Научная статья на тему 'Управление психолого-педагогическим блоком компетенций современного преподавателя университета'

Управление психолого-педагогическим блоком компетенций современного преподавателя университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скок Галина Борисовна, Зотова Елена Анатольевна, Сурнина Татьяна Юрьевна

Изменение парадигмы и модернизация в образовательной сфере требуют воздействия человечности со стороны руководителей образовательных институтов и существенный сдвиг в особенностях педагогической деятельности от преподавательского состава. Статья содержит план модернизации психологической и педагогической компетенции преподавателей, основанной на анализе опубликованных исследований отечественных ученых и опыта деятельности на преподавательских курсах переподготовки в Новосибирском государственном техническом университете. Авторы предъявляют определенные вызовы качеству современных обучающих материалов и представляют курс образовательной программы «Управление качеством преподавательской деятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скок Галина Борисовна, Зотова Елена Анатольевна, Сурнина Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management for psychological and pedagogical competence of university modern teaching staff

Changing of paradigm and modernization at educational sphere demand humane managing influences from a leader educational institution and an essential change in characteristics of pedagogical activity from the teaching staff. The article has a scheme of modern teachers' psychological and pedagogical competencies based on the analysis of published researches by native teachers and experience gained from the activity on the teachers' retraining courses at NSTU. The authors place some demands upon the quality of modern teaching/learning materials and present courses of educational program Quality management of teacher's activity.

Текст научной работы на тему «Управление психолого-педагогическим блоком компетенций современного преподавателя университета»

Р. Г. Стронгин и др. Подготовка специалистов высшей квалификации в аспирантуре

С

ностика потенциала подготовки научных кадров вуза // Высш. образование в России. 2003. № 4. С. 3-14.

15. Дежина И., Егерев С. Концепция послевузовского образования нового типа // Высш. образование в России. 2004. № 4. С. 135.

16. Lane N. F. // Interdisciplinary Science Reviews. 1995. Vol. 20, № 2. P. 98-103.

17. Короткое P. Об эффективности российского выс-

шего образования // Высш. образование в России. 2004. № 10. С. 38-43.

18. Козлов Е. В. Отраслевые аспекты подготовки научных кадров в классических и технических университетах (на примере Приволжского федерального округа) // Перспективы: Сб. науч. ст. Н. Новгород, 2005. С. 163-176.

19. Любимов Л. Реформа образования: благие намерения, обретения, потери // Высш. образование в России. 2004. № 12. С. 8-24.

Г. Б. Скок, Е. А. Зотова, Т. Ю. Сурнина

УПРАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ БЛОКОМ КОМПЕТЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ УНИВЕРСИТЕТА

G. B. Skok, E. A. Zotova, T. Y. Surnina

Management for psychological and pedagogical competence of university modern

teaching staff

Changing of paradigm and modernization at educational sphere demand humane managing influences from a leader educational institution and an essential change in characteristics of pedagogical activity from the teaching staff. The article has a scheme of modern teachers' psychological and pedagogical competencies based on the analysis of published researches by native teachers and experience gained from the activity on the teachers' retraining courses at NSTU. The authors place some demands upon the quality of modern teaching/learning materials and present courses of educational program «Quality management of teacher's activity».

рименительно к подсистеме управления качеством образовательного процесса и деятельности преподавателя миссия образовательного учреждения может быть сформулирована следующим образом:

— минимизация рисков потери ниши на рынке образовательных услуг;

— повышение удовлетворенности всех участников образовательного процесса;

— следование лучшим образцам деятельности преподавателей в России и мире;

— ориентация на духовное развитие преподавателя, т. е. на появление деятельности, направленной на самого себя.

© Г. Б. Скок, Е. А. Зотова, Т. Ю. Сурнина, 2006

Изменение образовательной парадигмы и модернизация образования в этом направлении требуют от руководителя образовательного учреждения гуманистических управляющих воздействий [1], а от преподавателя — существенного изменения характера педагогической деятельности. Если в течение длительного периода организация учебной деятельности осуществлялась по схеме -«Учение впрок», то в современном образовании организация учебной деятельности должна соответствовать схеме «Учение в деятельности» (рис. 1). Реализация этого подхода требует новых компетенций преподавателя и соответственно — организации повышения квалификации в этом на-

Управление персоналом вуза

правлении. Это очень сложная задача. Преподаватели, приобретя отрицательные стереотипы за годы работы по схеме 1, очень трудно поддаются переобучению (см. рис. 1).

