Научная статья на тему 'Опыт работы с дифференциальным диагностическим опросником Е. А. Климова'

Опыт работы с дифференциальным диагностическим опросником Е. А. Климова Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1050
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / PROFESSIONAL ORIENTATION / ПСИХОДИАГНОСТИКА / PSYCHOLOGICAL DIAGNOSTICS / "ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК" Е.А. КЛИМОВА / "DIFFERENTIAL DIAGNOSTIC QUESTIONNAIRE" BY E.A. KLIMOV / "КАРТА ИНТЕРЕСОВ" А.Е. ГОЛОМШТОКА / "MAP OF INTERESTS" BY A.E. GOLOMSHTOK / "АНКЕТА ОПТАНТА" / "QUESTIONNAIRE FOR OPTANT" / ЭКСПЕРТНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / EXPERT ENGINEERING / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА / EXPERT EVALUATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Герасимова И.В.

В статье представлен опыт работы с пакетом методик («Дифференциальный диагностический опросник» Е.А. Климова, «Карта интересов» А.Е. Голомштока, «Анкета оптанта») в результате разработки автоматизированной системы психодиагностики для профориентации школьников. Была произведена адаптация некоторых формулировок опросников к современным социокультурным и техническим условиям, разработана их электронная версия (в том числе инструкций и компьютерного предъявления полученных результатов). Автоматизированная система профессиональной ориентации школьников лицензирована и успешно применяется уже несколько лет. Приводится адаптированный вариант «Дифференциального диагностического опросника» Е.А. Климова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE OF WORK WITH THE DIFFERENTIAL DIAGNOSTIC QUESTIONNAIRE BY E.A. KLIMOV

The article presents the specifics of practical work with a set of techniques (“Differential diagnostic questionnaire” by E.A. Klimov, “Map of interests” by A. E. Golomshtok, “Questionnaire for optant”) as a result of development of automated system of diagnostics for guidance of students. The researcher has been adapted some of the wording of the questionnaires to the contemporary socio-cultural and technical conditions, developed an electronic version (including instructions and computer presentation of the obtained results). The automated system of professional orientation of students is licensed and has been used successfully for several years. The author of the work also presents an adapted version of the “Differential diagnostic questionnaire” by E.A. Klimov.

Текст научной работы на тему «Опыт работы с дифференциальным диагностическим опросником Е. А. Климова»

20. Deardorff D. Identification and assessment of intercultural competence as a student outcome of internationalization. Journal of studies in international education. 2006; 3: 241 - 266.

21. Raven J. Competence in modern society: its identification, development and release. Oxford: Oxford Psychologists Press, 1984.

References

1. Chen G.M. Intercultural effectiveness. Intercultural communication: a reader. Boston, 2009: 393 - 401.

2. Wiseman R.L., Hammer M.R., Nishida H. Predictors of intercultural communication competence. International journal of intercultural relations. 1989; 13: 349 - 370.

3. Gannon M.J., Poon J.M.L. Effects of alternative instructional approaches on cross-cultural training outcomes. International journal of intercultural relations. 1997; 4: 429 - 446.

4. Bhawuk D.P.S. The role of culture theory in cross-cultural training. Journal of cross-cultural psychology. 1998; 29: 630 - 655.

5. Chen G.M., Starosta W.J. A review of the concept of intercultural sensitivity. Human communication. 1997; 1: 1 - 16.

6. Fantini A.E. A central concern: developing intercultural competence. Adam-europe.eu: the projects and products portal for Leonardo da Vinci. Available at: http://www.adam-europe.eu/prj/2935/prd/8/1/develop-I-com.pdf

7. Freire P. Teachers as cultural workers: letters to those who dare teach. Boulder, CO: Westview Press, 1998.

8. Stephan W., Stephan C. W. Intergroup anxiety. Journal of social issues. 1985; 41: 157-175.

9. Gudykunst W.B., Kim Y.Y. Communicating with strangers: an approach to intercultural communication. New York: McGraw-Hill, 1997.

10. Richmond V.P., McCroskey J.C. Communication: apprehension, avoidance, and effectiveness. Scottsdale, AZ: Gorsuch Scarisbrick, 1995.

11. Pettigrew T. How does intergroup contact reduce prejudice? Meta-analytic tests of three mediators. European journal of social psychology. 2008; 38: 922 - 934.

