А. Р. Тузиков, Р. И. Зинурова, Ю. Н. Соловарова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО
ПОДХОДА В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ (НА ПРИМЕРЕ
НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ХИМИИ
И ТЕХНОЛОГИИ ПЕРСПЕКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ) 1
Ключевые слова: национальные исследовательские университеты, дистанционные технологии, компететность, блочный принцип применения элементов дистанционного обучения, кейс-технология, фолдер-технология, национальный исследовательский университет химии и технологии перспективных материалов.
Проанализирована роль и показаны эффекты инновационной организации образовательного процесса для специалистов сфере индустрии высоких технологий. Описан блочный принцип применения элементов дистанционного обучения в профессиональной подготовке и переподготовке, базирующийся на фолдер-технологии.
Key words: national scientific universities, distant technologies of learning, innovations, folder technologies, expert knowledge, case-technologies, module principle, national scientific
university of chemical technology.
The role and effects of innovation design of education for students majoring in high technologies are analyzed. The authors applied the module principle to distant learning and upgrading, which are based on folder technology.
Понимание важности процессов инновационного предпринимательства, коммерциализации инноваций в сфере индустрии высоких технологий определяет писк новых форм организации образовательного процесса, с использованием инновационных технологий обучения.
Одной из перспективных технологий решения данной проблемы является дистанционное образование. Вопросы развития дистанционного образования педагогическое сообщество обсуждает уже не первый год. В настоящее время эта проблема в нашей стране переходит из плоскости разговоров и теоретических поисков развития дистанционного обучения в плоскость реального воплощения. В настоящее время можно констатировать факт широкого использования систем дистанционного обучения в образовательной практике [1]. Все дистанционные технологии на наш взгляд можно условно разделить на две группы: 1) электронное обучение (e-learning), опирающееся на спутниковое телевидение, Интернет, локальные сети и электронные ресурсы; 2) кейс технологии, опирающиеся на
1 Статья подготовлена в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)» Министерства образования и науки Российской Федерации (проект РНП № 2.2.1.2/7235)
бумажные носители методических материалов. Каждая из разновидностей имеет свои недостатки и преимущества.
На наш взгляд в условиях относительно слабой информатизации регионов России и высокой затратности в изготовлении и тиражировании методических материалов на бумажных носителях перспективной была бы третья разновидность дистанционных технологий, совмещающая черты двух вышеназванных. Мы назвали ее «фолдер-технологией» от английского слова фолдер (папка), которое используется в программных пакетах Microsoft Office. В данном случае пакет методических материалов (рабочая тетрадь, методичка, контрольные тесты и задания, хрестоматия) вручается студенту-заочнику на дискете или лазерном диске. Весь материал таким образом находиться в электронной папке. Отсюда и название - фолдер. Тиражирование подобных папок по затратам несопоставимо с выпуском методических материалов на бумажных носителях. Это позволяет осуществлять управление и контроль за текущей учебной деятельностью студентов и даже определенным образом программировать ее.
Таким образом, на данном этапе целесообразнее говорить о совершенствование дистанционного обучения. Например, средствами дистанционного обучения можно создать условия для формирования у обучающегося необходимых ключевых компетентностей.
Новая модель образовательного процесса предполагает переход к личностнодеятельностной (компетентностной) парадигме, в основе которой создание условий для формирования ключевых компетентностей. Следовательно, на основе компетентностного подхода должны проектироваться и курсы дистанционного обучения. Таким образом, мы должны иметь и новую структуру учебной программы, где каждый модуль учебного материала ориентирован на формирование одной из ключевых компетенций [2].
