БЮЛЛЕТЕНЬ ВОЛГОГРАДСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАМН
| 4-2007
ведения холдинг-терапии (или проведение ограниченного числа занятий) служило то, что родителям было тяжело признаваться в любви к своему больному ребенку (в первую очередь, это наблюдалось в тех случаях, когда дети были усыновлены); даже тяжесть самого РДА являлась более редким основанием для прекращения холдинга.
3. Для семей с аутичными детьми характерны различные нарушения семейных взаимоотношений и воспитания ребенка, при этом гиперпротекция и расширение сферы родительских чувств способствуют активным занятиям с ребенком и повышению эффективности оказываемой ему психологической помощи, а неустойчивый стиль воспитания, неразвитость родительских чувств и гипо-протекция негативно сказываются на реабилитационных мероприятиях, и именно эти нарушения должны в первую очередь коррегироваться в рамках семейной психотерапии.
4. Оптимизация оказания психологической помощи детям с ранним детским аутизмом (и соответственно их более успешная реабилитация) предполагают организацию регулярных совместных встреч их родителей ("круглых столов") для обмена собственным опытом, или чтобы те родители, чьи дети достаточно долго и с хорошим эффектом получают холдинг-терапию, на собственном примере объяснили другим родителям эффективность холдинга; активизацию деятельности педагогов-воспитателй дошкольных и школьных учреждений (с информационным обеспечением их о специфики работы с аутичными детьми); активизацию роли Центров помощи семьи (с более широким проведением в первую очередь семейной психотерапии); расширение подготовки специалистов (психологов и психотерапевтов), владеющих холдинг-терапией.
ЛИТЕРАТУРА
1. Каган В. Е. Аутизм у детей. - Л.: Медицина, 1981. - 206 с.
2. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. - М.: Теревинф, 2000. - 336 с.
3. Тиганов А. С., Башина В. М. // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. - 2005. -Т. 105, № 8. - С. 4-13.
4. Klin A., Chawarska K, Paul R, et al. // Am. J. Psychiatry. - 2004. - Vol. 161, № 11. - P. 1981-1988.
5. Lotter V. // Social Psychiat. - 1966. - № 1. -Р. 124-137.
ОПЫТ РАБОТЫ МНОГОПРОФИЛЬНОЙ БРИГАДЫ В ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕНИИ
Ю. В. Цыбуля
ГУЗ "Волгоградская областная клиническая психиатрическая больница № 2"
В отечественной психиатрии в последние го-
ды происходят значительные изменения: появляются новые технологии, направленные на улучшение психического здоровья пациентов; улучшаются условия пребывания больных; в процесс оказания им помощи все более вовлекаются медицинские психологи, социальные работники, юристы. Это связано с возрастающей необходимостью целостного подхода к личности пациента, что ведет к более широкому использованию психосоциальных моделей.
В настоящее время как за рубежом, так и в нашей стране накоплен опыт бригадной формы оказания помощи пациентам с психическими расстройствами. Данный метод предполагает содружественную работу психиатра, психотерапевта, медицинского психолога и специалиста социальной работы. Синдромально-нозологический диагноз и терапия определяются врачом-психиатром и врачом-психотерапевтом, психосоциальный аспект лечебно-реабилитационной программы разрабатывается совместно с медицинским психологом и социальным работником. За лечение в целом отвечает лечащий врач. Такой подход дает возможность учесть клинические, личностные и социальные аспекты.
В психотерапевтическом отделении ГУЗ "Волгоградская областная клиническая психиатрическая больница № 2" (ВОКПБ № 2) подобный полипрофессиональный подход применяется с 2003 г.
Все врачи-психотерапевты, работающие в отделении, имеют первичную специализацию по психиатрии и опыт работы психиатрами, поэтому наличие в бригаде врача-психиатра является излишним. Психотерапевты применяют как психофармакологические методы лечения заболеваний, так и психотерапевтические - групповую реконструктивную психотерапию, когнитивно-поведенческую терапию, арт-терапию, гештальт-терапию, трансактный анализ, гипнотерапию и другие методы.
При поступлении пациента в отделение после установления диагноза определяется план лечения, необходимость привлечения медицинского психолога и специалиста социальной работы. Практически все пациенты проходят общепсихологическое обследование. Кроме того, широко используются личностные тесты (опросники Г. Айзенка, ММР1, Личко и др.), а также проективные тесты.
В психотерапевтическом отделении ВОКПБ № 2 медицинские психологи, наряду с психодиагностикой, проводят также психокоррекционную работу с пациентами, участвуют при проведении групповой психотерапии, арт-терапии. Групповая терапия проводится в малых группах, 3-4 раза в неделю, длительностью до 1,5 ч, в течение 3-4 недель. В рамках групповых занятий используются: групповая дискуссия, психодрама, проективный рисунок. В процессе групповой психотерапии реализуются основные задачи личностно-ориентированной психотерапии. Медицинский психолог, работая с группой вместе с врачом-психотерапевтом, направляет ее на решение
БЮЛЛЕТЕНЬ ВОЛГОГРАДСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАМН
проблем членов данной группы. По окончании каждого группового занятия происходит обсуждение процессов, происшедших в группе. Совместное с врачом-психотерапевтом участие медицинского психолога в проведении групповой психотерапии помогает раскрыть личность каждого пациента, выявить механизм психологической защиты, ускорить динамику развития группы.
