Т. П. Коваленок, И. В. Крыжановская
Типы профессиональной направленности и познавательные интересы студентов
Рассматривается связь типа профессиональной направленности, диагностированного методикой Е.А. Климова «Дифференциальный диагностический опросник», и познавательных интересов, измеренных методикой Голомштока, у студентов различных факультетов лесотехнического вуза. На основе корреляционного анализа выделены группы интересов, соответствующие типу направленности.
Ключевые слова: направленность, профессиональное самоопределение, профессиональная направленность, профессиональные интересы, познавательные интересы.
В современной психологии направленность рассматривается как социально обусловленная подструктура личности, отражающая индивидуально преломленное общественное сознание. Направленность включает в себя такие подструктуры как влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрения, убеждения [1]. Направленность определяет успешность овладения человеком профессией и высту-пает «системообразующим» фактором личности профессионала [2]. Понятие «профессиональная направленность» может трактоваться как совокупность мотивов, интересов, установок личности, планов, ценностных ориентаций в области определенной профессиональной деятельности.
Формирование профессиональной направленность является, с одной стороны, важной составляющей процесса профессионального самоопределения, с другой стороны, устойчивая сформированная направленность является условием успешного преодоления кризиса выбора профессии [2]. Профессиональное самоопределение - это длительный и многоаспектный процесс, связанный с выбором, овладением и выполнением определенной профессиональной деятельности. Вхождение в новую социальную среду и подготовка к дальнейшей учебной и профессиональной деятельности предполагает формирование и развитие ценностно-смысловых компонентов профессиональной направленности, освоение и перестройку профессиональных ценностей.
Психологическое сопровождение личности в процессе профессионального самоопределения на этапе выбора профессии требует диагностики профессиональной направленности. Многочисленные исследования показывают, что профессиональные намерения являются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание предстоящей деятельности. Для выявления профессиональной направленности личности в профконсультации используются различные диагностические методики, наибольшее распространение получил дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова, который позволяет определить склонность к одному из пяти типов деятельности, выделенных на основании различий в предмете труда [3].
Важной составной частью направленности личности являются интересы, которые представляют собой форму проявления познавательной потребности. Избирательную направленность личности на профессию как на социально-психологическую роль называют профессиональным интересом. Кроме того, профессиональный интерес характеризуется направленностью на сущностные стороны профессии: предмет и условия труда, особенности профессиональной подготовки. Профессиональные интересы у оптанта формируются на основе имеющихся познавательных интересов и тесно с ними взаимосвязаны. Поэтому диагностика познавательных интересов имеет существенное значение в практике профконсультации. Для этого используются «Карты интересов» разнообразных модификаций, включающие разное количество вопросов.
Таким образом, «Карта интересов», разработанная А.Е. Голомштоком и дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова (ДДО) являются основными инструментами диагностики профессиональной направленности на этапе выбора профессии.
Методика ДДО Е.А. Климова позволяет определить направленность на один из пяти типов профессий, при этом основанием для выделения типов профессий является предметное содержание труда. «Карта интересов» А.Е. Г оломштока позволяет оценить степень выраженности более чем 20 интересов, виды интересов выделяются на основе классификации видов научного знания и сфер человеческой деятельности. Обе методики широко используются в практике консультирования, позволяя описать интересы и склонности оптанта. Однако важно знать не только содержание интересов консультируемых, но и увидеть их взаимосвязь, структуру, определить степень влияния на последующую деятельность, в частности, на выбор профессии.
В целях выявления структуры интересов, их связи с профессиональной направленностью личности и оценки влияния на выбор профессии было проведено исследование на базе Московского государственного университета леса (МГУЛ). В исследовании принимали участие студенты различных факультетов: гуманитарного, лесного, экономики и внешних связей, механической и химической технологии древесины, ландшафтной архитектуры. В общей сложности в нем приняло участие 488 человек (таблица 1).
Таблица 1.
Распределение респондентов по факультетам
Факультет 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс Всего
Г уманитарный 26 33 29 27 115
Лесной 14 26 20 23 83
Экономики и внешних связей 20 23 14 34 91
Механической и химической технологии древесины 24 28 27 28 107
Ландшафтной архитектуры 18 12 44 18 92
Всего 102 122 134 130 488
Большой объем выборки, разнообразие направлений профессионального обучения позволяют считать данную выборочную совокупность случайной и обеспечивают репрезентативность по отношению к генеральной совокупности. При анализе результатов эмпирического исследования учитывалась формальная структура выборки - различные факультеты, а также уточнялись ее особенности в соответствии с получаемыми диагностическими данными. Для диагностики направленностей и интересов студентов были использованы методика Е.А. Климова ДДО (дифференциально-диагностический опросник) и «Карта интересов» А.Е. Г оломштока.
Методика ДДО Е.А. Климова позволила выявить особенности профес-сиональной направленности студентов различных факультетов. Анализ результатов показал, что из 488 испытуемых имеют направленность к про-фессиям типа «Человек-природа» - 44 студента, «Человек-техника» - 134, «Человек-человек» - 135 и «Человек-художественный образ» - 201 сту-дент (таблица 2; рисунок 1). При этом следует отметить, что у 81 испы-туемого обнаружилось выраженное предпочтение двух типов профессий, у 6 человек - трех и у 2 студентов - четырех типов профессий.
