Научная статья на тему 'Об опыте обучения педагогическому проектированию в рамках профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы»'

Об опыте обучения педагогическому проектированию в рамках профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / PEDAGOGIC PROJECTING / PEDAGOGIC TECHNOLOGY / PROFESSIONAL EDICATIONAL PROGRAM / HIGHER SCHOOL TEACHER / EDUCATION QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гулюкина Нина Александровна, Лыгина Нина Ивановна

В статье дается характеристика профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы». В качестве ключевой особенности программы выделяется построение всех итоговых работ по дисциплинам как кумулятивное накопление промежуточных материалов к проектированию педагогических исследований, реализуемых в ходе педагогической практики. Описывается методика организации обучения педагогическому проектированию, учитывающая отсутствие специальной психолого-педагогической подготовки у большинства преподавателей, являющихся специалистами в конкретной предметной области. Управление качеством процесса обучения преподавателей педагогическому проектированию основывается на учете их затруднений, изменяющихся в процессе обучения закономерным образом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гулюкина Нина Александровна, Лыгина Нина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGIC PROJECTING DURING THE STUDY ON THE SUPPLEMENTARY EDUCATIONAL PROGRAM TEACHER OF HIGHER SCHOOL

In this article the characteristics of professional educational program for supplementary qualification Teacher of higher school is given. Key features of this program is composition of all final control work as accumulation of intermediate materials to the projecting of pedagogic research. The method of education to pedagogic projecting, that consider the absence of any pedagogic or psychological experience. Quality management of educational process is based on the considering of difficulties, changed during the education.

Текст научной работы на тему «Об опыте обучения педагогическому проектированию в рамках профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы»»

№ 2 - 2008 г. 13.00.00 педагогические науки

УДК 378.124/.126(001.895)

Об опыте обучения педагогическому проектированию в рамках профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы»

Н. А. Гулюкина, Н. И. Лыгина

ГОУ В ПО Новосибирский государственный медицинский университет

Росздрава (г. Новосибирск)

В статье дается характеристика профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации <Преподаватель высшей школы>. В качестве ключевой особенности программы выделяется построение всех итоговых работ по дисциплинам как кумулятивное накопление промежуточных материалов к проектированию педагогических исследований, реализуемых в ходе педагогической практики. Описывается методика организации обучения педагогическому проектированию, учитывающая отсутствие специальной психолого-педагогической подготовки у большинства преподавателей, являющихся специалистами в конкретной предметной области. Управление качеством процесса обучения преподавателей педагогическому проектированию основывается на учете их затруднений, изменяющихся в процессе обучения закономерным образом.

Ключевые слова: педагогическое проектирование, педагогическая технология, профессиональная образовательная программа, преподаватель высшей школы, качество обучения Образовательная программа для получения дополнительной квалификации <Преподаватель высшей школы> рассчитана на два года обучения. Основная образовательная программа [1] содержит концептуальную записку, учебный план, рабочие программы по дисциплинам: педагогика; психология человека; информационные технологии в науке и образовании; психология и педагогика высшей школы; технологии профессионального обучения; организационные основы системы образования; тренинг по профессионально ориентированным предметам -риторике и общению; педагогическая практика, а также требования к итоговой государственной аттестации.

В концептуальной записке, кроме особенностей основной образовательной программы, ее структуры, представленной блок-схемой, и перераспределения Г осударственных требований между учебными дисциплинами, представлены компетенции, в области которых повышают квалификацию обучающиеся. Психолого-педагогические компетенции обучающиеся могут повысить при проектировании учебной дисциплины, ее целей, структурировании учебного материала, выборе учебной деятельности, адекватной сформулированным целям, конструировании отдельных занятий, оценке качества своей деятельности и деятельности

студентов. Компетенция в области создания письменных текстов развивается у обучающихся при подготовке учебно-методических материалов для аудиторных занятий и в процессе самостоятельной работы над контролирующими материалами по своей дисциплине. Преподаватели повышают свою компетентность в области коммуникаций и речевую компетентность при проведении занятий, реализуя выстроенный сценарий, корректируя его по принципу <здесь и сейчас> и общаясь с обучающимися.

