставления Юсуфа Хос Хожиба о поведении, воспитанности, честности являются программой для каждого бека, полководца, везиря, ходжиба, посла, служащего дворца. Автор утверждает, что чиновник должен обладать следующими качествами: быть мастером своего дела, должен быть знатоком различных сфер, уметь говорить красиво, быть смышлённым, скромным, умным, находчивым, терпеливым, отважным, преданным, здоровым, он должен уметь сочинять стихи, играть в шахматы или нарды. Он не должен иметь никаких отрицательных качеств, характерных для человека и он всегда должен быть на службе у народа. Кроме того, автор советует отказаться от вредных привычек, таких как: пиршества, проституция, пьянства, высокомерия, эгоизма, от незаконных действий по отношению к простому народу и многие другие.

Использованные источники:

1.Юсуфа Хос Хожиб. «Кутадгу билиг»- Т.Юлдузча, 1990

2.К.Хошимов, С.Нишонова. История педагогики. Т.:2005

3.Б.Тухлиев. Произведение Юсуфа Хос Хожиба «Кутадгу билиг».Т.:1995

УДК 373.3

Капранов Г.А., к.п.н., доцент кафедры педагогики

Школа педагогики ДВФУ Шевченко О.С. учитель МБОУ «СОШ №12» магистрант Школы Педагогики ДВФУ

Россия, г. Партизанск КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДОМАШНЕЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПЕРВОКЛАССНИКОВ (ПРЕДМЕТНАЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ

СОСТАВЛЯЮЩИЕ) Аннотация. В статье описываются критерии оценивания домашней развивающей среды первоклассников; раскрываются основные принципы развивающей среды; представлено влияние предметной и эмоциональной сред на успешность обучения первоклассников.

Annotation. This article describes the criteria for assessing the home environment developing first-graders; reveals the basic principles of developing

environment; The effect of the subject, and emotional environments on the success of teaching first-graders.

Ключевые слова. Предметно-пространственная среда, критериальная система оценивания, эмоциональная среда развития, домашняя развивающая среда.

Keywords. In detail-spatial environment, criteria-based assessment system, emotional development environment, home developing environment.

Современная образовательная система, построенная в Российской Федерации, содержит три этапа - дошкольное образование, школьное образование, высшее образование. Однако основой всестороннего развития ребенка важной частью является домашняя развивающая среда, которая предполагает активное взаимодействие родителей и детей в целях предметного, физического, эмоционального, психологического развития. Для первоклассников создание благополучной домашней развивающей среды является залогом успешного образования в будущем.

Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования определены важные условия развития детей. Одним из таких условий является создание развивающей образовательной среды - благоприятного психологического климата [2]. Развивающая среда формируется не только в образовательном учреждении, но и в домашних условиях. Психологический климат в семье также способствует успешности учащегося, то есть домашняя среда влияет на развитие ребенка.

Для того, чтобы вывести систему критериев оценки домашней развивающей среды первоклассников следует определиться с понятийным аппаратом.

Развивающая среда определяется как комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых [1]. Домашние факторы определяют продвижение ребенка в его развитии, и уровень его развития показывает на то, как в семье налажено его питание, соблюдается ли режим занятий и отдыха, верно ли дозируются физические и умственные нагрузки, благополучна ли эмоциональная составляющая климата ребенка.

Основные принципы развивающей среды представлены на рисунке 1.

Источник: [7]

Рисунок 1 - Основные принципы домашней развивающей среды

Таким образом, основой домашней развивающей среды является создание максимально открытых условий для гармоничного развития первоклассника. При этом организация процессов познания должна быть создана на основе гибкости пространства и возможности перемещения первоклассника из одной комнаты в другую. Кроме этого в домашних условиях в обязательном порядке необходимо постоянно поддерживать динамику развития среды, иначе успеваемость быстро снижается. Полифункиональность определяется возможностью использования разнообразных предметов в различных аспектах деятельности школьника.

Структурно домашняя среда разделяется на несколько категорий, среди которых особе внимание уделяется предметно-пространственной и эмоциональной средам.

Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка [6].

Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития»:

- содержать предметы и материалы, известные детям;

- предметы и материалы, которыми дети будут овладевать с помощью взрослого;

- совсем незнакомые предметы и материалы.