Компетентностный подход определяет некоторые концептуальные аспекты подготовки любого курса обучения. Первый аспект - цели обучения. Если при традиционном обучении цели формулируются, исходя из заранее определенного стандарта - объема знаний и умений, которыми должен в результате овладеть обучающийся, то личностнодеятельностная парадигма предполагает задание в качестве цели планируемых результатов обучения, определяемых исходя из существующего уровня компетентности обучающегося, конкретизируемой по областям. Второй аспект - содержание образовательного курса. Понимая содержание образования как адаптированный для образования социальный опыт человечества тождественный по структуре человеческой культуре, курс создается из модулей, исходя из описания ключевых компетентностей, на формирование которых каждый из обучающихся ориентирован. Третий аспект - измерение результатов обучения. Наличие многомерной системы показателей эффективности обучения, определяющей, в конечном итоге, уровень достижения компетентности. А именно, когнитивный, операциональнотехнологический, коммуникативный и др. аспекты усвоения содержания образования [2].
Понятно, что такая новизна не может быть реализована здесь и сейчас. Процесс внедрения компетентностного подхода на базе дистанционных технологий должен быть постепенным и иметь определенные этапы внедрения элементов дистанционного обучения в образовательный процесс.
В Казанском государственном технологическом университете на факультете Управления, экономики и права был реализован блочный принцип применения элементов дистанционного обучения в профессиональной подготовке и переподготовке менеджеров специальностей «Государственное и муниципальное управления» и «Экономика и управление на предприятиях». Данный принцип с успехом можно применить для подго-
товки студентов, обучающихся на технических специальностях, а также при реализации магистерских программ обучения.
Постепенное включение элементов дистанционного обучения в образовательный процесс, можно представить в виде трех основных направлений (блоков).
Описание и реализация блоков целесообразна именно в данном порядке.
1 БЛОК. Модульный метод построения дистанционного обучения
Цели:
1) Освоение пропущенного материала студентами специальности, следующих категорий:
а) студенты, пропустившие некоторые занятия по уважительной причине и желающие самостоятельно изучить материал и проверить его усвоение;
б) не посещающие студенты, т.е. пропустившие более 50% практических или семинарских занятий по решению преподавателя ведущего дисциплину;
в) студенты, сдающие экзамен на оценку «неудовлетворительно», пересдача происходит в компьютерном классе кафедры в тестовой форме;
г) студенты, заочной формы обучения, пропустившие дисциплину.
2) Облегчить труд преподавателя, который не оплачивается, и избежать давления на преподавателя со стороны студентов и «доброжелателей».
Процесс дистанционного обучения осуществляется с помощью электронных учебников, телеуроков и компьютерных тестов, с использованием фолдер-технологий, согласно графику изучения тем.
Работа осуществляется в компьютерном классе кафедры, в специально установленное время. Студент проверяет усвоение знаний с помощью тематического теста. В случае неправильно ответа, программа автоматически отсылает по гиперссылке студента, к той части электронного учебника или телеурока, где подробно рассматривается не усвоенный материал. После чего студент продолжает тестирование и подготовку по теме.
Данный процесс ориентируется на сочетание традиционной и дистанционной форм обучения.
2 БЛОК. Форумный метод построения дистанционного обучения
Цель: повышение квалификации и переподготовка.
Процесс дистанционного обучения осуществляется с помощью электронных учебников, телеуроков, СД-дисков и компьютерных тестов, с использованием фолдер-технологий, согласно графику изучения тем. Данный пакет документов потребитель (студент, слушатель) приобретает и занимается на своей территории в удобное для него время.
Формы дистанционного образования зависит от активности самого потребителя информации.
По результатам дистанционного обучения после окончания курсов проводится очное итоговое тестирование. По результатам этого тестирования выдается свидетельства государственного образца.
3 БЛОК. Смешанный метод построения дистанционного обучения
Признается, что сегодня в России основной спрос на дистанционную форму обучения сосредоточен в регионах. Так как именно там не хватает образовательных учреждений, соответствующих столичному или международному уровню. Таким способом можно получить образование, если по каким-то причинам (пространственным, временным или денежным) вам недоступен традиционный вариант обучения.
Цель: подготовка студентов по специальностям (2-ое высшее образование).
Процесс дистанционного обучения осуществляется с помощью электронных учебников, телеуроков, видеоконференций, консультаций СД-дисков и компьютерных тестов, с использованием фолдер-технологий, согласно графику изучения тем. Данный пакет документов потребитель приобретает и занимается на своей территории в удобное для него время. Сдача дипломного проекта очная.