Принципы организации повышения квалификации как управления качеством образовательного процесса и деятельности преподавателя состоят в следующем:

— ориентация на требования, нормы (федеральные и принятые академическим сообществом образовательного учреждения) по главным компонентам педагогической деятельности;

— мониторинг качества деятельности по выг-деленныгм позициям;

— оказание помощи преподавателям в изучении нормативной базыг в области качества учебного процесса и педагогической деятельности и достижении этих норм;

— помощь в организации целенаправленного самоанализа, формирования адекватной самооценки и самокоррекции;

— создание условий для повышения квалификации по тому компоненту деятельности, где у преподавателя обнаруживаются проблемы.

В образовательной науке и практике в России понятия «компетенция», «компетентный» и «ком-

петентность» ранее широко не использовались. Иногда именно в связи с этим можно слышать возмущенные (или даже радостные) высказывания о том, что России необходимо отказаться от понятий ЗУН (знания, умения и навыки), а строить все рассуждения, используя понятия «компетенция» и «компетентность».

На самом деле ничего страшного в переходе от одних терминов к другим нет. Просто необходимо понимать друг друга в европейском образовательном пространстве, работая над взаимным признанием документов об образовании. Словарь Вебстера [2] под словом «компетентный» понимает «having suitable or sufficient skill, knowledge, experience for some purpose, properly qualified», а под «компетенцией» — «the quality of being competent; adequacy; possession of required skill, knowledge or capacity», т. е. компетентный специалист — это человек, обладающий необходимыми знаниями, умениями и опытом, а компетентность — черта личности, обладающей этим необходимым набором компетенций.

Приблизительно такое же понимание и осмысление этих понятий обнаруживается сейчас и в отечественной педагогической литературе [3], в публикациях вузовских специалистов по введению

1. Схема «Учение впрок» • Преподаватель — информатор, контролер.

• Превалирует видимая исполнительская деятельность преподавателя.

• Пассивность студентов, зависимость от преподавателя.

2. Схема «Учение • Преподаватель — организатор, консультант.

в деятельности» • Превалирует скрытая деятельность преподавателя по планированию, проектиро-

ванию курса. • Активность студентов и преподавателя.

Рис. 1. Схемы организации учебного процесса

Г. Б. Скок и др. Управление психолого-педагогическими компетенциями преподавателя

С

кредитных систем в вузах России [4, 5], а также в высказываниях сторонников компетентностного подхода и присвоения дисциплинам ОП кредитов разного вида и уровня.

Подключение преподавателей не только к использованию спущенных сверху директив, но и к четкому формулированию компетенций, созданию курсов, обеспечивающих эти компетенции, — чрезвычайно важная, сложная и необходимая задача. В настоящее время профессорско-преподавательский состав университетов в силу недостатка информации и большой трудоемкости этой задачи к решению ее не готов.

Повышение квалификации преподавателей на современном этапе является крайне актуальной проблемой управления качеством образования, которая должна решаться на основе компетентностного и контекстного подходов [7]. Ниже приведена схема психолого-педагогических компетенций современного преподавателя (рис. 2), составленная на основе анализа работ отечественных педагогов [8] и практики работы по повышению квалификации преподавателей в Новосибирском государственной техническом университете (НГТУ).

Чтобы использовать схему психолого-педагогических компетенций для управления качеством деятельности преподавателей, необходимо сделать к ней некоторые разъяснения и замечания:

• Наиболее разработанными и обеспеченными методическими материалами являются компетенции 7, 9, 10, 13 (см. рис. 2).

• Для современного преподавателя-тьютора важны практически все обозначенные компетенции, деятельность тьютора гораздо сложнее, чем преподавателя-информатора, качество этой деятельности высокое.

• Каждый блок компетенций состоит из определенных умений, знаний, общих представлений, опыта. Объем понятия «компетенция» больше объема этих понятий.

• Необходимо оказывать управляющее воздействие на исследование понимания и принятия преподавателями всех перечисленных компетенций.

• Необходимо подробно расписать содержание компетенций через соответствующие умения, знания, общие представления, необходимый опыт.