Эмоциональная среда, как составляющая домашней развивающей среды позволяет первоклассникам усваивать материал. И качество усвоения информации в большинстве случаев зависит от благополучия в семье. Отношение родителей между собой, а также отношение родителей к ребенку во многом сказываются на психологическом и эмоциональном равновесии ребенка и в первую очередь отражается на успеваемости первоклассников в школе.

Далее определим особенности критериальной оценки домашней развивающей среды.

Критериальная система оценивания предполагает оценку и сравнение достижений отдельного ученика с выведенным общим критериям образования. Фактически он предполагает более объективную оценку способностей учеников в школах, дает возможность организовать планирование деятельности ученика, выделять пути достижения целей, а также оценивать эффективность достижения целей.

Среди критериев предметно-пространственной среды выделяют следующие:

1) Насыщенность - домашняя программа развивающей предметно-пространственной среды должна соответствовать возрастным возможностям ребенка, а также содержанию общей школьной программы.

Кроме этого домашняя развивающая среда должна быть оснащена средствами обучения, в том числе и техническими материалами, учебными и спортивным оборудованием, специальным инвентарем.

2) Трансформируемость. Предполагает оценку возможности изменения предметно-пространственной среды в зависимости от сложившейся ситуации, а также от изменения интереса ребенка;

3) Полифункциональность среды, которая обеспечивается за счет возможности использования одних и тех же предметов в разнообразной деятельности первоклассника;

4) Вариативность определяется наличием в домашней развивающей среде ребенка разнообразных материалов, инструментов, игрушек, оборудования и прочих инструментов развития ребенка, которые позволяют ребенку свободно выбирать пути разрешения ситуаций;

5) Доступность означает возможности использования первоклассниками в домашней развивающей среде всех помещений, учебных материалов и игрушек, а также исправность оборудования и материалов;

6) Безопасность - соответствие всех элементов домашней развивающей требования надежности, и безопасности использования.

Основными критериями качества эмоциональной составляющей домашней развивающей среды первоклассников являются [5]:

Эмоционально-поддерживающий компонент: психологическая установка семьи (поддерживающая позиция родителей, отсутствие ссор в семье между родителями и с ребенком). Данный критерий оценивается путем общения педагога с родителями и ребенком;

Эмоционально-настраивающий компонент: обстановка в доме и комнате первоклассника - цветовые решения, мебель, удобство планировки.

Эмоционально-стабилизирующий компонент: режим занятости первоклассника - питание, сон, пребывание в школе, пребывание на дополнительных занятиях, уроки, игры, спортивные занятия и пр.

Эмоционально-активизирующий компонент: наличие в жизнедеятельности первоклассника широкого спектра активностей: игры, уроки, развлечения, сюрпризы, праздники и пр. важным моментом является

включение в процесс развития ребенка со стороны семьи ярко-эмоциональных игр. Кроме этого к данной категории относятся путешествия с детьми, помещение музеев, театров, кинотеатров, организация событий по совместному проведению времени. Эта составляющая позволяет ребенку набираться положительных эмоций. Оценивается по рассказам ребенка.

Эмоционально-тренирующий компонент: специальные занятия родителей с ребенком по коррекции и развитию эмоционально-личностной сферы ребенка. Важными аспектами данного этапа является обучение ребенка выражению своих чувств, фиксация на проявлениях эмоций и пр.

В силу того, что оценка эмоциональной среды развития ребенка объективно затруднена, обычно используют следующие методики [4]:

1. Восьмицветовой тест М. Люшера. Оценка дает возможность оценить утомление, стресс, тревогу и напряжение ребенка;

2. Методика «Лесенка». Определяет особенности самооценки ребенка самим собой, а также его представления об оценке его окружающими;

3. Методика «Изучение саморегуляции». Определяет на каком уровне саморегуляции находится ребенок в интеллектуальной деятельности;

4. Оценка школьной мотивации, Лусканова Н.Г. Оценка производится по рисункам и анкетам.

Получаемые результаты оценки эмоциональной составляющей по нескольким тестам дает возможность понять действительную эмоциональную составляющую развития ребенка и степень влияния домашней развивающей среды на нее.

Таким образом, приведенные критерии оценки домашней развивающей среды с предметной и эмоциональной точек зрения показывают, что для успешной адаптации и приспособления первоклассника к новым условиям необходимо создание гармоничного сочетания предметной и эмоциональной среды развития в домашних условиях.

