Научная статья на тему 'Профессиональная направленность обучающихся в университете'

Профессиональная направленность обучающихся в университете Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
331
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / АДЕПТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / PROFESSIONAL ORIENTATION / ADHERENT / PROFESSIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чибис Светлана Петровна, Кузнецова Ольга Зориктоевна

В статье представлены результаты исследования профессиональной направленности обучающихся, выявленные с помощью дифференциально-диагностического опросника Е.А. Климова. Определены склонности обучающихся к определенным типам профессий и соответствие выбранному направлению обучения. По результатам анализа авторами предложены мероприятия, направленные на актуализацию профессиональной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чибис Светлана Петровна, Кузнецова Ольга Зориктоевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the Professional Orientation at the University

The article presents the results of students’ professional orientation investigation, identified with the aid of a differential diagnostic questionnaire by E.A. Klimov. Their inclinations to certain types of professions and correspondence to the chosen training area are determined. Measures aimed at actualization students’ professional orientation based on the results of the analysis are proposed by the authors.

Текст научной работы на тему «Профессиональная направленность обучающихся в университете»

Чибис С.П., Кузнецова О.З. Профессиональная направленность обучающихся в университете // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2018. - Спецвыпуск №5. - URL http://e-joumal.omgau.ru/images/issues/2018/S05/00556.pdf. - ISSN 2413-4066

УДК 37.047

Чибис Светлана Петровна

Аспирант

ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск sp.chibis@omgau.org

Кузнецова Ольга Зориктоевна

Кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск oz.kusnetsova@omgau.org

Профессиональная направленность обучающихся в университете

Аннотация: В статье представлены результаты исследования профессиональной направленности обучающихся, выявленные с помощью дифференциально-диагностического опросника Е.А. Климова. Определены склонности обучающихся к определенным типам профессий и соответствие выбранному направлению обучения. По результатам анализа авторами предложены мероприятия, направленные на актуализацию профессиональной направленности.

Ключевые слова: профессиональная направленность, адепт, профессиональный стандарт.

В научной психологической литературе профессиональная направленность определяется как «установка на развитие личности в соответствии с требованиями деятельности» [1]; «система устойчивых свойств человека как настоящего или будущего субъекта труда, определяющих его психологический склад, обеспечивающих его активность по конструированию собственной (потенциальной или актуальной) профессиональной деятельности» [2].

В период обучения в вузе профессиональная направленность выступает как новообразование определяющее содержание ведущего типа деятельности и влияющее на познавательную, исследовательскую активность, мотивированное овладение профессионально-ориентированными компетенциями, нацеленность на устройство на работу по специальности после окончания вуза, позитивную мотивацию труда. Этим и обусловливается актуальность и значение изучения данной проблемы.

К эмпирическим методам исследования профессиональной направленности личности можно отнести тесты, опросники, такие как дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова, методика Дж. Голланда, психогеометрический тест и др. Данные методики позволяют определить склонность к той или иной профессиональной сфере, приспособленность различных типов личности к разным профессиональным средам, выраженность направленности респондентов на выбранную профессию, соответствие

личностных и индивидуальных психологических качеств требованиям профессии, сформировать понимание у обследуемых направления развития этих качеств.

Цель работы - организация эмпирического исследования профессиональной направленности студентов Омского государственного аграрного университета и выявление ее соответствия выбранной профессиональной деятельности.

База исследования - бакалавры 1-го курса по направлению подготовки Агрономия (20 человек), так как первые курсы вузовского обучения являются наиболее сензитивным периодом в развитии профессиональной направленности.

Исследование осуществлялось с помощью дифференциально-диагностического опросника Е.А. Климова, направленного на выявление ориентации человека на пять типов профессий: Человек-природа (Ч-П), Человек-техника (Ч-Т), Человек-человек (Ч-Ч), Человек-знаковая система (Ч-З), Человек-художественный образ (Ч-Х) [3]. Методика основана на самооценке обучающимися своих возможностей в реализации заданных в опроснике видов деятельности и трудовых действий. ДДО Климова позволяет получить достоверную информацию о профессиональной направленности адепта (обучающегося, вставшего на путь освоения профессии, согласно классификации этапов профессионального становления Е.А. Климова) к работе в определенной сфере.

Организация исследования - респондентам был предложен список из 20 пар видов деятельности. Испытуемый должен в каждой из пар выбрать только один вид деятельности и в соответствующей клетке опросного листа поставить знак «+».

Обработка результатов проводилась по ключу. За каждое совпадение с ключом начисляется один балл [4]. Минимальное количество баллов по каждой графе - 0, максимальное - 8 баллов. Результат в 0-2 балла свидетельствует о том, что интересы к данной типу профессий не выражены; 3-6 баллов - профессиональная направленность и интересы выражены в средней степени; 7-8 баллов - профессиональная направленность выражена ярко и отчетливо. Итоги опроса представлены в таблице 1.