• Имеет смысл в качестве начального этапа управляющего воздействия провести исследование по содержанию, оценке и принятию преподавателями психолого-педагогических компетенций.

• Если переходить постепенно к полудистанционной и дистанционной формам организации повышения квалификации преподавателей, то при практическом отсутствии прямых личных контактов имеет смысл наладить повышение квалификации в области отдельных компетенций, а также некоторых выделенных групп.

• Компетенции в области педагогических инноваций выделены в самостоятельный блок. Инновации могут иметь место и в проектировании, и в организации учебного процесса, и в подготовке методического обеспечения, однако склонность к инновациям, переменам, постоянному улучшению, изменению (и ценностей, и характера деятельности) может быть присуща одним в большей степени, другим — в меньшей, но в быстро меняющемся мире это совершенно естественно.

• Необходимы учебно-методические материалы для преподавателей на ФПК как в области отдельных выделенных компетенций, так и комплексные, помогающие преподавателю после самоанализа повышать свою квалификацию, выбирая «главный вектор» и свои «главные проблемы».

Говоря об информационном обеспечении современного образования, необходимо признать, что качество информации, которая используется в образовательном процессе, невысокое. Такой информации трудно превратиться в личностное знание. Учебная информация создается учеными, чиновниками от образования и преподавателями.

Ученые пишут отчеты, статьи, монографии. Это для наиболее продвинутых преподавателей и элитной части студенчества. Чиновники создают разные стандарты и постановления. Преподаватели пишут учебники и учебные пособия. Учебники часто напоминают монографии, в них не сформулированы цели и не присутствует учебная деятельность, соответствующая целям. Просто идет рассказ, приводятся образцы решения задач и примеры. Преподаватель должен научить студента работать с разнородной информацией.

Информация должна удовлетворять определенным нормам. Это достаточно тривиальные нормы, но они часто нарушаются. Некоторые «присущие характеристики» информации:

— научность (различные подходы, обоснование);

— направленность на способы решения педагогических задач (ноу-хау), практику, а не только теорию;

В области самоанализа и самооценки

13

~7

В области

подготовки

учебных

материалов,

управляющих

познавательной

деятельностью

обучающихся

В области

повышения

собственной

психолого-

педагогической

квалификации

В области

распознавания

потребностей

обучающихся

и оказания им

индивидуальной

помощи

Рис. 2. Психолого-педагогические компетенции современного преподавателя

Г. Б. Скок и др. Управление психолого-педагогическими компетенциями преподавателя

С

— краткость, технологичность, удобная форма представления;

— инновационность, соответствие современной образовательной парадигме [6, 7];

— прозрачность, доступность;

— проблематичность, требующая постоянного обсуждения и коррекции.

Подобного рода учебно-методические материалы созданы на ФПКП НГТУ. Они используются в образовательной программе «Управление качеством деятельности преподавателя» (рис. 3).

Особенности образовательной программы:

• Программа адресована преподавателям любых дисциплин, оказывающим образовательные услуги в образовательных учреждениях различного вида и уровня.

• Образовательная программа ориентирована на совершенствование психолого-педагогического компонента деятельности.

• Обучение по программе возможно в дистанционном и полудистанционном режимах.

• У обучающихся имеется возможность выбора собственной траектории в образовательной программе.

• В результате обучения преподаватель будет

уметь проектировать, реализовывать и оценивать образовательный процесс и его результаты в соответствии с современными нормами качества образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• В рамках образовательной программы проводят занятия преподаватели (авторы и кураторы курсов), занимающиеся исследованиями в области образования и имеющие практический опыт работы на ФПКП.

• При освоении образовательной программы предусмотрено большое количество индивидуальных консультаций для обучающихся.

• Отдельные темы изучаются на английском языке (подготовлен курс «Tendencies of Modern Education Develоpment»).

• Выпускная работа посвящается решению одной из задач, предлагаемых в данной образовательной программе, ее тема формулируется обучающимся самостоятельно.

• Полный вариант образовательной программы, обеспечивающий управление качеством учебного процесса и деятельности преподавателя, рассчитан на два года совместной работы обучающегося и куратора (всего 500 часов, в основном самостоятельной работы). В случае

Рис. 3. Структура образовательной программы «Управление качеством деятельности

преподавателя»

Управление персоналом вуза

успешного окончания (защита выпускной работы) выдается свидетельство о повышении квалификации государственного образца.

