Научная статья на тему 'Компетентностная модель тьюторской деятельности как основа для совершенствования деятельности современного преподавателя'

Компетентностная модель тьюторской деятельности как основа для совершенствования деятельности современного преподавателя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
778
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сурнина Т. Ю.

В статье предлагается компетентностная модель деятельности преподавателя3тьютора, учитывающая особенности современного образовательного пространства и ориентированная на удовлетворение потребностей обучающихся и общества в целом. На основе анализа современных тенденций развития образования формулируется определение понятия «тьютор», обосновываются принципы тьюторской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competence model of tutor activities as a basis for improving contemporary educational work

A new competence model of tutor activities taking into account the features of contemporary education area has been proposed in the paper. The model meets the needs of learners and the public as a whole. The idea of tutor practice as well as its basic principles, supporting the learners being the most important, has been given on the basis of analysing modern educational trends. No matter what education form or level is implemented, the model developed is to be used in teaching practice as well as in training teachers themselves to gain tutor competences.

Текст научной работы на тему «Компетентностная модель тьюторской деятельности как основа для совершенствования деятельности современного преподавателя»

«Я» и уровня профессиональной направленности студентов, выраженности стремления к овладению профессией и работе по ней. Открытость как признание внутреннего несовершенства является существенным показателем (критерием) принятия и освоения своей профессии для студентов-психологов 4 курса заочной формы обучения. Чем больше открытость студента, тем у него больше внутриличностных конфликтов. Стремление же к самоактуализации не связано с приверженностью данной профессии. Возможно, что на 4 курсе, которому соответствует этап формирования учебно-профессиональной идентичности, формирование внутренней открытости, принятия себя и внутренних конфликтов является механизмом возникновения последующей профессиональной идентичности.

Библиографический список

1. Бодалев А.А. Как становятся великими и выдающимися? / А.А. Бодалев, Л.А. Рудкевич. - М.: Изд-во Института психотерапии, 1998. - 287 с.

2. Анцупов А.Я. Конфликтология: Учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 349 с.

3. Маслоу А. По направлению к психологии бытия/ А. Маслоу. - М.: Изд-во ЭКСМО -ПРЕСС, 2002. - 272 с.

4. Василюк Ф. Е. Психология переживания / Ф. Е. Василюк. -М.: Изд-во МГУ, 1984. - 187 с.

5. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза // Психоанализ и культура. Избранные труды К. Хорни и Э. Фромма. - М. .: Прогресс, 1995. - 672 с.

6. Поваренков Ю.П. Психология становления профессионала: Учебное пособие / Ю.П. Поваренков. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2000. - 189 с.

7. Гозман Л. Я. Самоактуализационный тест / Л. Я. Гозман, М. В. Кроз, М. В. Латинская. - М.: Прогресс, 1995. - 135 с.

8. Пантелеев Р.С. Методика исследования самоотношения (МИС) / Р.С. Пантеев //Практикум по психодиагностике: Конкретные психодиагностические методики. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - С. 166-170.

9. Дубовицкая Т.Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов / Т.Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование. - 2004. - № 2. - С. 82-86.

САМАЛЬ Елена Викторовна, магистр психологии, доцент кафедры психологии.

Статья поступила в редакцию 24.12.07 г.

© Е. В. Самаль

УДК 378.126 + 378.147 Т. Ю. СУРНИНА

Новосибирский государственный технический университет

КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ТЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА

ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ___________________________

В статье предлагается компетентностная модель деятельности преподавателя-тьютора, учитывающая особенности современного образовательного пространства и ориентированная на удовлетворение потребностей обучающихся и общества в целом. На основе анализа современных тенденций развития образования формулируется определение понятия «тьютор», обосновываются принципы тьюторской деятельности.

В современном информационном обществе повышение качества образования справедливо расценивается как стратегический фактор общественного развития, поскольку роль образования растет вместе с ростом влияния компетентности выпускаемых специалистов на качество их профессиональной деятельности. В качестве важнейшего ориентира развития образовательной системы в настоящее время рассматривается не столько содержание образования, что характерно для традиционного подхода, сколько компетентность выпускника, обеспечиваемая только при условии его активной заинтересованности в

собственном образовании, превращении выпускника в субъект, образовательного процесса.

