Научная статья на тему 'Роль медицинской сестры в работе полипрофессиональной бригады при оказании медицинской помощи детям, страдающим аутизмом'

Роль медицинской сестры в работе полипрофессиональной бригады при оказании медицинской помощи детям, страдающим аутизмом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1981
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / СЕСТРИНСКАЯ ПОМОЩЬ / AUTISM SPECTRUM DISORDERS / NURSING CARE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Блинова Н. А., Пырина И. В.

В статье раскрывается роль медицинской сестры в работе полипрофессиональной бригады при лечении аутизма. Медицинские сестры проводят работу по созданию психотерапевтической среды, эмоциональной поддержке пациентов с помощью методов проведения располагающих (поддерживающих) бесед. Медицинская сестра в реабилитационном процессе участвует в формировании социальных навыков аутичного ребенка, а также оказывает помощь близким родственникам в повседневной деятельности по уходу и воспитанию пациентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Блинова Н. А., Пырина И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF A NURSE IN THE WORK OF THE POLYPROFESSIONAL TEAM IN THE RENDERING OF MEDICAL ASSISTANCE TO CHILDREN WITH AUTISM

The article reveals the role of the nurse in the work of the poly-professional team in the treatment of autism. Nurses are working to create a psychotherapeutic environment, emotional support of patients with the help of methods of conducting disposing (supporting) conversations. The nurse participates in the rehabilitation process in shaping the social skills of the autistic child, and also assists close relatives in the daily activities for the care and education of patients.

Текст научной работы на тему «Роль медицинской сестры в работе полипрофессиональной бригады при оказании медицинской помощи детям, страдающим аутизмом»

УДК 616.899

РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В РАБОТЕ ПОЛИПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ БРИГАДЫ ПРИ ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, СТРАДАЮЩИМ АУТИЗМОМ Н.А. Блинова, И.В. Пырина

Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Клиническая психиатрическая больница имени Н.Н. Солодникова»

[email protected]

Аннотация. В статье раскрывается роль медицинской сестры в работе полипрофессиональной бригады при лечении аутизма. Медицинские сестры проводят работу по созданию психотерапевтической среды, эмоциональной поддержке пациентов с помощью методов проведения располагающих (поддерживающих) бесед. Медицинская сестра в реабилитационном процессе участвует в формировании социальных навыков аутичного ребенка, а также оказывает помощь близким родственникам в повседневной деятельности по уходу и воспитанию пациентов.

Ключевые слова. Расстройства аутистического спектра, сестринская помощь.

THE ROLE OF THE MEDICAL NURSE IN THE WORK OF THE POLYPROFESSIONAL TEAM IN THE RENDERING OF MEDICAL ASSISTANCE TO CHILDREN WITH AUTISM N.A. Blinova, I.V. Pyrina

Abstract. The article reveals the role of the nurse in the work of the poly-professional team in the treatment of autism. Nurses are working to create a psychotherapeutic environment, emotional support of patients with the help of methods of conducting disposing (supporting) conversations. The nurse participates in the rehabilitation process in shaping the social skills of the autistic child, and also assists close relatives in the daily activities for the care and education of patients.

Keywords. Autism spectrum disorders, nursing care.

В последние годы, проблеме аутизма и расстройствам аутистического спектра уделяется большое внимание. В целях привлечения международного внимания к проблеме аутизма, затрагивающего миллионы людей в мире, в 2008 году Генеральной Ассамблеей ООН день 2 апреля был провозглашён Всемирным днём распространения информации о проблеме аутизма, который с тех пор отмечается ежегодно. В день распространения информации об аутизме по всему миру зажигаются синие огни. Синим светом подсвечиваются здания, памятники, мосты и другие постройки в разных городах. В этот день во всем мире говорят об этих людях, чтобы окружающие могли знать, как понять и взаимодействовать с ними, какие существуют проблемы, мешающие им чувствовать себя полноценными членами общества.

Аутизм - серьезное комплексное нарушение развития, при котором затруднено формирование социальных контактов с внешним миром и другим человеком, оказывающее заметное влияние на жизнь ребенка и окружающих его людей. Обычно проявляется в течение первых трех лет жизни.

Раньше аутизм считался редким расстройством, сейчас очевидно, что это не так. Специалисты научились определять и выявлять различные проявления нарушений при аути-стических расстройствах, благодаря чему стало понятно, что аутистические расстройства есть примерно у каждого сотого ребенка, причем у мальчиков в четыре раза чаще, чем у девочек. По данным Всемирной организации здраво-

охранения аутизмом страдают 67 миллионов человек в мире, согласно последним данным каждый год в мире становится на 13% больше детей с аутизмом. В России насчитывается более 31 тысячи детей с аутизмом.

Аутизм нельзя «перерасти» и вылечить. Тем не менее, исследования показывают, что ранняя диагностика и помощь существенно улучшают качество жизни людей с аутизмом, помогая им социализироваться.