а
чоловок чолонок ирирода іохіїикії чолоиок чолонок чолоиок чолонок чи<ж художсч ином мы й образ
Рисунок 1. Распределение студентов по направленности на определенный тип профессии.
Наибольшее количество студентов (34%) имеют направленность на профессии типа «Человек- художественный образ», на втором и третьем местах по частоте предпочтения профессии типа «Человек-техника» и «Человек-человек». Неожиданным оказалось то, что в вузе такого профиля меньше всего обучающихся с направленностью на профессии типа «Человек-природа» (рисунок 1).
Таблица 2.
Результаты исследования профессиональной направленности
Профессио- нальная направлен- ность Факультет всего
лесной механической и химической технологии древесины гума- нитар- ный экономики и внешних связей ланд- шафтной архитек- туры
Человек- природа 15 8 6 9 6 44
Человек- техника 32 58 26 7 11 134
Человек- человек 18 15 36 57 9 135
Человек-знак 8 21 12 19 13 73
Таблица 2. Окончание.
4
5
Профессио- нальная направлен- ность Факультет всего
лесной механической и химической технологии древесины гума- нитар- ный экономики и внешних связей ланд- шафтной архитек- туры
Человек-художественный образ 24 17 72 32 56 201
Итого: 97 116 152 124 95 587
Анализ профессиональной направленности студентов различных факультетов показал, что на лесном факультете преобладают студен-ты с двумя основными типами направленности: «Человек-техника» и «Человек-художественный образ», помимо этого, на данном факульте-те больше, по сравнению с другими факультетами, студентов с направленностью на природу и меньше всего - с направленностью на профессии типа «Человек-знак». На факультете механической и химической технологии древесины больше всего студентов с направленностью «Человек-техника» и «Человек-знак», на гуманитарном факультете подавляющее большинство студентов имеет направленность «Человек-художествен-ный образ», на втором месте в два раза меньшее количество студен-тов с направленностью «Человек-человек». Для факультета экономи-ки и внешних связей характерно самое большое количество студентов с направленностью «Человек-человек». Закономерна частота распределения направленностей на факультете ландшафтной архитектуры - с большим отрывом преобладают студенты с направленностью «Человек-худо-жественный образ».
Необходимо отметить, что осмысления и объяснения, возможно, и усовершенствования самой диагностической методики требует факт преобладания в выборке студентов с выраженной направленностью на сферу артономических профессий (Человек-художественный образ). Возможно, причиной этого явления стали личностные особенности, присущие студенческому возрасту: потребность в самовыражении, яркое воображение, склонность к творчеству, гибкость мышления, сильная впечатлительность, эмоциональность.
Диагностика познавательных интересов у испытуемых проводилась по методике «Карта интересов» А.Е. Голомштока. Данная методика позволила выявить преобладающие интересы студентов различных факультетов (таблица 3).
Результаты изучения интересов студентов всех исследуемых факультетов в целом указывают, что наиболее часто встречающимися преобладающими интересами у них являются интерес к журналистике, технике, астрономии, педагогике и сфере обслуживания. Наименее выражены интересы к геологии, сельскому хозяйству, медицине и легкой промышленности. На рисунке 2 показана степень выраженности различных интересов.
Рисунок 2. Соотношение интересов в выборке студентов.
Анализ результатов диагностики структуры интересов студентов различных факультетов показал, что можно выделить группы интересов, соответствующих специфике факультета. Так, для студентов лесного факультета характерно сочетание интересов к лесному хозяйству, рабочим специальностям, сфере обслуживания. Основным интересом студентов факультета механической и химической технологии древесины является интерес к технике, студентов гуманитарного факультета больше, чем студентов других факультетов, интересует общественная работа и право. Студенты факультета экономики и внешних связей не имеют ярко выраженных, отличающих их от студентов других факультетов интересов, можно только отметить несколько более высокий по сравнению с другими интерес к журналистике и педагогике. Для студентов факультета ландшафтной архитектуры характерен самый высокий по сравнению с другими студентами интерес к биологии.
Первичный качественный анализ данных позволяет констатировать, что в данной выборке наиболее выраженное влияние на выбор конкретного профиля обучения оказал интерес к технике.
Таблица 3.