Такая смена образовательных ориентиров обусловлена изменением отношения к проблемам образования со стороны обучающихся, работодателей и общества в целом. Работодателей не устраивает тот факт, что подготовка выпускников ведется с недостаточной ориентацией на практическую профессиональную деятельность. Будущие специалисты, в свою очередь, ожидают, что качественная подготовка, прежде всего, обеспечит им не только солидный багаж знаний, но и достойное трудоустройство, по-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (63) 2008

зволит самостоятельно активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Происходят изменения и в отношении обучающихся к собственной позиции в образовательном процессе: они становятся более активными, способными четко определять свои потребности и цели. При этом и само понятие обучающегося становится шире, поскольку все более востребованным становится обучение в течение всей жизни. Активно развивается открытое образовательное пространство, главным принципом организации которого является предоставление возможности свободного выбора форм и средств обучения, в том числе на основе дистанционных технологий.

Наряду с отмеченными процессами происходит и серьезное реформирование российской образовательной системы, обусловленное ее вхождением в общеевропейское образовательное пространство. Ориентация отечественной системы высшего образования на принципы Болонского соглашения требует, в частности, обеспечения высокого качества образовательного процесса, а также создания условий для мобильности студентов, что определяет необходимость оказания помощи обучающимся в выборе образовательных траекторий, форм и способов обучения.

Изменившиеся ожидания общества входят в противоречие с традиционными методами организации учебного процесса, предъявляют к деятельности современного преподавателя новые требования. Анализ современной образовательной ситуации показывает, что наиболее востребованной становится педагогическая деятельность, основанная на идее гуманизации образования, когда преподаватель в большей степени помогает, способствует продвижению студента, организует образовательный процесс, ориентированный на потребности обучающегося.

Как показывают исследования ведущих педагогов [1, 2], современным потребностям образовательного сообщества в наибольшей степени отвечает практика тьюторства, основополагающим принципом которой является оказание помощи и поддержки обучающимся на всех этапах их учебной деятельности. Анализ существующих подходов к тьюторству в различных областях образования позволил сформулировать следующее общее определение понятия «тьютор». Тьютор — это помощник, консультант, организатор учебной деятельности и среды, в которой обучающийся имеет возможность самостоятельно определять свои образовательные цели и средства, выстраивать индивидуальную траекторию обучения. Следовательно, тьюторство можно рассматривать в качестве одного из наиболее актуальных направлений совершенствования деятельности современного преподавателя.

Несмотря на то, что педагогическое сообщество осознает необходимость изменений в педагогической деятельности в направлении помощи и поддержки обучающихся, все еще существует недостаточное представление о путях и характере этих изменений, недостаточная готовность преподавателей эти изменения осуществлять. Кроме того, выявленная потребность в таких специалистах как преподаватель-тьютор не обеспечивается системой их подготовки. Таким образом, актуальной становится проблема разработки модели деятельности современного преподава-теля-тьютора, выявления его компетенций.

Обращение к понятиям компетенция и компетентность в данном случае обусловлено необходи-

мостью четко обозначить различие между существующей в настоящее время педагогической практикой и деятельностью нового специалиста — преподава-теля-тьютора. При этом компетенция понимается как овладение знаниями, умениями и опытом в определенной области (предметной, социальной, общекультурной и т. д.), а компетентность — как черта личности, обладающей этим необходимым набором компетенций [3, 4, 5]. По словам П. Г. Щедровицкого [6], если квалификация может быть описана как совокупность каких-то характеристик, то в понятии компетентности очень важны личностное начало, личностный предел, самосознание себя в качестве компетентного. Несмотря на то, что современное постиндустриальное общество предъявляет требования не столько к номенклатуре освоенных выпускником знаний, предметных умений и навыков, сколько к кругу проблем, которые он может решать (или в решении которых у него имеется определенный опыт), знания и умения остаются необходимой основой приобретения такого опыта. В связи с этим компетент-ностная модель деятельности преподавателя-тьютора предполагает включение определенных знаний, умения и опыта, овладение которыми на базе уже имеющихся у преподавателя давало бы основания называть его преподавателем-тьютором.