В основе дистанционного образования лежит самостоятельная работа обучающихся со специально разработанными учебными материалами, которые включают наряду со специальными учебными пособиями для дистанционного обучения аудио-, видео-, и компьютерное обеспечение дисциплин образовательных программ.
При организации учебного процесса каждый обучающийся получает комплект учебно-методических материалов, который включает необходимые, учебные пособия, методические пособия по изучению курсов и подготовки к аттестационным мероприятиям, учебники и графики проведения установочных учебных мероприятий. Консультационная работа проводится в форме групповых и индивидуальных консультаций по изучаемым дисциплинам.
Дидактическую основу таких образовательных программам составляет блочномодульная система, направленная на повышение основных компетентностей. В качестве основной образовательной технологии используется «фолдер-технология» дистанционного обучения.
Фолдер-технология. Наиболее адекватная, на наш взгляд, для внедрения элементов дистанционного обучения технология. Она основана на предоставлении обучающимся информационных образовательных ресурсов в виде специализированной папки, с учебнометодическим комплексом, предназначенным для самостоятельного изучения. Такая папка включает:
1) Инструкцию пользователя учебно-методическим комплексом;
2) СО(БУВ)-дисков, включающих в себя электронные учебники, телеуроки, компьютерные тесты, сборники задач и др.
3) Рабочую тетрадь для контроля и обратной связи с тьютером
Главной целью использования электронных учебников, телеуроков, видеоконференций, консультаций СД-дисков и компьютерных тестов, с использованием фолдер-технологий и кейс-технологий дистанционного обучения, является формирование у студентов и слушателей трех основных групп компетенций в сфере индустрии высоких технологий.
1-ая группа - это базовые компетенции, которые формируются исходя из содержания учебного материала (специальные знания по соответствующему профилю).
2-ая группа компетенций формируется за счет квазипрофессиональной деятельности, которая выражается в моделировании профессиональной ситуации в рабочих материалах (специальные знания, под которыми подразумеваются знания в разных областях, в т. ч. психологии управления, современной организации производства и др).
3- я группа компетенций формируется за счет приобретения навыков самоорганизации в обучении (самообучения и развития), которая заложена самой логикой дистанционного обучения.
В рамках второго блока, т. е. форумного метода построения дистанционного обучения необходимо ввести 4-ую группу компетенций - это специфические знания о том, по каким принципам развивается инновационное предпринимательство в сфере высоких технологий, как происходит коммерциализация инноваций данной сферы. А также умение их искусно использовать в своей работе, развивать и совершенствовать.
Данный подход позволяет нам определить, какую подготовку должен пройти специалист, чтобы структура его знаний соответствовала развитию его компетентностей.
В соответствии с компетентностным подходом результатом образования должна стать не сама по себе система знаний, умений и навыков, опыта деятельности в традиционном их понимании, а профессиональная компетентность как способность человека действовать на их основе в различных профессиональных ситуациях.
Чтобы быть конкурентно способным на рынке труда, выпускнику вуза в наше время уже недостаточно владеть только узкопрофессиональными знаниями. Необходимо также обладать определенным набором личностных качеств, соответствующим сфере профессиональных интересов компании и, особенно, должности, на которую выпускник претендует. В связи с этим в учреждениях профессионального образования имеется острая необходимость в модернизации прогностических моделях своих выпускников, на основании которых определяются требования к профессиональным знаниям и умениям, а также к личностным качествам специалистов, необходимых им для успешного и эффективного решения профессиональных задач на своем рабочем месте.
Резюмируя, отметим, что попечители Казанского государственного технологического университета выражают общее мнение работодателей: образовательные учреждения не уделяют должного внимания развитию личностных качеств выпускников в соответствии с «рыночными» требованиями. Многие работодатели выражают неудовлетворенность уровнем компетенций выпускников, считая, что современный специалист должен быть более разносторонним [3]. Потенциальный сотрудник компании должен выходить из стен вуза с документом, содержащим перечень компетенций, характеризующих как профессиональные, так и личностные его качества. Проанализировав этот документ, обе заинтересованные стороны (выпускник и наниматель) могут добиться общей цели: эффективно задействовать вчерашнего выпускника в трудовом процессе фирмы с максимальной пользой для обеих сторон.