• Изучение отдельных курсов образовательной программы (72-100 часов) также заканчивается подготовкой и защитой выпускной работы. В этом случае выдается удостоверение о по-выгшении квалификации государственного образца.

Курсы образовательной программы (см. рис. 3) направлены на управление качеством деятельности преподавателей и обеспечивают достижение большей частью психолого-педагогических компетенций. Они снабжены рядом авторских разработок и учебных материалов.

Для курса «Проектирование образовательной программы или курса. Определение результатов обучения» было разработано учебно-методическое пособие «Как спроектировать учебный процесс по курсу» (авторы Г. Б. Скок, Н. И. Лыгина). Пособие имеет гриф МО РФ и допущено в качестве учебного пособия для преподавателей, студентов, аспирантов и слушателей системы дополнительного образования, осваивающих программу «Преподаватель высшей школы».

Курс «Самоанализ и построение собственной системы педагогической деятельности» обеспечен электронным учебным пособием и печатным изданием «Методики для самоанализа педагогической деятельности» (авторы Г. Б. Скок, Н. И. Лыги-на, Е. Ю. Чернова, Е. А. Лебедева).

Курс «Подготовка экспертов по качеству учебного процесса и деятельности преподавателя» основан на результатах научного исследования к.п.н. Е. А. Лебедевой Наибольшее внимание в курсе уделяется оценке качества учебного процесса с использованием показателя «удовлетворенность потребителя».

В курсе «Психолого-педагогические аспекты проектирования электронного учебника» используется электронное учебное пособие для преподавателей, разработанное в рамках проектра Tacis Delphi. По замыслу авторов пособие является в некотором смысле образцом, демонстрирующим педагогические и психологические идеи «good teaching/learning», которые рекомендуется использовать разработчикам современных учебных материалов.

Курс «Педагогический тест: этапы и особенности конструирования и использования» снабжен программой обработки результатов тестирования, дающей информацию как о самих заданиях (для их коррекции), так и об обучающихся, прошедших тестирование. Обучающиеся могут провести экспериментальную проверку первой версии теста, обработать результаты и осуществить на основании полученных данных ее коррекцию.

Главной целью курса «Современная методика преподавания английского языка» является подготовка молодых преподавателей к проектированию и организации учебного процесса, удовлетворяющего требованиям высокого качества.

Курс «Тенденции развития современного образования» читается на английском языке, он помогает преподавателям любых дисциплин вести беседу на английском языке, участвовать в обсуждении проблем в сфере образования с зарубежными коллегами.

В настоящее время по всем курсам образовательной программы, кроме 3, 6 и 7-го, обучение может осуществляться в дистанционном и полудистанционном режимах. Заявки можно отправлять по адресу: laos@smc.nstu.ru, nmc@smc.nstu.ru.

Литература

1. Байденко В. И. Болонский процесс: курс лекций. М.: Логос, 2004. 208 с.

2. The New Webster's Encyclopedic Dictionary of the English Language. N. Y., 1997. P. 138.

3. Введенский В. P. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2003. № 10. С. 51-55.

4. Проблемы введения системы зачетных единиц в высшем профессиональном образовании: Материалы к Всеросс. совещ. 23 апр. 2003 г., Москва / Под ред. В. Н. Чистохвалова. М.: Изд-во РУДН, 2003. 100 с.

5. Ефремов А. П., Чистохвалов В. Н. Кредиты и учебный процесс. М.: Изд-во РУДН, 2003. 31 с.

6. Скок Г. Б. Новая гуманистическая образовательная парадигма как основа автоматизированной подсистемы управления качеством в области учебного процесса и деятельности преподавателя // Проблемы высшего технического образования: Межвуз. сб. науч. тр. / Под общ. ред. А. С. Вос-трикова. Новосибирск, 2003. Вып. 24: Программно-информационная поддержка систем управления качеством образования. С. 16-21.

7. Вербицкий А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение / Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов. М., 1999. 75 с.

8. Акмеологические проблемы подготовки преподавателей: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Н. В. Кузьмина, Е. С. Гуртовой / Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, Шуйский гос. пед. ун-т. Москва; Шуя, 1999. Вып. 2. 191 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.