Для выявления компетенций преподавателя-тью-тора рассмотрим основные тенденции в развитии современного образования, проанализируем сложившиеся представления преподавателей о тьюторской деятельности, а также внешние требования к подготовке специалистов педагогических направлений, представленные в государственных образовательных стандартах.

В таблице 1, составленной на основе анализа литературных источников по проблемам образования, проведено сравнение традиционного подхода и современных тенденций в организации образовательного процесса. Поскольку современная образовательная парадигма включает достаточно широкий спектр положений [5], в таблице 1 приводятся только те, которые можно считать наиболее существенными для понимания изменений в деятельности современного преподавателя в направлении тьюторства.

Изучение характера деятельности вузовских преподавателей показывает, что лишь некоторые из них реализуют отдельные позиции, приведенные в правом столбце таблицы 1. В основном же их деятельность определяется положениями, приведенными в левой части, следовательно, представляется целесообразным сформулировать четкие ориентиры, определяющие направление совершенствования педагогической деятельности современного преподавателя.

Очевидно, что определение деятельности препода-вателя-тьютора как оказание помощи и поддержки в зависимости от потребностей обучающихся наиболее точно соответствует характеристикам новой образовательной парадигмы, принципиально отличающейся от традиционного подхода. Положения современной образовательной парадигмы являются основой для выделения следующих основных принципов деятельности преподавателя-тьютора:

. оказание помощи обучающимся на всех этапах учебной деятельности;

. поддержка активной позиции обучающихся в образовательном, процессе;

. учет, потребностей каждого обучающегося, его индивидуальных психологических особенностей;

. организация образовательного процесса на принципах сотрудничества и взаимоуважения;

Срячдни т|»Ачр|!'■* ШАЩца ■ ■!■ i■ 111 mi ■■■!■■ n нм 1Н|й*рд ■■■■обрадинди

... об ралошхголин ы й ггрстцосс ори&нти pznia м i-яэ обучсеииех (обу 'вами И ушз рзн, что п рвшдняатвкь J3 1-исйт, 470 с:му нужна) ... об разошхголим и Й прзцгс ориантирзпам i-н аоучсю щ/ж т | они сам и лпа юг, что котят голуч ити п п роцоссн обучан и я)

... форм и руютт: я.... (ли ч ногти, лтния, умани я) ...личнсжггн ыознания дрб и поются, ... расгодмоются гптрабi-rx:ти и штгипы, окат ы наспс я го нэщ 1- пса из рвлпити и

... учат сгпшча.ть пранилимп на ппста ilaj&s-i м и с-: i rpoi кзда вашим вопросы ... учат с ам се та я тикь и о ста iuni., зада пат и вопрос и, d6 ра щатис я за гомощ ию к ri pari ода па тюлю-т ысгпзру

... учат пр иобратати дна м ия nri рок. (ca tux; и rip и годите и я) .. .учат прмсзброт'п..тнапин п да ятол i-ности, мздалирую1Ц£1Й будущую п рфсш: иопальпую или любую другую

... учат ус новый ю штат, что учйб пи к. (или п рггсдднатЕэли) их:lidтылi.ю мимпаш) ie:> и.шчсгпиму саму пла ну ... учат пр и ни иатиучастиа п определен ии сйбсгпемней Ьбразопатылиной траектории и уропня сбразоиа и и н

... учат ус нош ю с гото пой * (сфор мул и рэпа м мой, на йдан iu iij информации ... изгонят к напрари иному продолжани ю об рахтна пин, поиску юшй информации

