Научная статья на тему 'Развитие тьюторских компетенций как способ совершенствования деятельности современного преподавателя'

Развитие тьюторских компетенций как способ совершенствования деятельности современного преподавателя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1370
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОР / КОМПЕТЕНЦИИ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / TUTOR / COMPETENCE / PERFECTION / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сурнина Татьяна Юрьевна

Автор подчеркивает важность использования тьюторского подхода в деятельности современного преподавателя, дает определение «преподаватель-тьютор», определяет направления эффективной подготовки преподавателя-тьютора в рамках психолого-педагогических компетенций, модель учебного процесса по подготовке тьюторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сурнина Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of tutor's competence as a way to more efficient work of the modern teacher

The author underlines the importance of tutor's approach to the work of modern teachers, gives a definition of "teacher-tutor", describes the ways of effective preparation of the teacher-tutor within the psycho-pedagogical competences and the model of tutors' instruction.

Текст научной работы на тему «Развитие тьюторских компетенций как способ совершенствования деятельности современного преподавателя»

РАЗВИТИЕ ТЬЮТОРСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ КАК СПОСОБ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ...

УДК 378.126 + 378.147

Т. Ю. Сурнина

РАЗВИТИЕ ТЬЮТОРСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ КАК СПОСОБ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

В современном информационном обществе происходит смена образовательных ориентиров, обусловленная изменением отношения к проблемам образования со стороны обучающихся, работодателей и общества в целом. Образовательный процесс должен быть нацелен на то, чтобы выпускники не просто обладали некоторой суммой профессиональных знаний, но и были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Вхождение отечественной системы высшего образования в общеевропейское образовательное пространство, ориентация на принципы Болонского соглашения требуют создания условий для мобильности студентов, что определяет необходимость оказания помощи обучающимся в выборе образовательных траекторий, форм и способов обучения.

Сложившаяся ситуация обусловливает целесообразность использования тьюторского подхода в деятельности современного преподавателя, основанного на идее оказание поддержки обучающимся, удовлетворения их образовательных потребностей. Анализ и обобщение подходов к тьюторской деятельности в разных образовательных областях [1], позволили сформулировать утверждение о том, что преподаватель-тьютор - это помощник, консультант, организатор учебной деятельности и среды, в которой обучающийся имеет возможность самостоятельно определять свои образовательные цели и средства, выстраивать индивидуальную траекторию обучения.

Выявленная потребность в таких специалистах как преподаватель-тьютор ставит задачу определения методов и средств, обеспечивающих их эффективную подготовку. При этом подготовка должна быть направлена на развитие следующих психолого-педагогических компетенций, характеризующих особенности тьюторской деятельности в области организации учебного процесса и оказания поддержки обучающимся [2]:

• информировать обучающихся об особенностях организации учебного процесса и требованиях по итоговой подготовке;

• рекомендовать выбор индивидуальной траектории обучения в соответствии с начальным уровнем подготовки обучающихся, их образовательными потребностями и мотивацией;

• определять объем и содержание оказываемой поддержки в зависимости от целей подготовки и качества используемых учебно-методических материалов, планировать этапы поддержки;

• при организации занятий стимулировать задание вопросов, больше отвечать, чем спрашивать;

• участвовать в совместном обсуждении подходов к решению конкретных ситуаций, задач и проблем;

• стимулировать возникновение положительных эмоций у обучающихся, поощрять, поддерживать интерес к обучению;

• совместно с обучающимися осуществлять целенаправленный поиск учебной информации;

• оценивать достижения обучающихся на всех этапах обучения, создавать условия для осуществления самооценки;

• учитывать удовлетворенность обучающихся ходом и результатами учебного процесса;

• способствовать взаимодействию обучающихся между собой в процессе обучения.

