Научная статья на тему 'К вопросу о методах стимулирования рождаемости: игровое ток-шоу в молодежных группах'

К вопросу о методах стимулирования рождаемости: игровое ток-шоу в молодежных группах Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
72
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о методах стимулирования рождаемости: игровое ток-шоу в молодежных группах»

проблем членов данной группы. По окончании каждого группового занятия происходит обсуждение процессов, происшедших в группе. Совместное с врачом-психотерапевтом участие медицинского психолога в проведении групповой психотерапии помогает раскрыть личность каждого пациента, выявить механизм психологической защиты, ускорить динамику развития группы.

Арт-терапия проводится как индивидуально, так и в группе. При проведении данного метода возможности медицинского психолога значительно шире, т. к. он может работать с пациентами как самостоятельно, так и с психотерапевтом. Арт-терапия особенно ценна тем, что может применяться у пациентов, испытывающих затруднения в вербализации своих переживаний. Работа имеет недирективный характер, хотя арт-терапевт все время находится рядом с пациентом. Данное направление способствует изменению отношения пациентов к жизни, формированию новой жизненной цели, повышению самооценки.

Успешно применяют медицинские психологи когнитивно-поведенческую психотерапию, особенно при депрессивных расстройствах. Психолог устраняет иррациональные суждения пациента, возникающие при тревоге, учит по-другому реагировать на ситуации, вызывающие страх.

В штате отделения предусмотрены ставки социальных работников. В настоящее время число данных специалистов явно не достает. Потребность в социальном работнике возникает тогда, когда необходимо определить источник неблагополучия пациента. К неблагополучию могут приводить семейные и служебные конфликты, безработица, потеря близкого человека и др. Психотерапевт чаще всего не может разрешить данные проблемы, хотя их устранение часто может вывести пациента из болезненного состояния. В этих случаях на первый план выступает социальная работа, которая оказывается тесно связанной с клиникой.

Социальный работник в психотерапевтическом отделении осуществляет налаживание связей пациентов с родственниками, организацию мероприятия по восстановлению пациентов на работе или по трудоустройству, совместно с психотерапевтом и медицинским психологом участвует в создании психотерапевтической среды в отделении. Велика роль социального работника при проведении тренинговых занятий, например, при агорафобиях, когда социальный работник вместе с больным посещает места, вызывающие у пациента страх там находиться. Социальный работник проводит развлекательные мероприятия с целью улучшить коммуникативные навыки пациентов.

Изложенный подход при оказании помощи пациентам в психотерапевтическом отделении позволил сократить срок пребывания на больничном листе больного на 9,5 дней в 2006 г. по сравнению с 2005 г., уменьшить число повторных поступлений больных в отделение, сократить первичный выход на инвалидность.

4-20071

Таким образом, опыт работы многопрофильной бригады (врач-психотерапевт, медицинский психолог, специалист социальной работы) можно оценить как положительный.

К ВОПРОСУ О МЕТОДАХ СТИМУЛИРОВАНИЯ РОЖДАЕМОСТИ: ИГРОВОЕ ТОК-ШОУ В МОЛОДЕЖНЫХ ГРУППАХ

Т. В. Черникова, И. В. Камышанова

Волгоградский государственный педагогический университет

Появляющиеся в средствах массовой информации статистические данные о падении рождаемости, невынашиваемости детей беременными женщинами, снижении продуктивной функции у молодых людей стали привычной "страшилкой" любого научного форума или мероприятия для практических работников. К сожалению, все их участники понимают бесперспективность словесной агитации за семью с детьми. В ходе массовых опросов молодых семей предстоит отслеживать динамику числа решений брачных пар в пользу появления ребенка одновременно с изучением и снижением негативно влияющих на эти решения физиологических, социальных и экономических факторов.

Не менее актуален вопрос внедрения в систему социально-психологической работы с молодежными группами в школах, колледжах, вузах активных форм работы с молодежью. В частности, первые шаги в этом направлении были сделаны на базе Центра планирования семьи "Здоровье", в женской консультации Центрального района и Волгоградском областном центре медицинской профилактики в рамках просветительской работы по полоролевому воспитанию и предупреждению ранних брачных отношений [1, 3]. Это был тренинг выбора спутника жизни, отдельные игры которого проводились в соответствии с запросами студентов, школьников, посетителей клуба знакомств и клуба молодой семьи [1]. В связи с тем, что с первых же игровых занятий стал заметен интерес молодых людей к обсуждению вопросов ранней нежелательной беременности, противопоставления карьеры материнству и т. п., была разработана дискуссионная процедура ''В ожидании продолжения", построенная в жанре популярных телевизионных передач - ток-шоу [1, 4].