.. .ra ра нти руатс н обазаюли-! ы й :зада н пи й м № и мум и i форма пи и, и я Об рало iiai i и я .. .ri редсхгта пляатс я: раз псжзбра дна я и i-форма пи я а ссхзтпотстпи и с 1 гр и in 1 иппм " из б и то ч нсети ’ | которую Обучают иск: я ниби ра ют и оцан и шяют с ом саг та я тали-i о

... при омам ка ка чостпа об разопатоли-юго ri роцосса уч иты па юте и № сж:из ш-сзм фармолин ыо рмзулигалл достижаний обучают;и м: м ...при oijai-tKQ кочастпа образопаталинога прзцосса (наряду с другими пока-аатыля ми) уч ити паше я удо нл^ггиорзн нехгп. гогрнй mxvtni езб ра з о па тели-i и х услуг

.. ор ианти ции: и прошла иатылый и обуча ющ ихся i ы псхгтоя н н ы й и иви^аж пи Й контри ли спарху .. .участн:ики сзбразоиатсчлиного процесса, прожда исаго, гостояш-о ориентируются л самзаналиа и самокор рак цию

...учстб1Ез-мсшзличс!скио материалы ориентира nail и исхмюшюм на СОДарЖОН ИСй, тр^бу ЮГ БОЛЬШОГО Ofrl-OVH СОГ1 ро ПОД и ТО*. i.i-юй рабюти он стороны пр а года на тол я ... учйб 1 сэ-мстиздичос: кие материалы №бол и шей ствпем и берутна себя фун KI1 ию уггронлан и я гозна наталиюй дйятылиi-ex:тио ейбуча ющ и хс я:

• возрастание удовлетворенности всех участников учебного процесса;

. обеспечение условий для осуществления своевременного самоконтроля достижений обучающихся;

. передача части управляющего воздействия учебным, материалам.

В результате обобщения представлений о тьютор-ской деятельности преподавателей, обучавшихся на факультете повышения квалификации Новосибирского государственного технического университета и принявших участие в опросе, составлен перечень действий, уточняющих понятие поддержки и характеризующих деятельность преподавателя-тьютора на разных этапах организуемого им учебного процесса. Итак, преподаватель-тьютор:

. отвечает, (на поставленные вопросы);

. помогает (в поиске, выборе и анализе информации, определении потребностей, в решении технических проблем и т.д.);

. предоставляет, (необходимую информацию в со-ответствии с принципом «избыточности», своевременно);

. способствует, (осуществлению самооценки, выбору продуктивных приемов деятельности);

. учитывает, (мотивы и удовлетворенность обучающихся качеством учебного процесса);

. обеспечивает, (индивидуальный темп и траекторию обучения);

. рекомендует, (продуктивные способы работы с информацией);

. стимулирует (задание вопросов обучающимися, активность в определении собственных целей и задач);

. содействует (самостоятельной постановке задач и поиску путей их решения).

Таким образом, полученные результаты опроса преподавателей отвечают главным принципам деятельности преподавателя-тьютора, сформулированным на основе положений современной образовательной парадигмы.

Важным этапом выявления компетенций и разработки компетентностной модели деятельности пре-подавателя-тьютора является анализ внешних требований к подготовке специалистов, представленных в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ГОС ВПО). Поскольку в настоящее время не существует квалификации «преподаватель-тьютор», проанализируем ГОС ВПО по специальностям, в которых тем или иным образом прослеживаются элементы подобной деятельности. Для анализа был, в первую очередь, выбран ГОС по специальности «Педагогика и психология» как содержащий основную часть психологопедагогических требований. Для расширения этого диапазона в направлении использования информационных технологий, важных для преподавателя-тью-тора в современных условиях, проведен анализ ГОС по специальностям, связанным с преподаванием информатики и применением информационных средств в прикладных областях: «Информатика с дополни-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008

тельной специальностью (педагогика)» и «Прикладная информатика (по областям)».