Опрос преподавателей из различных образовательных учреждений, проведенный на основе анкеты [3], выявил следующие типичные затруднения в их педагогической деятельности:

• предусматривать возможные затруднения студентов при изучении курса и способы их преодоления;

• планировать использование новых педагогических и информационных технологий в образовательном процессе;

• организовывать самостоятельную внеаудиторную работу студентов по предмету;

• стимулировать возникновение вопросов у студентов, организовывать дискуссию на занятиях;

• развивать творческое мышление, самостоятельность, инициативу при решении предлагаемых проблем;

• проявлять доброжелательность по отношению к студентам, заинтересованность в их успехах;

• опираясь на достижения психолого-педагогической теории, анализировать деятельность студентов, их потребности, индивидуальные особенности;

• моделировать индивидуальную систему преподавательской деятельности на основе новой образовательной парадигмы.

Отмеченные затруднения в педагогической деятельности соответствуют приведенным выше тьюторским компетенциям, что подтверждает востребованность последних в практической деятельности преподавателей и необходимость организации целенаправленной подготовки.

Разработанная модель подготовки преподавателей-тьюторов (рисунок) базируется на принципах организации обучения, которые полностью соответствуют выделенным тьюторским компетенциям и определяют все прочие составляющие курса: используемые учебные материалы, технологию построения учебного процесса, а также основные ожидаемые результаты.

РАЗВИТИЕ ТЬЮТОРСКИХ КОМПЕТЕНЦИИ КАК СПОСОБ СОВЕРШЕНСТВОВ,

Используемые в курсе учебные материалы и педагогические подходы разработаны в ходе научных исследований кафедры оценки качества образования Новосибирского государственного технического университета по различным аспектам качества деятельности современного преподавателя [4]. Ожидаемые результаты обучения состоят в изменении ценностных ориентаций преподавателей по отношению к организации учебного процесса и в освоении основных элементов модели деятельности преподавателя-тьюто-ра на основе решения конкретных профессиональных ситуаций.

Рассмотрим основные принципы организации подготовки преподавате-лей-тьюторов более подробно.

1. Деятельность ведущего курс определяется компетентностной моделью деятельности преподавателя-тьютора. Это наиболее значимый принцип, на котором строится курс, когда ведущий сам работает как преподаватель-тьютор, является помощником и консультантом, реализуя представленные выше компетенции. Обучающиеся под таким руководством преподаватели имеют возможность «усматривать» и «присваивать» используе-мые в курсе подходы, приемы, методы. Таким образом, курс является своего рода образцом, когда приемы, которые предлагается использовать в собственной практике будущим преподавателям-тьюторам, в полной мере применяются в их подготовке.

2. Предоставление теоретических материалов в контексте решения профессиональных задач. Использование профессионального контекста в обучении является весьма продуктивной педагогической технологией [5]. При этом теоретическое рассмотрение профессиональных задач должно дополняться практической деятельностью обучающихся по их решению. Бoльшая часть целей курса по подготовке преподавателей-тьюторов сформулирована на уровне «уметь», что подразумевает наличие продуманной деятельности обучающихся и характеризует ярко выраженную практическую направленность курса. Цели сформулированы в соответствии с компетентностной моделью деятельности преподавателя-тьютора, т. е. направлены на достижение обучающимися заложенных в модели компетенций. В подтверждение сказанному в таблице 1 приведен фрагмент рабочей программы курса «Преподаватель-тьютор в современном образовании» [6].

Содержание курса и деятельность обучающихся определяется заявленными целями, т.е. соответствующими компетенциями преподавателя-тьютора: каждый раздел (модуль) отвечает за достижение определенных компетенций. Профессиональный контекст заданий, выполняемых в курсе самостоятельно или при поддержке тьютора, позволяет использовать полученные в ходе обучения результаты в дальнейшей практической деятельности преподавателей.

1. Обеспеченность условий для приобретения обучающимися начального опыта. Обсуждая с ведущим курс конкретные ситуации, выполняя зада-

Таблица 1

Цели курса «Преподаватель-тьютор в современном образовании»

Иметь представление:

1 об основных чертах современного образовательного процесса

Знать:

2 отличительные особенности деятельности тьютора и преподавателя в традиционной образовательной системе

Уметь:

3 оценивать существующие учебно-методические материалы и формулировать рекомендации по их коррекции

4 разрабатывать учебно-методические материалы, основываясь на современных требованиях качества

5 использовать современные педагогические технологии в организации учебного процесса

6 планировать применение современных информационных технологий для доставки учебных материалов и осуществления коммуникаций с обучающимися

