Г. Б. Скок
Опыт работы с авторами учебнометодических материалов для системы ОДО
В рамках проекта TACIS-DELPHI в 1999-2000 г. в НГТУ создан компьютерный курс для преподавателей-разработчиков методических материалов для открытого дистанционного образования (ОДО).
Проект DELPHI помог привести в систему и окончательно оформить начальную версию этого пособия, которое первоначально готовилось для использования на ФПКП НГТУ. Обучающие семинары в рамках DELPHI, рекомендации экспертов помогли выполнить и закончить работу по подготовке курса к июлю 2000 г.
Зачем нужен этот курс?
Преподаватели высшей школы принялись разрабатывать учебно-методические материалы в электронном виде. Мотивы написания "Электронных учебников" разные, но почти всегда внешние:
• заставляют на кафедре;
• нет учебников по дисциплине на бумажном носителе;
• интересно попробовать, что получится;
• надоело повторять одно и то же;
• пусть студенты работают самостоятельно, а я отдохну;
• материал очень быстро меняется - удобно обновлять.
Однако, хотя в электронном виде можно представить любые свои заметки, тексты, задания и т.д., к учебно-методическим материалам для системы ОДО предъявляются особые требования, особенно если предполагается, что студенты, используя их, будут учиться самостоятельно. Большой личный опыт работы автора с преподавателями вузов и средних профессиональных учебных заведений показывает наличие по крайней мере двух отрицательных стереотипов в их деятельности, проявляющихся при педагогическом проектировании:
• замена проектирования курса в целом конструированием отдельных занятий;
• планирование в основном своей собственной деятельности (чаще по
представлению информации и контролю) и невнимание к построению учебной
деятельности тех, кто учится.
Оба эти стереотипа сформировались в условиях информационного подхода к обучению и являются очень устойчивыми. Расшатывание их требует серьезной и вдумчивой работы как со стороны носителя новой парадигмы ("Я учусь" вместо "Меня учат"), так и со стороны того, кто учится разрабатывать методические материалы.
Наличие указанных стереотипов в деятельности разработчиков учебно-методических материалов для ОДО приводит к тому, что качество создаваемых материалов невысоко, и надежды на то, что студенты будут (и смогут!) учиться с их помощью самостоятельно, могут не оправдаться.
Чтобы этого не случилось, и был создан курс "Психолого - педагогические аспекты разработки методических материалов для ОДО".
Расшатывание упомянутых отрицательных стереотипов у преподавателей затрудняется тем, что при переобучении взрослых людей необходимо (так рекомендуют психологи) опираться на их личный опыт, знания, а именно с этим опытом и связаны стереотипы. При построении методики обучения преподавателей разработке методических материалов практически не может быть реализован принцип "Я знаю. Делай как я". Только приглашение к участию в беседе, ответы на возникающие у них вопросы, рекомендации и советы, советы, советы. Именно такая методика была использована при разработке названного пособия.
Этап Цель деятельности Обучающийся (разработчик материалов для ОДО).. Ведущий преподаватель, тьютор...
при очном обучении в дистанционном режиме при очном обучении в дистанционном режиме
1 иметь представление о курсе, его авторе, характере предстоящей работы ...знакомится с ведущим преподавателем; ...сообщает некоторые сведения о себе, свой замысел (если он есть); ...знакомится с программой курса и требованиями к выпускной работе ...делает все то же самое, что и при очном обучении ...организует свободное обсуждение того, чем обучающимся предстоит заниматься; ...сообщает порядок работы, характер и величину поддержки, "правила игры" используя email, выставляя информацию на доску объявлений "форум"
2 иметь общее представление о конечном продукте своей деятельности ...знакомится с выпускными работами ранее обучавшихся в курсе ... делает то же самое ...помогает, обращает внимание на..., ...отвечает на вопросы ..отвечает на вопросы обучающихся
3 иметь представление о том, как лучше выстроить свой курс (модуль), выбранный для реализации в электронном виде ...слушает психолого -педагогические рекомендации по организации учебного процесса высокого качества; ... задает вопросы; ...участвует в дискуссии ..."гуляет по курсу"; ... выбирает вопросы из предложенных, на которые хочет получить ответы; ...осуществляет самооценку (если хочет) ... читает лекции (6 часов); ... отвечает на вопросы ... организует дискуссию ..отвечает на вопросы, обучающихся по e-mail
4 уметь: формулировать цели; выбирать и структурировать содержание; разрабатывать ...работает самостоятельно над той частью курса, которая будет представлена в электронном ...работает самостоятельно с пособием (модули 1-7); ... задает вопросы; ...готовит ... отвечает на вопросы; ...консультирует; ... корректирует ..отвечает на вопросы, обучающихся по e-mail; ...корректирует и рецензирует представленные
Этап Цель деятельности Обучающийся (разработчик материалов для ОДО).. Ведущий преподаватель, тьютор...