Одной из особенностей образовательного процесса в этой программе является то, что курсовые и другие учебные работы, выполняемые обучающимися в различных дисциплинах, связаны единым объектом (дисциплиной, освоение которой организует обучающийся для студентов) и ориентированы на получение практических результатов, которые могут быть использованы в реальном учебном процессе:

• обучающиеся проводят анализ современных <норм> качества образовательного процесса и формулируют личные <нормы>;

• проектируют учебный процесс по своей учебной дисциплине и представляют результаты проектирования в рабочей программе;

• строят методику (технологию) обучения своей дисциплине в соответствии с ее целями;

• готовят в тестовой форме контролирующие материалы и проводят оценку их качества по результатам использования в реальном учебном процессе;

• планируют педагогический эксперимент, проводят его и анализируют полученные результаты;

• проводят исследования в области образования.

Соответственно выпускная квалификационная работа представляет собой сквозной проект, материалы для подготовки которого обучающийся постепенно готовит на протяжении всего срока обучения; как правило, это комплекс учебно-методических материалов по конкретной дисциплине, прошедший апробацию в учебном процессе. Практическая реализация такого подхода в образовательной программе <Преподаватель высшей школы> связана с обучением педагогическому проектированию преподавателей.

Категория обучающихся по данной программе - преподаватели НГМУ. Особенности специалистов в области медицины, работающих в высшей школе преподавателями, связана, во-первых, с тем, что они в массе своей не имеют специального педагогического образования, и, во-вторых, с течением времени появляется необходимость приведения личных <норм> преподавателей в соответствие с современными педагогическими требованиями.

Методология построения занятий по педагогическим дисциплинам ориентирована на использование элементов исследовательской деятельности в обучении и способствует:

• разрушению стереотипов проектировочной, гностической, коммуникативной, организационной, конструктивной, контролирующей деятельностей преподавателей, созданию мотивации;

• совершенствованию всех компонентов (в разной степени) в структуре деятельности преподавателя.

При организации занятий по педагогическим дисциплинам доминирование консультационных занятий и самостоятельной работы обучающихся над лекционными занятиями при специальной их организации, сочетание различных средств и форм организации обучения обеспечивают качественный конечный результат обучения.

Освоение методов педагогического исследования, анализа учебных и психолого-педагогических аспектов деятельности обучающихся (студентов) и собственной деятельности в рамках реального учебного процесса мотивирует преподавателя и дает ему возможность определить, какие изменения нужно внести в реальный учебный процесс для повышения качества обучения. Этот исследовательский этап приводит преподавателей к пониманию технологий обучения и

Знакомство с существующими педагогическими технологиями и возможностями их внедрения, а также проектирование технологий обучения в рамках ГОС, ориентированных на активную самостоятельную работу студентов, коррекцию деятельности обучающихся, приводят к изменению деятельности преподавателя.

При знакомстве с педагогическими технологиями акценты ставятся вначале на такие технологии, которые разработаны достаточно четко и с которыми в какой-то степени знакомы все преподаватели. Это технологии проектирования современной рабочей программы учебной дисциплины [2], тестового контроля знаний [3] и адаптивного обучения [4]. Все контрольные и курсовые работы по педагогическим дисциплинам выстроены как кумулятивное накопление материалов к проектированию педагогических исследований в период педагогической практики.

Педагогическая практика направлена на повышение квалификации преподавателей в области их психолого-педагогических компетенций, а именно, в области педагогического проектирования, организации, проведения и оценивания педагогического эксперимента. Ядром педагогической практики являются психолого-педагогические основы организации образовательного процесса: планирование, проведение, оценка результатов констатирующего и формирующего экспериментов, оценка и коррекция своей педагогической деятельности.

Проектирование педагогического эксперимента обсуждается с обучающимися индивидуально на консультациях, разрабатывается ими более детально и дополнительно обсуждается на семинарах за <круглым столом> с коллегами-преподавателями, специалистами в области медицины. Это позволяет каждому проверить свои предположения и гипотезы и использовать опыт преподавателей с разным педагогическим стажем и стилем. В ходе педагогической практики обучающийся проводит констатирующий и формирующий эксперимент в экспериментальных и контрольных группах по своей учебной дисциплине в соответствии с целями, заявленными в рабочей программе дисциплины, и разработанной технологией. Кроме того, каждый обучающийся оценивает качество своих занятий и занятий коллег с помощью специальных анкет [5].

Отчет по практике содержит результаты анализа эффективности применения разработанной методики (технологии) по своей учебной дисциплине и качества собственной педагогической деятельности, а также деятельности коллег и студентов.