7 выбирать и использовать на практике необходимые способы поддержки обучающихся (психологические, методические, технические)

8 реализовывать проверку достижений обучающихся в соответствии с заявленными целями

9 осуществлять оценку собственной педагогической деятельности по организации учебного процесса

ния, связанные с собственной дальнейшей деятельностью в качестве препо-давателей-тьюторов, обучающиеся не только усваивают определенный набор знаний, но и приобретают некоторый начальный опыт работы в этой области, т.е. овладевают тьюторскими компетенциями. Акцент на самостоятельную работу при подготовке преподавателей-тьюторов ставится сознательно. Имея определенный жизненный опыт, сложившиеся наработки и способы поведения в профессии, преподаватель должен получить возможность взглянуть на себя и свою профессиональную деятельность по-новому, преодолеть устаревшие стереотипы, проявить лучшее. Здесь важно, чтобы учебная деятельность будущих преподавателей-тьюторов моделировала реальные профессиональные ситуации и позволяла приобретать некоторый опыт уже в процессе обучения. Действовать в рамках информационного подхода, просто предоставляя некоторые сведения о тьюторских приемах, в этом случае совершенно недостаточно.

2. Использование в учебном процессе информационных технологий. При организации курса информационные технологии способствуют практической реализации таких принципов тьюторского подхода, как доступность преподавателя, обеспеченность современными учебно-методическими материалами, моделирование профессиональных ситуаций, однако следует отметить, что в тьюторской деятельности они играют лишь вспомогатель-

ную роль. В курсе «Преподаватель-тьютор в современном образовании» на этапе самостоятельной работы обучающимся предлагаются следующие возможности современных информационных технологий:

- оказание содержательной помощи будущим преподавателям-тьюторам (материал электронного пособия «Как разработать учебно-методические материалы для системы открытого дистанционного образования » [7]);

- организация активного обсуждения ряда тем на очных занятиях (слайд-презентации в форме вопросов и ответов);

- обеспечение постоянной связи с преподавателем (электронный форум и электронная почта);

- моделирование ситуаций обучения с применением компьютерных технологий (для будущих преподавателей-тьюторов появляется дополнительная возможность планировать внедрение подобных средств в организуемый ими учебный процесс на основе полученного в ходе обучения опыта).

3. Учет индивидуальных особенностей обучающихся, начального уровня их подготовки. Для выяснения потребностей обучающихся в курсе предусмотрен метод предварительных опросов с использованием анкет о затруд -нениях в педагогической деятельности и об отношении к тьюторским компетенциям. По результатам входного опроса преподаватель принимает решение о том, каким приемам тьюторской деятельности необходимо уделять на занятиях больше внимания. В соответствии с выявленными потребностями целевой группы может меняться распределение основного и дополнительного материала, содержательное ядро курса, тем самым обучающимся предоставляется возможность выбора индивидуальных образовательных траекторий, обеспечивается гибкость последних.

Необходимо отметить, что все материалы для проведения опросов построены по принципу самооценки, что подразумевает активное участие в процессе оценивания самих обучающихся, а также исключает публичность оценок. Указанные материалы могут использоваться на всех этапах курса, что позволяет обучающимся более четко формулировать собственные потребности, сравнивая свои показатели со средними по группе.

Важным приемом выяснения потребностей обучающихся также является обсуждение с преподавателем-тьютором целей курса. Это помогает обучающимся принять намеченные цели, соотнести их со своими ожиданиями, что, в свою очередь, делает их дальнейшую работу по достижению целей более осмысленной и продуктивной. Преподаватель-тьютор, со своей стороны, по результатам такого обсуждения вносит определенные коррективы в построение занятий, например, иначе расставляет намеченные ранее приоритеты.

4. Отсутствие жестких временных ограничений. Принципиальное значение для реализации индивидуального подхода к обучающимся имеет снятие жестких временных ограничений путем организации тьюторской подготов-

ки в очно-дистанционном режиме, что позволяет формировать гибкий график работы: жестко определяется только время очных групповых занятий, время консультаций согласуется с каждым отдельно.