В последние годы изменились подходы к организации и оказанию психиатрической помощи «необычным» детям с акцентом на оказание помощи в амбулаторных условиях, т.к. госпитализация аутичного ребенка, одержимого страхом перемен, в психиатрический стационар чревата возникновением психических расстройств и регрессом приобретенных навыков. В Омской области медикаментозная терапия и психосоциальная реабилитация детям с аутизмом при отсутствии острого психоза осуществляется в психиатрическом диспансерном отделении для детей и подростков и отделении интенсивного оказания психиатрической помощи для детей и подростков БУЗОО «КПБ им. Н.Н. Солодникова». Отделения оказывают лечебно-диагностическую помощь, проводят психосоциальную реабилитацию городским и сельским детям в привычной для них микросоциальной среде без отрыва от семьи, детского сада и школы.

Лечение аутизма - процесс, требующий индивидуального подхода к каждому ребенку в зависимости от выраженности его симптомов, а

также от наличия каких-либо сопутствующих аутизму нарушений и других расстройств. Некоторые дети с аутизмом нуждаются в интенсивной помощи для того чтобы приобрести основные навыки социального поведения, научиться говорить. Многие дети при этом могут самостоятельно обучаться сложным умениям и больше нуждаются в поддержке с учетом их особенностей восприятия и мышления в школе и дома, чем в интенсивной терапии.

Коррекционная работа с аутичным ребенком проводиться комплексно полипрофессиональной бригадой, состоящей из детского психиатра, психотерапевта, психолога, логопеда, специалиста по социальной работе и медицинской сестры.

Работа специалистов полипрофессиональной бригады направлена, прежде всего, на снижение ассоциированных с аутизмом дефицитов и напряжения в семье, повышение качества жизни и функциональной независимости аути-ста. Она всегда индивидуальна, т.к. не существует единого оптимального метода терапии и реабилитации.

Основные задачи полипрофессиональной бригады при лечении и реабилитации детей с аутизмом:

• установление диагноза,

• установление уровня развития отдельных психических функций и особенностей поведения,

• установления уровня нарушения интел-лектуально-мнестических функций и уровня эмоционально-волевой сферы,

• коррекционная психолого-логопедическая работа,

• социально-психологическая поддержка семьи,

• психофармакотерапия.

Психофармакотерапия облегчает психолого-логопедическую коррекцию, способствует снятию болезненных проявлений (тревоги, страхов, психомоторного возбуждения, навязчивых явлений, стереотипий в поведении), поднятию общего и психического тонуса, что делает аутичного ребенка более доступным к психотерапии, воспитанию и обучению. В лечении применяются ноотропные препараты, це-ребропротекторы, нейролептики,

транквилизаторы, витаминотерапия.

Все диагностические и лечебно-реабилитационные мероприятия для детей с аутизмом проводятся в соответствии со специально разработанным для этих целей планом по следующим направлениям: коррекция эмоциональной сферы, формирование поведения и социально-бытовая адаптация.

Улучшения адаптации детей к внешнему миру отмечаются при использовании некоторых методик психосоциальной помощи - программ интенсивного, длительного специального

образования и поведенческой терапии на ранних этапах жизни, которые помогают ребёнку в освоении навыков самопомощи, общения, способствуют обретению навыков обучения, часто повышая уровень функционирования, снижая тяжесть симптомов и неадаптивного поведения. Это логопедическая терапия, психотерапия, психообразовательные беседы и занятия. Огромное место отводится психообразовательным занятиям в форме игротерапии, арттерапии, библиотерапии, обучению социальным навыкам, таким как «Правила личной гигиены».

Через игровую деятельность можно обучать. Аутичные дети любят манипулировать предметами. В отличие от обычных сверстников аутичные дети надолго «застревают» на этапе изучения предметного мира. При этом аутично-го ребенка часто удается научить действовать целенаправленно с предметами и игрушками в соответствии с заложенным в них смыслом собрать пирамидку, построить башню из кубиков, нанизать бусы на нитку. Однако не следует замечать лишь отрицательные стороны подобного отношения к предметам и игрушкам. Выделение ребенком отдельных сенсорных свойств, которые ему приятны, ложится в основу проведения с ним сенсорных игр, бесспорно дающих новые возможности развития ребенка.

Большое значение имеет освоение ребенком сюжетно-ролевой игры. Именно в процессе таких игр маленький ребенок может брать на себя разные роли и проживать разнообразные ситуации из социальной жизни. От того, насколько полноценно развивалась сюжетно-ролевая игра в дошкольном детстве, во многом зависят возможности будущей социализации. В игровом проживании сюжетов из жизни людей ребенок учится договариваться, учитывать желания других, отстаивая в то же время свои интересы, быть гибким во взаимоотношениях и т.д. Именно в сюжетно-ролевой игре приобретает ребенок важный и разнообразный социальный опыт.