Во время ток-шоу "В ожидании продолжения" (т. е. ребенка как продолжения жизни семьи) происходило включение участников в тематическое пространство утверждения ценностей здорового и ответственного родительства; укрепления социально значимого отношения человека к себе как к субъекту продолжения рода, компетентного в медико-правовых, общественных, социально-психологических и других вопросах. Продвижению участников в обсуждении пробле-

| 4-2007

мы способствовали применяемые методы: вариативное обсуждение вероятностных для молодой семьи ситуаций трудного жизненного выбора; разностороннее рассмотрение неоднозначно оцениваемых проблем семьи, планирующей ребенка; экспертное информирование; структурированная дискуссия; организованный мультидиалог.

Все участники игровой процедуры, проводимой в форме ток-шоу, добровольно делятся на три группы в зависимости от принятия одной из точек зрения на проблему появления ребенка в семье. Кроме этого, следует сразу выяснить, кто из играющих мог бы одновременно выполнять роль какого-либо специалиста (юриста, медика, журналиста, представителя общественной феминистской организации, экономиста). Рядом с образовавшейся группой располагается ее знак-символ.

Первая группа. Сюда входят участники, выражающие на данный момент свое предпочтение семьям с ребенком. Это могут быть и одиноко живущие люди с ребенком или имеющие ребенка на воспитании в другой семье или учреждении. Участники могут по своему усмотрению образовать супружеские пары или выступать одним из представителей таких пар. Дети в этих семьях желанны. Некоторые семьи оформились позже зачатия ребенка. Дети заранее не планировались, но их появлению были рады. Знаком-символом для этой группы служит изображение подарочной упаковки и бантом, на которой написано "Ребенок".

Вторая группа. Представители этой группы на данный момент не имеют детей. Это участники, имеющие рациональный подход к появлению ребенка в семье. Они в принципе планируют его рождение, но откладывают это событие по каким-либо соображениям: экономическим, жилищным, статусным, узколичным или другим. Для обозначения этой группы используется изображение спортивного пьедестала, на котором на ступени под № 3 сидит младенец. Две другие ступени пока не заняты.

Третья группа. Ее составляют семьи или одинокие люди, однозначно определившие для себя отсутствие детей. Причины этого могут быть различными, и о них они будут говорить в ходе группового обсуждения. Ведущему следует быть готовым оказать поддержку участникам этой группы уже на этапе ее формирования. Речь будет идти о праве на принятие такого решения. В качестве символического обозначения этой группы служило стилизованное под дорожный запретительный знак изображение детской погремушки.

Может случиться так, что среди участников игры не найдется желающих войти в ту или иную группу. Тогда ведущему необходимо пояснить, что сыграть несвойственную или социально непривлекательную роль для человека всегда означает получение нового полезного опыта, зачастую гораздо большего, чем при исполнении близкой по духу роли. Иногда среди участников может

оказаться человек, категорически отказывающийся присоединиться к какой-либо из групп. В этом случае рекомендуется предоставить ему право образовать дополнительную группу, определиться с независимой позицией или стать наблюдателем-экспертом.

Участники располагаются в пространстве помещения полукругом либо по кругу, не замыкая его. Такое расположение участников позволяет соблюдать два условия успешной организации дальнейшей работы. Во-первых, все участники могут видеть и слышать друг друга. При этом участникам каждой из трех групп следует держаться вместе для усиления идентификации с занимаемой в дискуссии позицией. Во-вторых, ведущий может свободно передвигаться по игровому полю, не упуская из виду всех участников и непосредственно реагируя на их вербальные и невербальные сигналы. В-третьих, он может выбирать наиболее удобное расположение в пространстве для сообщения информации различного содержания.

Ведущий вводит участников в курс дела и оговаривает принципы организации ток-шоу: говорить только на заданную тему, проявлять активность в разговоре, соблюдать правила дискуссии и временной лимит (одна минута непрерывного говорения одного участника, контролируемая с помощью песочных часов). В задачу ведущего входит уточнение границ темы, обозначение круга вопросов, выбор поворота дискуссии, контроль за соблюдением правил дискуссии. Ему предстоит также постоянно следить за однозначным пониманием аудиторией того или иного сообщения, подавать конструктивную обратную связь, оказывать поддержку участникам, находящимся в оппозиции. Дискуссия будет более продуктивной, если в общий диалог будут органично вплетены мини-диалоги между двумя участниками или между участником и ведущим. Ведущий организует переадресовку вопросов, их перефразирование и возврат аудитории. Стоит постоянно следить за тем, чтобы на свои вопросы участники отвечали сами для исключения излишнего влияния личного опыта, установок и предпочтений ведущего.