Как показали опросы, «свободная» форма организации образовательного процесса, позволившая преподавателям совмещать работу с обучением, консультироваться с преподавателем-тьютором и коллегами по группе в удобное для них время, отмечается ими как наиболее важный положительный момент.

5. Использование учебно-методических материалов, разработанных на основе современных требований. В современном образовательном пространстве место учебно-методических материалов в организации учебного процесса становится более значимым, особенно на фоне появления новых технических средств и технологий. Это обусловливает необходимость соответствия используемых материалов современным нормам качества. Несмотря на то, что образовательные учреждения формулируют нормы по-своему, расставляя те или иные акценты на основе сложившихся традиций и тенденций развития, среди них можно выделить общие требования к учебным материалам: обеспечение поддержки и активной позиции обучающегося.

При разработке и отборе учебных материалов курса «Преподаватель-тьютор в современном образовании» основой оценки их качества стали нормы, принятые в Новосибирском государственном техническом университете и сформулированные участниками проекта Tacis Delphi в 1999-2001 гг. в качестве психолого-педагогических рекомендаций разработчикам материалов для системы открытого дистанционного образования (ОДО) [7]. В курсе предусмотрена работа с электронным учебным пособием, а также слайд-презентациями: «Современная образовательная парадигма», «Обсуждение целей курса», «Что мы знаем о тьюторстве», «Современные педагогические технологии». Электронное пособие содержит разветвленную систему поддержки обучающихся, включающую советы, подсказки, дополнительные материалы и пр. Слайд-презентации представлены в форме вопросов и ответов. Вопросы сформулированы от лица обучающихся и могут быть выбраны ими из предложенного списка. Такая форма организации материала не только обеспечивает условия для живого обсуждения, в котором активны практически все участники группы, но и создает определенные базовые представления о деятельности преподавателей-тьюторов.

Для реализации принципа удовлетворения потребностей участников образовательного процесса важно обеспечить некоторую избыточность учебных материалов. Так в курсе тьюторской подготовки помимо презентационных материалов на очных занятиях может использоваться дополнительный раздаточный материал в виде опросных листов и анкет, текстов, таблиц и схем для анализа.

Результаты оценки учебно-методических материалов на соответствие

нормам качества служат основой для разработки плана действий по поддержке обучающихся. При этом, чем меньше учебные материалы соответствуют заданным требованиям, тем больший объем поддержки приходится осуществлять преподавателю-тьютору.

Как уже отмечалось, основные принципы определяют все остальные элементы курса, в том числе и технологию организации обучения. Представим реализацию технологии тьюторской подготовки через деятельность обучающихся и преподавателя, ведущего курс.

С позиции деятельности обучающихся курс «Преподаватель-тьютор в современном образовании» состоит из четырех модулей.

Первый модуль - вхождение в проблему. На этом этапе в ходе очных занятий преподаватели определяют затруднения и связанные с ними возможные изменения в собственной педагогической деятельности, обсуждая результаты соответствующего анкетирования. Такой вход в проблематику тьютор-ства позволяет учесть индивидуальный опыт и потребности обучающихся, которые не всегда осознаются ими самостоятельно до начала курса.

Второй модуль курса посвящен вопросам оценки и разработки учебных материалов. Заданием по этому модулю является самостоятельная разработка в соответствии с принятыми нормами качества небольшого фрагмента собственных учебных материалов, для чего обучающиеся формулируют цели изучения, определяют структуру материала и учебную деятельность студентов. При подготовке этого задания используется электронное пособие [7], ведущий курс преподаватель-тьютор проводит индивидуальные консультации, которые организуются по электронной почте, в on-line форуме, а также в форме очных встреч.

Третий модуль курса отвечает за планирование системы поддержки обучающихся. Для фрагмента собственного курса преподаватели определяют возможные мероприятия по оказанию поддержки студентам, распределяя мероприятия по следующим этапам: поддержка до начала обучения, в процессе обучения и после его завершения. Здесь же выделяются формы взаимодействия со студентами, а также способы доставки учебных материалов, в том числе на основе применения информационно-коммуникационных технологий. Как и во втором модуле, здесь предусмотрены очные занятия и индивидуальные консультации обучающихся с преподавателем-тьютором.