Объединив и отобрав из приведенных требований ГОС наиболее соответствующие сформулированным ранее принципам деятельности преподавателя-тьютора, получим следующий перечень знаний, умений и навыков:

. стимулировать развитие самостоятельной деятельности учащихся с учетом психолого-педагоги-ческих требований, предъявляемых к образованию и обучению;

. анализировать собственную деятельность, с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;

. знать основы социальной психологии, психологии межличностных отношений, психологии больших и малых групп;

. знать объективные связи обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме; владеть современными образовательными технологиями, способами применения педагогической теории в различных сферах жизни;

. знать возможности применения новых информационных технологий в образовании, уметь внедрять их в практику работы учебного заведения;

. владеть формами деловой переписки, владеть навыками подготовки текстовых документов; освоить нормы официально-деловой письменной речи, изучить характерные способы и приемы отбора языкового материала в соответствии с различными видами речевого общения;

. уметь работать с оригинальной литературой по специальности; иметь навык работы со словарем.

Поскольку подготовка преподавателей-тьюторов рассматривается как получение дополнительного образования, переподготовка или повышение квалификации, представленные требования к выпускникам вузов являются необходимыми (возможно, входными), но недостаточными для характеристики компетентности такого специалиста. Модель деятельности преподавателя-тьютора должна также включать компетенции проектирования образовательных программ и дисциплин, использования коммуникативных умений (компетенции общения), некоторые знания в области психологии необходимо сформулировать на уровне умений.

Рассматривая тьюторскую деятельность, прежде всего, как сотрудничество, взаимодействие, уточним также содержание компетенций общения [3]:

. уметь планировать общую (совместную) деятельность, самостоятельно развивать сотрудничество;

. вступать во взаимодействие в различных ролях (ограничивающей, поддерживающей, развивающей), избегая деструктивного взаимодействия;

. проявлять в сотрудничестве с другими людьми доверие, толерантность, эмпатию, уважение прав и свобод человека, рефлексию.

Таким образом, на основе анализа существующих научных подходов, результатов опроса преподавателей и требований государственных образовательных стандартов по специальностям высшего профессионального образования, имеющих педагогическое направление и учитывающих подготовку в области информационных технологий, можно выделить следующие наиболее важные группы, компетенций, со-став-ляющие компетентностную модель деятельности преподавателя-тьютора:

. общекультурные компетенции (грамотность, навыки устной и письменной речи, толерантность, способность к эмпатии, проявлению уважения прав

и свобод человека, умение анализировать и корректировать собственную педагогическую деятельность);

. предметные компетенции (хорошее владение предметом, умение добывать новую информацию в профессиональной области, умение работать с оригинальной литературой по специальности);

. психолого-педагогические компетенции (умение подбирать и разрабатывать учебно-методические материалы, оценивать их качество с точки зрения современных норм; умение использовать в учебном процессе современные педагогические технологии, отвечающие целям учебного курса или образовательной программы в целом, стимулирующие активность обучающихся; умение оказывать помощь и поддержку обучающимся, создавать мотивацию, разрешать конфликты, развивать сотрудничество на основе знания психологии межличностных отношений);

. компетенции в области современных информационных технологий (умение применять современные информационные технологии для доставки материалов и организации взаимодействия участников образовательного процесса).

Структура компетентностной модели преподава-теля-тьютора представлена на рис. 1.

Следует отметить, что блоки общекультурных, предметных компетенций и компетенций в области использования современных информационных технологий (рис. 1) рассматриваются как уже имеющиеся в арсенале преподавателей, которые стремятся стать преподавателями-тьюторами, как необходимое условие их становления. Наиболее важным в представленной модели является блок психолого-педаго-гических компетенций, собственно характеризующий особенности тьюторской деятельности. Указанный блок разделен на две группы компетенций. Компетенции в области организации учебного процесса и оказания поддержки обучающимся включают следующие умения.

. Информировать обучающихся об особенностях организации учебного процесса и требованиях по итоговой подготовке. Это очень важный начальный этап поддержки обучающихся, который в существующей образовательной практике часто остается вне поля зрения большей части преподавателей. Между тем своевременное предоставление такой информации является необходимым условием успешности студента.