Таблица 1

_Итоги опроса профессиональной направленности (в баллах)_

Номера респондентов Ч-П Ч-Т Ч-Ч Ч-З Ч-Х

Респондент 1 7 2 5 4 2

Респондент 2 5 8 2 2 3

Респондент 3 5 7 3 5 0

Респондент 4 3 5 3 3 5

Респондент 5 1 4 5 5 5

Респондент 6 6 7 3 4 0

Респондент 7 5 6 7 2 0

Респондент 8 6 3 3 1 7

Респондент 9 5 5 4 6 0

Респондент 10 4 0 4 6 0

Респондент 11 5 2 5 4 4

Респондент 12 2 6 6 4 2

Респондент 13 6 2 5 3 4

Респондент 14 6 2 3 2 7

Респондент 15 2 2 6 2 8

Респондент 16 3 3 3 5 6

Респондент 17 3 3 6 2 6

Респондент 18 2 5 5 2 6

Респондент 19 7 5 4 2 2

Респондент 20 4 7 4 2 3

Профессиональная направленность респондентов по степени выраженности интересов представлена в таблице 2.

Таблица 2

_Структура профессиональных интересов в группе обучающихся (в %)_

Степень выраженности интересов Ч-П Ч-Т Ч-Ч Ч-З Ч-Х

Не выражены 20 25 15 45 35

Средняя степень 70 55 80 55 50

Отчетливо выражены 10 20 5 0 15

Анализируя полученные данные, можно отметить разностороннюю направленность профессиональных интересов в группе. У большинства ребят они выражены в средней степени - от 50 до 80%, при этом максимальный процент профессиональной направленности в сторону типа профессии «Человек-человек». Одновременное доминирование двух типов профессий не наблюдалось ни у одного обучающегося. Выявлено четыре студента, у которых тип профессии «Человек-техника» отчетливо выражены. Два человека имеют явное преобладание направленности к типу профессий «Человек-природа». Преимущественную ориентацию на профессии типа «Человек - знаковая система» не имеет ни один студент.

Следует отметить, что выбранная обучающимися профессия агронома является универсальной и разнонаправленной по отношению к различным видам деятельности и объектам взаимодействия. Согласно перечню трудовых действий, включенных в профессиональный стандарт агронома - документу, определяющему обобщенные функции, трудовые функции и действия, которые должен выполнять работник в рамках своей профессиональной сферы, какими знаниями и умениями он должен обладать, специальность можно отнести к следующим типам профессий:

«Человек-природа». Характерные трудовые действия: установление соответствия агроландшафтных условий требованиям сельскохозяйственных культур при их размещении на территории землепользования; обоснование выбора сортов сельскохозяйственных культур...; разработка системы защиты растений...; разработка технологий улучшения и рационального использования природных кормовых угодий. и др.

«Человек-техника». Характерные трудовые действия: контроль эффективности использования средств механизации, оборудования и техники и др.

«Человек-знаковая система». Характерные трудовые действия: сбор информации по технологиям производства продукции и воспроизводства плодородия почв; разработка технологических карт и т.д.

«Человек-человек». Характерные трудовые действия: формирование рабочих групп в области сельскохозяйственного производства. и руководство их деятельностью и др.

Необходимо отметить, что все вышеперечисленные трудовые действия, в той или иной степени, требуют от исполнителя наличия психологических особенностей, свойственных типу «Человек-художественный образ». Как подчеркивает Б.Ф. Ломов, «творчество - это не исключительное состояние художественной, научной и изобретательской деятельности. Любая деятельность включает момент творчества» [5]. Станет ли профессиональная деятельность творческой - во многом зависит от самой личности.

Таким образом, наши респонденты обладают необходимым потенциалом, отвечающим психологическим требованиям выбранной профессиональной деятельности агронома.

В заключении следует отметить, что полученные результаты отражают состояния и достигнутый уровень развития респондентов в основном на момент проведения опроса. Участники опроса - молодые люди-первокурсники, у которых только начинается становление и осмысление их профессиональной деятельности. В соответствии с принципом развития психики этот достигнутый уровень может меняться. Задача педагогического коллектива заключается в поддержании и развитии таких составляющих профессиональной направленности как профессиональное самовоспитание, самообразование,

самосовершенствование через создание системы специального обучения и внеучебной деятельности, направленной на формирование профессионально-значимых личностных качеств, развитие навыков и профессиональных компетенций, соответствующих структурным компонентам деятельности специалиста в области агрономии.

Ссылки на источники:

1. Зыбина Л.Н. Особенности проявления профессиональной направленности личности в период обучения в вузе // Актуальные проблемы психологии личности: сб. ст. по матер. III междунар. науч.-практ. конф. №3. - Новосибирск: СибАК, 2010.

2. Афонькина, Ю.А. Становление профессиональной направленности в развитии человека / Ю.А. Афонькина. - Мурманск : МГПИ 2001. - 180 с.

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 198 с.

4. Носкова О.Г. Психология труда: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. Е.А.Климова - М.: «Академия», 2004. - 384 с.

5. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. -Москва : Директ-Медиа, 2008. - 1174 с.

Svetlana Chibis

Graduate student

FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

Olga Kuznetsova

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

Formation of the Professional Orientation at the University

Abstract: The article presents the results of students' professional orientation investigation, identified with the aid of a differential diagnostic questionnaire by E.A. Klimov. Their inclinations to certain types of professions and correspondence to the chosen training area are determined. Measures aimed at actualization students' professional orientation based on the results of the analysis are proposed by the authors.

Keywords: professional orientation, adherent, professional standard.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.