№ 2 - 2008 г. 13.00.00 педагогические науки
УДК 378.124/.126(001.895)
Об опыте обучения педагогическому проектированию в рамках профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы»
Н. А. Гулюкина, Н. И. Лыгина
ГОУ В ПО Новосибирский государственный медицинский университет
Росздрава (г. Новосибирск)
В статье дается характеристика профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации <Преподаватель высшей школы>. В качестве ключевой особенности программы выделяется построение всех итоговых работ по дисциплинам как кумулятивное накопление промежуточных материалов к проектированию педагогических исследований, реализуемых в ходе педагогической практики. Описывается методика организации обучения педагогическому проектированию, учитывающая отсутствие специальной психолого-педагогической подготовки у большинства преподавателей, являющихся специалистами в конкретной предметной области. Управление качеством процесса обучения преподавателей педагогическому проектированию основывается на учете их затруднений, изменяющихся в процессе обучения закономерным образом.
Ключевые слова: педагогическое проектирование, педагогическая технология, профессиональная образовательная программа, преподаватель высшей школы, качество обучения Образовательная программа для получения дополнительной квалификации <Преподаватель высшей школы> рассчитана на два года обучения. Основная образовательная программа [1] содержит концептуальную записку, учебный план, рабочие программы по дисциплинам: педагогика; психология человека; информационные технологии в науке и образовании; психология и педагогика высшей школы; технологии профессионального обучения; организационные основы системы образования; тренинг по профессионально ориентированным предметам -риторике и общению; педагогическая практика, а также требования к итоговой государственной аттестации.
В концептуальной записке, кроме особенностей основной образовательной программы, ее структуры, представленной блок-схемой, и перераспределения Г осударственных требований между учебными дисциплинами, представлены компетенции, в области которых повышают квалификацию обучающиеся. Психолого-педагогические компетенции обучающиеся могут повысить при проектировании учебной дисциплины, ее целей, структурировании учебного материала, выборе учебной деятельности, адекватной сформулированным целям, конструировании отдельных занятий, оценке качества своей деятельности и деятельности
студентов. Компетенция в области создания письменных текстов развивается у обучающихся при подготовке учебно-методических материалов для аудиторных занятий и в процессе самостоятельной работы над контролирующими материалами по своей дисциплине. Преподаватели повышают свою компетентность в области коммуникаций и речевую компетентность при проведении занятий, реализуя выстроенный сценарий, корректируя его по принципу <здесь и сейчас> и общаясь с обучающимися.
Одной из особенностей образовательного процесса в этой программе является то, что курсовые и другие учебные работы, выполняемые обучающимися в различных дисциплинах, связаны единым объектом (дисциплиной, освоение которой организует обучающийся для студентов) и ориентированы на получение практических результатов, которые могут быть использованы в реальном учебном процессе:
• обучающиеся проводят анализ современных <норм> качества образовательного процесса и формулируют личные <нормы>;
• проектируют учебный процесс по своей учебной дисциплине и представляют результаты проектирования в рабочей программе;
• строят методику (технологию) обучения своей дисциплине в соответствии с ее целями;
• готовят в тестовой форме контролирующие материалы и проводят оценку их качества по результатам использования в реальном учебном процессе;
• планируют педагогический эксперимент, проводят его и анализируют полученные результаты;
• проводят исследования в области образования.
Соответственно выпускная квалификационная работа представляет собой сквозной проект, материалы для подготовки которого обучающийся постепенно готовит на протяжении всего срока обучения; как правило, это комплекс учебно-методических материалов по конкретной дисциплине, прошедший апробацию в учебном процессе. Практическая реализация такого подхода в образовательной программе <Преподаватель высшей школы> связана с обучением педагогическому проектированию преподавателей.
Категория обучающихся по данной программе - преподаватели НГМУ. Особенности специалистов в области медицины, работающих в высшей школе преподавателями, связана, во-первых, с тем, что они в массе своей не имеют специального педагогического образования, и, во-вторых, с течением времени появляется необходимость приведения личных <норм> преподавателей в соответствие с современными педагогическими требованиями.
Методология построения занятий по педагогическим дисциплинам ориентирована на использование элементов исследовательской деятельности в обучении и способствует:
• разрушению стереотипов проектировочной, гностической, коммуникативной, организационной, конструктивной, контролирующей деятельностей преподавателей, созданию мотивации;
• совершенствованию всех компонентов (в разной степени) в структуре деятельности преподавателя.
При организации занятий по педагогическим дисциплинам доминирование консультационных занятий и самостоятельной работы обучающихся над лекционными занятиями при специальной их организации, сочетание различных средств и форм организации обучения обеспечивают качественный конечный результат обучения.
Освоение методов педагогического исследования, анализа учебных и психолого-педагогических аспектов деятельности обучающихся (студентов) и собственной деятельности в рамках реального учебного процесса мотивирует преподавателя и дает ему возможность определить, какие изменения нужно внести в реальный учебный процесс для повышения качества обучения. Этот исследовательский этап приводит преподавателей к пониманию технологий обучения и
Знакомство с существующими педагогическими технологиями и возможностями их внедрения, а также проектирование технологий обучения в рамках ГОС, ориентированных на активную самостоятельную работу студентов, коррекцию деятельности обучающихся, приводят к изменению деятельности преподавателя.
При знакомстве с педагогическими технологиями акценты ставятся вначале на такие технологии, которые разработаны достаточно четко и с которыми в какой-то степени знакомы все преподаватели. Это технологии проектирования современной рабочей программы учебной дисциплины [2], тестового контроля знаний [3] и адаптивного обучения [4]. Все контрольные и курсовые работы по педагогическим дисциплинам выстроены как кумулятивное накопление материалов к проектированию педагогических исследований в период педагогической практики.