. Рекомендовать выбор индивидуальной траектории обучения в соответствии с начальным, уровнем. подготовки обучающихся, их образовательными потребностями и мотивацией. Преподаватель-тьютор должен уметь распознать начальный уровень подготовки и потребности обучающихся, а затем использовать это знание для ликвидации начального отставания (в случае необходимости), для организации индивидуальной образовательной траектории. Такой подход, в свою очередь, создает условия для развития как внешней, так и внутренней мотивации обучающегося.

. Определять объем, и содержание оказываемой под-держки в зависимости от. целей и качества используемых учебно-методических материалов, планировать этапы, поддержки. Помощь преподава-теля-тьютора в осознании обучающимся собственных целей и ближайших задач, в выборе путей их достижения — необходимое условие для создания внутренней мотивации, которую необходимо поддерживать на всех этапах учебной деятельности.

. При организации занятий стимулировать задание вопросов, больше отвечать, чем. спрашивать.

Чтобы обеспечить активность обучающихся в образовательном процессе, преподавателю-тьютору нужно уметь различными методами стимулировать инициативу обучающихся по формулированию вопросов.

. Участвовать в совместном обсуждении подходов к решению конкретных ситуаций, задач, и проблем. Уделяя внимание в большей степени организации на занятии деятельности обучающихся, а не их поведения, преподаватель-тьютор должен создавать условия для конструктивного обсуждения проблем, выступая в роли организатора, помощника, консультанта. При этом деятельность обучающегося на занятии должна быть разнообразна и продумана.

. Стимулировать возникновение положительных эмоций у обучающихся, поощрять, поддерживать интерес к обучению. В поддержании положительного эмоционального настроя на занятии очень важно умение преподавателя выступать в роли сотрудника, соучастника происходящего, демонстрировать уверенность в успехах обучающихся. Положительные эмоции, возникающие в процессе обучения, способствуют более активному восприятию информации.

. Совместно с обучающимися осуществлять целенаправленный поиск учебной информации. В современном образовательном пространстве преподаватель уже не является единственным источником знания, с позиции профессионала он должен направлять студента в поиске необходимой информации, помогать в ее систематизации и отборе.

. Оценивать достижения обучающихся на всех этапах обучения, создавать условия для осуществления самооценки. Деятельность преподавателя-тьютора должна быть направлена не столько на проведение контроля, сколько на помощь в осознании собственных успехов каждым обучающимся, в осуществлении им самооценки.

. Учитывать удовлетворенность обучающихся ходом, и результатами учебного процесса. Для пре-подавателя-тьютора очень важно проявлять внимание к такому показателю качества учебного процесса и

его собственной деятельности, как «удовлетворенность потребителя» образовательных услуг. Методы оценки мнения студентов могут быть разнообразными в зависимости от используемой формы организации образовательного процесса, типа образовательного учреждения, принятых норм качества и т.д., однако сама оценка должна проводиться обязательно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

. Способствовать взаимодействию обучающихся между собой в процессе обучения. В функции преподавателя-тьютора входит организация конструктивного взаимодействия обучающихся в русле решения учебных задач, причем как на занятии, так и вне его, например, с использованием информационных технологий. Это позволяет развивать навыки профессионального общения, работы в команде.

Для успешной работы преподавателя-тьютора очень важным моментом также является выработка новых подходов к оценке и разработке используемых учебных материалов, которые должны опираться на современные требования качества и быть адаптированы для использования в любых формах организации учебного процесса [7].

Важно понимать, что хорошие учебные материалы, в том числе разработанные на основе современных информационных технологий, могут быть использованы преподавателем-тьютором не только для доставки информации обучающимся, но и для организации самостоятельной работы, для активизации познавательной деятельности на очных занятиях. Они позволят преподавателю уделять больше внимания собственно поддержке обучающихся, не затрачивая большую часть учебного времени на сообщение информации (как это часто бывает), т.к. главный принцип подготовки таких материалов — ориентация не на содержание, а на продуктивные приемы работы с информацией [7]. Группа компетенций преподава-теля-тьютора в области оценки качества используемых учебных материалов содержит следующий перечень знаний и умений:

. знать присущие характеристики современных учебных материалов, соответствующие принятым нормам;

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (63) 2008

уметь использовать методику оценки качества учебных материалов;

• уметь формулировать рекомендации авторам учебно-методических материалов по их коррекции в соответствии с принятыми нормами.