Арт-терапия проводится как индивидуально, так и в группе. При проведении данного метода возможности медицинского психолога значительно шире, т. к. он может работать с пациентами как самостоятельно, так и с психотерапевтом. Арт-терапия особенно ценна тем, что может применяться у пациентов, испытывающих затруднения в вербализации своих переживаний. Работа имеет недирективный характер, хотя арт-терапевт все время находится рядом с пациентом. Данное направление способствует изменению отношения пациентов к жизни, формированию новой жизненной цели, повышению самооценки.
Успешно применяют медицинские психологи когнитивно-поведенческую психотерапию, особенно при депрессивных расстройствах. Психолог устраняет иррациональные суждения пациента, возникающие при тревоге, учит по-другому реагировать на ситуации, вызывающие страх.
В штате отделения предусмотрены ставки социальных работников. В настоящее время число данных специалистов явно не достает. Потребность в социальном работнике возникает тогда, когда необходимо определить источник неблагополучия пациента. К неблагополучию могут приводить семейные и служебные конфликты, безработица, потеря близкого человека и др. Психотерапевт чаще всего не может разрешить данные проблемы, хотя их устранение часто может вывести пациента из болезненного состояния. В этих случаях на первый план выступает социальная работа, которая оказывается тесно связанной с клиникой.
Социальный работник в психотерапевтическом отделении осуществляет налаживание связей пациентов с родственниками, организацию мероприятия по восстановлению пациентов на работе или по трудоустройству, совместно с психотерапевтом и медицинским психологом участвует в создании психотерапевтической среды в отделении. Велика роль социального работника при проведении тренинговых занятий, например, при агорафобиях, когда социальный работник вместе с больным посещает места, вызывающие у пациента страх там находиться. Социальный работник проводит развлекательные мероприятия с целью улучшить коммуникативные навыки пациентов.
Изложенный подход при оказании помощи пациентам в психотерапевтическом отделении позволил сократить срок пребывания на больничном листе больного на 9,5 дней в 2006 г. по сравнению с 2005 г., уменьшить число повторных поступлений больных в отделение, сократить первичный выход на инвалидность.
4-20071
Таким образом, опыт работы многопрофильной бригады (врач-психотерапевт, медицинский психолог, специалист социальной работы) можно оценить как положительный.
К ВОПРОСУ О МЕТОДАХ СТИМУЛИРОВАНИЯ РОЖДАЕМОСТИ: ИГРОВОЕ ТОК-ШОУ В МОЛОДЕЖНЫХ ГРУППАХ
Т. В. Черникова, И. В. Камышанова
Волгоградский государственный педагогический университет
Появляющиеся в средствах массовой информации статистические данные о падении рождаемости, невынашиваемости детей беременными женщинами, снижении продуктивной функции у молодых людей стали привычной "страшилкой" любого научного форума или мероприятия для практических работников. К сожалению, все их участники понимают бесперспективность словесной агитации за семью с детьми. В ходе массовых опросов молодых семей предстоит отслеживать динамику числа решений брачных пар в пользу появления ребенка одновременно с изучением и снижением негативно влияющих на эти решения физиологических, социальных и экономических факторов.
Не менее актуален вопрос внедрения в систему социально-психологической работы с молодежными группами в школах, колледжах, вузах активных форм работы с молодежью. В частности, первые шаги в этом направлении были сделаны на базе Центра планирования семьи "Здоровье", в женской консультации Центрального района и Волгоградском областном центре медицинской профилактики в рамках просветительской работы по полоролевому воспитанию и предупреждению ранних брачных отношений [1, 3]. Это был тренинг выбора спутника жизни, отдельные игры которого проводились в соответствии с запросами студентов, школьников, посетителей клуба знакомств и клуба молодой семьи [1]. В связи с тем, что с первых же игровых занятий стал заметен интерес молодых людей к обсуждению вопросов ранней нежелательной беременности, противопоставления карьеры материнству и т. п., была разработана дискуссионная процедура ''В ожидании продолжения", построенная в жанре популярных телевизионных передач - ток-шоу [1, 4].
Во время ток-шоу "В ожидании продолжения" (т. е. ребенка как продолжения жизни семьи) происходило включение участников в тематическое пространство утверждения ценностей здорового и ответственного родительства; укрепления социально значимого отношения человека к себе как к субъекту продолжения рода, компетентного в медико-правовых, общественных, социально-психологических и других вопросах. Продвижению участников в обсуждении пробле-