Особенностью игровой процедуры в форме ток-шоу является жесткость требований к предметной осведомленности ведущего в плане достоверности статистических и фактических данных, которые могут понадобиться как аргументы в дискуссии или для общего информирования. Это должны быть точные и свежие данные, касающиеся, например, количества абортов, случаев заболеваемости детей и матерей, бесплодия, соотношения браков и разводов и др. Ведущему следует иметь точные представления о характере и содержании профессиональной деятельности различных специалистов, связанных с жизнью семьи. Нелишним будет знать их точные координаты в городе и ближайшем районе. Другими словами, здесь от ведущего потребуется реализация

позиции эксперта. Если это требование проигнорировать, то игровая процедура превратится в житейский разговор, потеряет свою эффективность и приведет к подмене целей и задач.

Примерный перечень вопросов для обсуждения может включать в себя следующие:

1. Насколько вам близок деловой подход к рождению ребенка: сроки зачатия, условия появления его на свет (материальные, статусные, служебные, личностные)?

2. Как вы смотрите на то, чтобы перед зачатием ребенка провести медицинское обследование? Какие именно процедуры медицинского обследования помогут вам решить вопрос о возможности завести ребенка?

3. Какова, по вашему мнению, наиболее частая причина бесплодия?

4. Если существует угроза потери невыно-шенного ребенка (возможно повторная), то насколько вы готовы доверять лечащему врачу (многим врачам, знакомому врачу, друзьям, специальным источникам информации)?

5. Чем чревата потеря будущего ребенка и как это пережить?

6. Что для вас означает невозможность иметь детей с вашим партнером? Как быть, если ваш партнер не разделяет вашего взгляда на данную проблему?

7. Насколько мужчина и женщина в паре готовы столкнуться с физиологическими и психологическими трудностями протекания беременности?

8. Какие факторы определяют количество детей в семье? Какое количество детей для вас приемлемо в настоящее время? Как быть, если партнеры имеют разные взгляды на рассмотрение этого вопроса?

9. Как вы относитесь к случаям использования ребенка как средства достижения практических целей: выйти замуж за нужного человека, удержать уходящего мужчину, шантажировать партнера, добиться коммунальных льгот и др.?

Только в конце игры ведущий может сформулировать для слушателей собственную точку зрения на проблему перехода от семьи без ребенка к семье с ребенком. Например, она может состоять в идее создания условий и места для третьего задолго до его появления. Это может произойти при наличии у партнеров способности безвозмездно тратиться ради другого (в личностном, временном, пространственном плане и др.), которая проявляется каждодневно в жизни супружеской диады.

Основными результатами игры могут считаться следующие:

умение вести цивилизованный открытый диалог, в ходе которого, обсуждая общие и общественные проблемы, человек расширяет информационное поле и разрешает свои собственные сомнения;

определение круга возможных проблем семьи, собирающейся завести ребенка;

4-2007~1

сформированная ответственность за свою жизнь и здоровье как условие благополучия другого человека - брачного партнера, ребенка и его окружения [2].

В течение одного года были проведены игры со старшеклассниками Центрального района г. Волгограда в рамках международного проекта по организации просветительской работы с молодежью на базе Центра планирования семьи "Здоровье". Игры проводились в различных школах района около ста раз, в них приняли участие более 1,5 тыс. учащихся 10-11 классов. Результаты анализа статистических данных по районам города за этот период показали, что среди девушек 14-17 лет в это время в два раза уменьшилось количество абортов. При этом прежние данные остались по другим районам и по Центральному в другие периоды. Специалисты проекта объясняют такое явление эффективностью проведенных игр.

ЛИТЕРАТУРА

1. Камышанова И. В., Черникова Т. В. Тренинг выбора спутника жизни. - Волгоград: Издатель, 2000. -72 с.

2. Черникова Т. В., Камышанова И. В. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2002. - № 2. - С. 58-66.

3. Черникова Т. В., Камышанова И. В. // Там же. -2001. - № 3. - С. 57-66.

4. Черникова Т. В., Камышанова И. В. Возраст первой любви: воспитание чувств. - М.: Глобус, 2006. -183 с.

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

В. М. Чижова

Кафедра социальной работы ВолГМУ

Социальная работа в здравоохранении - новая профессия, возникающая в результате изменений в медицине и обществе. В традициях российского врачевания помощь пациенту не ограничивается лишь чисто медицинскими действиями. Раньше для достижения лечебного эффекта врачу нужно было знать бытовые, семейные, материальные, профессиональные и другие особенности жизни пациента. Он не только это знал, но и участвовал в организации помощи для решения тех проблем, которые провоцировали болезнь и мешали человеку выздоравливать. Сегодня это тоже необходимо, без этого знания и участия работа врача становится мало эффективной. Но современный врач уже не может этим заниматься самостоятельно. Здесь можно отметить причины двух порядков: медицинского и социального:

1) резко и многократно возросшая сложность медицины привела к тому, что специализация врачей становится все более детализированной, вмешательство в человеческий организм становится все более глубоким (медики говорят: "Возрастание инвазивности"), повышается ответствен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.