Отчет по педагогической практике защищается обучающимися на итоговом семинаре, и основные результаты, полученные в ходе педагогической практики, используются для подготовки выпускной квалификационной работы.

Для управления процессом обучения преподавателей педагогическому проектированию каждому обучающемуся предлагается трижды заполнить анкету по оценке собственных затруднений при проектировании учебного курса [5].

Сопоставляя данные о затруднениях обучающихся, можно сделать вывод о том, что большинство обучающихся проходят три этапа изменения собственных затруднений по педагогическому проектированию :

• на первом этапе перед началом занятий обучающиеся не испытывают серьезных затруднений в процессе педагогического проектирования;

• на втором этапе уровень затруднений обучающихся возрастает в результате осознания ими в деятельности по педагогическому проектированию учебного процесса по курсу;

• на третьем этапе уровень затруднений снижается в результате повышения проектировочных умений обучающихся.

Рассматривая проблему типологии участников процесса педагогического проектирования и принимая во внимание опыт ведения занятий в образовательной программе <Преподаватель

высшей школы>, выделим три групп обучающихся (преподавателей) по их отношению к педагогическому проектированию и по успешности освоения ими этого вида педагогической деятельности:

• преподаватели первой группы без внутреннего сопротивления и независимо от внешних обстоятельств приняли предлагаемый подход к педагогическому проектированию, поняли и приняли его <дух> и творчески применили его в рамках своей предметной области;

• преподаватели второй группы добросовестно применили новый подход для проектирования своего курса, следуя больше <форме>, чем <духу> этого подхода, тем не менее, их <проекты> в целом соответствуют требованиям, предъявляемым к качеству подобного рода продуктов педагогического проектирования;

• преподаватели третьей группы не принимают по сути перемен, происходящих в учебном процессе (в лучшем случае формально прописывают рабочую программу курса, соблюдая внешнюю сторону процесса педагогического проектирования за счет механического переноса формы без учета особенностей их учебного курса и особенностей образовательного учреждения, разрабатывают тесты строго по предложенной технологии).

Как правило, принадлежность обучающегося к определенной группе выясняется на первых занятиях по наличию (или отсутствию) промежуточных результатов педагогического проектирования. Ускорение перехода из третьей группы обучающихся во вторую группу происходит за счет учета их индивидуальных особенностей и личного опыта (учета форм психологического сопротивления личности инновациям).

Представители первой группы выстраивают свой учебный курс в соответствии с предложенными моделями в заданные временные сроки. Они практически самостоятельно <формируют> свой курс в рамках заданных моделей, признают достаточной и необходимой степень <открытости> моделей. Представители второй группы активно используют различного рода <вспомогательные> инструменты. Представители третьей группы зачастую отказываются вносить изменения в учебный процесс чаще под предлогом личной занятости, тем не менее, <включение> этих обучающихся, например, в диалог при обсуждении фрагментов рабочих программ коллег или новых методик организации учебного процесса помогает им отчасти осознать и принять новый подход к педагогическому проектированию (способ познания себя через других).

Таким образом, анализ результатов организации обучения педагогическому проектированию преподавателей в НГМУ показал эффективность предложенной технологии.

Список литературы

1. Гулюкина Н. А. Педагогический тест : этапы и особенности конструирования и использования / Н. А. Гулюкина, С. В. Клишина. - Новосибирск : НГТУ, 2006. - 147 с.

2. Гулюкина Н. А. Система адаптивного обучения / Н. А. Гулюкина. - Новосибирск : ТАТАпринт, 2001. - 76 с.

3. Методики для анализа собственной педагогической деятельности : учеб.-метод. пособие для преподавателей / Е. А. Лебедева, Н. И. Лыгина, Г. Б. Скок, Е. Ю. Чернова. -Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2006. - 40 с.

4. Образовательная программа для получения дополнительной квалификации <Преподаватель высшей школы> : учебное пособие для дополнительного профессионального образования / Н. А. Гулюкина, Н. И. Лыгина, Е. А. Музыченко [и др.] ; под ред. Н. А. Гулюкиной, Н. И. Лыгиной. - Новосибирск : Изд-во Сибмедиздат, 2005. - 75 с.

5. Скок Г. Б. Как спроектировать учебный процесс по курсу / Г. Б. Скок, Н. И. Лыгина. - М. : Рос. пед. агентство, 2003. - 94 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.