Результаты исследования интересов студентов по факультетам
Интересы Факультет Всего
лесной механической и химической технологии древесины гуманитарный ЭКОНОМИКИ и внешних связей ’о 3 х а. "в" Із* Я ® я ^ X и в* Ч «5
физика 2 2 1 2 3 10
математика 2 3 5 6 3 19
химия 6 2 9 7 1 25
астрономия 12 15 10 11 10 58
биология 2 4 0 3 9 18
медицина 2 0 5 1 0 8
сельское хозяйство 1 0 2 2 1 6
лесное хозяйство 7 1 3 5 6 22
филология 3 1 3 5 2 14
журналистика 17 14 20 24 12 87
история 1 8 12 11 12 44
искусство 9 4 8 11 8 40
геология 2 0 1 1 0 4
география 4 6 2 4 3 19
общественная работа 1 2 10 1 4 18
право 6 3 10 8 0 27
транспорт 3 6 1 1 6 17
педагогика 2 3 15 16 11 47
рабочие специальности 11 6 7 3 3 30
сфера обслуживания 13 9 9 8 8 47
строительство 5 4 3 2 5 19
легкая промышленность 1 0 3 2 1 7
техника 8 35 9 4 3 59
электротехника 6 7 7 2 0 22
Итого: 126 135 155 140 111 667
Для выявления структуры интересов и их связи c направленностью личности был проведен корреляционный анализ полученных на всей выборке испытуемых данных, в результате которого выявлено множество статистически значимых (по Пирсону, уровень значимости 0,05) коэффициентов корреляции интересов.
Анализ матрицы интеркорреляций позволил на основании значений коэффициентов корреляции выделить блоки взаимосвязанных интересов. За основу деления интересов на группы была взята типология профессий Е.А. Климова. Группировка интересов осуществлялась в ходе анализа значения коэффициентов корреляций между типами профессиональной направленности и интересами, при этом рассматривались только ста-тистически значимые коэффициенты корреляций. Подавляющее боль-шинство интересов имели единственный положительный коэффициент корреляции с одним из типов профессий. Исключением стали физика, биология, филология, журналистика, общественная работа, право и педа-гогика. Указанные интересы имели положительную корреляцию с двумя и более типами профессий и были отнесены к определенному типу по максимальному значению коэффициента корреляции.
Интересы к химии и географии не имели положительных коэффици-ентов корреляции ни с одним из типов профессий, в связи с чем были исключены из дальнейшего рассмотрения.
Таблица 4.
Коэффициенты корреляций между типами профессий и
интересами а
--------МГЦ--------МГ§-------Г“Г8------мг!----
®Т-в о & ли ер —п о я лх $ ^ о о лл ее ЦТ1 ^ Челов и знак ее
физика 0,137 - 0,180 0,114 - 0,136
математика 0,145
химия - 0,100
астрономия - 0,100 0,172
биология 0,194 - 0,090 -0,092 0,090
медицина 0,109
сельское хозяйство 0,214
лесное хозяйство 0,196
филология - 0,153 0,107 0,109
журналистика - 0,129 - 0,122 0,167 0,148
история 0,109
искусство - 0,145 0,200
геология 0,096
география
о Ч
і м Таблица 4. Окончание.
§ & Л а щ н н н & $ « § § Я в а й ® (ШрВЗЕ худож венн
общественная работа - 0,121 0,126 0,094
право - 0,094 - 0,094 0,171 0,120
транспорт 0,200 - 0,159 - 0,132
педагогика - 0,157 - 0,180 0,278 0,177
рабочие специальности 0,303 - 0,165 - 0,148
сфера обслуживания - 0,172 0,237
строительство 0,218 - 0,149 - 0,100 - 0,121
промышленность 0,130 - 0,093
техника 0,489 - 0,262 - 0,261
электротехника 0,394 - 0,237 - 0,210
В результате корреляционного анализа были выделены блоки интересов, характерные для испытуемых обследованной выборки, которые были названы в соответствии с типами профессий: биономический, тех-нономический, социономический, сигнономический, артономический (таблица 5).
Таблица 5.
Группировка интересов по связям c типами профессий
Блоки интересов
Биономичес- Технономи- Социономи- Сигнономи- Артономи-
кий ческий ческий ческий ческий
биология транспорт медицина астрономия история
геология физика журналистика математика искусство
лесное строительство педагогика филология
хозяйство рабочие сфера
сельское специальности обслуживания
хозяйство легкая про- общественная
мышленность работа
техника право
электротех-
ника
Так, направленность на профессии типа «Человек-природа» оказалась закономерно связанной с интересами к биологии, геологии, сельскому и лесному хозяйству.
Технономический блок объединяет направленность на профессии типа «Человек-техника» и интересы к транспорту, физике, рабочим специальностям, легкой промышленности, строительству, технике, электротехнике.
Социономический блок включает направленность на профессии типа «Человек-человек» и взаимосвязанные с ним интересы к медицине, журналистике, общественной работе, праву, педагогике, сфере обслуживания.
Сигнономический блок объединяет направленность на тип профессий «человек-знак», которая оказалась связанной с интересом к астрономии и математике.
Артономический блок объединяет направленность на профессии типа «Человек-художественный образ» и интересы, связанные с историей, искусством, филологией.
Таким образом, проведенное исследование позволило выявить и описать структуру интересов, их связь с профессиональной направленностью личности и оценить степень влияния на выбор профессии. Исследование показало, что используемые в профессиональном консультировании методы диагностики направленности и интересов обладают достаточно хорошей дифференцирующей способностью, позволяют выделять значимые для профессионального самоопределения особенности.
Библиографический список
1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. - М., 2001.
2. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М., 2005.
3. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. - М., 2003.