12. Van Oudenhoven J.P., Van der Zee K.I. Predicting multicultural effectiveness of international students: The Multicultural Personality Questionnaire. International journal of intercultural relation. 2002; 26: 679 - 694.

13. Van der Zee K.I., Zaal J.N., Piekstra J. Validation of the Multicultural Personality Questionnaire in the context of personnel selection. European Journal of Personality. 2003; 17: 77 - 100.

14. Hammer M.R. The Developmental paradigm for intercultural competence research. International journal of intercultural relations. 2015; 48: 12 - 13.

15. Shaffer M.A., Harrison D.A., Gregersen H., Black J.S., Ferzandi L.A. You can take it with you: individual differences and expatriate effectiveness. Journal of applied psychology. 2006; 91: 109 - 125.

16. Mol S.T., Born M.P., Willemsen M.E., Van der Molen H.T. Predicting expatriate job performance for selection purposes: a quantitative review. Journal of intercultural psychology. 2005; 36: 590-620.

17. Okayama C.M., Furuto S.B., Edmondson J. Components of cultural competence: attitudes, knowledge and skills. Culturally competent practice: skills, interventions, and evaluations. Boston, 2001: 89 - 100.

18. Detweiler R.A. Intercultural interaction and the categorization process: a conceptual analysis and behavioral outcome. International journal of intercultural relations. 1980; 4: 275 - 293.

19. Takeuchi R., Yun S., Russel, J.E.A. Antecedents and consequences of the perceived adjustment of Japanese expatriates in the USA. International Journal of Human Resource Management. 2002; 13: 1224 - 1244.

20. Deardorff D. Identification and assessment of intercultural competence as a student outcome of internationalization. Journal of studies in international education. 2006; 3: 241 - 266.

21. Raven J. Competence in modern society: its identification, development and release. Oxford: Oxford Psychologists Press, 1984.

Статья поступила в редакцию 29.08.16

УДК 159.9

Gerasimova I.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Head of Research Laboratory of Naval Psychology, Maritime

State University n.a. Admiral G.I. Nevelskoi (Vladivostok, Russia), E-mail: gera-ira@mail.ru

PRACTICE OF WORK WITH THE DIFFERENTIAL DIAGNOSTIC QUESTIONNAIRE BY E.A. KLIMOV. The article presents the specifics of practical work with a set of techniques ("Differential diagnostic questionnaire" by E.A. Klimov, "Map of interests" by A. E. Golomshtok, "Questionnaire for optant") as a result of development of automated system of diagnostics for guidance of students. The researcher has been adapted some of the wording of the questionnaires to the contemporary socio-cultural and technical conditions, developed an electronic version (including instructions and computer presentation of the obtained results). The automated system of professional orientation of students is licensed and has been used successfully for several years. The author of the work also presents an adapted version of the "Differential diagnostic questionnaire" by E.A. Klimov.

Key words: professional orientation, psychological diagnostics, "Differential diagnostic questionnaire" by E.A. Klimov, "Map of interests" by A.E. Golomshtok, "Questionnaire for optant", expert engineering, expert evaluation.

И.В. Герасимова, канд. психол. наук, доц., зав. научно-исследовательской лабораторией морской психологии, ФГБОУ

ВО «Морской государственный университет им. адмирала Г.И. Невельского», г. Владивосток, Е-mail: gera-ira@mail.ru

ОПЫТ РАБОТЫ С ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫМ ДИАГНОСТИЧЕСКИМ ОПРОСНИКОМ Е.А. КЛИМОВА

В статье представлен опыт работы с пакетом методик («Дифференциальный диагностический опросник» Е.А. Климова, «Карта интересов» А.Е. Голомштока, «Анкета оптанта») в результате разработки автоматизированной системы психодиагностики для профориентации школьников. Была произведена адаптация некоторых формулировок опросников к современным социокультурным и техническим условиям, разработана их электронная версия (в том числе инструкций и компьютерного предъявления полученных результатов). Автоматизированная система профессиональной ориентации школьников лицензирована и успешно применяется уже несколько лет. Приводится адаптированный вариант «Дифференциального диагностического опросника» Е.А. Климова.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, психодиагностика, «Дифференциальный диагностический опросник» Е.А. Климова, «Карта интересов» А.Е. Голомштока, «Анкета оптанта», экспертное проектирование, экспертная оценка.