при очном обучении в дистанционном режиме при очном обучении в дистанционном режиме
сценарий; осуществлять контроль достижений обучающихся; организовывать (с помощью материалов) учебную деятельность обучающихся; описывать свой виде ... готовит итоговые задания по модулям 1-7 ... консультируется с преподавателем итоговые задания по модулям 1-7 ... общается посредством форума с другими обучающимися и преподавателем (по e-mail) итоговые задания; ... собирает информацию для коррекции курса
Предполагалось (это установка DELPHI), что обучение пойдет в открытом дистанционном режиме. Нас это устраивало, т.к. в последнее время постоянно возникали трудности, связанные с отсутствием в вузах средств на командировочные расходы. Имеется две альтернативы при подходе к созданию учебно-методических материалов для ОДО. Они касаются характера поддержки обучающихся в дистанционном режиме:
Первая. Создаются хорошие тексты с иллюстрациями, грамотные в научном и предметном планах. Эти иллюстрированные тексты, снабженные примерами и заданиями для контроля, доставляются обучаемому. Это прекрасный вариант материалов, если обучающийся уже мотивирован и ему не требуется документ об образовании (им движет только интерес). Если же говорить о получении образования с выдачей документа, то в этом случае требуется жесткая система сопровождения учебного процесса, достаточно сложная и громоздкая.
Вторая. Создаются методические материалы, которые (в основном!) берут на себя не только информационную, но и управляющую функцию. В этом случае величина внешней поддержки в процессе обучения существенно уменьшается, а процесс становится более открытым, действительно свободным, менее заорганизованным.
Наше учебное пособие (его электронный вариант) построено в соответствии со второй альтернативой. Обучающийся практически всему, что запланировано, может научиться, работая самостоятельно. В пособии четко сформулированы цели в терминах допускающих проверку, а обучение строится вокруг вопросов обучающегося (конечно, они выбирают их из предложенных, тех, что обычно задают преподаватели, записавшиеся на курс).
Пособие хорошо структурировано. В нем 7 модулей:
1. Краткое описание курса.
2. Как формулировать цели, выделяя целевую группу.
3. Как делать сценарий.
4. Как структурировать содержание.
5. Как организовывать деятельность обучающихся.
6. Как оценивать достижения обучающихся.
7. Как описывать свой курс.
После знакомства с каждым из модулей обучающийся (преподаватель-разработчик) выполняет задание на материале своего предмета (экономика, менеджмент, право или любой другой), которое обсуждает лично или по e-mail с ведущим преподавателем. В целом все эти семь заданий и есть та основа, которая составляет мини-курс, готовый для технической компьютерной реализации. После этого с преподавателями-разработчиками работает ведущий преподаватель-программист.
Информация о характере деятельности преподавателя (тьютора) и обучающегося приведена в таблице. В открытом дистанционном режиме работы планируются только конечные сроки сдачи итоговых заданий по отдельным модулям.
Проведено обучение двух групп преподавателей (всего 20 человек) в "полудистанционном" режиме. Преподаватели-разработчики методических материалов работали с электронным пособием самостоятельно, обращаясь с вопросами к тьютору или ведущему преподавателю, автору электронного учебного пособия. Консультации и сдача готового продукта (микро-модуля в электронном виде) проводились в обычном режиме "лицом к лицу".
В рамках конференции "Качество образования: концепции, проблемы" в апреле 2000 г. в НГТУ проведен мастер-класс (12 час.). Ведущий преподаватель (автор курса) и тьютор вели занятия в группе из 10 человек, стараясь при этом не отвечать на вопросы обучающихся, а только фиксировать те позиции, где эти вопросы возникают, чтобы внести соответствующие уточнения, поправки в структуру пособия, усилить функцию поддержки, четче сформулировать требования к тому конечному результату, который должен быть получен и представлен обучающимся на выходе из каждого модуля.
После работы с пособием обучающиеся заполнили анкету "SWOT", отметив в ней сильные и слабые стороны пособия, а также те возможности его улучшения, которые они увидели.
Литература
1. Руководство по разработке и адаптации материалов для открытого дистанционного обучения. -Tacis (Программа технической помощи СНГ).
2. Демкин В. П. Системы и модели ОДО. - Ярославль, 1999.
3. Нежурина М. И. Материалы и системы сопровождения для ОДО. - М., 1999.
4. Developing an Initial Student Outcomes Assessment Plan.
5. Скок Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учебное пособие для преподавателей / Отв.ред. Ю. А. Кудрявцев. - М.: Роспедагентство, 1998.
6. Скок Г. Б., Лыгина Н. И., Колесникова Н. И., Низовских Е. В. Как спроектировать учебный процесс по курсу: Учебное пособие для преподавателей. - Новосибирск, Изд-во НГТУ, 1999.
© Г. Б. Скок, 2000
Скок Г. Б. Опыт работы с авторами учебно-методических материалов для системы ОДО / Г. Б. Скок // Университетское управление: практика и анализ. - 2000. - № 1(12). С. 61-63.