Рассмотрим результаты стартовой педагогической диагностики учеников первого класса, которое было проведено в сентябре 2016 г. в МБОУ СОШ №12 г. Партизанска. В классе 33 обучающихся. Работу выполняли 32 человека, 1 отсутствовал по болезни. В ходе группового обследования было выявлено, что:

1) умение передавать форму фигуры (зрительное восприятие) сформировано на 32%;

2) умение ориентироваться на плоскости (пространственное восприятие) - на 60%;

3) умение выбирать и выполнять арифметические действия - на

73%;

4) умение сравнивать множества по числу элементов - на 88%;

5) умение классифицировать предметы - на 67%;

6) состояние фонематического слуха развито на 39%;

7) степень овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове составляет 65%;

8) умение следовать указаниям сформировано на 68%. Соответствующий результат представлен на рисунке 2.

3%

■ уровень подготовки ниже базового

■ базовый уровень подготовки

■ повышенный уровень подготовки

■ высокий уровень подготовки

53%

Рисунок 2 - Результат стартовой педагогической диагностики учеников 1 класса МБОУ СОШ №12, сентябрь 2016 г.

Таким образом, у обучающихся 1 класса необходимо повышать зрительное восприятие, улучшать фонематический слух, произвольность. В целом исследование показало, что традиционный базовый уровень подготовки первоклассников к обучению отражает текущий уровень домашней развивающей среды. 22% первоклассников показали уровень подготовки ниже среднего, что в большинстве своем говорит о неудовлетворенности предметно-пространственной домашней развивающей среды. Родители не уделяют должного внимания интеллектуальному развитию детей.

В целом изучение особенностей критериальной оценки домашней развивающей среды в предметном и эмоциональном аспектах показывает, что для первоклассников особенно в период адаптации на первое место выходит формирование гармоничного сочетания предметно-пространственной и эмоциональных сред в домашних условиях. От качества организации этих процессов в доме зависит уровень мотивации детей к получению знаний и обучению в школе.

Использованные источники:

1.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. С. А. Смирнова. — М., 1999.

2.Шевченко О.С. Домашняя развивающая среда / О.С. Шевченко // Наука, технология, техника: перспективные исследования и разработки. - 2016. - С. 535-538.

3.Крюкова Л.В. Эмоциональная сфера ребенка как один из показателей адаптации первоклассника к школьному обучению / Л.В. Крюкова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2012. №25-1. - С.20-23.

4.Салникова С.В. Уровень сформированности универсальных учебных действий первоклассников: стартовая диагностика/ С.В. Сальникова, М.О. Ткаченко // Эксперимент и инновации в школе. - 2012. - №2. - С.16-23.

5.Создание эмоциональной среды ребенка в ДОУ. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/methodology/363.html

6.Дендебер И.А. Развивающая образовательная среда школы, и адаптация к ней учащихся подросткового возраста. «Компетентностный подход в образовании как основа реализации стандартов второго поколения: от теории к практике : материалы второй межрегиональной научно-практической конференции. Ч.2 \ отв. Ред. И.А. Дендебер, А.В. Калагастова, О.Ю. Мязина. - Воронеж: ВГПУ, 2010. - с.3-12.

7.Кузичкина Н.И Предметно-развивающая среда образовательной организации, обеспечивающая требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования / Н.И. Кузичкина. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.uchportfolio.ru/articles/read/1374

УДК 81

Каргополова М.А.

студент 5 курса, профиль «Русский язык и литература»

Филиал Омского государственного педагогического университета в г. Тара

Россия, г. Тара

ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ОБУЧЕНИИ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ В 6 КЛАССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В статье рассматриваются виды упражнений на уроках русского языка при обучении связной устной речи. Автором рассматриваются такие виды упражнений, как: восстановление деформированного текста, составление предложения из слов с добавление любых других слов, редактирование текста, определение границ текста, задания на сравнение, задания на группировку, задания на обобщение. Ключевые слова: устная речь, текст.

TYPES OF EXERCISE ON THE LESSONS OF RUSSIAN LANGUAGE IN THE TEACHING OF CONNECTED SPEECH IN 6 CLASSES OF

SECONDARY SCHOOLS

This article discusses types of exercises on the Russian language lessons in teaching connected speech. The author considers these types of exercises such as: recovery of the deformed text, drawing offers from words to add any other words, text editing, definition of the boundaries of the text, job comparisons, job group, job generalization. Keywords: speaking, text.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.