Думаю, никого не нужно убеждать в том, что выбор профессии старшеклассниками задача не только личная, но государственная. К сожалению, рынок профессий и образовательных услуг на сегодняшний день в нашей стране оказываются практически несвязанными. К тому же далеко не всегда выбор

профессии делается осознанно и целенаправленно: есть данные, что примерно 50% выпускников вузов работают не по той специальности, по которой получили образование; около 60% выпускников средних специальных заведений и 70% выпускников профессионально-технических училищ ежегодно оказывают-

ся невостребованными предприятиями и организациями [1, с. 2].

Если говорить о психологической составляющей этого процесса: выявлении реальных профессиональных предпочтений старшеклассников, их психологических особенностей и возможностей, одна из наиболее сложных задач, с которой сталкиваются психологи, - это подбор подходящего инструментария. Для организации компьютерного тестирования сотрудниками НИЛ морской психологи МГУ им. адм. Г.И. Невельского были отобраны «Дифференциальный диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климова, «Карта интересов» А.Е. Голомштока и «Анкета оптанта» [2]. Они проверены временем, методика ДДО имеет достаточно высокие коэффициенты надежности, текущей и прогностической валидности (Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов, 2000). Однако в современных условиях формулировки ряда вопросов этих методик для школьников звучат архаично, они не отражают социокультурные, экономические и технические изменения, произошедшие в обществе.

На базе НИЛ была произведена адаптации вопросов методик, а также их инструкций и презентации результатов диагностики для электронной версии. Применялись метод экспертных оценок (первоначальная и повторная оценка) и метод экспертного проектирования (одиночная оценка; групповая оценка без взаимодействия и с взаимодействием; однотуровая оценка, двухтуровая). Помимо 8 сотрудников научно-исследовательской лаборатории (к. псх. н., зав. НИЛ И.В. Герасимова, к. псх. н., с. н. с. О.А. Истомина, к. псх. н., с. н. с. А.В. Пилипенко, м. н. с. К.А. Белова, м. н. с. А.В. Орлова, ст. лаборант А.А. Эльдари-он, программист Е.Е. Никитенко) в основной состав экспертной группы вошли 16 соисполнителей, работающих на факультете психологии. И еще 19 элитарных экспертов (инженеры, моряки, пилоты, юристы, экономисты, журналисты, музыканты и др.) привлекалось со стороны.

В частности, в методике «ДДО» объектами проектирования являлись 14 из 20 вопросов (один полюс дихотомической шкалы или оба). Решались следующие задачи: заменить устаревшие понятия и названия технических объектов, а также ссылки на них, заменить ссылки на устаревшие формы общественных отношений, дополнить ссылки современными источниками информации, понятиями, сохранив смысловое содержание вопросов и «отнесенность» каждого вопроса к соответствующей шкале методики. При повторной экспертной оценке выявлялось, сохранилось ли смысловое содержание утверждения в новой формулировке и его «отнесенность» к соответствующей шкале, нужны ли дополнительные коррективы. После экспертной работы был проведен бланковый опрос адаптированными вариантами методик «ДДО» и «Карта интересов» учеников 11 классов г. Арсеньева (44 чел.). При этом задача психолога была фиксировать наиболее частые уточняющие содержание опросника вопросы школьников и их комментарии. Ни один из вопросов адаптированного варианта методики «ДДО» (курсив) затруднений не вызвал (см. приложение 1).

И вот уже несколько лет мы успешно применяем батарею с адаптированными версиями методик для профориентационной работы со школьниками Приморья1 [3]. Накапливаемая эмпири-

Библиографический список

ческая база данных позволяет выявлять тенденции профессиональных предпочтений современных старшеклассников. Изучая подростков, важно понять, насколько осознанно происходит выбор профессии, насколько учтены их психологические особенности и возможности, а также потребности общества. Однако такое исследование имеет и сугубо практическую направленность: знание общих тенденций, характеризующих особенности профессионального самоопределения нынешних старшеклассников, является ценной информацией для администрации образовательных учреждений.