Педагогическая практика направлена на повышение квалификации преподавателей в области их психолого-педагогических компетенций, а именно, в области педагогического проектирования, организации, проведения и оценивания педагогического эксперимента. Ядром педагогической практики являются психолого-педагогические основы организации образовательного процесса: планирование, проведение, оценка результатов констатирующего и формирующего экспериментов, оценка и коррекция своей педагогической деятельности.
Проектирование педагогического эксперимента обсуждается с обучающимися индивидуально на консультациях, разрабатывается ими более детально и дополнительно обсуждается на семинарах за <круглым столом> с коллегами-преподавателями, специалистами в области медицины. Это позволяет каждому проверить свои предположения и гипотезы и использовать опыт преподавателей с разным педагогическим стажем и стилем. В ходе педагогической практики обучающийся проводит констатирующий и формирующий эксперимент в экспериментальных и контрольных группах по своей учебной дисциплине в соответствии с целями, заявленными в рабочей программе дисциплины, и разработанной технологией. Кроме того, каждый обучающийся оценивает качество своих занятий и занятий коллег с помощью специальных анкет [5].
Отчет по практике содержит результаты анализа эффективности применения разработанной методики (технологии) по своей учебной дисциплине и качества собственной педагогической деятельности, а также деятельности коллег и студентов.
Отчет по педагогической практике защищается обучающимися на итоговом семинаре, и основные результаты, полученные в ходе педагогической практики, используются для подготовки выпускной квалификационной работы.
Для управления процессом обучения преподавателей педагогическому проектированию каждому обучающемуся предлагается трижды заполнить анкету по оценке собственных затруднений при проектировании учебного курса [5].
Сопоставляя данные о затруднениях обучающихся, можно сделать вывод о том, что большинство обучающихся проходят три этапа изменения собственных затруднений по педагогическому проектированию :
• на первом этапе перед началом занятий обучающиеся не испытывают серьезных затруднений в процессе педагогического проектирования;
• на втором этапе уровень затруднений обучающихся возрастает в результате осознания ими в деятельности по педагогическому проектированию учебного процесса по курсу;
• на третьем этапе уровень затруднений снижается в результате повышения проектировочных умений обучающихся.
Рассматривая проблему типологии участников процесса педагогического проектирования и принимая во внимание опыт ведения занятий в образовательной программе <Преподаватель
высшей школы>, выделим три групп обучающихся (преподавателей) по их отношению к педагогическому проектированию и по успешности освоения ими этого вида педагогической деятельности:
• преподаватели первой группы без внутреннего сопротивления и независимо от внешних обстоятельств приняли предлагаемый подход к педагогическому проектированию, поняли и приняли его <дух> и творчески применили его в рамках своей предметной области;
• преподаватели второй группы добросовестно применили новый подход для проектирования своего курса, следуя больше <форме>, чем <духу> этого подхода, тем не менее, их <проекты> в целом соответствуют требованиям, предъявляемым к качеству подобного рода продуктов педагогического проектирования;
• преподаватели третьей группы не принимают по сути перемен, происходящих в учебном процессе (в лучшем случае формально прописывают рабочую программу курса, соблюдая внешнюю сторону процесса педагогического проектирования за счет механического переноса формы без учета особенностей их учебного курса и особенностей образовательного учреждения, разрабатывают тесты строго по предложенной технологии).
Как правило, принадлежность обучающегося к определенной группе выясняется на первых занятиях по наличию (или отсутствию) промежуточных результатов педагогического проектирования. Ускорение перехода из третьей группы обучающихся во вторую группу происходит за счет учета их индивидуальных особенностей и личного опыта (учета форм психологического сопротивления личности инновациям).
Представители первой группы выстраивают свой учебный курс в соответствии с предложенными моделями в заданные временные сроки. Они практически самостоятельно <формируют> свой курс в рамках заданных моделей, признают достаточной и необходимой степень <открытости> моделей. Представители второй группы активно используют различного рода <вспомогательные> инструменты. Представители третьей группы зачастую отказываются вносить изменения в учебный процесс чаще под предлогом личной занятости, тем не менее, <включение> этих обучающихся, например, в диалог при обсуждении фрагментов рабочих программ коллег или новых методик организации учебного процесса помогает им отчасти осознать и принять новый подход к педагогическому проектированию (способ познания себя через других).
Таким образом, анализ результатов организации обучения педагогическому проектированию преподавателей в НГМУ показал эффективность предложенной технологии.
Список литературы
1. Гулюкина Н. А. Педагогический тест : этапы и особенности конструирования и использования / Н. А. Гулюкина, С. В. Клишина. - Новосибирск : НГТУ, 2006. - 147 с.
2. Гулюкина Н. А. Система адаптивного обучения / Н. А. Гулюкина. - Новосибирск : ТАТАпринт, 2001. - 76 с.
3. Методики для анализа собственной педагогической деятельности : учеб.-метод. пособие для преподавателей / Е. А. Лебедева, Н. И. Лыгина, Г. Б. Скок, Е. Ю. Чернова. -Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2006. - 40 с.
4. Образовательная программа для получения дополнительной квалификации <Преподаватель высшей школы> : учебное пособие для дополнительного профессионального образования / Н. А. Гулюкина, Н. И. Лыгина, Е. А. Музыченко [и др.] ; под ред. Н. А. Гулюкиной, Н. И. Лыгиной. - Новосибирск : Изд-во Сибмедиздат, 2005. - 75 с.
5. Скок Г. Б. Как спроектировать учебный процесс по курсу / Г. Б. Скок, Н. И. Лыгина. - М. : Рос. пед. агентство, 2003. - 94 с.