Разработанные фрагменты собственных курсов, неотъемлемой частью которых является система поддержки студентов, преподаватели представляют и защищают на заключительном четвертом этапе обучения. Таким образом, модульная структура курса позволяет поэтапно моделировать деятельность будущего преподавателя-тьютора.

В табл. 2 описанная технология организации подготовки преподавателей-тьюторов представлена с позиции деятельности преподавателя-тьютора, ведущего курс.

Таблица 2

Реализация основных принципов через деятельность преподавателя

Принципы организации учебного процесса Виды деятельности ведущего курс преподавателя

Деятельность ведущего курс определяется компетентностной моделью деятельности преподавателя-тьютора Организует учебный процесс, в центре которого -деятельность обучающихся и учебные материалы (тьютор только помощник, консультант) Использует разнообразные методы активизации познавательной деятельности обучающихся Оказывает поддержку обучающимся на всех этапах их учебной деятельности

Обеспеченность условий для приобретения обучающимися начального опыта Определяет задания для обучающихся по решению конкретных ситуаций, связанных с тьюторской деятельностью Учитывает имеющийся у обучающихся педагогический опыт и его связь с тьюторскими компетенциями Создает условия для решения индивидуальных педагогических задач, которые обучающиеся определили для себя как приоритетные

Предоставление теоретических материалов в контексте решения профессиональных задач Вместе с обучающимися рассматривает и обсуждает различные подходы к решению проблем и задач их профессиональной деятельности, помогает в поиске необходимой информации Предоставляет возможность обучающимся задавать вопросы практически в любой момент времени (обучающиеся уверены в этом) и любыми способами, отвечает без существенных задержек Оценивает качество решения конкретных ситуаций и нестандартных задач

Использование в учебном процессе информационных технологий Обеспечивает доступ к используемым учебным материалам в электронном виде (сетевая версия, электронный носитель) Организует работу электронного форума Контактирует с обучающимися посредством электронной почты Оказывает помощь по техническим вопросам (в рамках собственной компетентности)

Учет индивидуальных особенностей обучающихся, начального уровня их подготовки Выясняет потребности обучающихся и их начальный уровень подготовки Помогает обучающемуся организовать индивидуальный график и выбрать траекторию обучения Постоянно учитывает мотивацию обучающихся, использует различные методы ее формирования и поощрения обучающихся Выясняет степень удовлетворенности обучающихся учебным процессом и его результатами

Использование учебнометодических материалов, разработанных на основе современных требований Использует разные виды учебных материалов (презентации, электронное пособие, печатные раздаточные материалы) в соответствии с выбранными педагогическими технологиями Обеспечивает доступ к материалам на период обучения

Отсутствие жестких временных ограничений Определяет только примерные сроки контрольных точек курса Проводит индивидуальные консультации в удобное для обучающихся время

Анализ видов деятельности ведущего курс преподавателя (табл. 2) показывает, что они являются достаточно универсальными и могут в той или иной мере быть использованы в учебном процессе по любой дисциплине. Исключение составляет реализация последнего принципа «отсутствие жестких временных ограничений», которая в полном объеме возможна лишь в рамках очно-дистанционной формы обучения. Тем не менее, отдельные приемы, такие как организация индивидуальных консультаций в удобное для обучающихся время, их взаимодействия между собой, в том числе на основе информационных технологий, могут быть использованы и в ходе образовательного процесса по очной форме. Представленная технология подготовки преподавателей-тьюторов может быть распространена и на организацию учебного процесса по любой дисциплине для любых форм образования.

Представленная модель подготовки преподавателей-тьюторов была экспериментально апробирована на факультете повышения квалификации Новосибирского государственного технического университета. Проведенный с использованием одновыборочного t-критерия статистический анализ результатов опроса преподавателей, проходивших обучение, достоверно подтверждает достаточно высокий уровень их удовлетворенности ходом и результатами учебного процесса, а также изменение ценностных ориентаций обучавшихся. Наиболее важными в деятельности преподавателя-тьютора становятся: внимание к такому показателю, как «удовлетворенность» студентов ходом и результатами образовательного процесса; ориентация на образовательные потребности обучающихся; активизация их познавательной деятельности, в том числе, благодаря использованию современных учебных материалов.