Эмпирическую выборку нашего первого исследования составили 84 человека - это старшие школьники 9, 10, 11 классов школ г. Владивостока и 11-го класса технического профиля лицея. Во всех четырех сборных классах по результатам диагностики пакетом методик выявлены тенденции преобладания предпочтений профессий типа «человек-художественный образ» и гуманитарной сферы труда при низком интересе к профессиям типа «человек-природа»; математически-технической и естественно-научной сфере труда. Уточним, что к профессиям типа «человек - художественный образ» относят профессии, связанные с проектированием, созданием и реставрацией художественных произведений, их воспроизведением в массовом производстве, изготовлением оригинальных изделий, художественным отображением и оформлением действительности (архитектор, дизайнер, скульптор, модельер, художник, режиссер, дирижер, музыкант, вокалист, актер, ювелир, реставратор, оформитель, мастер по росписи, шлифовщик по камню, маляр и другие).

К выпускному классу число респондентов, считающих, что они определились с выбором профессии, снижается. Поскольку это проявляется на фоне другой тенденции - преобладания соответствия профессиональных предпочтений по предмету труда, сфере труда и выраженным интересам - такая картина представляется парадоксальной. Возможно, чем старше оптант, чем большую он чувствует ответственность, тем больше у него сомнений по поводу выбора профессии (часто из двух). Это может быть и мотивационный конфликт, когда, несмотря на внутреннюю предрасположенность, родители или кто-то из референтных лиц, руководствуясь своими мотивами, настойчиво предлагают что-то другое. И тем больше выпускник нуждается в независимом профконсультировании. А в случае, когда выбор все же сделан, на фоне соответствия профессиональных предпочтений по предмету труда, сфере труда и выраженным интересам можно предположить, что выбор профессии у таких учащихся скорее осознанный.

Особого внимания требуют данные учащихся лицейского класса. Поскольку это класс технического профиля, предполагалось, что приоритетными будут предпочтения технической направленности: математически-техническая сфера деятельности, тип профессий «человек - техника». Но они только на втором месте. Возможно, это указывает на проблемы набора и отбора в такой класс. Этот момент представляется важным, поскольку в нынешних социально-экономических условиях профессии технического профиля вновь становятся востребованными.

1. Фалунина Е.В. Основы профориентологии: сборник психодиагностических методик. Московский психолого-социальный институт, 2004.

2. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Под редакцией А.А. Крылова, С.А. Маничева. Санкт-Петербург: 2003.

3. Герасимова И.В. Опыт применения автоматизированной системы психодиагностики в профессиональной ориентации школьников. Профориентация: вопросы теории и практики: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Хабаровск: Издательство ДВГУПС, 2015: 225 - 229.

References

1. Falunina E.V. Osnovy proforientologii: sbornik psihodiagnosticheskih metodik. Moskovskij psihologo-social'nyj institut, 2004.

2. Praktikum po obschej, 'eksperimental'noj i prikladnoj psihologii. Pod redakciej A.A. Krylova, S.A. Manicheva. Sankt-Peterburg: 2003.

3. Gerasimova I.V. Opyt primeneniya avtomatizirovannoj sistemy psihodiagnostiki v professional'noj orientacii shkol'nikov. Proforientaciya: voprosy teorii i praktiki: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Habarovsk: Izdatel'stvo DVGUPS, 2015: 225 - 229.

1 Автоматизированная система профессиональной ориентации школьников. Модуль тестирования. Версия 2009-1. Зарегистрировано 25.03.2010. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2010612252

Автоматизированная система профессиональной ориентации школьников. Модуль анализа. Версия 2009-1. Зарегистрировано 24.06.2011. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2011614991

РФ. Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам

Адаптированный вариант вопросов методики ДДО

1. Ухаживать за животными - обслуживать машины, приборы (следить, регулировать).

2. Помогать больным людям, лечить их - составлять таблицы, схемы, программы для компьютеров, вычислительных машин.

3. Следить за качеством иллюстраций книг, плакатов, постеров, открыток, обложек для лазерных дисков - следить за состоянием, развитием растений.

4. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) - доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать).

5. Обсуждать научно-популярные книги, статьи - обсуждать художественные книги (фильмы, пьесы, концерты).

6. Выращивать животных, выводить их новые породы -обучать сверстников или младших выполнению каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных).

7. Копировать рисунки, изображения или играть на музыкальных инструментах - управлять каким-либо транспортным средством (автомобилем, трактором, электровозом подъемным краном и др.).

8. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочной службе, на экскурсии и т. д.) - художественно оформлять стенды, витрины, помещения или участвовать в подготовке пьес, концертов.

9. Ремонтировать что-либо (одежду, обувь, технику, жилище и др.) - искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.

10. Лечить животных - выполнять вычисления, расчеты.

Приложение 1

11. Выводить новые сорта растений - конструировать, проектировать новые виды изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.).

12. Разбирать споры, ссоры между людьми (убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять) - разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).

13. Наблюдать, изучать работу клубов художественной самодеятельности (кружков, студий), смотреть выступления, концерты - наблюдать, изучать жизнь микробов.

14. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты - оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

15. Составлять точные описания, отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. - художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые).

16. Делать лабораторные анализы в больнице - принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.

17. Красить или разрисовывать стены помещений, какие-либо изделия - осуществлять строительство зданий или сборку машин, приборов.

18. Организовывать посещение сверстниками (или младшими) кино, театров, музеев, совместные походы на природу и т.п. - играть на сцене, принимать участие в концертах.

19. Изготавливать по чертежам изделия (машины, одежду и т.д.) или их детали, строить здания - заниматься черчением, копировать чертежи, карты.

20. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада - работать на устройствах с клавиатурой (компьютере, печатной машинке и др.).

Статья поступила в редакцию 20.09.16

УДК 159

Kulkina I.V., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, North-Caucasian Social Institute; senior teacher, Stavropol State Medical University of Russian Ministry of Healthcare (Stavropol, Russia), E-mail: iri4451@yandex.ru

Arkhipova O.A., Police Lieutenant Colonel, teacher, Department of Administrative Law and Administrative Activities, Stavropol branch of Krasnodar University of Ministry of Home Affairs of Russia (Stavropol, Russia), E-mail: nik-toropchin@yandex.ru Golovkova V.A., 3rd year student, Faculty of Medicine, Stavropol State Medical University of Russian Ministry of Health (Stavropol, Russia), E-mail: Leraqol2015@mail.ru

TRADITIONAL MEDICINE AS A MEDICAL INSTRUMENT IN THE TREATMENT OF DISEASES. The article describes features of application of traditional medicine therapies. Today, in the modern world, there are some controversial versions of feasibility of this approach, the authors show that there are some scientific papers published that prove the influence of many intangible factors on a person's life. The article presents positive and negative aspects of traditional medicine. The research states that unfortunately a patient often comes into the psychological dependence of these healers. It should be noted that traditional healers fraudulently promise to cure sick people after giving the patients a full course of treatment asking for money. In this case such healers must be prosecuted.

Key words: folk medicine, allergic reaction, psychiatric disorders, responsibility for their actions, license for provision of medical services.

И.В. Кулькина, канд. юр. наук, доц. каф. государственного права, АНО ВО «Северо-Кавказский социальный институт», ст. преп. каф. судебной медицины и права с курсом ДПО ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России, E-mail: iri4451@yandex.ru

О.А. Архипова, подполковник полиции, преподав. каф. административного права и административной деятельности, Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России, E-mail: nik-toropchin@yandex.ru В.А. Головкова, студентка 3 курса Лечебного факультета, ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения России», E-mail: Leraqol2015@mail.ru

НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА КАК МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТРУМЕНТ ПРИ ЛЕЧЕНИИ ЗАБОЛЕВАНИЙ

В статье раскрываются особенности применения методов лечения народной медицины. На сегодняшний день в современном мире существуют спорные версии о целесообразности такого подхода, но также давно существуют серьезные научные работы, обосновывающие влияние многих нематериальных факторов на жизнь человека. В статье сформулированы положительные и отрицательные стороны народной медицины. К сожалению, зачастую пациент попадает в психологическую зависимость таких целителей. Необходимо отметить, что обращаясь к знахарям, которые обманным путем обещают за полный курс лечения вылечить их, теряют время и зачастую возможность благоприятного исхода лечения болезни, а также происходит требование за это денежных средств. И в этом случае можно такого целителя привлечь к уголовной ответственности.

Ключевые слова: народная медицина, аллергическая реакция, психические расстройства, ответственность, лицензия на оказание медицинских услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.