Успешность дистанционного обучения во многом зависит от организации учебного материала. Если курс предназначен действительно для взаимодействия преподавателя и обучаемого, то соответственно и требования к организации такого курса, принципы отбора и организации, структурирования материала будут определяться особенностями этого взаимодействия. Если курс предназначен для самообразования, то отбор материала и его структурирование и организация будут существенно иные. В данном случае мы говорим об обучении, т. е. о взаимодействии преподавателя и слушателя, следовательно, требования к организации таких курсов должны определяться особенностями взаимодействия обучающего и обучаемого в условиях телекоммуникационной сети [4].
При этом необходимо учитывать, с одной стороны, общедидактические принципы создания обучающих курсов, требования, диктуемые психологическими особенностями восприятия информации с экрана и на печатной основе (поскольку любой текст может быть выведен с помощью принтера на бумагу), эргономические требования, а с другой, максимально использовать возможности, которые предоставляют нам программные средства телекоммуникационной сети и современных информационных технологий [5].
Необходимость технического оборудования и поддерживающих программ в дистанционном обучении на базе компетентностного подхода имеет особую актуальность, ибо оценка уровня текущей компетентности студента и слушателя оценивается в течении всего обучения, что можно сделать только в процессе тесного взаимодействия тьютора и обучаемого.
Вышеобозначенный проект внедрения в учебный процесс элементов дистанционного обучения на базе специальностей «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» и «Государственное и муниципальное управление» показал, что использование модели управленческих компетенций для студентов слушателей данных специальностей позволяет понять главные направления в разработки учебно-методических комплексов для дистанционного обучения.
Таким образом, на базе опыта проделанной работы можно сделать выводы о необходимости применения подобной инновационной организация образовательного процесса для обучения специалистов в сфере индустрии высоких технологий, для подготовки студентов, обучающихся на технических специальностях, а также при реализации магистерских программ обучения.
Литература
1. Данильченко, В. М. Дистанционное обучение как средство развития глобального образования / В. М. Данильченко // Информатика и образование.— 2004.—№ 3.— С. 121-124; Кларк, Ч. Новые педагогические методы, дистанционное обучение, глобализация - три кита современного образования: Выступление на выставке ВЕТТ 2004 / Ч.Кларк // Информатика и образование. - 2004. - № 3. - С. 3-8; Васильев, В. Дистанционное обучение: деятельностный подход / В.Васильев // Высшее образование в России. - 2003. - №3. - С.162-163 и др.
2. Феофанова, Е.О. Концептуальные аспекты подготовки курсов дистанционного обучения на ос-
нове компетентностного подхода [Электронный ресурс] / Е.О. Феофанова; Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург. - Режим доступа: //
http://www.ict.edu.ru/vconf/index.php?a=vconf&c=getForm&r= thesisDesc&d=light&id_sec= 85&М 1Ье818=3022, свободный.
3. Маврин, Г.В. К вопросу о формировании интегрированной инновационной системы непрерывного профессионального образования для подготовки и переподготовки конкурентоспособных специалистов автомобильного профиля / Г.В. Маврин [и др.]// Вестник Казан. технол. ун-та. -2010. - №5. - С.279.
4. Практика: разработка курсов дистанционного обучения [Электронный ресурс] / Междисциплинарный центр дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургского государственного университета. - Режим доступа: http://dl.nw.ru/practice/course_design, свободный.
5. Скок, Г.Б. Как разработать учебно-методические материалы для системы ОДО [Электронный ресурс] / Г.Б. Скок. - Режим доступа: // http://edu.nstu.ru, свободный.
© Р. И. Зинурова - проф. каф. социальной работы, психологии и педагогики КГТУ, [email protected]; А. Р. Тузиков - проф. каф. государственного и муниципального управления ЕГТУ, [email protected]; Ю. Н. Соловарова - доц. ГМУС КГТУ.