Использование преподавателями тьюторских приемов в практической работе после прохождения подготовки проявляется в повышении удовлетворенности их студентов. Данные получены в результате сравнения удовлетворенности учебным процессом студентов, обучавшихся у преподавателей-тьюторов, и студентов, с которыми работали преподаватели, не прохо -дившие курс тьюторской подготовки. При этом для обеспечения равных условий сравнения были выбраны преподаватели с педагогическим стажем не более 5-7 лет, имеющие показатели «эмоционального настроя студентов во время анкетирования» и их «желания продолжать работу с преподавателем» не ниже среднего значения по университету. Полученные результаты свидетельствуют о значимом повышении удовлетворенности студентов, обучавшихся у прошедших тьюторскую подготовку преподавателей, по таким характерным для тьюторства позициям, как заинтересованность в собственной деятельности на занятиях и активность в задании вопросов.

Экспериментально подтвержденный высокий уровень удовлетворенности преподавателей, проходивших тьюторскую подготовку, и их студентов является важнейшим показателем качества модели организации учебного процесса, а также ее практической реализации.

Представленная модель организации подготовки преподавателей-тьюто-ров включает комплексный анализ соответствия условий реализации образовательного процесса начальному уровню подготовки и потребностям обучающихся и позволяет последним наблюдать применение тьюторских приемов на практике, приобретая первичный опыт уже в ходе учебного процесса. Модель реализована в рабочей программе курса «Преподаватель-тьютор в современном образовании» [б] и обеспечена учебно-методическими материалами. Данный комплект может быть использован для подготовки препо-давателей-тьюторов в различных образовательных сферах.

Реализация разработанной модели организации учебного процесса позволяет преподавателям приобрести психолого-педагогические компетенции, необходимые для оказания поддержки обучающимся, удовлетворения их образовательных потребностей в соответствии с требованиями, предъявляемыми к современной системе образования.

Библиографический список

1. Тьюторство: концепции, технологии, оныт: юбилейный сб., посвященный 10-летию тьюторских конференций. 199б-2005. - Томск : Тин. «М-Принт», 2005. - 29б с.

2. Сурнина, Т. Ю. Психолого-педагогические компетенции преподавателя-тьютора в современном образовании / Т. Ю. Сурнина // Качество образования: менеджмент, достижения, проблемы = Education Quality. EQ-2005: материалы б Междунар. науч.-метод. конф. (НГТУ, 23-25 мая 2005). - Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2005. - С. 53б-539.

3. Методики для анализа собственной педагогической деятельности : учеб.-метод. пособие для преподавателей / Е. А. Лебедева, Н. И. Лыгина, Г. Б. Скок, Е. Ю. Чернова. - Новосибирск : Изд-во НГТУ, 200б. - 42 с.

4. Скок, Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность : учеб. пособие для преподавателей / Г. Б. Скок ; отв. ред. Ю. А. Кудрявцев. - М. : Педагог, о-во России, 2000. - 102 с.

5. Вербицкий, А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения / А. А. Вербицкий // Материалы к 4-му заседанию методолог. семинара, 1б нояб. 2004 г. - М. : Изд-во исслед. центра проблем качества подготовки специалистов, 2004.- С. 120-132.

6. Сурнина, Т. Ю. Преподаватель-тьютор в современном образовании : [рабочая программа] / Т. Ю. Сурнина, Г. Б. Скок // Информационные педагогические технологии : Комплексная программа подготовки преподавателей в области использования ИКТ в профессиональной деятельности : сб. программ / сост. М. А. Бовтенко. - Новосибирск : Изд-во НГТУ, 200б. - С. 50-59.

7. Как разработать учебно-методические материалы для системы ОДО [Электронный ресурс] : [интерактив. учеб.] / Г. Б. Скок [и др.] - Электрон. дан. и нрогр. - Новосибирск: НГТУ, 2002. - 1 электрон. онт. диск (CD-ROM). - систем. требования: ПК от 48б DX бб МГц; RAM 1б Мб; Windows 95; нрограмма-проигрыватель Macromedia Flash. - Загл. с экрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.