Чтобы помочь ребенку специалист должен объяснять смысл каждой возникающей ситуации, предлагая при этом ребенку возможные способы действия. И, конечно, следует проигрывать самые разнообразные ситуации из жизни в игре.

Применяются элементы оперантного обучения (поведенческая терапия). Метод предполагает создание внешних условий, формирующих желаемое поведение в самых различных аспектах: социально-бытовом развитии, речи, овладении учебными предметами и производственными навыками. Обучение проводится индивидуально. Метод позволяет овладевать программой массовой школы, получить возможность работать достаточно успешно для того, чтобы обеспечить свое существование.

ТЕАССН- программа - методика при кото-

рой усилия направляются не на адаптацию ребенка к миру, а на создание соответствующих его особенностям условий существования. Усилия направляются на развитие невербальных форм коммуникации, на формирование простых бытовых навыков. ТЕАССН- программа практически никогда не обеспечивает достаточно высокого уровня адаптации к реальной жизни, но она позволяет довольно быстро достичь положительных устойчивых изменений. Цель - добиться возможности жить «независимо и самостоятельно» достигается, но только в особых, ограниченных или искусственно созданных условиях.

Методика комплексной медико-психолого-педагогической коррекции, основанная на представлении об аутизме, прежде всего, как об аффективном расстройстве. Большое значение отводится комплексности - работе полипрофессиональной бригады, усилия которой направлены на коррекцию эмоциональной сферы, на эмоциональное тонизирование ребенка. Такой метод достаточно эффективен при работе с относительно легкими формами детского аутизма, применение его для случаев с тяжелыми формами аутистических расстройств представляется весьма проблематичным.

Роль медицинской сестры в работе полипрофессиональной бригады начинается с обращения к участковому психиатру и с первого этапа приёма ребенка в отделение интенсивного оказания психиатрической помощи для детей и подростков.

Медицинские сестры проводят работу по созданию психотерапевтической среды, эмоциональной поддержке пациентов с помощью методов проведения располагающих (поддерживающих) бесед, игротерапии. Метод игроте-рапии предполагает участие медицинской сестры в формировании психотерапевтической среды (развитие чувства доверия, расположения, симпатии). Занятия с аутичным ребенком требуют гибкости в применении различных методов обучения и воспитания. Действовать в большинстве случаев приходится в зависимости от ситуации и желаний ребенка. На этапе налаживания контакта с ребенком не надо настаивать на проведении конкретных игр. Порой стоит принять правила игры, предлагаемые ребенком, чтобы через некоторое время он видел в вас союзника, товарища по играм и стал доверять.

Поведение ребенка во время занятия может быть разным, порой неадекватным и агрессивным, однако в любом случае следует сохранять спокойствие, постараться понять, чего он хочет, помочь ему выйти из состояния дискомфорта.

Занятия должны проходить в атмосфере доброжелательности. Все, что происходит на занятии, сопровождается эмоциональным комментарием.

В процессе внедрения в сестринскую реабилитационную практику находится метод индивидуального психообразования пациентов. Разработана программа занятий, состоящая из таких модулей, как «Правила личной гигиены», в основе которой заложены элементы оперант-ного обучения (поведенческой терапии). Метод предполагает создание внешних условий, формирующих желаемое поведение в социально-бытовом развитии, овладении навыками самообслуживания. Ребенок может быть обучен жизненно необходимым знаниям, умениям и навыкам только тогда, когда уровень предъявляемых требований соответствует его актуальному уровню развития. Определяющее значение имеет доступность предъявляемых заданий, требований по их выполнению. Только при таких условиях можно говорить о сознательном включении в деятельность. Это обуславливает необходимость поиска эффективных мер помощи и поддержки на всем протяжении образовательного маршрута.

Основные задачи медицинской сестры в реабилитационном процессе - это не только установление доверительных отношений с ребенком, проведение социальных навыков, но и помощь близким родственникам в повседневной деятельности по уходу и воспитанию пациентов через установление и поддержание контакта с ними, содействие улучшению среды пациента. Психообразовательные беседы и семейная психотерапия являются неотъемлемой составляющей при оказании помощи таким детям. Родители аутичного ребенка нуждаются в поддержке. Их необходимо научить не сравнивать своего малыша с остальными детьми, адекватно оценивать реальный уровень его развития, его особенности и ориентироваться на динамику достижений самого ребенка, а не на возрастные нормы. А также важно выполнять следующие рекомендации:

• создать дома спокойную, доброжелательную атмосферу с теми режимными ограничениями и особенностями, которые связаны с отклонениями в психическом здоровье ребенка,

• обеспечить своевременный прием медикаментозных средств,

• овладеть основами детской психологии и специальной педагогики с проведением в домашних условиях занятий, рекомендованных специалистами,

• постоянно наблюдать за соматическим и психологическим состоянием ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.