Компетентностная модель тьюторской деятельности (рис. 1) является основой для совершенствования деятельности преподавателя в направлении оказания помощи и поддержки обучающимся в современной образовательной среде, характеризующейся широким распространением инновационных образовательных технологий, изменением отношения обучающихся к своей позиции в учебном процессе, заинтересованностью общества и работодателей в подготовке специалистов нового типа.

Разработанная модель может быть использована преподавателями для самоанализа и последующей оценки качества собственной педагогической деятельности. Тьюторские принципы, послужившие основой для построения компетентностной модели, востребованы в практической деятельности преподавателей вне зависимости от реализуемой формы и уровня обучения и могут применяться также для организации подготовки преподавателей-тьюторов.

Библиографический список

1. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения / А. А. Вербицкий // Материалы к 4-му заседанию методолог. семинара, 16 нояб. 2004 г. — М. : Изд-во Исслед. центра проблем качества подготовки специалистов, 2004. — С. 120- 132.

2. Тьюторство: концепции, технологии, опыт: юбилейный сб., посвященный 10-летию тьюторских конференций. 1996 — 2005. — Томск. : Тип. «М — Принт», 2005. — 296 с.

По мере развития в России рыночных отношений возрастает потребность общества в квалифицированных специалистах социально-культурной деятельности, в первую очередь в управленцах новой формации. Обучение менеджеров социально-культурной деятельности в системе высшего образования нацеле-

3. Зимняя И.А. Социально-профессиональная компетентность как целостный результат профессионального образования (идеализированная модель) / И. А. Зимняя // Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы: тр. методолог. семинара. — М.: Изд-во Исслед. центра проблем качества подготовки специалистов, 2005. — С. 33 — 45.

4. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация : пер. с англ. / Дж. Равен. — М.: Когито-Центр, 2002. — 396 с.

5. Скок Г. Б. Новая гуманистическая образовательная парадигма как основа автоматизированной подсистемы управления качеством в области учебного процесса и деятельности преподавателя / Г. Б. Скок // Проблемы высшего технического образования : межвуз. сб. науч. тр. / под общ. ред. А. С. Вострикова. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2003. — Вып. 24: Программно-информационная поддержка систем управления качеством образования. — С. 15—21.

6. Щедровицкий П. Г. Роль методологического мышления в становлении современных «сквозных» («пронизывающих») компетенций и капитализации человеческих ресурсов [Электронный ресурс] / П. Г. Щедровицкий. — Красноярск, 2004. — Режим доступа : http://www.shkp.ru/lib/publications/ — Загл. с экрана.

7. Скок Г. Б., Лыгина Н. И., Сурнина Т. Ю. Опытная эксплуатация электронного учебного пособия «Как разработать учебнометодические материалы для системы ОДО» // Качество образования: достижения, проблемы : материалы III Междунар. науч.-метод. конф. / под. общ. ред. А. С. Вострикова. — Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2001. — С. 249 — 251.

СУРНИНА Татьяна Юрьевна, старший научный сотрудник научно-методического центра.

Статья поступила в редакцию 28.12.07 г.

© Т. Ю. Сурнина

С. В. ШИРЯЕВ

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

на на подготовку специалиста, способного на уровне современных требований решать поставленные социально-культурной практикой задачи.

Поскольку теория социально-культурной деятельности относится к сравнительно молодым отраслям научного знания и сферам практической де-

УДК 378.042:338.24

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕНЕДЖЕРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ________________________________

На основании проведенной опытно-экспериментальной работы установлено, что реализация модели формирования психологической компетентности менеджеров социально-культурной деятельности в вузах культуры и искусств позволяет проводить эффективную психологическую подготовку будущих менеджеров культуры, обеспечивая тем самым успешное внедрение психологических технологий в практику социально-культурной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.